Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Негативы либерализма
Уготованная Историей миссия права в современную эпоху и те впечатляющие рубежи, которых оно уже достигло в нынешнее время, сталкиваются с иными, противостоящими им реалиями, тенденциями и направлениями в общественной жизни. Эти реалии и тенденции в ряде случаев оказываются настолько значительными что они таят в себе опасность грозных последствий – тяжкой беды для людей, для самой, казалось бы вполне благополучной, оптимистичной перспективы' современного общественного развития. Да не только опасность - - но и уже саму беду, ее очевидные знаки приметы> тяжкие проявления. В этой связи -- замечание более общего характера о чем под несколько иным углом зрения уже говорилось просвещении прав человека. Было бы ошибочным рассматривать переход человечества от традиционных к последовательно демократическим, либеральным цивилизациям в качестве некоего общего и непрерывного потока позитивных переосложняемого лишь некоторыми "издержками". мен, Действительные процессы, происходящие в современном мире> намного сложнее. Исторически закономерный переход тех или иных стран, народов к демократии к правовому гражданскому обществу не только носит исторически длительный, порой многовековой характер, но и в этой связи характеризуется тем, что в реальной жизни сохраняются, а порой вновь и вновь реанимируются, утверждают свою жизнестойкость, адекватность реально существующим экономическим, социальным, этическим отношениям социальные структуры и порядки, характерные для традиционных цивилизаций. В ряде случаев – рудименты весьма древних эпох феодального или раннекапиталистического строя, да притом нередко в таких своеобразных социальных и политических вариантах авторитарного или тоталитарного типов, когда они прикрываются внешне современными, казалось бы, передовыми юридическими институтами. И вот здесь (после позитивных оценок экономического, социального и правового развития, происходящего в современную эпоху) пора сказать о сложности, противоречивости самого процесса перехода человечества к последовательно демократическим, либеральным цивилизациям, о наличии в этом процессе "теневых" сторон, условий и факторов, которые могут привести к новым трудностям и бедам, – того, что условно можно назвать "негативами либерализма", его побочными продуктами. Суть вопроса тут вот в чем. Наряду с тем поистине великим, порой фантастически грандиозным, что принесла новая эпоха, раскрепостив человеческую активность и силу Разума (и что стало основой взрывной модернизации общества), эта же эпоха породила – пусть и в виде возможности, потенции, но все же породила – явления негативного характера. Это и восприятие людьми свободы как состояния вольницы, и настрой на несвязанность поведения внешними ограничителями, и неодолимая тяга ко все более изощренному ненасытному потребительству, и новый всплеск магии власти, и простор для вспышек этнических и сепаратистских страстей. Отсюда – нарастающие стремления овладеть путем насилия собственностью и властью. Нередко – так, что архаичные, тиранические институты оказываются "зараженными" все новыми соблазнами, порывами к достижению все более и более изощренных благ современного потребительского общества (нередко переходящими грань морали, да и простого здравого смысла, здорового образа жизни). И тут же – разочарования в институтах политической демократии, парламентаризма, системы свободных выборов, при помощи которых (а чаще – под прикрытием которых) в ряде стран устанавливаются диктаторские, тиранические режимы власти, поддерживаются авторитарные политические структуры. Словом, в мире заговорили (по выражению одного из современных мыслителей) о грядущей анархии. Особо сложными и трагичными эти обстоятельства дали о себе знать в тех странах, в которых радикальные силы вознамерились в ускоренных темпах перескочить из одной крайности в другую – от тоталитарного строя (да к тому же – азиатско-византийского образца) к благоденствующему обществу с развитой рыночной экономикой. Что, увы, в силу ряда причин и произошло в России, когда в тяжелейшей схватке за власть в 1991—1992 гг. был взят курс на "кардинальные рыночные реформы". Думается, именно с позиций реальных процессов, связанных с переходом права в новое состояние и с "негативами либерализма", и следует рассматривать одну из ключевых и сложнейших проблем нынешнего времени – проблему путей и способов преодоления трудностей и бед, с которыми встретилось человечество в современную эпоху. К сожалению, в обстановке усиливающейся остроты этих "проблем эпохи" в практических делах ряда стран и в общественном мнении возрождается былой расчет на власть как таковую, ее силу – силу бюрократического, полицейского аппарата, вооруженных сил, всей системы силовых ведомств и спецслужб. И отсюда – известное возвеличивание власти как первостепенной социальной ценности (когда во имя дела, его успеха, во имя экономических и политических расчетов можно пренебречь иными "формальностями", правами некой "отдельной личности"). Именно с властью, с ее сильными и решительными акциями связываются в представлениях многих людей решение острых проблем нашей действительности, сам образ "крепкой государственности"1. В особенности в странах (таких, как Россия), где стремление в быстрых темпах достигнуть "капиталистического рая", а затем и преодоление новых трудностей и бед, порожденных "кардинальными реформами", стало чуть ли не всеми реформаторами, объявившими себя "либералами", сопрягаться с властью авторитарного, пиночетовского типа. Линия тем более объяснимая, что она один в один согласуется с укоренившимися в обществе царистскими и большевистскими нравами и догмами. В этом отношении происходит даже своеобразная реанимация взглядов и убеждений из прошлых времен, из идеологии тоталитарных режимов, далеких от ценностей и идеалов демократического развития и верховенства гуманистического права, но таких, которые создают впечатление о легкости и быстроте достижения некоего желанного образца – безупречного "порядка и дисциплины". Или же – что не менее страшно и пагубно – быстрого формирования рыночной экономики "по-пиночетовски", силовыми методами. Да, нынешнее состояние общества, да и общие требования демократического развития, нуждаются в надежной, эффективной государственности. Крепкая, эффективная государственность необходима и при переходе от тоталитарного строя к строю современного гражданского общества. Необходима, в том числе и для обеспечения функционирования действенной юридической системы, включая решительную борьбу с насилием, преступностью, особенно организованной преступностью, мафией, коррупцией, терроризмом. Вместе с тем нужно отдавать ясный отчет в том, что само по себе разбухание и возвеличивание власти как таковой, ее выходы за рамки социально оправданного порога, а тем более "вторжение власти" в экономическую и социальную жизнь возвращает общество к пройденным фазам развития, к общественным порядкам, построенным на доминировании власти с ее пороками и коварством, и отсюда – со всеми отрицательными последствиями для общественного развития, прогресса общества, его будущего, судьбы. И что это направление социального развития (наиболее остро и зловеще проявившееся как раз в коммунизме и фашистских режимах) противоречит общим тенденциям развития человеческой цивилизации, необходимости модернизации общества на основе демократии, переходу в ходе этого процесса социальных систем к правовому гражданскому обществу. 5. Основная идея. "Умерение" свободы через свободу же! Как же быть? И вот здесь, отдавая отчет в губительности легких быстрых решений, необходимо обратиться к праву, к пониманию его природы, особенностей и логики его "материи", его богатству юридико-конструктивного порядка, его уникальных функций и возможностей в решении острых жизненных проблем. И в этой связи – видеть драматизм современного социального развития, основанного на либеральных ценностях и идеалах – свободе и творческой активности человека, когда наряду с потрясающими по грандиозности результатами такого развития нарастающие беды и трудности нынешней эпохи сопряжены с упомянутыми ранее "негативами либерализма" (и увы, с реанимацией расчетов на "сильную власть"). И вот главный вы вод из всего предшествующего изложения. Основная идея этой работы. У человечества нет иного пути и иного способа решения глобальных проблем и трудностей, грозящих тяжкими последствиями для человеческого рода, как поставить в самый центр жизни людей современное право. Только оно, право, способно противостоять вполне возможной катастрофе, которая грозит человечеству в обстановке "грядущей анархии", "вольницы" ненасытного и изощренного потребительства, притом, увы, в условиях, казалось бы, близкого всеобщего процветания. И если принять во внимание изложенные ранее данные, ясен ответ на вопрос, возникающий в связи с приведенными утверждениями, – почему? Да по той простой причине, что именно праву (именно праву, и никакому иному социальному институту) "дано" быть "умерителем" свободы человека – гарантированным ее носителем, определителем ее границ, а главное – способом ее переключения в творческую, созидательную активность. Иного пути и иного способа упорядочить свободу, отсекая от нее "негативы либерализма", – "умерить" и упорядочить через свободу же\ – в природе, в арсенале социальной действительности просто нет. А право в высших своих значениях как будто бы специально (а быть может и не "как будто"), представляя собой явление Разума и высоких человеческих начал, приспособлено для решения задач того как раз времени, когда реализуются ценности и идеалы Свободы и когда, увы, появляются на свет и грозят людям тяжкими последствиями "негативы либерализма" и настроений вновь опереться на "сильную власть". С этой точки зрения именно сейчас, в обстановке только-только наступившего нового тысячелетия, во многом решается судьба человечества. Прежде всего, надо полагать, решается коренной вопрос: возобладает ли в схватке между насилием и правом указанная ранее линия на возвышение правовых начал в жизни людей, и право в своих высоких значениях – в современных условиях право человека – займет центральное место в жизни общества. Или же произойдет трагический для человечества поворот назад – к порядкам права силы, к нравам (по-византийски или как-то иначе изощренно приукрашиваемым благообразными лозунгами и формулами) произвола, насилия. Создается впечатление, что Провидение на самом рубеже нового тысячелетия решило, скажу жестко и грубо, ткнуть нас носом в такую тяжкую прозу жизни, которую мы в череде обыденных дел не видим (а если видим, то главным образом в скандальных подробностях и в заидеологизированных политических штампах), но в которой, однако, отчетливо просматривается наиболее глубокое и основательное в нашей жизни – трудное, порой драматическое, не во всем еще утвердившееся становление основополагающих ценностей современной цивилизации, связанных, помимо всего иного, с противостоянием между правом и насилием. И по конечным итогам будем верить (на мой взгляд, верить и знать) в то, что именно право окажется в центре жизни людей. Нужно только само "право" понимать в том высоком значении, которое оно приобретает – сообразно объективным процессам действительности и с достижениями науки – в современных условиях, в новом, третьем тысячелетии христианской эры. Что, помимо всего иного, призвано настроить и современную науку, в том числе в практических сторонах ее служения действительности, когда отработка совершенных юридических конструкций, реализующих высшее назначение права, займет – непременно займет! – столь же значимое место, как и конструирование новых поколений ЭВМ, выработка конструктивных схем биотехники и конструкторские решения в области ракетной техники. Date: 2015-09-25; view: 504; Нарушение авторских прав |