Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Науковедческий контекст
Рассмотрение права под углом зрения "правовых средств" (притом – с перспективой его конструктивно го, математического понимания) в полной мере соответствует общим закономерностям развития науки. Здесь, надо думать, уместны некоторые общие замечания о развитии науки в современную эпоху. Потребности в области науки эпохи, наступившей после Просвещения, буржуазных, демократических революций, – потребности капитализма, "деловой практики". В сфере отраслей знаний, имеющих технико-прикладной характер, эти потребности концентрируются на том, чтобы выйти за рамки, продиктованные предшествующими условиями античности и средневековья, увидеть реальные явления во всей их полноте и "обнаженности". А это, как показало последующее развитие естественных и технических наук, и выводит науку (подчас через своего рода "повороты" и "зигзаги") на более высокий уровень знаний, отвечающий запросам Нового времени. Исходный пункт в таком развитии науки -- это в соответствии с запросами эпохи углубление в саму материю предмета данной сферы знаний. Между тем, как мы видели, юридическая догматика, как таковая, даже в бурные годы революционных перемен XVIII—XIX вв., возвестивших о верховенстве права, не идет дальше узконормативных трактовок. При всей важности достижений юридической догматики, юриспруденция по представлениям того времени "застряла" на стадии сугубо формально-юридической проработки права, необходимой для юридической практики, и обрела славу всего лишь предмета "юридического позитивизма" - - некоего лишь по прагматическим соображениям терпимого "осколка" прошлого, дисциплины, полной "формализма" и "схоластики", довольно низкого науковедческого уровня (что и повлекло за собой, как отмечалось ранее, разрыв в науке права, когда на одном полюсе оказались сугубо прагматические реалии практической юриспруденции, на другом – высшие духовные ценности и идеалы). К тому же, юридическая догматика - - а она во многом и есть собственная материя права (пока еще и с непонятыми резервами высокого уровня!) -- порой во- ' обще стала уходить в некие закоулки сугубо абстрактных разработок, в сферу чуть ли не юридических спекуляций – "юриспруденцию понятий". И с этих позиций даже общетеоретические философские разработки догмы права (как и многие специальные исследования догматической юриспруденции XIX—XX вв.), которые непосредственно не связаны с текущими потребностями практики, судя по всему, показались немалому числу правоведов, и тем более – специалистам иных отраслей знаний, как своего рода "теоретические излишества", заумные изыски на поприще "науки ради науки", никчемные философические рассуждения. Тем более, подобные оценки представились оправданными, поскольку подобные исследования проводились советскими правоведами в условиях тоталитарного режима, пусть и с использованием современных философских данных, новейших методологических подходов. Между тем результаты общетеоретических философских разработок догмы права (в особенности по вопросам своеобразия права как нормативной системы, структуры права, механизма правового регулирования), как это ни парадоксально, стали как и характеристики юридических конструкций выходить на широкий круг правовых явлений, не сводящихся к одной только догме права. И в этой связи начала давать о себе знать перспектива существенного углубления теории права под углом зрения идеи "правовых средств". И вот тут следует принять во внимание, что в чем-то похожее парадоксальное сцепление обстоятельств и импульсов, предшествовавшее нарастающему углублению научных знаний, как раз и случается в истории науки вообще. Многие отрасли технических и естественных наук перед своим возвышением испытали на себе влияние подобных обстоятельств – начиная от интеллектуальных увлечений на поприще "науки ради науки", лженаучных сбоев (алхимия, астрология) до жестко эгоистических "заказов" промышленного капитализма и истребительных потребностей войны. Что ни говори, здесь определяющее значение приобретает сам результат научных разработок. В том числе – тех разработок, производящих впечатление неких схоластических философических упражнений, которые в области правоведения дают новые данные в отношении юридической материи. Значит, в указанном выше сцеплении событий нет ничего странного и неожиданного. И значит, с этой точки зрения, своего рода знаком, а быть может, и судьбой юридических знаний является развитие других, также изначально прикладных, технико-практических наук (включая медицину, астрономию, технику градостроительства, водоснабжения, ирригации и др.), – развитие, которое, пройдя порой через тупиковые, лженаучные, спекулятивные изгибы и повороты, а главное – (даже в этих изломах) через взлеты ума и научного подвижничества, вышло в итоге на высшие достижения естественных и технических знаний – теоретическую механику, кибернетику, генетику, молекулярную химию. И притом в силу неведомых законов человеческого бытия оказалось, что именно такого рода высшие достижения ума и научные прорывы как раз и нужны в практическом отношении, так как отвечают потребностям новой эпохи развития человечества. И вот рассмотрение права ("правовой материи") на новом уровне знаний, когда оно рассматривается не только под углом зрения догмы права, но и в более широком ракурсе, т. е. качестве "правовых средств", и знаменует именно такого рода поворот в науке – науке права. Причем само обозначение элементов правовой материи в качестве "правовых средств" приобретает существенное значение. Казалось бы, здесь (в плоскости концепции правовых средств) перед нами те же самые явления, которыми оперирует аналитическая юриспруденция – "субъективные права", "акты применения права", "юридические презумпции" и т. д. Но "выведенные" из сферы юридической догматики и рассматриваемые в качестве "правовых средств", все они как бы обретают качественно новый облик. Сама трактовка элементов правовой материи в качестве "правовых средств" призвана, помимо иных моментов, обозначить их практическое значение, их "предназначенность" быть эффективными, нередко уникальными инструментами в решении сложных проблем нашей жизни (отсюда и иные выражения того же порядка - "юридический инструментарий", "правовые механизмы"). Наиболее ярко, выразительно такое научное и одновременно практически значимое возвышение, казалось бы, сугубо "технической" категории происходит, как мы увидим, в отношении юридических конструкций. В отличие от аналитической юриспруденции, где они трактуются всего лишь как некое подсобное явление "юридической техники" при оформлении нормативных актов, юридические конструкции под углом зрения концепции правовых средств предстают как высший "правовой инструмент", выражающий резервы и потенциал юридической материи, ее уникальные возможности в решении сложных проблем нашей жизни. Date: 2015-09-25; view: 348; Нарушение авторских прав |