Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сознание и бессознательные пласты психической реальности
Как уже отмечалось, сознание не исчерпывает всю психику человека, а составляет лишь "видимую ее часть". Наряду с сознанием в психике существуют пласты бессознательного, проявляющиеся в аффектах, влечениях, интуитивных озарениях, сновидениях, существенно влияющих на душевную жизнь и деятельность человека. Идеи существования неосознаваемых "темных" страстей, волевых стремлений, "смутных" образов в духовном мире человека и их существенного влияния на сознание и поведение высказывали и обосновывали такие мыслители как Б. Спиноза (1632 – 1677), Г. Лейбниц (1646 – 1716), И. Фихте (1762 – 1814), А. Шопенгауэр (1788 – 1860), Ф. Ницше (1844 – 1900) и др. Однако в представлении большинства европейских ученых XVIII – XIX вв. да и в общественном сознании образованных европейских кругов господствовали рационалистические стереотипы эпохи Просвещения, согласно которым духовный мир человека являет собой царство разума, в котором все осознано, осмысленно, все действия направляются и контролируются сознанием, совершаются целенаправленно и рационально. Считалось, что именно осознанность, разумность и целерациональность духовного мира являются решающими отличиями человека от высших животных, лишенных сознания и осуществляющих свою жизнедеятельность на основе бессознательных инстинктов. 3.1. Концепция человеческой психики Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) – выдающегося западного психолога, философа и психиатра, дала импульс радикальному пересмотру этих представлений и явилась крупнейшей научной революцией в психологии. На основе обобщения огромного опыта наблюдений и лечения людей с различными психическими отклонениями (истерия, неврозы и др.) Фрейд пришел к выводу, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт неосознаваемых человеком влечений, страстей, инстинктов. По его мнению главной ареной душевной жизни человека является вовсе не его сознание, а сфера бессознательного, заряженная могущественными инстинктами и влечениями. Соотношение сознания и бессознательного в психике человека Фрейд сравнивал с надводной и подводной частями айсберга. Подводная часть скрыта от взора, но по своему объему она во много раз массивнее видимой, надводной части. Основной потенциал психической энергии, придающей мотивацию человеческому поведению, заключен по его мнению в сфере бессознательного. Согласно Фрейду психика человека состоит из трех взаимодействующих друг с другом подсистем: "Оно", "Я", "Сверх-Я". "Оно" – это сфера бессознательного, заряженная энергией врожденных биологических инстинктов, приводящих в действие весь сложный механизм психики. Первоначально Фрейд считал, что сфера "Оно" заряжена инстинктивной энергией сексуальных влечений (либидо). Однако впоследствии он расширил представление о мотивационных силах бессознательного, сведя их к двум основным инстинктам: "инстинкту жизни" (самосохранение, сексуальное влечение и др.) и "инстинкту смерти" (влечение к опасности, агрессивность, стремление к разрушению и др.). Непосредственная реализация этих инстинктов связана с ощущением удовольствия. Таким образом, по Фрейду "Оно" изначально аморально и иррационально, не учитывает реакций общества и действует по принципу удовольствия. Поэтому его влечения испытывают постоянные столкновения с требованиями реальности. Если бы человек руководствовался только бессознательными инстинктивными влечениями, он вообще не смог бы жить в семье, коллективе, обществе. Второй компонент психики – сознательное разумное "Я", формируется уже с детства, как посредник между влечениями "Оно" и внешним миром (условиями семьи, социальной среды и т.п.). "Я", как разумное, рациональное начало психики, учитывает требования реальности и управляет сферой "Оно" как всадник лошадью, направляя бессознательные инстинктивные влечения в социально одобренное русло. Однако "Оно", как сильная, норовистая лошадь, нередко выходит из подчинения всаднику и кипящие в глубине бессознательного страсти толкают человека на безрассудные поступки, противоречащие разумным требованиям "Я". Третья подсистема психики – "Сверх-Я" является носителем представлений человека о моральных и культурных устоях, традициях общества, которым необходимо следовать. "Сверх-Я", формирующееся в процессе взросления человека, выполняет функции критика, цензора, совести. Ели "Я" нарушает требования моральных норм и традиций, то "Сверх-Я" наказывает его чувством вины, угрызениями совести. "Сверх-Я" не является полностью осознанным, в нем содержатся также бессознательные усвоенные ценности, нормы, культурные идеалы и традиции. Предложенная Фрейдом системная модель психики человека оказалась весьма плодотворной как в познавательном, так и психотерапевтическом плане. Постулируемое в ней наличие в психике ряда сфер бессознательного означает, что человеческая деятельность далеко не во всем является осмысленной, разумной, рациональной. В мотивах людей, в их отношениях и деятельности, в жизни общества и в историческом процессе много иррационального, безумного, бессмысленного. С точки зрения данной модели сфера разума, сознания, традиционно рассматривающаяся как главный человекообразующий фактор, занимает в психике весьма незавидное положение, находясь как бы "между молотом и наковальней". С одной стороны "Я" подвержено действию кипящих страстей и инстинктов со стороны "Оно", с другой – его терзают угрызения совести и вины со стороны "Сверх-Я", с третьей – оно вынуждено учитывать требования реальности. Противоречивые требования этих инстанций зачастую вызывают в сознании конфликты и невыносимое напряжение, от которых оно спасается вытесняя травмирующие образы, страхи, болезненные воспоминания в сферу бессознательного. Но будучи вытесненными, эти травмирующие образы продолжают неосознанно влиять на человека, проявляясь в виде беспокойства, неврозов, истерии и др. патологий. Исходя из данных представлений, Фрейдом был разработан особый психотерапевтический метод лечения подобных патологий – психоанализ. Суть психоанализа состоит в выявлении болезненных образов подсознания человека методами анализа сновидений, ошибок памяти, оговорок и других проявлений этих образов в сознании. Выявление неосознаваемых травмирующих образов и разъяснение их пациенту приводит к исчезновению симптомов болезни, в чем и состоит терапевтическая суть психоанализа. В целом учение Фрейда, рассматривающее психику как сложную динамическую систему, движимую борьбой могущественных инстинктов Жизни и Смерти, охватывающую биологический (Оно), индивидуально-личностный (Я) и социальный (Сверх-Я) уровни организации, отличается диалектичностью, глубиной, прикладной ценностью. Оно помогает человеку разобраться в самом себе, более глубоко понять роль личности в истории, политике, социальной жизни. 3.2. Архетипы "коллективного бессознательного". Концепция бессознательного З. Фрейда была впоследствии дополнена разработанными его учеником К.Г. Юнгом (1875 – 1961) представлениями о "коллективном бессознательном". Коллективное бессознательное – это еще более глубокий чем "личное бессознательное", о котором говорил Фрейд, пласт психики. Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы – т.е. древние, архаичные типы понимания мира, отражающие коллективный опыт человеческого рода, психические образы, выкристаллизовавшиеся в итоге многократных повторений типичных переживаний повторяющихся жизненных ситуаций, типов судьбы и т.п. Примерами архетипов являются образы Родины – материи, Мудрости в образе старика, Героя, побеждающего дракона, Сына, нашедшего своих родителей и др. По Юнгу в психике наряду с "Я" присутствуют такие архетипические структуры как Анима, Персона, Тень, Самость. Анима – это бессознательное женское начало в психике мужчины и мужское (Анимус) в психике женщины. Персона – это маска, которую человек бессознательно надевает на себя, чтобы скрыть свою истинную природу и оправдать то поведение, которое от него ожидают. Тень – это совокупность низких и отвратительных устремлений, живущих в душе человека и скрываемых им. Осознать свою Тень – важный шаг в самосовершенствовании человека. Самость – тот высший идеал (образ Бога в душе), к которому человек стремится. По Юнгу народы, культуры, утратившие свои архетипы, обречены на гибель, поскольку именно архетипы, возвращающие нас в прошлое, к истокам народной жизни, придают очарование национальным традициям, событиям истории, национально-культурным идеалам, питают этническую солидарность, позволяют осознать смысл настоящего.
Вопросы для самоконтроля 1. В чем состоит проблема антропосоциогенеза? Сформулируйте основные положения трудовой теории антропосоциогенеза. 2. Как соотносятся понятия "сознание" и "отражение"? Каковы основные этапы эволюции форм отражения в живой природе? 3. Охарактеризуйте основные качества сознания и особенности его функционирования. 4. В чем состоят качественные отличия сознания человека от психики животных и "искусственного интеллекта" компьютерных систем? 5. Какими критериями можно оценить уровень интеллектуального развития человека? 6. В чем состоит общественно-историческая обусловленность сознания? Какие факты ее подтверждают? 7. Охарактеризуйте структуру человеческой психики с позиций концепции З. Фрейда. В чем заключалась революционность этой концепции для своего времени? 8. Какие ориентации лежат в основе действия различных сфер психики согласно Фрейду? Каков характер основных иррациональных мотивов бессознательной сферы психики согласно его учению? 9. Какое место занимает сознание в структуре человеческой психики согласно Фрейду? Почему Фрейд называл сферу сознания "несчастным "Я"? 10. Почему человеческое мышление и поведение не могут быть полностью рациональными? 11. В чем заключается философское и психотерапевтическое значение концепции психики З. Фрейда? 12. В чем состоит концепция "коллективного бессознательного" К.Г. Юнга? Каким образом эта концепция дополняет учение о бессознательном З. Фрейда?
Литература 1. Проблема сознания в современной западной философии. М. 1989. 2. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М. 1972. 3. Фрейд З. Психология бессознательного. М. 1989. 4. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. 5. Юнг К.Г. Архетип и символ. М. 1991. Date: 2015-09-18; view: 745; Нарушение авторских прав |