Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие способностей. Общие и специальные способности





План

 

1. Понятие способностей. Общие и специальные способности

2. Исследования способностей в психологии

3. Методы исследования способностей

4. Анализ ситуации и решение проблемы

5. Вопросы по проблеме способностей

Список литературы

 

 


Понятие способностей. Общие и специальные способности

Одной из задач психологической теории является определение сущности способностей. В психологии имеется ряд определений способностей.

В.Д. Шадриков считает, что способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций.

Более развернутое определение способностей представлено Б.М. Тепловым: «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально — психологические особенности, отличающие одного человека от другого; во - вторых, способностями называются не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешному выполнению какой - либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно являются индивидуальными особенностями, обычно, не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения какой-либо деятельности; в — третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» |18, 120].

А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев отмечают, что «...источником понятия о способностях является бесспорный факт различия людей по количеству и качеству продуктивности их деятельности. Многообразие видов деятельности человека, количественно - качественная разница продуктивности и позволяют различать виды и степени способностей. Понятие способности включает также различия людей в достижениях. Всем доступное достижение не связывается обычно со способностью. Комплекс свойств, обеспечивающих задачи с варьирующим результатом, тем более позволяет говорить о способности, чем меньшему числу лиц он доступен» [5, 56].

С.Л. Рубинштейн, указывал, что способности - это характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельности. Всякая способность является способностью к чему - либо, к какой - то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств - способностей человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности, и требований, которые она предъявляет [16].

В понимание природы способностей проливает свет идея Б.Г. Ананьева о механизмах иерархической организации личности. В сложных ее образованиях происходит взаимодействие функциональных, операционных и мотивационных механизмов, среди которых базовым является функциональный механизм, составляющий природную особенность мозга с его анализаторной системой (зона задатков) [1, 136-137].

В психологии под задатками имеют в виду анатомо-физиологические и психофизиологические свойства, которые обнаруживаются в деятельности и в ней же реализуются, составляя основу развития способностей в благоприятных для этого условиях.

Ф.Н. Гоноболин считал что, природные задатки еще не являются исчерпывающими условиями успешной деятельности. Их надо развивать, а это может произойти только в процессе деятельности. Кроме того, задатки многозначны, т.е. в зависимости от деятельности на основе задатков, при соответствующих условиях могут развиваться разные способности [2]

Различают общие и специальные способности. К первым относят сенсорно-перцептивные процессы, память, мышление, внимание, умственную самостоятельность, речевые свойства личности, одним словом, интеллектуальную сферу. Б.Ф.Ломов к общим способностям относит когнитивные процессы и когнитивные стили.

Специальные способности представляют собой своеобразную форму проявления общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях [11 ]. Специальные способности развиваются на основе общих и связаны с конкретным видом деятельности, что подтверждается не только общими и специфическими особенностями когнитивных процессов, но и различием когнитивных стилей и индивидуальных стилей деятельности [9].

 







Date: 2015-09-18; view: 709; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию