Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коренной вопрос философии





 

Среди рассмотренных ранее основных философских вопросов особое место занимает вопрос о соотношении материального и духовного, бытия и мышления. "Великий, основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию... Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как они отвечали на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы и которые... так или иначе признавали сотворение мира... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма", - писал выдающийся мыслитель XIX века Ф. Энгельс.[6] Определяющее значение этого вопроса для философии связано, прежде всего, с происходившим в XVI – XIX веках в Европе процессом решительного освобождения науки от духовной власти религии и церкви.

Религия и примыкающие к ней направления философского идеализма рассматривают в качестве исходного, первичного начала мира некий духовный Абсолют (Бог, Абсолютная идея, Мировая Воля и т.п.). Материальный мир понимается ими как порождение, следствие этого всемогущего, всеобъемлющего Абсолюта, который творит Бытие сверхъестественным образом. В противоположность этим представлениям наука и научное, материалистическое мировоззрение рассматривают Мир, Бытие как нечто объективное, несотворимое и неуничтожимое, развивающееся по естественным законам, существовавшее до человека и породившее человека, общество, дух, сознание в ходе своего естественного развития. Достаточно очевидно, что наука и прежде всего естествознание могут вообще существовать и уверенно развиваться лишь опираясь на идеи объективного существования мира, развития его по естественным законам и познаваемости этих законов. Поэтому развитие и утверждение материалистического мировоззрения являлось вплоть до ХХ века важнейшим средством поддержки и защиты науки, научного мышления в его противостоянии религии, суевериям, мистике и донаучным представлениям.

В настоящее время вопрос, обозначенный Ф. Энгельсом как основной, точнее было бы назвать коренным для философии. Основным вопросом философии, наиболее полно отражающим смысл ее поисков, является вопрос об отношении человека к миру. Этот вопрос включает проблему отношения мышления к бытию как одну из своих граней. Вопрос об отношении мышления к бытию имеет для философии коренное значение потому, что от того или иного его решения радикальным образом зависит решение всех других философских вопросов и проблем. Наряду с решающим значением этого вопроса для свободного самоопределения науки и развития научного мировоззрения, он имеет коренное значение для философии и в ряде других аспектов:

· различные решения вопроса об отношении мышления к бытию (в духе материализма или же идеализма) ведут в конечном итоге к принятию принципиально различных идеалов личности и образа жизни;

· глубинные основания этого вопроса коренятся во внутренней раздвоенности человеческого бытия между духом и материей. Будучи противоречивым единством этих начал, человек по самой своей природе обречен на неизбежную борьбу между своими духовными идеалами, устремлениями и материальными возможностями их осуществления, обусловленными физическими и биологическими качествами данного человека, его экономическими и другими материальными возможностями и ограничениями. Поэтому борьба материальных и духовных начал, приведение их в гармонию - являются неотъемлемыми атрибутами человеческой жизни, что и определяет значимость их философского осмысления;

· различное видение и решение данного вопроса лежит в основе существенных различий духовного менталитета цивилизаций Запада и Востока. Для цивилизации Запада характерен агрессивно-акти-вистский тип отношения к бытию по принципу: "Если мир не отвечает моим потребностям, идеалам, то его необходимо изменить, преобразовать". Такая позиция оказала глубокое влияние на мировую историю. Она явилась одной из значимых причин колониального порабощения странами Запада многих народов, возникновения Мировых и многих других войн, развития на нашей планете тяжелейшего экологического и многих других кризисов и т.п. Для духовного менталитета Востока более характерно признание высшей самоценности бытия, необходимости следовать его законосообразности: "Если мир не устраивает меня, то необходимо изменить свое сознание, привести его в гармонию с миром". Поскольку Запад и Восток - это крупнейшие духовные, культурные миры, противостояние и взаимодополняемость их ментальностей по проблеме бытия и мышления имеют фундаментальное значение для философского осмысления.


4.1. Коренной вопрос философии имеет ряд аспектов. Главным из них является вопрос о том, какое из начал является первичным и определяющим: дух или материя. Различные решения этого вопроса в истории философии привели к возникновению противоположных мировоззрений: материалистического и идеалистического.

Философское направление, считающее материю первичным, определяющим началом мира, а дух, сознание вторичным, производным от материи, получило название материализм. Противоположное направление, рассматривающее дух как первичное начало, а материю как порождение и следствие духа, называется идеализм. Четкое определение материализма и идеализма было дано еще в XIX веке немецким философом Ф. Шлегелем: " Материализм все объясняет из материи... принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю".[7]

Идеализм существует в двух разновидностях: объективный идеализм и субъективный. Объективный идеализм признает существование материи, но считает, что она порождена неким духовным началом (Богом, Абсолютной Идеей, Мировым Разумом и др.). Позиция объективного идеализма характерна для ряда религий (христианство, ислам и др.), ее развивали такие философы и мыслители как Платон, Ф. Аквинский, Г. Гегель и др. Субъективный идеализм в отличие от объективного либо вообще отрицает существование материального мира, либо ставит это существование под сомнение. Единственная реальность, которую признают субъективные идеалисты, это сознание или ощущения субъекта. "Мир - это комплекс моих ощущений" - такова позиция субъективного идеализма. Неудивительно, что такое более чем странное мировоззрение, объявляющее мир производным от сознания субъекта, Гегель еще в XIX веке назвал "дурным идеализмом".

Материализм также существует в ряде различных форм, отражающих закономерные этапы его развития. Первоначальные формы материализма возникли вместе с возникновением философии в древних цивилизациях Востока и древней Греции. Великолепной формулой стихийного древнего материализма, с необычайной емкостью выражающей суть этого мировоззрения, является один из фрагментов учения древнегреческого мыслителя Гераклита: "Этот Космос, один и тот же для всего сущего, не создан никем ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами возгорающимся и мерами угасающим". В эпоху Нового Времени (XVI - XIX вв.) получил распространение метафизический материализм, для которого были характерны преувеличение моментов стабильности, статичности, изолированности объектов, недооценка их связности, развития. Характерной особенностью метафизического материализма был также механицизм, т.е. распространение представлений классической механики на все науки, механическая трактовка явлений, в том числе биологических и социальных. В середине XIX века К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895) были заложены основы качественно нового мировоззрения - диалектического материализма, что явилось крупнейшей научной революцией в философии той эпохи. Суть этой революции состояла прежде всего в соединении диалектики и материализма, которые до того развивались порознь. Диалектический материализм Маркса и Энгельса, получивший впоследствии название философии марксизма, соединил и интегрировал в себе достижения различных направлений предшествующей философской мысли, в том числе и идеализма, переработал их с научных позиций.


4.2. Основные положения диалектико-материалистиче-ского мировоззрения, лежащие в основе философии марксизма, можно схематически сформулировать следующим образом:

· Мир (бытие, действительность) существует объективно, т.е. независимо от воли и сознания человека.

· Мир не был никем сотворен и не может быть никем уничтожен. Он существует и развивается по естественным законам. В нем нет сверхъестественных сил.

· Мир един, в нем нет абсолютно отграниченных друг от друга, "потусторонних" (стоящих "над миром" или "вне мира") сфер и явлений. Многообразные объекты и явления действительности представляют собой различные виды движущейся материи.

· Мир связен и находится в вечном, непрерывном движении, развитии. Объекты действительности взаимодействуют друг с другом, взаимовлияют друг на друга. В процессе развития происходят качественные изменения объектов, в том числе и закономерный переход от низших форм к высшим.

· Естественное развитие материи через ряд закономерных ступеней (неживая природа ® жизнь ® общество) привело к возникновению человека, разума, сознания. Определяющую роль в выделении человека из животного мира и формировании его сознания сыграл труд, его общественный характер, переход животных предков человека к систематическому изготовлению и применению орудий труда.

· Общество, как высшая ступень развития материи, включает в себя все низшие формы и уровни, на основе которых оно возникло (механические, физические, химические, биологические), но не сводится к ним. Оно существует и развивается на основе социальных закономерностей, качественно отличных от закономерностей низших форм. Важнейшей закономерностью общественного развития является определяющая роль производства в жизни общества. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще - считал К. Маркс.

· Мир познаваем. Человеческое познание не ограничено по своей природе, но оно исторически ограничено на каждом этапе своего развития и для каждого отдельного человека. Критерием истинности мышления и познания является общественная практика.

Время показало непреходящую ценность диалектико–материа-листического мировоззрения для прогресса науки и общества. Вместе с тем выявилось, что отдельные его моменты требуют корректировки и развития. В последние годы возникла потребность в формировании высшей формы диалектико-материалистического мировоззрения - "духовного материализма" (В. Мантатов). Духовный материализм продолжает линию марксистского материализма на признание объективности бытия, его познаваемости, закономерной эволюции материи от низших форм к высшим, исключение сверхъестественного из научных представлений и т.п. В то же время, духовный материализм преодолевает присущую некоторым из прежних форм материализма абсолютизацию первенства материального над духовным, излишнее противопоставление этих начал, ориентирует на выявление их единства, сложной взаимосвязи, взаимопроникновения, на точную фиксацию отношений, в которых материальное и духовное определяют друг друга в функционировании и развитии объектов.

 







Date: 2015-09-18; view: 517; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию