Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность и социальное назначение государства. Определение понятия государства
Сущность государства как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность yi»JBq)cajn.Hoft управляющей системы. Раскрыть сущность государства —- значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Наиболее важной, качественно постоянной 4qnoft государства является то, что оно во всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. В научном и практическом смысле всякая власть есть управление. Государственная же власть — это особый вид управления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организационными возможностями еще и правом применения насильственного принуждения для исполнения государственных велений. Государство возникает как классовая организация политической власти. Это положение прямо или косвенно доказано мировой наукой и исторической практикой. Действительно, рабовладельческое государ- ^ по своей сущности, в основе своей, было политической организацией рабовладельцев. Хотя в какой-то степени оно охраняло интересы и всех свободных граждан. Феодальное государство — это основной орган политической власти прежде всего феодалов, а также других богатых сословий (купцов, ремесленников, священнослужителей). Капиталистическое государство на первых (классических) этапах своего развития выступало как орган выражения интересов буржуазии. Если отвлечься от тех сторон деятельности названных государств, в которых выражается их общесоциальное назначение, то все они были прежде всего политической организацией собственников основных средств производства. Маркс в этой связи писал, что капиталистическое государство «есть лишь организация, которую создает себе буржуазное общество для охраны общих внешних условий капиталистического способа производства от посягательств как рабочих, так и отдельных ка-' питалистов»1. Анализ определенных экономических и социальных закономерностей возникновения и функционирования государства преимущественно с классовых позиций позволил, как считали основоположники марксизма-ленинизма, дать «универсальное» определение сущности государства, охватывающее все исторические типы государств, в том числе и современные. Однако качественные изменения, объективно происходившие в Развитие государства •— сложный диалектико-логический процесс. Он характеризуется многими противоречивыми тенденциями^ среди которых в конечном счете начинают преобладать прогрессивные. Более или менее однотипные экономические и социальные условия существования общества (производственные отношения, социаль- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. I. С. 254-255. ная структура), соответствующие им нравственные устои и культурны; уровень населения при рабстве, феодализме и капитализме на первы этапах его развития придают государству известное внутреннее един ство. Все они базируются на таких отношениях собственности, в кото рых преобладают элементы принуждения в государственном управле нии, официально признается неравенство и угнетение как естественно состояние общественной жизни. Особенность исторических типов государств, предшествующи: современности, состоит в том, что они в основном выражали эко^оми ческие интересы меньшинства (рабовладельцев, феодалов, капиталис тов). Однако по мере совершенствования общества, в процессе его гу манизации, политического и нравственного «взросления» человека эко номическая и социальная база государства расширяется, принудитель ный же элемент его власти сужается. Таким образом, в силу объективных причин государство превра щается преимущественно в организующую силу общества, которая вы ражает и охраняет личные и общие интересы его членов. Частная собственность, ставшая объективным фактором возникновения государства, является и постоянным спутником в процессе его развития. По мере усовершенствования общественной жизни становятся разнообразнее и формы собственности, в том числе и частной. Собственность меньшинства постепенно превращается в собственность большинства. В результате революционных и эволюционных преобразований отношений собственное™ изменяется и социально-экономическая сущность государства, его цели и задачи. С формированием государственной, коллективной, акционерной, кооперативной, фермерской, индивидуальной и других форм собственности начала при обретать новые качественные 4qnbi и частная собственность, то есть собственность индивида. Еще А. Смит отстаивал индивидуальную свободу каждого человека в сфере хозяйственной деятельности, регулируемую конкуренцией Он считал, что всюду, особенно в экономической области, если человек пользуется свободой выбора, то он избирает наиболее выгодные пути. И его действия, обусловленные личной выгодой, в то же время совпадают с истинными интересами общества. В современном государстве частная собственность становится не столько государственным, сколько общественным институтом, который находится под государственной зашитой. Государство стимулирует и охраняет ту собственность индивида (индивидов), которая органически включается в общую экономическую систему общества и обеспечивает его материальное и духовное благополучие. Всеобъемлющая государственная собственность, которая длительное время была фактически единственной формой собственности в социалистических странах, не выдержала испытания временем. Государство как историческое явление имеет двойственную приводу- Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса, оно одновременно является «организатором «общих дея», вытекающих из природы всякого общества»1. Объективность данного вывода не подлежит сомнению. Какое же из названных свойств государства является основным? Марксистское учение о сущности государства однозначно считает преобладающими на всех этапах развития государства классовые начала. Однако реальность человеческого бытия внесла существенные коррективы в соотношение «классовых» и «общих» задач государства. С изменением условий жизни общества произошло, с одной стороны, сужение сущности государства как организации классового господства, с другой — расширение и обогащение тех объективных его свойств, которые характеризуют государство как организацию всего общества. Под влиянием процессов прогрессивного общественного развития сокращается «отрыв» государства от народа, происходит «приближение» его к коренным интересам и потребностям общества и личности. Таким образом, из органа, стоящего над обществом, государство превращается в орган, служащий обществу. В каждом конкретном государстве есть общее, характерное для всех государств, особенное, выражающее отличительные признаки родственной группы государств, и единичное, присущее только данному конкретному государству. На всех ступенях своего исторического развития государство сохраняет свои общие существенные черты и в то же время изменяется в своей конкретной сущности в силу меняющихся условий общественной жизни. Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Можно говорить о социальном назначении государства вообще, отвлекаясь от тех исторически преходящих задач, которые оно решало на том или ином этапе развития общества. Попытки определить социальное предназначение государства на всю его историческую перспективу предпринимались мыслителями различных эпох и различных научных направлений. Так, Платон и Аристотель считали, что назначением всякого государства является утверждение нравственности. Позже этот взгляд на социальное назначение государства поддержал и развил Гегель. Представители Договорной теории происхождения государства в его существовании видели общее благо (Гроций); общую безопасность (Гоббс); общую свободу (Руссо). Лассаль главную задачу государства также видел в развитии и реализации свободы человека. 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. I. С. 422. 3 Зак. 79. 65 Основным предназначением государства марксистское учение считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновение5. В середине XX века возникает ряд теорий («государство всеобщего благоденствия», «плюралистическая демократия», «правовое государство» и др.), которые главную задачу современной государственности видят в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого (Ростоу, Хекшнер, Берне, Джонс и др.). Взгляды на социальное назначение государства, как видно, определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства. Вместе с тем на содч)жание деятельности государства в отдельные исторические периоды существенное влияние оказывают и субъективные факторы. К ним относятся, прежде всего, истинность определенной теории, ее универсальность, способность предвидеть историческую перспективу, возможные изменения общественной жизни, ее реализация в практике государственного строительства. Марксистско-ленинское представление о государстве как орудии классового господства в нашей науке до последнего времени считалось единственно верным и научным. Однако общественная практика подвергла данную теорию серьезным испытаниям, доказав ее истинность лишь на определенньш, ограниченный во времени исторический период. Вывод К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина об отмирании государства диктатуры пролетариата в короткий переходный период и превращении его в «полугосударство» опыт развития нашей страны не подтвердил. Вопреки прогнозам основоположников марксизма-ленинизма, государство и после революции осталось орудием подавления большинства народа. Такая практика и позволила сделать заключение об «истинности» и «универсальности» теории классового государства. Приверженность лишь одной из возможных гипотез обществен ного развития, которую отстаивала марксистскогленинская наука (кризис и загнивание капитализма; империализм как канун, преддверие социалистической революции), не позволила в последующем увидеть серьезных изменений, происходящих в общественной жизни. Капитализм как общественный строй, несмотря на сильные кризисные потрясения, постепенно укрепился и значительно видоизменился. Он оказался способным воспринять и реально внедрить прогрессивные идеи общественного развития в практику. 1 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 7. Значительно углубились демократизм общественной жизни, начала равенства и социальной справедливости, свобода личности. Общество, которое сформировалось в развитых странах Западной Европы и Дзии после второй мировой войны, стало уже качественно иным. Оно существенно отличалось от «капиталистического» общества времен Маркса и Энгельса и «империалистического», которое изучал Ленин. Какие же изменения претерпело государство? Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда. Существенно изменяется роль государства и на международной арене, его внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей с другими государствами. Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизованное государство как средство социального компромисса (по с о д е р ж: они ю) и как правовое государство (по ф о р м е)]. Определить общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства иа разных этапах своего развития, выявляв! множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем, как доказала мировая наука и общественная практика, любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. В своей совокупности и взаимодействии эти признаки позволяют дать следующее определение государства: Государство— это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. 1 См.: Лившиц Р. Я. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов //Советское государство и право. 1990. № 10. С. 16—17. 1 Date: 2015-09-18; view: 742; Нарушение авторских прав |