Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Художественного произведенияСтр 1 из 4Следующая ⇒
АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (СХЕМА) Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на историческую обстановку, ситуацию идейной, эстетической и философской борьбы в обществе в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки; в последнем случае имеется в виду: - борьба литературных направлений, - место данного произведения в ряду других произведений автора; - место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период; - творческая история произведения; - оценка произведения в критике; - своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя; - оценка произведения в контексте современного прочтения. Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания – что хотел сказать автор и план выражения – как ему удалось это сделать).
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (тематика, проблематика, конфликт и пафос): ТЕМА – то, о чем идет речь в произведении; объект художественного изображения; круг явлений, привлекающих внимание автора в произведении, то, что он пытается осмыслить, к чему автор пытается вызвать интерес читателей; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении (область отражения реальности). Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название, и если связано, то как? Каждое явление жизни – это отдельная тема; совокупность тем – тематика произведения. Темы произведения могут быть «внутрихудожественными» (внутрилитературными) и «внехудожественными». Внутрилитературные темы – явления жизни, связанные с самопознанием художника, актами его творчества, а так же различного рода пародии и подражания предшествующим словесно-художественным формам; темы творчества, замкнутого на себе самом («Портрет Дориана Грея» О. Уалъд, «Портрет» Н. Гоголь), «Внехудожественные» темы – явления жизни, относящиеся к внехудожественной реальности во всей ее многогранности и противоречивости. В ряду последних относительно самостоятельное значение имеют: Вечные темы – это те сферы бытия человека, которые являются общими для всех времен и народов и которые неизменно на протяжении веков привлекают к себе внимание как авторов, так и читателей (например: темы детства, отрочества, юности, зрелости, старости; темы нравственности, греха и праведности, любви и ненависти; темы корыстолюбия и бескорыстия, жажды власти; темы войны и мира, общественной и частной жизни и т. д.). Вечные темы могут составлять явную основу произведения или же присутствовать в нем подспудно. Националъные темы – те явления жизни, ее особенности, которые характерны для определенного этноса и воспринимаются посторонним читателем как национальная экзотика («Хожение за три моря» А. Никитин, «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзин, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищев, «Москва – Петушки» В. Ерофеев). Исторические темы – фактор времени является своего рода «сверхтемой»; все прочие явления жизни рассматриваются через призму истории («Мать» М. Горький, «Хождение по мукам» А.Н. Толстой, «Тихий Дон» М. Шолохов). Темы не изолированы друг от друга и могут составлять некое нерасторжимое единство («Евгений Онегин» А.С. Пушкин, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков). Тема произведения может быть актуальной (в контексте своего времени) и малоактуальной, общественно значимой или представляющей частный интерес, широкой или локальной (узкой), представленной открыто (декларируемой) и существующей подтекстово (подспудно, опосредованно). ПРОБЛЕМА – сторона жизни, являющаяся фактором неблагополучия, противоречия, несоответствия между существующим и должным, желаемым и реальным; та объективно существующая «точка напряженности», которая особенно интересует писателя (область постановки вопросов). Одна и та же тема может послужить основой для подстановки разных проблем. Тема крепостного права – проблема внутренней несвободы крепостного; проблема взаимного paзвращения, утраты человеческого достоинства и со стороны крепостных, и со стороны «крепостников»; проблема социальной несправедливости...). Проблематика – совокупность проблем, так или иначе затронутых в произведении. Автор не может в своем произведении фиксировать внимание только на одном, в противном случае получится крайне схематичное и одностороннее произведение, отличающееся узостью взгляда на жизнь. Затронутые писателем проблемы могут быть соотнесенными между собой или не соотнесенными; равнозначными или неравнозначными (главная проблема и дополнительные). Проблемы могут возникать как фактор противоречия в любой из систем отношений (например, «личность – общество», «творец – искусство», «человек – история», «человек – человек», «человек – природа» и т.п.). В зависимости от призмы творческого внимания писателя (основной направленности его интереса), проблематика может быть социально-политической, нравственно-этической, национально-исторической, культурно-бытовой, мифологической, философской и др. ИДЕЯ – основная мысль произведения о предмете или явлении, в нем описанном; то главное, что хотел сказать автор по поводу проблемы; направленная авторская оценка и интерпретация описываемых жизненных явлений; «жизненный урок», возникающий как результат знакомства с произведением и постижения его (область художественных решений), «...самобытное нравственное отношение автора к предмету» (Л.Н. Толстой). Выражается всей структурой художественного произведения. Идейный мир произведения включает в себя художественную идею, авторское представление об идеале, систему авторских оценок – авторскую концепцию. ПАФОС – эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств; эмоциональный тон, настрой произведения. «Пафос всегда есть страсть, возжигаемая в душе человека идеею» (В. Г. Белинский) (Может быть утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий). Различают пафос героический, драматический, трагический, сатирический, комический, романтический и пафос сентиментальности.
Date: 2015-09-25; view: 478; Нарушение авторских прав |