Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Российское общество туристов
15 апреля 1895 г. в Петербурге состоялось учредительное собрание Общества велосипедистов-туристов. 27 членов-учредителей избрали Комитет для управления делами общества, который дол; жен был выработать программу его деятельности (Очерк пятилетнего существования Общества велосипедистов-туристов (Русского туринг-клуба), 1900). Причиной возникновения объединения велосипедистов-туристов явилось достаточно широкое распространение в России к концу ХIХ в. двухколесных велосипедов, которые к тому времени перестали служить лишь для развлечения обеспеченных людей, а все больше превращались в удобное средство передвижения, все чаще употреблялись для дальних загородных прогулок. Необходимо отметить, что объединения любителей езды на велосипеде возникали и раньше. Еще в 1880 г., т. е. до изобретения полой пневматической шины, в Петербурге было создано первое в России общество велосипедистов, а в 1884 г. учреждено Московское общество велосипедистов-любителей. Стали появляться различные велосипедные общества и кружки и в других городах России. Эти первые малочисленные организации, состоявшие обычно из нескольких десятков человек, объединяли в основном состоятельных людей, имевших средства для приобретения дорогостоящего по тем временам велосипеда. Они проводили для своих членов коллективные поездки различной протяженности, обычно не более 200 верст, тем самым сближая велосипедистов-любителей и пропагандируя велосипед в жизни российского общества (Московское общество велосипедистов-любителей, 1892). Сведения о развитии обществ велосипедистов в России можно почерпнуть из выходивших в конце ХIХ в. журналов «Велосипедист» и «Циклист» в Москве и «Велосипед» и «Самокат» в Петербурге. Журналом «Велосипед» началась подготовка к созданию первого в России объединения велосипедистов-туристов. Обсуждение устава будущего общества началось на его страницах в 1892 г., и только через три года появилось Российское общество велосипедистов-туристов, имевшее и второе, заимствованное с запада, название – Русский туринг-клуб. Его основной целью было «...содействовать развитию туризма вообще и туризма велосипедного в частности» (Устав Общества велосипедистов-туристов..., 1899). Российское общество велосипедистов-туристов (впоследствии Российское общество туристов – РОТ) состояло из почетных, действительных и пожизненных членов. Для вступления в общество требовались две рекомендации от его членов, после чего можно было баллотироваться для принятия в общество на общем собрании. Вступительный взнос для действительных членов равнялся двум рублям. Такими же были и ежегодные взносы. Чтобы стать пожизненным членом, достаточно было единовременно внести в кассу не менее 50 руб. Почетные члены избирались общим. собранием за какие-либо выдающиеся заслуги перед обществом. Официальным его изданием до 1899 г. оставался журнал «Велосипед». С января 1899 г. общество, окрепнув, начало издавать ежемесячный журнал «Русский турист». Число членов общества значительно колебалось. Оно росло до 1903 г., когда достигло рекордной цифры – 2061 человек. Но в 1904 г. его численность уменьшилась на 40 процентов (причиной чему явилась русско-японская война) и в дальнейшем продолжала падать. Уже в 1907 г. она снизилась до 800 человек, а к 1917 г. сократилась еще на 300 членов. География влияния общества была достаточно широка. Так, в 1903 г. его члены были зарегистрированы в 174 российских городах, а также в Тунисе, Италии, Корее и Японии. Более половины их проживало в азиатской части России. По уставу общества там, где насчитывалось не менее 25 членов, образовывались комитеты. Городов, в которых могли быть созданы комитеты, в год наибольшего расцвета общества оказалось всего 14. Самым крупным комитетом являлся благовещенский, имевший в своем составе 562 человека, за ним шел владивостокский – 240, далее петербургский – 179, ростовский (Ростов-на-Дону) – 93 человека. В десяти городах – Воронеже, Иркутске, Киеве, Дальнем, Зее-Пристани, Лодзи, Одессе, Риге, Хабаровске, Харбине Новом – в РОТ было от 30 до 70 туристов-велосипедистов. В большинстве остальных городов, даже в таких крупных губернских, как Владимир, Рязань, Калуга, Кишинев, Харьков, в общество вступило всего по одному члену. Интересно отметить, что Москва, где еще в середине 80-х гг. возникло одно из первых обществ велосипедистов-любителей, в 1903 г. имела только 20 членов Русского туринг-клуба. Основными задачами общество считало проведение коллективных поездок своих членов, организацию гостиниц в разных городах России для приема туристов, издание журнала «Русский турист», «Дорожника» и «Ежегодника», представлявших собой дорожно-справочные книжки для туристов. Вот какими были некоторые коллективные поездки членов петербургского комитета РОТ, например, в августе 1899 г. (Итоги совместных поездок членов Петербургского представительства Общества велосипедистов-любителей в лето 1899 года, 1899):
Пример:
Аналогично велась работа и в других местах. В основном организовывались выезды небольших групп в окрестности города. За участие в коллективных поездках начислялись зачетные баллы в зависимости от пройденного расстояния, и в конце года тех, кто набирал наибольшее число баллов, награждали специальными памятными жетонами общества. К 1910 г. созрел план дальних путешествий членов общества по России. Инициатором этих поездок стали московские туристы-велосипедисты. Поездки предназначались для лиц, не обладавших достаточными средствами для совершения дальних экскурсий самостоятельно. Путешествия проводились на Кавказ, Черное море, Урал и в другие районы Российского государства. При создании маршрута его организаторы ориентировались, главным образом, на представителей РОТ в различных городах, хорошо знающих свой край. Так, если в одном месте группу туристов встречал геолог, то в другом – ботаник, в третьем – историк и т. д. Закончив маршрут, участники экскурсии получали достаточно полное представление о крае, его природе, экономических особенностях, истории, быте местных жителей. На всем маршруте общество: снимало помещения для экскурсантов и приспосабливало их под общежития. К 1912 г. уже сложилась система дальних путешествий Российского общества туристов. Предлагались 10 разнообразных маршрутов по европейской территории страны. Вот что представляли некоторые из них:
№ 1. Крым. Москва – Феодосия – Судак – Ялта и окрестности – Севастополь и окрестности – Бахчисарай – Москва. 28 дней. № 2. Кавказ. Военно-Грузинская дорога. Москва – по Военно-Грузинской дороге до станции Казбек – Тифлис – Боржоми – Батуми – Новый Афон – Новороссийск – Москва. 30 дней. № 3. Финляндия. Южный. Москва С.-Петербург – Выборг – Сайменский канал – оз. Сайма поездки по озеру и на Иматру – Гельсингфорс – Ганге – Або – С.-Петербург. 21 день. № 4. Урал. Москва Нижний Новгород (Волга – Кама – Белая) – Уфа - Златоуст - озеро Тургояк – Миасс – Кыштым – Екатеринбург – Кунгур – Пермь (Кама – Волга) – Нижний Новгород – Москва, 28 дней. (Экскурсии по России, 1912).
Важное место дальним поездкам отводил ростовский комитет РОТ. Местоположение Ростова-на-Дону вблизи Кавказа определило и географическую направленность ростовских дальних многодневных экскурсий. Большой популярностью у членов общества пользовались поездки по Военно-Грузинской дороге от Владикавказа до Тифлиса и обратно. По Военно-Грузинской дороге экскурсанты передвигались пешком и на велосипедах и за все время путешествия преодолевали около 400 км. Определенная роль придавалась в работе РОТ организации поездок своих членов за границу. Эти путешествия в большинстве не были коллективными, к каким мы привыкли сегодня, а совершались в одиночку или малочисленными группами по маршрутам, разработанным самими туристами. Правление общества для облегчения пребывания своих членов за границей заключило дружеские договоры с Бельгийским, Австрийским, Английским, Итальянским и другими туринг-клубами, Всеобщим нидерландским союзом велосипедистов. На основании этих договоров иностранные общества предоставляли членам РОТ при посещении их стран те преимущества, которые имели туристы этих государств в приобретении проездных билетов, размещении в гостиницах, получении за минимальную плату изданий по туризму, доступных лишь членам общества, ремонте велосипедов в мастерских. Кроме того, правление добилось, чтобы по распоряжению русского, бельгийского, швейцарского и итальянского министров финансов члены РОТ пользовались особыми таможенными льготами. Много сил и энергии отдавало правление общества своим изданиям. С 1899 по 1912 г. регулярно выходил журнал «Русский турист». В нем публиковались официальные документы общества, рассказы о совершенных путешествиях по стране и за границей, сообщения о школьных экскурсиях, которым члены РОТ придавали большое значение. С первых же лет существования журнала был введен раздел «Родные углы», в котором читатели находили интересно написанные заметки о различных городах России: Иркутске и Ростове-на-Дону, Рязани и Феодосии и многих других. Журнал публиковал материалы о необходимости сохранения культурных ценностей, так как тогда нередко уничтожались памятники культуры и истории. Например, из статьи с хлестким названием «О рязанском вандализме» узнали читатели о том, что в древней Рязани разобрано до основания большое крыльцо с аркой и лестницей у дворца Олега, простоявшее века «на красу всему городу». Общество издало также 8 планов городов России, 20 дорожных карт по маршрутам Москва – Торжок, Москва – Ярославль, по окрестностям Петербурга, Новгород – Петербург и др. Добившись некоторых успехов, Российское общество туристов все же не превратилось в мощную туристскую организацию в стране из-за определенной пассивности его членов. Так, даже в первые годы существования, например, в 1900 г., из 300 членов общества в Петербурге общие собрания посещали не более 30 человек, и эта ситуация не изменилась во все последующие годы. «Проснитесь же!» – взывали в 1900 г. со страниц журнала «Русский турист» наиболее активные члены общества, желавшие видеть РОТ таким же сильным, как Бельгийский или Французский туринг-клубы, насчитывавшие в своих рядах десятки тысяч человек. Но достичь этого так и не удалось. Сетования на спячку членов РОТ находили читатели и в последних номерах журнала. Несмотря на достаточно ограниченное количество членов и отсутствие такой широкой экскурсионной деятельности, как, например, у Крымско-Кавказского горного клуба, Российское общество туристов оставило значительный след в истории туризма. Это была первая организация, преследовавшая исключительно туристские цели, приглашавшая посетить, в отличие от горных клубов, не только горы Кавказа или Крыма, но и различные районы России, а также другие страны. Своими широко известными изданиями, в которых рассказывалось о русских городах, путешествиях по России, замечательных местах, представляющих собой нашу национальную гордость, оно пробуждало у соотечественников интерес к познанию Родины.
Date: 2015-09-05; view: 2056; Нарушение авторских прав |