Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Туризм и экскурсионное дело в учебных заведениях





 

В конце ХIХ – начале ХХ в. передовые педагоги учебных заведений России: школ, гимназий, коммерческих училищ, кадетских корпусов и других, – обратили особое внимание на туризм и экскурсионное дело, все шире развивавшиеся в стране. В экскурсиях они увидели возможность отойти от классического российского обучения, носившего преимущественно теоретический характер, значительно улучшить, преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе.

К этому времени относятся первые статьи, посвященные экскурсионному делу среди учащихся, в «Записках Крымского горного клуба», в журналах «Русский турист» и «Русская школа». В них экскурсионному делу отводилась важная роль в совершенствовании системы образования и воспитания учащихся.

Журнал «Русская школа» писал по поводу экскурсий в школе: «При рекомендуемой нами системе организации и проведения экскурсий будущие поколения с детских лет будут изучать родной край самым разносторонним образом, а потому и будут его любить, так как «чему послужишь, то и полюбишь», говорит пословица. Интеллигенция, найдя живое дело дома, не будет наводнять собою столицы, и молодые люди, пройдя высшее учебное заведение, будут стремиться домой, в родную, знакомую и милую сторону, где у них уже есть свое дело. Они будут любить свои далекие уголки, заботиться о подъеме истинной культуры на далеких окраинах широкой Руси, они будут горячими патриотами, потому что будут знать свою родину и привыкнут служить ей с малых лет по мере своих сил и способностей» (Караулов, 1901).

Длительное время организация экскурсий с учащимися оставалась делом отдельных энтузиастов. Так, широкую известность среди учительской среды России получила экскурсионная деятельность Александровской учительской школы в Тифлисе. Созданная в 1866 г., она в дальнейшем была преобразована в учительский институт, пользовавшийся большой популярностью в Закавказье. Длительный период возглавлял это учебное заведение известный на Кавказе педагог Николай Петрович Захаров. Передовой человек своего времени, хорошо изучивший опыт постановки народного образования в России и за рубежом, он сумел организовать образцовый учебно-воспитательный процесс.

Важным средством обучения Н. П. Захаров считал экскурсии, на которых должны закрепляться знания, полученные на уроках. С чем же знакомил он своих учеников на экскурсиях? «Природа Кавказа, его история, культура – все служило прекрасным материалом для изучения. Самый город Тифлис, с его развалинами крепости и древних храмов, ботанический сад, прекрасный Кавказский музей, громадный арсенал, фабрики, заводы, телеграф посещались ежегодно по несколько раз. Наконец, древние монастыри, Караязская степь с знаменитым оросительным каналом (в 40 верстах от Тифлиса), пещерный город Чимес-цихе (близ г. Гори, в 80-ти верстах от Тифлиса) были предметом обозрения учеников школы» (К вопросу об общеобразовательных экскурсиях в средней школе, 1901).

Экскурсии совершались обычно всей школой пешком. В настоящее туристское путешествие превращалась экскурсия к пещерному городу Чимес-цихе; ежегодно совершалось несколько подобных продолжительных походов. На природе учащиеся под руководством преподавателей наблюдали различные предметы и явления, учились описывать их, составлять геологические и ботанические коллекции. Н. П. Захаров считал обязательной организацию экскурсий при изучении истории, географии и других дисциплин естественного цикла.

В конце ХIХ – начале ХХ в. в ряде учебных заведений России педагоги осознали необходимость введения экскурсий в программы обучения, видя в них эффективную форму приобретения знаний и важное средство патриотического воспитания. К ним относятся отдельные гимназии и реальные училища в Екатеринодаре, Симферополе, Казани, Екатеринославле и других городах. Большой продолжительностью – по месяцу и более – отличались экскурсии 5-й киевской гимназии, проводившей их в летнее время. Житомирская гимназия, начав с однодневных прогулок своих учеников в окрестностях города, отправляла их затем в маршрут по Волыни, а позднее в Нижний Новгород на выставку, на Кавказ, в Батуми, Севастополь, Одессу. В 1897 г. семнадцать ее гимназистов совершили путешествие за границу, посетив Вену, Мюнхен, Цюрих, Милан, Геную, Флоренцию, Венецию.

В Сумском реальном училище даже было создано «Общество организации путешествий учеников Сумского реального училища для ознакомления с отечеством». Его устав гласил, что оно имеет целью «дать возможность ученикам Сумского реального училища ознакомиться при помощи путешествий со своей родиной, способствуя таким образом развитию в них научного интереса к окружающим явлениям, а также морального и эстетического чувства при созерцании красот природы» (Арепьев, 1900). Первые туристские поездки были проведены им на Кавказ и в Финляндию.

На востоке России ученики Благовещенска и Владивостока совершали экскурсии по Амуру, в уссурийскую тайгу, к морю. В 1903 г. в период работы промышленной выставки в Осаке владивостокское представительство Российского общества туристов провело 20-дневную образовательную экскурсию в этот японский город для детей городских и народных школ (Программа и расписание образовательной поездки для детей городских и народных школ, устраиваемой Владивостокским представительством РОТ на выставку в г. Осака (Япония), 1903).

Важным толчком к расширению экскурсионной деятельности стал циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за № 20.185, которым отменялись летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовалось начальникам учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия (Акимов, 1901).

Определенную роль в развитии ученических экскурсий имело также введение 9 марта 1902 г. специального тарифа № 6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех русских железных дорогах для групп экскурсантов устанавливался удешевленный проезд в вагонах третьего класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстояние до 50 км предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершающих групповые экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах вплоть до 1917 г.

После 1910 г. на развитие экскурсионного дела среди учащихся обратили внимание уездные и губернские земства, начавшие выделять некоторые средства для экскурсий. В их сметах даже появилась особая графа – «Ученические экскурсии».

В настоящее время не представляется возможным собрать исчерпывающий материал о роли всех земств России в становлении школьных экскурсий, но сведения об отдельных земствах имеются.

Достаточно значительную помощь в организации экскурсий с учащимися оказывали земства Московской губернии. Так, в 1914 г. они выделили для экскурсий сельских школьников в общей сложности 9 – 10 тыс. руб. По отдельным земствам это выглядело следующим образом:

Московское губернское – 5000 руб.

Московское уездное – 1800 руб.

Бронннцкое уездное – 400 руб.

Богородское уездное – 500 руб.

Верейское уездное – 300 руб.

Серпуховское уездное – 300 руб.

Звеннгородское уездное – 200 руб.

Волоколамское уездное – 200 руб.

Коломенское уездное – 250 руб.

 

Кроме того, Московское губернское земство обеспечивало экскурсантов завтраками и ужинами на сумму 14 коп. в день на человека, взяло на себя оплату осмотра учреждений, входивших в экскурсионный маршрут, проезда на пароходе по Москве-реке в размере 5 коп. на человека в день и половину стоимости проезда по железным дорогам экскурсантов из четырех наименее обеспеченных или отдаленных уездов: Верейского, Волоколамского, Можайского и Рузского.

Всего услугами земств Московской губернии в 1914 г. воспользовались 393 школы. Почти 14 тыс. школьников посетили Москву, где познакомились с Кремлем, Оружейной палатой, Этнографическим музеем, художественной галереей, аэродромом, панорамой «Бородино» и др.

Естественно, что средств, отпускаемых земствами на проведение экскурсий сельских школьников в Москву, было недостаточно: они составляли 1/3 всей суммы расходов, остальные две трети приходились на родителей учащихся, попечителей школ и прочих лиц (Звягинцев, 1915).

Наиболее значительной в развитии экскурсионного дела в сельских школах была роль Московского уездного земства. Например, в 1913 г. оно способствовало проведению экскурсий из 152 школ Московского уезда (75 процентов всех школ); в них приняло участие 40 процентов учеников – 6708 человек (Мезиер, 1915).

Среди уездных земств других губерний Центральной России выделялось своим отношением к экскурсиям для учащихся Ростовское Ярославской губернии, из года в год увеличивавшее ассигнования на экскурсионную работу (табл. 4).

Таблица 4

Экскурсионная деятельность Ростовского уездного земства Ярославской губернии (Мезиер, 1915)

Пример:

 

К 1914 г. Ростовское уездное земство организовывало экскурсии почти в половине школ уезда. Оно заблаговременно высылало во все школы анкеты, которые давали возможность выяснить перспективы предстоящего экскурсионного сезона, и затем выделяло средства прежде всего для школ, впервые совершавших экскурсии, а также расположенных в удаленных глухих районах уезда. Кроме того, земская управа заключала соглашения с организациями на оказание помощи экскурсантам в дороге и при осмотре достопримечательностей городов (Роль земств в деле организации экскурсий, 1914).

Известен вклад и ряда других земств в развитие экскурсионного дела в школах. Так, Саратовское уездное земство в 1914 и 1915 г. выделяло для экскурсий по 1000 руб., в 1914 г. Пермское ассигновало 500 руб., а Нижегородское губернское земство отпустило 2000 руб. на «летние занятия по родиноведению».

Однако чаще всего суммы, выделяемые уездными земствами для организации экскурсий, составляли 100 – 200 руб., губернские же в большинстве своем ограничивались созданием условий по приему школьных экскурсий с периферии (Мезиер, 1916).

Стихийно развивавшаяся экскурсионная работа в учебных заведениях России постепенно начинала получать теоретическую базу. К концу 900-х гг. в различных периодических изданиях появляется все больше статей, в которых предпринимались первые попытки освещения вопросов теории экскурсоведения.

Важной вехой в этом отношении явилась увидевшая свет в 1910 г. книга «Школьные экскурсии», написанная группой преподавателей Петербургского лесного коммерческого училища под редакцией Б. Е. Райкова. Появление книги по теории экскурсионного дела в лесном училище не было случайностью. Именно оно в числе первых в Петербурге включило местные и дальние экскурсии в учебный процесс, как обязательную форму работы, тесно связанную с преподаванием различных предметов. Один из ведущих специалистов экскурсионного дела в России Н. А. Гейнике писал по поводу выхода из печати «Школьных экскурсий» (1923): «Книга эта составила эпоху в истории разработки теоретических вопросов экскурсионного дела, пропагандируя в широких учительских кругах – идею необходимости экскурсионного метода в школьной работе».

В 10-е гг. в России начали издаваться три специальных журнала, посвященные экскурсионному делу: «Экскурсионный вестник» в Москве, «Русский экскурсант» в Ярославле и «Школьные экскурсии и школьный музей» в Бендерах Бессарабской губернии. Если последний журнал полностью посвящался школьному экскурсоведению, о чем говорит и его название, то два других вопросам развития экскурсионного дела в учебных заведениях России уделяли меньше внимания, однако постоянно публиковали теоретические статьи по экскурсоведению, рассказы о совершенных экскурсиях, советы по организации экскурсий в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу и др.

Ведущим экскурсионным журналом к середине 10-х гг. становится «Русский экскурсант», издававшийся членами Ярославской экскурсионной комиссии, основанной Ярославским педагогическим обществом. Популярность его среди сторонников экскурсионного дела была высока еще и потому, что к работе редакционной коллегии журнала привлекались специалисты многих других городов

России: Москвы и Петрограда, Киева и Саратова, Ростова-на-Дону и Владивостока. Среди большой группы представителей Москвы значилось имя Н. А. Гейнике, а среди петроградцев – Б. Е. Райкова – ведущих теоретиков российского экскурсоведения.

«Раскрыть глаза подрастающих поколений на дивную картину нашей родины, дать им почувствовать все обаяние русской природы, приблизить их к бесконечно-любопытным сторонам ее многопланового быта...

Быть истолкователем этой красоты, чутким проводником по живому музею русского искусства, древнего и нового, будить в молодых сердцах лучшие чувства, которые может дать человеку созерцание прекрасного...

Облегчить деятельность экскурсионных организаций, служа как бы посредником между ними, который, обогащаясь опытом одних, мог бы передавать его другим...» – такие благородные задачи поставил перед собой этот ярославский журнал (Цель и задачи «Русского экскурсанта», 1914).

Он знакомил читателей с достопримечательностями Кавказа и Крыма, Урала и Соловецких островов, Поволжья и Приднепровья, а также других замечательных мест России.

В «Справочном отделе» помещалась информация об интересных экскурсионных объектах отдельных губерний:

«Архангельская губ.

По Сев. Двине характерные геологические разрезы; прекрасная стратиграфическая картина; особенно красиво место около порога Опоки; севернее – характерная картина алебастровых берегов; селения по берегам.

С. Сорока типичное поморское село, ловля сельди; выход к Белому морю железной дороги.

Г. Александровск на Екатерининской гавани, имеющей характер фиорда; скалы; характерная северная растительность; биологическая станция, на которой можно видеть представителей богатой фауны» (Об экскурсиях для ознакомления с родиной, 1917).

 

Подобные сведения краеведческого характера оказывали большую помощь при организации со школьниками экскурсий в природу.

В разделе «Движение экскурсий» можно было найти сообщения об экскурсиях, совершенных в различных губерниях страны.

В журнале подробно освещалась работа съездов и совещаний, на которых рассматривались вопросы экскурсионного дела. Большой интерес представляют материалы 1-го Всероссийского съезда по улучшению отечественных лечебных местностей, состоявшегося в Петрограде 7 – 11 января 1915 г. В его резолюциях отмечалось, что с помощью экскурсий по России необходимо отвлечь значительное число русских от путешествий и лечения за границей и сохранить тем самым для родины огромные суммы денег, вывозимых за рубеж. Съезд признал, что развитие туризма и экскурсий является делом государственной важности, так как путешествия по России будут стимулировать промышленное и коммерческое предпринимательство, «а таковое же ознакомление иностранных туристов с Россией привлечет в нее иностранные производительные капиталы» (Экскурсии – дело государственной необходимости, 1915).

Таким образом, на 1-м Всероссийском съезде по улучшению отечественных лечебных местностей, вероятно, впервые в российской практике было оценено значение туристско-экскурсионного дела как важного фактора экономического развития многих районов страны.

Журнал «Русский экскурсант» сохранил и одну из первых попыток классификации экскурсий для учащихся. Все они группировались в 8 типов: 1) историко-археологические, 2) историко-литературные, 3) естественноисторические, 4) на фабрики и заводы, 5) художественно-географические и этнографические, 6) экскурсии трудовой помощи, 7) общеобразовательные и бытовые, 8) экскурсии отдыха и развлечений (Ярославское совещание по вопросу об экскурсиях, 1916).

Историко-археологические экскурсии подразделялись на ознакомительные и исследовательские. Для учащихся наиболее важным считался второй вид экскурсий. Участвуя в них, школьники исследовали географические особенности местности, памятники старины, старинные книги, журналы, рукописи, гравюры, иконы» записывали предания, рассказы и песни местных жителей, описывали обряды, характерные для исследуемой местности, и т. д. Собранные материалы предназначались для пополнения коллекции школьного музея, а наиболее ценные должны были передаваться в местный исторический музей.

Участники историко-литературных экскурсий посещали места,. связанные с жизнью выдающихся писателей, поэтов, ученых, художников, государственных и общественных деятелей. Важное значение при проведении данного типа экскурсий придавалось встречам с современниками знаменитых людей или теми, кто знал этих современников, так как их рассказы, писалось в «Русском экскурсанте», «действуют на юношеское воображение всегда сильнее всяких книг и рефератов».

Экскурсии естественноисторические имели целью познакомиться школьников с природой той местности, в которой они живут. Особое внимание в них обращалось на сбор различных коллекций: ботанических, зоологических и геологических.

Экскурсии на фабрики и заводы чаще всего проводились для учащихся старших классов. В настоящее время цель их была бы определена как профориентационная. Эти экскурсии рекомендовались особенно учащимся 7-х классов реальных училищ, выпускники которых могли стать студентами специальных учебных заведений.

Тип художественно-географических и этнографических экскурсий объединил три различных вида экскурсий: художественные, географические и этнографические. Каждый вид в отдельности считался малодоступным для школьников, поэтому при разработке классификации их объединили в один тип. Вот как об этом говорят авторы классификации: «...такого рода соединение весьма целесообразно по взаимному дополнению этих трех сторон учебно-образовательной экскурсии. Исследуя в экскурсии какую-либо местность, малоизвестную в географическом отношении, – что может иметь место главным образом на окраинах нашего обширного отечества, без сомнения необходимо произвести ряд хороших фотографических снимков и сделать ряд набросков карандашом или акварелью с мест наиболее живописных. Наконец, при географической цели экскурсии нельзя игнорировать население; интересно узнать и тип его, в особенности если данный край инородческий, религиозные верования его и быт. Все это при данном соединении в одно целое 3 различных экскурсионных целей и может быть выполнено с интересом, хотя конечно не вполне научно, а скорее в форме литературно-художественной, но в то же время обязательно с точными данными и по возможности вполне обстоятельно».

Экскурсии трудовой помощи возникли в период первой мировой войны и представляли собой поездку групп учащихся в деревню для помощи в сельскохозяйственных работах тем крестьянским семьям, которые из-за войны остались без рабочих рук.

Выделение общеобразовательных и бытовых экскурсий было связано с тем, что городские школьники совершенно не знали деревню, сельским столь же мало было известно о городе. Так, например, при опросе школьников Киева оказалось, что ни разу не было в лесу 18 процентов мальчиков и 24 процента девочек, никогда не видели пахоты 30 процентов мальчиков и 60 процентов девочек, ржи в поле – соответственно 34 и 60 процентов, деревни зимой – 45 и 49 процентов (Бытовые экскурсии, 1915).

Это и определило появление самостоятельных экскурсий по знакомству с жизнью села городских школьников и города – сельских. Горожанам в общеобразовательных и бытовых экскурсиях показывали поля, крестьянский труд и быт, одновременно с этим уделяя внимание природе; деревенским детям – вокзалы, поезда, улицы с трамваями, будками для газет, почтовыми ящиками, автомобилями, велосипедами, общественные здания, жилые городские дома, завод или фабрику, кинематограф и т. д. В течение учебного года побывавшим на экскурсии поручалось сделать доклады об увиденном.

Экскурсии отдыха и развлечений представляли собой коллективный отдых класса или всей школы на природе. В школах России проведение досуга школьников на природе практиковалось крайне редко и сегодня не могут не вызвать улыбку те рекомендации, которые адресовались школьным учителям авторами одной из первых экскурсионных классификаций. Вот как журнал «Русский экскурсант» предлагал организовывать отдых на природе:

«Избрав поживописней место за городом, лучше на берегу пруда или реки, на поляне среди сосен, отправляемся в путь развернутым строем по 6 человек в ряд с оркестром и песенниками впереди. После прибытия на место и необходимого краткого отдыха занимаемся приготовлением неприхотливого завтрака, для чего в специально привезенных с собой котлах учениками варится пшенная каша, картофель и уха, если удалось достать рыбы; на полянке приготовляется чай с бутербродами. После утоления голода вся школа разбивается на группы, из которых каждая занимается чем хочет. В ходу футбол, лапта, прыгание с крутизны в песок, снятие фотографических групп, собирание на берегу реки ракушек, катание на лодке и т. п. День быстро склоняется к вечеру, пароход приходит за экскурсантами, и все усталые, но веселые и довольные, с музыкой и песнями возвращаются в город» (Ярославское совещание по вопросу об экскурсиях, 1916).

Приведенная экскурсионная классификация, без сомнения, сегодня вызывает целый ряд серьезных возражений, но нельзя забывать, что это был первый опыт анализа всего разнообразия экскурсий, проводимых в России с учащимися, и ее несовершенства вполне объяснимы.

Война, начавшаяся в 1914г., отразилась на географии школьных экскурсий и путешествий. Резко сократилось число дальних экскурсий, но продолжали развиваться ближние, т. е. по территории своих губерний. В некоторых учебных округах, например, Киевском, съезд директоров и преподавателей, состоявшийся летом 1916 г., в своих резолюциях указал на необходимость привлечения к местным экскурсиям всех учащихся (Вопросы об экскурсиях на съездах, 1916). Экскурсии становились обязательной формой работы с учащимися в учебных заведениях России.

В 1915 – 1917 гг. в стране происходил пересмотр учебных планов и программ почти всех типов школ разных ведомств. Первой министром народного образования была подписана новая программа для высших начальных школ. В объяснительной записке к программе указывалось, что для каждого класса должны быть разработаны план и программа экскурсий, которые следовало проводить в учебные часы. Для дальних экскурсий рекомендовалось выделить по нескольку полных учебных дней в течение года. Таким образом, в школах России к 1916 г. экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны равноправными среди других методов обучения.

Серьезным препятствием при организации экскурсий со школьниками являлось отсутствие экскурсионных навыков у учителей. Понимая, что слабое знание теории экскурсионного дела мешает качественному проведению экскурсий, различные общества и учреждения, занимавшиеся их развитием, начали открывать курсы подготовки руководителей экскурсий. Первой ласточкой была учебная экскурсия в Крым, проведенная Крымским горным клубом в июне 1902 г. (Первая педагогическая экскурсия в Крым, 1902).

В начале века еще не разрабатывались методические приемы экскурсий, не анализировались особенности показа и рассказа, требования к экскурсионному рассказу; в то время главным было познакомить экскурсантов с уникальными природными и историческими памятниками, сообщив при этом определенную информацию, полнота которой зависела от знаний экскурсовода. Поэтому Крымский горный клуб и провел первую учебную экскурсию таким образом, чтобы ее участники, проехав по маршруту Севастополь – Бахчисарай – Ялта, изучили достопримечательности южного берега Крыма – наиболее притягательного района отдыха в те времена в России. 40 учителей и учительниц средних и низших заведений Одесского учебного округа приняли участие в ней.

В дальнейшем Крымский горный клуб неоднократно организовывал подобные учебные экскурсии для учителей. В 1903 г. состоялись экскурсии в Крым членов клуба учительниц одесских гимназий и Московского педагогического общества, в 1904 г.– учителей Московской, Курской, Таврической губерний, города Черкассы и т. д. (Отчет Крымского горного клуба за 1903 год, 1904; Экскурсионный сезон 1904 г. Ялтинского отделения Крымского горного клуба, 1905).

С развитием экскурсионного дела рос и интерес, особенно среди учителей, к освоению методов экскурсионной работы. Однако отсутствие единого методического экскурсионного центра в России не позволило создать какой-либо системы подготовки руководителей ученических экскурсий. Советы по организации и проведению экскурсий можно было почерпнуть в основном из журналов «Русский экскурсант», «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей», «Труды общества землеведения», где освещались вопросы географических экскурсий, «Естествознание и география», «Русская школа» и ряда других изданий, в достаточно большом количестве выходивших в различных губерниях России: «Известий Вологодского общества изучения Северного края», «Известий Общества изучения Олонецкой губернии», «Бюллетеня Харьковского общества любителей природы», «Известий Архангельского общества изучения русского севера» и др. (Мезиер, 1915).

Но все эти литературные источники не могли полностью заменить специальной учебы под руководством опытных теоретиков и практиков экскурсионного дела, поэтому немногочисленные курсы по подготовке руководителей экскурсий, организуемые в различных городах, вызывали большой интерес учительской среды. Например, на 20-дневные курсы Киевского орнитологического общества по подготовке руководителей естественно-историческими экскурсиями с детьми, работавшие в апреле 1915 г., за две недели записалось около 380 слушателей: учителей и учительниц низших и средних учебных заведений, курсисток и студентов из Киева и других городов (Шарлеман, 1915).

Курсы были платными, но стоимость обучения составляла столь незначительную сумму – 3 руб., что не являлась препятствием для желавших познакомиться с экскурсоведением. Плату за обучение 50 киевских учителей взяла на себя киевская городская управа. В программу курсов входили лекции и экскурсии: ботанические, зоологические, гидробиологические, геолого-географические. Занятия отличались высоким теоретическим уровнем, поскольку к чтению лекций и проведению экскурсий были привлечены профессора и приват-доценты Киевского университета и других учебных заведений.

Успех курсов превзошел все ожидания их организаторов. По инициативе слушателей было собрано около 50 руб. для создания при Киевском орнитологическом обществе постоянного бюро для консультаций по вопросам экскурсий.

Интерес, проявленный учителями Киевского учебного округа и близлежащих губерний к курсам по подготовке руководителей естественноисторическими экскурсиями с детьми, несомненно, свидетельствовал о прочных позициях, какие завоевало экскурсионное дело к середине 10-х гг. в школах России.

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Date: 2015-09-05; view: 1072; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию