Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полномочия по формированию государственных органов, назначению должностных лиц. 7 page





<2> Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4. М., 1994. С. 188.

<3> Словарь русского языка: В 4 т. Т. 4. М., 1985 - 1988. С. 99.

 

Судебную систему, как правило, определяют как совокупность судебных учреждений, которые различаются между собой предметной компетенцией и объемом судебной власти, кругом полномочий по отношению к отдельным подразделениям самой системы <1>. Также она может быть определена и как совокупность органов государственной власти, осуществляющих полномочия посредством отправления правосудия, но имеющих различную компетенцию, призванных прежде всего обеспечить каждому человеку защиту его прав и свобод <2>.

--------------------------------

<1> См.: Кладий Е.В. Судебная власть в системе государственной власти Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 10.

<2> См.: Четян М.А. Правовые основы организации и деятельности мировой юстиции в современной России: историко-правовое исследование: Дис.... канд. юрид. наук. Коломна, 2003. С. 10.

 

Применительно к судебной власти термин "система", по мнению некоторых исследователей, относится к числу наиболее употребляемых <1>, во-первых, потому, что реализация судебной власти в современных условиях должна носить упорядоченный, системный характер; во-вторых, потому, что носитель судебной власти - ее аппарат (суды, судьи в их совокупности) - представляет собой явление системное.

--------------------------------

<1> См.: Колоколов Н.А. Судебная власть как общеправовой феномен. М., 2007. С. 121.

 

В Российской Федерации система судов структурирована следующим образом: в стране действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

К федеральным судам действующее законодательство относит:

- Конституционный Суд РФ;

- федеральные суды общей юрисдикции - Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

- федеральные арбитражные суды - федеральные арбитражные суды округов (кассационные суды), апелляционные арбитражные суды, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Судами субъектов РФ являются:

- конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

- мировые судьи - судьи общей юрисдикции субъектов РФ.

Выделение судов субъектов РФ никоим образом не умаляет принцип единства судебной системы. Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации"; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета (ст. 3 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

В юридической литературе также господствует мнение о том, что единство судебной системы - основополагающий элемент конституционных основ судебной системы <1>. По мнению ученых, разделяющих данную позицию, идея создания местной, самостоятельной судебной системы, отделенной от единой судебной системы, в таком огромном по территории многонациональном государстве, каковым является Российская Федерация, является неприемлемой <2>. Им обоснованно представляется, что территориальное раздробление суда лишает судебную власть основного признака - "общегосударственности", единства, превращает суды в механизм проведения своей воли местной властью; более того, "размежевание судебной системы содержит в себе сепаратистские тенденции и может явиться стимулятором развала федеративного государства" <3>. В этом плане большинство исследователей рассматривают совокупность судов Российской Федерации как "систему систем, где системы отдельных видов судов Российской Федерации являются подсистемами единой судебной системы России" <4>. Так, М.Ф. Косолапов полагает, что "вряд ли верно говорить о судебной системе субъектов Российской Федерации, поскольку существует единая федеральная судебная система. А вот о судебной власти в субъектах Российской Федерации говорить правомерно, так как на территории субъектов РФ действуют федеральные суды, а также органы, формируемые самими субъектами и выполняющие функции правосудия" <5>.


--------------------------------

<1> См.: Тихомиров Ю.А. Конституционные основы судебной системы // Судебная власть в России: роль судебной практики. М., 2002. С. 7 - 8.

<2> Дорошков В.В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. М., 2004. С. 105.

<3> См.: Чепурнова Н.М. Конституционные принципы судебной власти и проблемы формирования судебной системы в субъектах Российской Федерации. Ростов н/Д, 1999. С. 93. Кроме того, сторонники данной позиции апеллируют к конституционному принципу народовластия, предопределяющему, по их мнению, единство системы государственной власти. См., например: Чиркин В.Е. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование) / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001. С. 100 - 102.

<4> См.: Гошуляк В.В., Ховрина Л.Е., Геворкян Т.И. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. М., 2006. С. 72.

<5> Косолапов М.Ф. Судебная власть в конституционном строе России. Саратов, 2005. С. 145. См. также: Колюшин Е.И. Конституционное право России: Курс лекций. М., 2006. С. 395 - 396; Селезнева Н.М. Статус суда в Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы: Дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 22.

 

Принцип единства судебной власти означает такие ее организацию и деятельность, которые позволяют констатировать наличие в государстве "целостного, единого механизма, выполняющего общественную функцию правосудия... реализацию идей стабильности и определенности права как социального регулятора в обществе" <1>. Как правило, исследователи не оспаривают тот факт, что наличие особенностей судебной системы Российской Федерации, состоящей из федеральных судов и судов субъектов РФ, вполне оправданно и соответствует Конституции РФ <2>. Однако многие из них справедливо считают, что в Российской Федерации не может быть создана "абсолютно децентрализованная, дуалистическая" судебная система с выделением федеральной судебной системы и самостоятельно формируемых субъектами РФ региональных судебных систем <3>.

--------------------------------

<1> См.: Анишина В.И. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации: формирование, содержание и перспективы развития. М., 2006. С. 134, 141.

<2> См. подробнее: Жуйков В.М. Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию. М., 2006.

<3> См.: Никитина А.В. Единство судебной системы Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2006. С. 103.


 

Вместе с тем суды субъектов РФ должны не только "снижать нагрузку" на федеральные суды, но и обеспечивать качественно новый уровень взаимоотношений суда и жителей муниципальных образований в целях повышения авторитета и доверия к органам государственной судебной власти, реализацию конституционного принципа федерализма в вопросах судоустройства, создание условий для взаимодействия институтов гражданского общества и суда, доступность и правосудие <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Павликов С.Г. Системы судов субъектов Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: Дис.... докт. юрид. наук. М., 2010; Он же. Системы судов субъектов федеративного государства. М., 2012.

 

Итак, судебная система - это составляющая единое целое совокупность всех действующих на территории России федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации, объединенная общими целями и задачами, принципами организации и деятельности, имеющая иерархическое построение и призванная осуществлять судебную власть.

При разрешении вопроса о том, какой суд (как элемент этой системы) правомочен разрешить конкретный спор, истцу необходимо сделать выбор между Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции (включая военные суды), арбитражными судами, конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Каждый из перечисленных судов независим и самостоятельно реализует свою функцию по осуществлению правосудия. Ошибки в выборе полномочного суда, а также ошибки судов, связанные с принятием к своему производству дел, не отнесенных к их предметной компетенции, на практике приводят к нарушению ч. 1 ст. 47 Конституции РФ. Для урегулирования указанной проблемы законодатель использует институт подведомственности, функцией которого является разграничение предметной компетенции различных, в том числе судебных, органов.

 

§ 3. Конституционный Суд Российской Федерации

и конституционные (уставные) суды субъектов

Российской Федерации

 

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе Российской Федерации. Правовой основой его существования являются Конституция РФ (ст. 125) и Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;


б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд РФ принимает Регламент Конституционного Суда РФ.

Вся деятельность Конституционного Суда РФ нацелена на защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации. Указанные цели достигаются посредством совершения совокупности действий (принятие определенных актов, их реализация и внедрение в жизнь) <1>.

--------------------------------

<1> Соловьева Т.В. Постановления Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ и Европейского суда по правам человека в сфере гражданского судопроизводства и порядок их реализации / Под ред. О.В. Исаенковой. М., 2011. С. 44.

 

Авторы учебника полагают возможным разделить мнение о том, что главное в деятельности Конституционного Суда РФ - это обеспечение единого конституционно-правового пространства в стране, отстаивание верховенства Конституции РФ <1>. Конституционный Суд РФ не рассматривает конкретные уголовные, гражданские, арбитражные, административные дела, не применяет правовые нормы к конкретным случаям, как иные суды. Он наделен функцией конституционного контроля - это особая функция судебной власти. "Природа и характер деятельности Конституционного Суда требуют, - отмечают исследователи, - от него исключительно правового подхода к принятию решений" <2>.

--------------------------------

<1> Сафонов В.Е. Государственное единство и территориальная целостность в судебных решениях: международные и конституционно-правовые аспекты. М., 2008. С. 161 - 163.

<2> Белов С.А. Ценностное обоснование решений как проявление судебного активизма Конституционного Суда РФ // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. N 2. С. 140 - 150.

 

Конституционный Суд РФ функционирует достаточно активно; так, только в 2009 - 2011 гг. в Конституционный Суд РФ поступило 57985 обращений; после исключения явно неподведомственных обращений Конституционным Судом РФ в итоге за эти годы было рассмотрено 5335 обращений <1>.

--------------------------------

<1> Кокотов А.Н. Насущные вопросы регулирования деятельности Конституционного Суда РФ // Российский юридический журнал. 2012. N 2. С. 20 - 27.

 

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. К кандидатам в судьи Конституционного Суда РФ применяется возрастной ценз: это должно быть лицо, достигшее к моменту назначения 40 лет, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет и обладающее признанной высокой квалификацией в области права.

В случае если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании:

1) Правительство РФ не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке;

2) Президент РФ, Правительство РФ не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ отменяют нормативный акт соответственно Президента РФ или Правительства РФ, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части;

3) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта РФ, отменяет признанный неконституционным закон субъекта РФ, принимает новый закон субъекта РФ или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон российского региона, признанный неконституционным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ. Если по истечении шести месяцев после опубликования решения этого Суда законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда РФ, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

4) высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Если по истечении двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда РФ, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

5) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции РФ договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, договор между органами государственной власти субъектов РФ, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.

При осуществлении своей деятельности Конституционный Суд РФ опирается на принципы независимости судей, коллегиальности, гласности, состязательности и равноправия сторон, закрепленные в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Конституционный Суд РФ не является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к конституционным (уставным) судам субъектов РФ.

Согласно ст. 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ:

- для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ;

- для толкования конституции (устава) субъекта РФ.

Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом российского региона. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

В настоящее время примерно около трети всех российских регионов создали такие суды <1>. Авторы главы разделяют мнение о том, что "за 20-летнюю историю конституционное правосудие доказало свою востребованность как в сфере защиты прав граждан, так и в сфере укрепления российской государственности. Создание конституционной юстиции не только на уровне Федерации, но и в ее субъектах послужило необходимым условием существования правового государства, выступает средством для решения вопросов, связанных с формированием единого правового пространства, гарантированием основных прав и свобод человека и гражданина" <2>.

--------------------------------

<1> См., например: Конституционный закон Республики Чечня от 20 апреля 2006 г. N 2-РКЗ "О Конституционном суде Чеченской Республики" // Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации: Дайджест оперативной информации. N 7. М., 2006. С. 42 - 68; Закон Московской области от 26 сентября 2006 г. N 153/2006-ОЗ "Об Уставном суде Московской области" (вводится в действие Законом Московской области "О введении в действие Закона Московской области "Об Уставном суде Московской области" (ст. 112)) (ред. от 17 мая 2007 г.) // Ежедневные новости Подмосковья. 2006. N 185; Закон Самарской области от 1 декабря 2006 г. N 145-ГД "Об Уставном суде Самарской области" (ред. от 6 мая 2009 г.) // Волжская коммуна. 2006. N 230 (25783); и др.

<2> Пантелеев В.Ю. Повышение эффективности деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 1. С. 59 - 61. См. подробнее о статусе этих судов: Павликов С.Г. Статус конституционных (уставных) и мировых судов на современном этапе развития российского государства. М., 2007.

 

§ 4. Федеральные суды общей юрисдикции

 

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" к судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд РФ;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);

4) военные суды;

5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

По существующим правилам гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, относятся к ведению судов определенного уровня судебной системы либо конкретного суда. В зависимости от характера гражданские дела рассматриваются по первой инстанции мировыми судьями, районными (городскими) судами, либо республиканскими (краевыми) и равными им судами (например, Московским городским судом), либо Верховным Судом РФ. Подсудность конкретных категорий гражданских дел судам определенного звена судебной системы называется родовой, т.е. определяемой характером дела и нормой закона. Так, например, правила территориальной подсудности направлены на распределение гражданских дел между судами одного уровня (звена) - между мировыми судьями, районными (городскими) судами, между республиканскими, краевыми и равными им судами, Верховным Судом РФ. При предъявлении иска физическим лицом суд определяется в соответствии с местом жительства ответчика, иски к организациям (юридическим лицам) предъявляются, как правило, по месту нахождения юридического лица (ст. 28 ГПК РФ) <1>.

--------------------------------

<1> Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ред. от 4 марта 2013 г.) // Парламентская газета. 2002. 20 нояб. N 220, 221.

 

Подсудность по выбору истца называется альтернативной подсудностью, поскольку закон предоставляет истцу возможность отступить от общего правила территориальной подсудности и выбрать из двух, а иногда и трех судов наиболее удобный для него суд. Она является разновидностью территориальной, но не родовой подсудности. Установление подсудности по выбору истца (альтернативной) объясняется рядом причин: а) необходимостью предоставления льготных условий для определенных групп населения (при предъявлении исков о взыскании алиментов, о взыскании за вред, причиненный здоровью, о восстановлении пенсионных, трудовых, жилищных прав и т.д.); б) проявлением принципа диспозитивности, когда стороны в договоре указывают место его исполнения и поэтому закон предоставляет возможность истцу предъявить иск по месту исполнения договора.

Исключительная подсудность - особая разновидность территориальной подсудности. Правила об исключительной подсудности не позволяют применять при возбуждении гражданских дел нормы о других видах территориальной подсудности - общей территориальной подсудности, альтернативной, договорной и подсудности по связи дел.

При договорной подсудности в соответствии с принципом диспозитивности гражданского процесса стороны вправе определить сами суд, которому подсудно дело. Однако они могут изменить только два вида территориальной подсудности - общую и альтернативную подсудность (ст. 32 ГПК РФ). Исключительная подсудность, как и родовая, не может определяться соглашением сторон.

Охарактеризуем теперь конституционно-правовой статус судов общей юрисдикции.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции по всем подведомственным данной системе судам по гражданским, уголовным и административным делам, осуществляющим надзор за всеми судами общей юрисдикции и дающим разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ).

Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Верховный Суд РФ:

1) изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации;

2) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;

3) публикует судебные акты Верховного Суда РФ, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда РФ в соответствии с федеральными законами;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Верховный Суд РФ действует в следующем составе:

1) Пленум Верховного Суда РФ;

2) Президиум Верховного Суда РФ;

3) Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ;

4) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ;

5) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ;

6) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ;

7) Военная коллегия Верховного Суда РФ.

В Верховном Суде РФ действуют общее собрание судей Верховного Суда РФ и Совет судей Верховного Суда РФ, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением о них, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда РФ. При Верховном Суде РФ в качестве совещательного органа образуется Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта РФ, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа действуют в составе:

1) президиума суда;

2) судебной коллегии по гражданским делам;

3) судебной коллегии по уголовным делам.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.







Date: 2015-09-18; view: 346; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.031 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию