Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и социальное назначение государства. Определение понятия государства





Сущность государства как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность yi»JBq)cajn.Hoft управляющей си­стемы. Раскрыть сущность государства —- значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в об­ществе, уяснить, почему общество не может существовать и развивать­ся без государства.

Наиболее важной, качественно постоянной 4qnoft государства является то, что оно во всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем об­ществом. В научном и практическом смысле всякая власть есть управ­ление. Государственная же власть — это особый вид управления, харак­теризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организаци­онными возможностями еще и правом применения насильственного принуждения для исполнения государственных велений.

Государство возникает как классовая организация политической власти. Это положение прямо или косвенно доказано мировой наукой и исторической практикой. Действительно, рабовладельческое государ-


^ по своей сущности, в основе своей, было политической организа­цией рабовладельцев. Хотя в какой-то степени оно охраняло интересы и всех свободных граждан. Феодальное государство — это основной орган политической власти прежде всего феодалов, а также других бо­гатых сословий (купцов, ремесленников, священнослужителей). Капита­листическое государство на первых (классических) этапах своего разви­тия выступало как орган выражения интересов буржуазии.

Если отвлечься от тех сторон деятельности названных государств, в которых выражается их общесоциальное назначение, то все они были прежде всего политической организацией собственников основных средств производства. Маркс в этой связи писал, что капиталистическое государство «есть лишь организация, которую создает себе буржуазное общество для охраны общих внешних условий капиталистического спо­соба производства от посягательств как рабочих, так и отдельных ка-' питалистов»1.

Анализ определенных экономических и социальных закономерно­стей возникновения и функционирования государства преимущественно с классовых позиций позволил, как считали основоположники марк­сизма-ленинизма, дать «универсальное» определение сущности госу­дарства, охватывающее все исторические типы государств, в том числе и современные.

Однако качественные изменения, объективно происходившие в
жизни общества, неизбежно вели к изменению сущности государства.
Возникновение советского государства, а затем ряда однотипных госу­
дарств в Европе и Азии после торой мировой войны уже не вкладыва­
лось в классическую формулировку сущности государства как
«организации классового господства». Не соответствовало реальной
действительности и определение «социалистического государства» как
политической организации собственников основных средств производ­
ства, поскольку собственником этих средств был не рабочий класс, не
крестьянство, не интеллигенция, а партийно-государственный аппарат,
реально и официально олицетворявший и общество, и государство как
нечто целое. В гаком государстве отсутствовали тс положительные чёр^-
ты, которые накапливались по мере общественного развития и были
^гоисущи другим современным государствам. Оно превратилось в тотй*
литарную организацию политической власти, где принуждение явля­
лось основным средством управления обществом. !'

Развитие государства •— сложный диалектико-логический про­цесс. Он характеризуется многими противоречивыми тенденциями^ сре­ди которых в конечном счете начинают преобладать прогрессивные.

Более или менее однотипные экономические и социальные усло­вия существования общества (производственные отношения, социаль-

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. I. С. 254-255.


ная структура), соответствующие им нравственные устои и культурны; уровень населения при рабстве, феодализме и капитализме на первы этапах его развития придают государству известное внутреннее един ство. Все они базируются на таких отношениях собственности, в кото рых преобладают элементы принуждения в государственном управле нии, официально признается неравенство и угнетение как естественно состояние общественной жизни.

Особенность исторических типов государств, предшествующи: современности, состоит в том, что они в основном выражали эко^оми ческие интересы меньшинства (рабовладельцев, феодалов, капиталис тов). Однако по мере совершенствования общества, в процессе его гу манизации, политического и нравственного «взросления» человека эко номическая и социальная база государства расширяется, принудитель ный же элемент его власти сужается.

Таким образом, в силу объективных причин государство превра щается преимущественно в организующую силу общества, которая вы ражает и охраняет личные и общие интересы его членов.

Частная собственность, ставшая объективным фактором возник­новения государства, является и постоянным спутником в процессе его развития. По мере усовершенствования общественной жизни становятся разнообразнее и формы собственности, в том числе и частной. Соб­ственность меньшинства постепенно превращается в собственность большинства. В результате революционных и эволюционных преобра­зований отношений собственное™ изменяется и социально-экономическая сущность государства, его цели и задачи. С формирова­нием государственной, коллективной, акционерной, кооперативной, фермерской, индивидуальной и других форм собственности начала при обретать новые качественные 4qnbi и частная собственность, то есть собственность индивида.

Еще А. Смит отстаивал индивидуальную свободу каждого чело­века в сфере хозяйственной деятельности, регулируемую конкуренцией Он считал, что всюду, особенно в экономической области, если человек пользуется свободой выбора, то он избирает наиболее выгодные пути. И его действия, обусловленные личной выгодой, в то же время совпа­дают с истинными интересами общества.

В современном государстве частная собственность становится не столько государственным, сколько общественным институтом, который находится под государственной зашитой. Государство стимулирует и охраняет ту собственность индивида (индивидов), которая органически включается в общую экономическую систему общества и обеспечивает его материальное и духовное благополучие. Всеобъемлющая государ­ственная собственность, которая длительное время была фактически единственной формой собственности в социалистических странах, не выдержала испытания временем.


Государство как историческое явление имеет двойственную при­воду- Будучи организацией политической власти экономически господ­ствующего класса, оно одновременно является «организатором «общих дея», вытекающих из природы всякого общества»1. Объективность дан­ного вывода не подлежит сомнению. Какое же из названных свойств государства является основным? Марксистское учение о сущности госу­дарства однозначно считает преобладающими на всех этапах развития государства классовые начала.

Однако реальность человеческого бытия внесла существенные коррективы в соотношение «классовых» и «общих» задач государства.

С изменением условий жизни общества произошло, с одной сто­роны, сужение сущности государства как организации классового гос­подства, с другой — расширение и обогащение тех объективных его свойств, которые характеризуют государство как организацию всего общества. Под влиянием процессов прогрессивного общественного раз­вития сокращается «отрыв» государства от народа, происходит «приближение» его к коренным интересам и потребностям общества и личности. Таким образом, из органа, стоящего над обществом, государ­ство превращается в орган, служащий обществу.

В каждом конкретном государстве есть общее, характерное для всех государств, особенное, выражающее отличительные признаки род­ственной группы государств, и единичное, присущее только данному конкретному государству. На всех ступенях своего исторического раз­вития государство сохраняет свои общие существенные черты и в то же время изменяется в своей конкретной сущности в силу меняющихся условий общественной жизни.

Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, та­ковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Можно говорить о социальном назначении государства вообще, отвлекаясь от тех исто­рически преходящих задач, которые оно решало на том или ином этапе развития общества. Попытки определить социальное предназначение государства на всю его историческую перспективу предпринимались мыслителями различных эпох и различных научных направлений. Так, Платон и Аристотель считали, что назначением всякого государства является утверждение нравственности. Позже этот взгляд на социаль­ное назначение государства поддержал и развил Гегель. Представители Договорной теории происхождения государства в его существовании видели общее благо (Гроций); общую безопасность (Гоббс); общую свобо­ду (Руссо). Лассаль главную задачу государства также видел в развитии и реализации свободы человека.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. I. С. 422.

3 Зак. 79. 65


Основным предназначением государства марксистское учение считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение од­ного класса другим, умеряя их столкновение5.

В середине XX века возникает ряд теорий («государство всеоб­щего благоденствия», «плюралистическая демократия», «правовое госу­дарство» и др.), которые главную задачу современной государствен­ности видят в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого (Ростоу, Хекшнер, Берне, Джонс и др.).

Взгляды на социальное назначение государства, как видно, опре­деляются теми объективными условиями, которые характерны для дан­ного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства.

Вместе с тем на содч)жание деятельности государства в отдель­ные исторические периоды существенное влияние оказывают и субъек­тивные факторы. К ним относятся, прежде всего, истинность опреде­ленной теории, ее универсальность, способность предвидеть истори­ческую перспективу, возможные изменения общественной жизни, ее реализация в практике государственного строительства.

Марксистско-ленинское представление о государстве как орудии классового господства в нашей науке до последнего времени считалось единственно верным и научным. Однако общественная практика под­вергла данную теорию серьезным испытаниям, доказав ее истинность лишь на определенньш, ограниченный во времени исторический период. Вывод К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина об отмирании госу­дарства диктатуры пролетариата в короткий переходный период и пре­вращении его в «полугосударство» опыт развития нашей страны не подтвердил. Вопреки прогнозам основоположников марксизма-ленинизма, государство и после революции осталось орудием подавле­ния большинства народа. Такая практика и позволила сделать заклю­чение об «истинности» и «универсальности» теории классового госу­дарства.

Приверженность лишь одной из возможных гипотез обществен ного развития, которую отстаивала марксистскогленинская наука (кризис и загнивание капитализма; империализм как канун, преддверие социалистической революции), не позволила в последующем увидеть серьезных изменений, происходящих в общественной жизни. Капита­лизм как общественный строй, несмотря на сильные кризисные потря­сения, постепенно укрепился и значительно видоизменился. Он оказался способным воспринять и реально внедрить прогрессивные идеи обще­ственного развития в практику.

1 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 7.


Значительно углубились демократизм общественной жизни, на­чала равенства и социальной справедливости, свобода личности. Обще­ство, которое сформировалось в развитых странах Западной Европы и Дзии после второй мировой войны, стало уже качественно иным. Оно существенно отличалось от «капиталистического» общества времен Маркса и Энгельса и «империалистического», которое изучал Ленин.

Какие же изменения претерпело государство?

Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления соци­альных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддержи­вались различными общественными слоями. В деятельности госу­дарства на первый план начинают выступать такие важные общедемо­кратические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда.

Существенно изменяется роль государства и на международной арене, его внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, ком­промиссов, разумных договоренностей с другими государствами.

Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизо­ванное государство как средство социального компромисса (по с о д е р ж: они ю) и как правовое государство (по ф о р м е)].

Определить общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для всех его перио­дов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие усло­вий, в которых существовали, существуют и будут существовать госу­дарства иа разных этапах своего развития, выявляв! множество особен­ностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем, как доказала мировая наука и общественная практика, любое государство обладает набором таких универсальных признаков, кото­рые проявляются на всех этапах его развития. В своей совокупности и взаимодействии эти признаки позволяют дать следующее определение государства:

Государство— это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее на­селение, располагает для этого специальным аппаратом управления, из­дает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

1 См.: Лившиц Р. Я. Государство и право в современном обществе: необходи­мость новых подходов //Советское государство и право. 1990. № 10. С. 16—17.


1


Date: 2015-09-18; view: 682; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию