Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные характеристики правового государства





Правовое государство — многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, напол­няется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность пра­вом. Правовое государствоэто такая форма организации и деятель­ности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно вы­ступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы ре­ально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не сви­детельствует о наличии в обществе правовой государственности. Не­давний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового госу­дарства.

Экономической основой правового государства являются произ­водственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на раз­личных формах собственности (государственной, коллективной, аренд­ной, частной, акционерной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потре­бителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов' своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности И свободы собственности, которые экономически обеспечивают господ­ство права, равенства участников производственных отношений, посто­янный рост благосостояния общества и его саморазвитие.


Социальную основу правового государства составляет саморегули­рующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граж-^н носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через си­стем) социальных институтов, общественных связей создаются необхо­димые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к пра­вовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духов­ными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государ­ствоэто одновременно и социальное государство.

Нравственную основу правового государства образуют общечело­веческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечи­вает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государ­ством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиоз­ным воззрениям и т. п. Духовная насыщенность государственной жизни в значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических отношениях.

Правовое государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций, и народностей, насе­ляющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу об­щественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показа­телем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его сувере­нитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется вся гамма |" потребностей и интересов различных звеньев политической системы общества. Благодаря суверенитету координируются интересы государ­ственных и негосударственных организаций, обеспечивается их спра-недливое правовое равновесие и свободное развитие.


 

 

Рассмотрим теперь основные признаки правового государства.

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В си стеме правовых ценностей высшей формой выражения, организации я защиты свободы людей является закон. В законах государство уста­навливает общеобязательные правила поведения, которые должны мак­симально учитьгоать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон облада ет высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соот­ветствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизнен но важных сферах, охраняют нравственные ценности общества (например, законы о собственности, о предпринимательстве, об акцио­нерных обществах, об общественных объединениях, о свободе совести, о печати и другие). Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не «совершенствовать», не «подправлять», не «изменять» закон.

В то же время правовой закон не допускает своеволия законода­теля. В законах должны выражаться объективно складывающиеся обще ственные отношения, тенденции их развития и самообновления. Различ­ного рода законодательные ограничения и запреты субъективного ха­рактера подрывают основы правового государства, сдерживают обще­ственный прогресс.

Основной закон правового государства — конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и обще­ственной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законо­дательство. Никакой другой правовой акт государства не может проти­воречить конституции. Приоритет конституции — неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство — это консти­туционное государство.

Верховенство закона, и прежде всего конституции, создает проч­ный режим правовой законности, стабильность справедливого правово­го порядка в обществе.

' 2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопу­стимо. Обязанность «невмешательства» государственной власти соот­ветствует праву индивида требовать соблюдения этого. В случае нару­шения данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях фактическая, свобода превращается в право свободы. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Реальное его проявление охватывается формулой: «Все, что не запрещено индивиду,


ещ- позволено», —и наоборот: «Все, что не дозволено власти, ей запреще­но»-

Правовой характер свободы индивида проявляется в различных

сферах общественной жизни. В современном демократическом госу­дарстве объективное право свободы воплощается в субъективных пра­вах личности, разнообразных по своему конкретному содержанию. Но главное в них — это права индивида на положительные действия госу­дарства в его интересах; право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, свободное передвижение в пределах государственной территории и т. д. Степень развитости и гарантированное™ свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, объективными социаль­но-историческими, экономическими и духовными предпосылками.


3. Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в соб­ственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обес­печивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчи­няясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписа­ния и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обя-, занностей. Обязательность закона для государственной власти обеспе­чивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирате­лями (отзыв депутата); ответственность правительства перед представи­тельными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уго­ловная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения долж­но носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Правовой характер взаимной ответственности государства и лич­ности — это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Соблюдение правовых требований — юридическая обязанность всех, и прежде всего государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве.

Основным принципом организации и деятельности правового госу­дарства является разделение властей. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой подза-Конность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно само стоя тельные и неза-



висимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанною правом. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организа­ционно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимо­действие, но и взаимоограничение полномочий в установленных преде­лах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.


Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жи;-ни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главен­ствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, вы­раженным в них.

Однако верховенство законодательной власти не носит абсолют­ного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов дей­ствующей конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непо средственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамка.л закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом, права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на нача­лах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается так­же посредством ее подотчетности и ответственности перед представи­тельными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия ис­полнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои госу­дарственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодатель­ной или исполнительной власти. Независимость и законность правосу-


ц!Я являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

С одной стороны, суд не может присваивать себе функции зако-надателъной или исполнительной власти, с другой стороны, его важ­нейшей задачей является организационно-правовой контроль за норма­тивными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, высту­пает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны зако­нодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

В ряде стран функцию конституционно-правового контроля вы­
полняют конституционные суды. Своей деятельностью они гарантиру­
ют верховенство конституции в правотворческой деятельности законо­
дателя. В" нашей саране такую функцию выполняет Конституционный
суд Российской Федерации. В США эта функция возложена на Верхов­
ный суд, который в течение более двух веков обеспечивает неприкосно­
венность Конституции США и ее конструктивное развитие. ч

Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в про­цессе длительного развития государственно-организованного общества. Естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить но­вые элементы в теорию и практику -строительства правового госу­дарства.









Date: 2015-09-18; view: 467; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию