Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исследования способностей в психологии
Проблема способностей является очень емкой и включает в себя большое количество разнообразных характеристик, т.е. различные авторы рассматривают способности с разных точек зрения. В вопросе о природе способностей позиции различных течений западной и отечественной психологии коренным образом отличаются. В западной психологии способности чаще всего трактуются как особые психологические качества человека, наследственно обусловленные. В отечественной психологии в трактовке проблемы способностей можно выделить следующие направления. Первое – психофизиологическое, которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека. Сторонники этой точки зрения утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. В подтверждение генотипического фактора можно привести ранние проявления способностей в детском возрасте. Так, например, незаурядные способности Гауса к математике проявились в 4 года, музыкальные способности Моцарта – в 3 года, литературные способности Пушкина – в 9 лет. Другое направление – исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности.Это направление в большей степени рассматривает деятельностные детерминанты развития способностей. При этом роль задатков либо не рассматривается, либо просто подразумевается. Представители этой точки зрения считают, что особенности психики определяются качеством воспитания и обучения, и что у каждого человека можно сформировать любые способности. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Сложилась и компромиссная точка зрения на исследование проблем способностей. В ней рассматривают способности, возникающие у человека на основе задатков, как развитие способов деятельности. С.Л. Рубинштейн предлагает различать способности по своему качеству, направленности и по уровню или масштабу. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у различных людей наблюдаются одни и те же способности, т.е. способности к одной и той же деятельности, но эти способности могут различаться. Уровни развития общих и специальных способностей представлены на рис. 1.
Рис. 1. Общие и специальные способности Способностям присущи динамика и трансформация, а также различные особенности проявления. Динамику и трансформацию способностей можно представить в виде «конуса способностей» (рис. 2).
Рис. 2. Конус способностей
Общие способности – это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним, например, можно отнести уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность и др. Специальные – это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические и др. Групповыми называют способности, которые группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных способностей. К 16–18 годам, когда происходит выбор профессии, у личности проявляются профессиональные способности. Из "конуса способностей" видно, как по мере развития способностей суживается диапазон возможностей, но зато увеличивается специализация способностей. Из рис. 2 также следует, что "конус способностей" формируется по направлению снизу вверх, а разрушение способностей идет в противоположном направлении. Способности различают и по уровню их развития. По уровню развития способностей различают: одаренность, талант, гениальность. Сущность способностей по уровню их развития показана на рис. 3.
Рис. 3. Уровни развития способностей
Высокий уровень способностей в психологической литературе понимается как одаренность. Под общей одаренностью при этом разумеют уровень общих способностей, проявляющихся как способность к общему (общеобразовательному) обучению, а под специальной одаренностью уровень специальных способностей: технических, музыкальных и т.п. Особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями «талант» и «гений» [15]. С.Л. Рубинштейн считает, что способность закрепляется в личности как более или менее прочное достояние, но она исходит из требований деятельности и, будучи способностью к деятельности, она в деятельности и формируется [16]. К.К. Платонов предлагает относить способности к свойствам личности, при этом выделяет в ней четыре фактора развития способностей: 1. биологически обусловленная (темперамент); 2. психическое отражение (мышление, память, чувства, воля); 3. приобретенные человеком знания, умения, навыки; 4. направленность личности (интересы, мировоззрение) Эти подгруппы совпадают с функциональным, операционным, мотивационным механизмами, обусловливающими развитие способностей. К.К. Платонов обращает особое внимание на специальные способности, которые он называет профессиональными, представляющими собой совокупность стойких качеств личности, «которые на основе компенсации одних свойств личности другими определяют успешность обучения в определенной трудовой деятельности» [13, 2-3]. На понимание взаимосвязи общих и специальных способностей проливает свет идея Б.Г.Ананьева о двухфазности развития психофизиологических функций, составляющих основу общих и специальных способностей. Согласно этой идеи существует соотношение моментов нарастания, «работоспособности» психофизиологических функций в ходе онтогенетического развития человека, особенно интенсивно в детстве, юности, ранних возрастах зрелости. В процессе обучения профессии, овладения мастерством, что происходит интенсивно в периоды зрелости, наблюдается «специализация» этих же функций. В ходе онтогенетического развития происходят качественные изменения в памяти, внимании, мышлении. Становятся произвольным внимание, память смысловой, логическим мышление. Под влиянием профессиональной деятельности развиваются профессиональная память, практическое и техническое мышление, наблюдательность по отношению к объекту деятельности [1]. В психологических исследованиях способностей выделяется особое направление – изучение специальных способностей. Учебные и математические способности изучали А. А. Бодалев, В.А. Крутецкий, педагогические - Н. Ф. Гоноболин, Н.В.Кузьмина, организаторские - А.Г. Ковалев, Л.П.Уманский, музыкальные - Б.М. Теплов, В. И. Кауфман, профессиональные - К.К. Платонов. Б.М. Теплов в изучении музыкальных способностей предлагает понимать их как некий комплекс специфических, свойственных только музыкальной деятельности способностей. Основными способностями, составляющими музыкальность, по Б.М. Теплову, являются: 1) музыкальный слух в его двух компонентах - звуковысотном и ладовом; 2) музыкально-репродуктивная способность (способность к слуховому представлению); 3) музыкально-ритмическое чувство [19]. Л.И. Уманский, изучая способности к организаторской деятельности, пришел к выводу, что можно выделить 18 типичных качеств, свойств личности, которые присущи способным организаторам: 1) способность "заряжать" своей энергией других людей, активизировать их; 2) практически-психологический ум; 3) способность понимать психологию людей и верно на нее реагировать; 4) критичность; 5) психологический такт; 6) общий уровень развития; 7) инициативность; 8) требовательность к другим людям; 9) склонность к организаторской деятельности; 10) практичность; 11) самостоятельность; 12) наблюдательность; 13) самообладание, выдержка; 14) общительность; 15) настойчивость; 16) личная активность; 17) работоспособность; 18) организованность [21]. Автор считает, что для осуществления организаторской деятельности необходимо единство этих качеств. В исследовании Н.А. Федоровой изучалась роль воображения в овладении студентами художественным конструированием. Оказалось, что успешность обучения художественному конструированию значительно выше у тех студентов, которые отличаются высоким уровнем развития воображения, пространственного восприятия, памяти и мышления [17]. В изучении специальных способностей педагогов Н.В. Кузьмина выделяет конструктивный, гностический, организаторский и коммуникативный компоненты, в соответствии с которыми происходит развитие способностей. Овладевая указанными видами деятельности (компонентами), педагог достигает определенного уровня соответствующих способностей. Коммуникативные способности, по Н.В.Кузьминой, есть способность учителя устанавливать правильные отношения с учащимися. Это сфера общения, в которой проявляются коммуникативные способности [7]. Таким образом, можно ожидать, что набор общих и специальных или специфических качеств будет варьировать в пределах той или иной профессиональной деятельности, для которой необходимо именно такое сочетание общих и специальных качеств, а не другое. Так специальные способности в конструировании технических изделий могут проявляться на высоком уровне лишь в том случае, если человек располагает знаниями в области техники, склонностью к данному виду деятельности. Он проявляет интерес к конструированию, у него есть желание прилагать усилия в достижении высоких результатов в избранной профессиональной деятельности. При достижении известного уровня в этой деятельности человек начинает стремиться к новым знаниям, расширению умственного кругозора. Тогда, по мнению Е.И. Степановой, специальные способности становятся источником развития общих способностей [17].
Date: 2015-09-18; view: 4118; Нарушение авторских прав |