Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Шкала личностных ценностей дошкольников, занимающихся искусством ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Выводы 1. Эстетическая программа способствует осознанию и дифференциации социальных и эстетических эмоций, особенно у мальчиков. 2. Дети ДОУ № 12, занимающиеся искусством, предпочитают позитивные социальные эмоции (особенно выделяют справедливость). 3. Дети ДОУ № 12 значительно меньше испытывают негативные чувства, особенно скуки, что свидетельствует о высоком уровне самоорганизации. 4. Эстетическая программа способствует инициации познавательной деятельности у дошкольников и развитию познавательной потребности. 5. Эстетическая программа формирует ценностные ориентации мальчиков и девочек, направленные на окружающий мир и ценности человеческой сущности. Формирование эмоциональной сферы эстетического сознания дошкольников Анализ результатов позитивных отношений к эстетическим видам деятельности и актуальности их для ребенка (рейтинг разных видов деятельности) показал, что из всех видов эстетической деятельности музыка и хореография является одним из самых сложных для восприятия и осмысления детей дошкольного возраста. Музыка представляет собой деятельность, свя- Цветовая диагностика эмоций ребенка Глава 4. Диагностика социальных эмоций в контексте решения... занную со слуховым восприятием, — в отличие от изобразительной деятельности и музейной педагогики, деятельности зрительного ряда, где ребенок может полюбоваться не только красотой, но и увидеть плоды своего творчества. Рейтинг видов эстетической деятельности у дошкольников 6—7 лет (в баллах)
Анализ позитивных оценочных отношений к музыке показал, что наблюдается устойчивый рост рейтинга от среднего к старшему дошкольному возрасту. Причем у мальчиков рост рейтинга музыкальной деятельности более значителен: от 2,9 в средней группе до 4,4 балла - в подготовительной. А у девочек он вырос - с 3,3 до 3,8 балла. Анализ подобных отношений у детей контрольной группы, не занимающихся по программе, показал, что рост рейтинга музыки не превышает 3,0 балла у мальчиков и 3,6 балла у девочек, что позволяет говорить об эффективности данной программы, особенно для мальчиков. Был проведен анализ результатов социальных и эстетических чувств, обозначенных детьми одним цветом с музыкальной деятельностью. Гипотеза исследования предполагала, что дети испытывают при музицировании актуальные чувства, которые они обозначают определенным понравившимся им цветом. Выяснилось, что эти чувства представляют собой сложный ряд эмоциональных состояний: от счастья, добра, дружбы и восхищения до скуки и горя. Гамма позитивных чувств преобладает над негативными. Причем доля позитивных чувств выросла от старшего дошкольного возраста к подготовительной группе с 54 до 78,6%, а доля негативных чувств снизилась более чем в два раза - с 45,5 до 21,4%. Это свидетельствует о повышении интереса, осмыслении содержания музыкальной деятельности и собственного творчества на занятиях. Наряду с этим происхо- дит дифференциация чувств как показателя развития эстетического сознания дошкольников. Если в средней группе дети отмечают в ассоциации с музицированием такие социальные и эстетические чувства, как дружба, доброта, счастье, восхищение, то в подготовительной группе - эстетические чувства - счастье и восхищение. Это подтверждает мнение психологов, что «лица людей, одухотворенные творчеством, выглядят счастливыми» [56]. Эмоциональные состояния дошкольников на занятиях эстетического цикла (в %)
Таким образом, оценочно-эмоциональные отношения мальчиков и девочек к художественно-эстетическим видам деятельности растут вместе с дифференциацией эстетических чувств и эстетического сознания, особенно у мальчиков. Система личностных отношений и ценностей у школьников 9—12 лет В данном исследовании использовался опыт анализа полученных при помощи проективного теста «Домики» психологических данных с применением Statisticafor Windows Release 4.5 A Copyright& StatSoft inc 1993. Были проанализированы статистические распределения данных, полученных при помощи проективного теста личностных отношений и ценностных ориентации «Домики» в трех классах общеобразовательной школы: в двух 3-х классах и одном 5-м классе, всего 70 человек. В целях соблюдения этических норм движения психологической информации мы обозначили классы 31, 32 и 51. Цветовая диагностика эмоций ребенка Глава 4. Диагностика социальных эмоций в контексте решения... 91 Таким образом, мы могли отследить изменения в формирования личностных отношений и ценностных ориентации в зависимости от возраста детей и стиля педагогических отношений. Дети 31-го и 32-го классов (возраст 9-10 лет) были отобраны в 7-летнем возрасте на основании предварительного тестирования на уровень школьной зрелости. Класс 31 отличался тем, что в нем были собраны дети более успешные, лучше подготовленные к школе. По нашим наблюдениям, они с первого класса отличались более высокими темпами учебной деятельности и работоспособностью и, как следствие, испытывали меньшее давление со стороны учителей и классных руководителей. Критерием оценки являлся характер гауссовского распределения, при котором соответствие или несоответствие анализируемого распределения отношений нормальному статистическому распределению указывает на механизмы протекания психических процессов (см. подробно в разделе «Применение компьютерных технологий»). В данном случае отношения школьников могут выступать на уровне эмоций или ценностей. На приведенных ниже графиках диаграммы 1, 2 соответствуют последним местам рейтингового или негативного предпочтения детьми социальных объектов, оценивающиеся соответственно 1 и 2 баллами. Диаграммы с 3 по 6 - позитивные предпочтения, соответствующие 4, 3, 2 и 1-му местам, оценивающиеся соответственно 3, 4, 5 и 6 баллами. Анализировались также количественные характеристики инверсий системы личностных отношений. Детей, не имеющих инверсий со стороны личностных отношений, в более успешном 31-м классе оказалось больше, чем детей с проблемами личностного развития. В то время как данные инверсий со стороны системы личностных отношений 32-го класса выглядят аналогично данным по 51-му классу (дети 11-12 лет): в этих классах детей, не имеющих инверсий в системе личностных отношений, оказалось значительно меньше. Основной вывод - успешность в учебной деятельности, стиль педагогического общения, так же как и особенности подросткового возраста, в значительной мере определяют развитие системы личностных отношений и ценностей школьников. При этом различий по полу не наблюдалось. Характер распределения по параметру «счастье» в системе личностных отношений указывает на тот факт, что в возрасте 10-12 лет у детей происходит переоценка ценностей. Многие считают, что «счастье» - ценность, но у большинства детей отношение к понятию «счастье» выражается на уровне Рис. 9. Отношение «счастье» эмоции, то есть они чувствуют себя счастливыми или несчастными, что находит выражение в их оценках. В то время как у дошкольников «счастье» -ценность. Анализ характера распределения по параметру «счастье» по классам подтверждает выводы о том, что успешность деятельности и стиль педагогического общения формирует систему личностных отношений и ценностей. Причем у девочек это выражено ярче. Анализ распределения отношений школьников по параметру «горе» показывает, что их отношение к данному понятию, по сравнению с дошкольниками, не изменилось: абсолютное количество детей избегают его. Однако есть определенное количество детей, которые поставили «горе» на первое место. Распределение по параметру «горе» (негативный полюс отношения базового комфорта) по классам продемонстрировало тенденции, противоположные относительно своего позитивного полюса «счастье», и не выявило зависимости от стиля педагогического общения и успешности в учебе. Очевидно, данное отношение более глобально и формируется под влиянием не только учебы и школьного общения, но и некоторых других факторов. Причем детей, поставивших «горе» на последнее место (а также на первое), больше среди мальчиков. То есть среди мальчиков наблюдаются более очевидные различия в оценке данного негативного явления. Цветовая диагностика эмоций ребенка Анализ распределений по параметру «справедливость» указывает на тенденции, аналогичные параметру «счастье». У одних детей 10-12 лет «справедливость» выступает в качестве отношения на уровне эмоции, то есть они чувствуют, что к ним относятся в разной степени справедливо. Однако для достаточно большой части школьников «справедливость» выступает в качестве ценности, причем не обнаружено различий ни по классам, ни по полу. Это подтверждает, что, в отличие от дошкольников, у подростков «справедливость» - это ценность. Возможно, как раз мы «застали» процесс становления «справедливости» как ценности. Характер распределения отношений по параметру «обида» указывает на то, что у школьников 10—12 лет по сравнению с дошкольниками этот параметр выступает на уровне эмоций, дети ощущают себя в разной степени обиженными. Кроме того, есть достаточно большое количество детей, у которых чувство обиды актуализировано. Они поставили «обиду» на первое место. Анализ характера распределения по параметру «обида» по классам указывает, что в 51-м и 32-м классах эти тенденции одинаковы, с той разницей, что акценты в 51-м классе ярче. В то время как в 31-м классе (успешный по учебе класс) тенденция другая: для абсолютного большинства детей этого класса «обида» не актуальна. Вывод: на формирование данного отношения влияют успешность (а точнее, неуспешность в учебной деятельности) и стиль педагогического общения. Причем с возрастом (51 -й класс) это чувство «накапливается». Анализ данных по полу показал, что среди мальчиков детей с актуализированным чувством обиды больше. Глава 4. Диагностика социальных эмоций в контексте решения... Как мы уже отмечали, по сравнению с дошкольниками у детей 10-12 лет происходит переоценка ценностей, и понятие «дружба» для большинства детей остается ценностью, но у некоторых детей это отношение выражено лишь на уровне эмоции.
Сравнение данных по классам показало, что только в 31-м классе понятие «дружба» является ценностью. Вывод - успешность учебной деятельности и стиль педагогического общения определяют формирование отношения к дружбе как к ценности. Сравнение данных по полу показало, что для довольно большой группы мальчиков дружба потеряла свою ценность. Очевидно, что учебная деятельность и сопровождающий ее стиль педагогического общения не способствовали у этих детей представлению о дружбе как о ценности. Понятие «ссора» еще остается для детей 10-12 лет негативным явлением. Однако для части детей это уже не так очевидно. Сравнение данных по классам указывает на то, что отношение к ссоре как к негативному явлению у подростков не однозначно и зависит от возраста и характера успешности учебной деятельности, а также от стиля педагогического общения. 92 Цв(
Цветовая диагностика эмоций ребенка Сравнение данных по полу не выявило особых различий в представлении мальчиков и девочек о ссоре как негативном явлении, за исключением того, что мальчиков, поставивших «ссору» на второе место, оказалось примерно в три раза больше, чем девочек. Анализ распределений по параметру «доброта» показал, что это понятие является ценностью для большинства детей 10-12 летнего возраста. Успешность в учебной деятельности, стиль педагогического общения и особенности подросткового возраста оказывают определенное влияние на изменение отношения к доброте как к ценности. Отношение к доброте как к ценности более характерно для мальчиков, хотя среди них есть дети, которые поставили «доброту» на последнее место. Для большинства детей от 10 до 12 лет злоба является негативным явлением, но для довольно большого количества детей это уже не так и отношение к понятию «злоба», по сравнению с дошкольниками, у школьников переходит с уровня ценности на уровень эмоции. Возможно, у подростков происходит «накопление» агрессивности, особенно у мальчиков. Понятие «злоба» является негативным явлением для большинства школьников 10—12-летнего возраста, особенно это проявилось в 31-м классе. Очевидно, стиль педагогического общения и успешность в учебе оказывают су- Глава 4. Диагностика социальных эмоций в контексте решения... 95 щественное влияние на формирование отношения злобы, связанного с ростом агрессивности. Однако в подростковом возрасте (5-й класс) картина меняется: отношение к злобе как к негативному явлению меняется, причем за счет мальчиков. Распределение отношений к понятию «скука» по классам показало, что дети, для которых скука актуальна, как это ни парадоксально, оказались в 31-м и 51-м классах. Очевидно, что успешность учебной деятельности, возраст и стиль педагогического общения не является определяющим в формировании отношения к понятию «скука». Скука - не актуальное явление для большинства детей 10-12 лет. Однако можно отметить, что в большей степени «скучают» девочки. Отношение к понятию «восхищение» у детей 10-12-летнего возраста выступает как ценность. Сравнение данных по классам показывает, что успешность учебной деятельности, стиль педагогического общения и особенности подросткового возраста являются определяющими в формировании отношения к «восхищению». Рис. 13. Распределение отношений школьников по параметру «восхищение» 1 — мальчики, 2 — девочки Отношение к понятию «восхищение» выступает как ценность в большей степени у мальчиков. Однако среди них есть и такие, кто поставил «восхищение» на последнее место. Для девочек «восхищение» - в большей степени эмоция. Актуальные ценности школьников 9—12 лет Анализ актуальных ценностей школьников проводился по параметру «собственный выбор» и оценке их отношения к собственному выбору. Учитывалось место «собственного выбора» ребенка, обозначенное им цветом, т-r—„..„,,„„лк,,чч»»™w= цргятияным явлением для большинства школь- Цветовая диагностика эмоций ребенка на цветовом градуснике. Оценка по параметру «собственный выбор» производилась по шкале личностных ценностей (см. главу 2, раздел «Процедура приписывания баллов»). Глава 4. Диагностика социальных эмоций в контексте решения... Рис. 14. Распределение актуальных ценностей у школьников 10—12 лет Наиболее важными и актуальными ценностями для школьников 10-12-летнего возраста являются учеба, труд, досуг (диаграмма 7). На втором месте оказались естественные потребности (спать, отдыхать, гулять - очевидно, этого не хватает школьникам) и профессии (диаграммы 1 и 8). На третьем месте - ценности искусства, эстетики и науки (диаграмма 9). На четвертом месте - игра (диаграмма 3). На пятом - чувства человека (радость, веселье, один ребенок в качестве «собственного выбора» указал «плачет»). Наименее актуальным для детей 10-12 лет оказался мир вещей и животных (диаграмма 2). Была выявлена небольшая часть детей, которые не справились с задачей выбора. Эта группа детей нуждается в особом внимании психолога наряду с детьми, которые выбрали асоциальные ценности. В количественном отношении детей, для которых актуальны асоциальные выборы, столько же, сколько детей, не справившихся с выбором. Сравнительный анализ распределения шкалы коэффициентов актуальных ценностей у мальчиков и девочек показал, что для мальчиков более актуальными являются ценности учебы и профессий, для девочек - естественные потребности и эстетические ценности. Естественные потребности у мальчиков и девочек отличаются. Для мальчиков это «спать», для девочек «отдыхать», «загорать», «гулять». Ценность игры более актуальна для мальчиков. Асоциальные ценности были выявлены также только у мальчиков. Сравнение распределения коэффициентов шкалы духовных ценностей в зависимости от наличия у детей инверсий в системе личностных отношений показало, что для детей, не имеющих инверсий в системе личностных отношений, не характерны асоциальные ценности; широта их интересов охватывает не только учебу, труд, досуг и профессии, но и искусство, эстетику, науку. Актуальны для них ценности игры и чувства человека. Для детей с деформированной системой личностных отношений характерны ценности учебы и естественных потребностей. Возможно, эти дети, не слишком успешные в учебе, стоят перед необходимостью больше времени тратить на учебу, их интересы ограничены этой необходимостью и не развиваются. Зато развиваются осознание необходимости отдыха в бесконечной и бесполезной гонке за положительными отметками и протестные реакции в виде асоциальных выборов. Рис. 15. Распределение отношений по параметру «собственный выбор» Анализ степени принятия ценностей на основе оценки рейтинга «собственного выбора» показал, что большое количество детей принимают свой выбор и ставят его на первое место. Можно предположить, что на сегодняшний день эти ценности определяют их поступки и желания. Но примерно такое же количество детей не принимают свой выбор однозначно. Их выбор характеризуется отношением на уровне эмоций, то есть этот выбор является для этих детей актуальным переживанием, имеет сию- Г Цветовая диагностика эмоций ребенка Глава 4. Диагностика социальных эмоций в контексте решения... минутный характер. Есть и довольно большая часть детей, отрицающая свой выбор (диаграммы 1 и 2). Эти ценности являются декларированными, навязанными требованиями социума, но вряд ли определяют поступки и тем более желания этих детей. Анализ распределений данных по классам показал, что успешность в учебе и возраст школьников влияют на формирование ценностей. В 31-м классе нет детей, которые поставили «собственный выбор» на последнее место. А в 51-м классе таких детей больше, чем в 32-м. Рис. 16. Распределение отношений по параметру «собственный выбор» в зависимости от пола: 1 — мальчики, 2 — девочки Анализ данных по полу показал, что абсолютное количество мальчиков принимает «собственный выбор». Но среди них также есть и такие, кто не принимает свой «собственный выбор» и ставит его на последнее место, и их больше, чем таких девочек. Среди школьников, не имеющих инверсий в системе личностных отношений, нет таких, кто поставил «собственный выбор» на последнее место. Выводы В возрасте 9-12 лет у школьников происходит переоценка системы личностных отношений и ценностей. Те отношения, которые в дошкольном возрасте выступали как ценности: «счастье», «доброта», «дружба», — в школьном возрасте все больше выступают на уровне эмоций, дети переживают эти ценности, но не предпочитают их. С другой стороны, такие явления, как «справедливость» и «восхищение», которые выступали в дошкольном детстве на уровне эмоций, у школьников выступают как ценности. На формирование отношений к понятиям «счастье», «справедливость», «доброта», «дружба», «восхищение» определяющее влияние оказывает успешность в учебной деятельности, стиль педагогического общения и особенности подросткового возраста. На формирование отношений к понятиям «горе», «обида», «ссора», «злоба» и «скука» успешность в учебе, стиль педагогического общения и особенности подросткового возраста не оказывают определяющего влияния. Очевидно, эти факторы являются более глобальными и есть другие, которые сильнее влияют на их развитие. Успешность в учебе, стиль педагогического общения и возраст влияют на формирование ценностей школьников. Наиболее характерной актуальной ценностью для детей 10-12-летнего возраста являются учеба, досуг, труд. На втором месте оказались естественные потребности (спать, отдыхать, гулять - очевидно, этого не хватает школьникам) и профессии. Для детей 11-12 лет искусство, эстетика и наука более оказались характерными ценностями, чем для детей 9-10 лет. Дети, которые не справились с задачей выбора, нуждаются в особом внимании психолога наряду с детьми, которые выбрали асоциальные ценности. Для детей, не имеющих инверсий в системе личностных отношений, не характерны асоциальные ценности, широта их интересов охватывает не только учебу, досуг и профессии, но и искусство, эстетику, науку. Актуальны для них ценности игры и чувства человека. Для детей с деформированной системой личностных отношений характерны ценности учебы и естественных потребностей. Возможно, эти дети, не слишком успешные в учебе, стоят перед необходимостью больше времени тратить на учебу, их интересы ограничены этой необходимостью и не развиваются. Зато развиваются осознание необходимости отдыха в бесконечной и бесполезной гонке за положительными отметками и протестные ценности в виде асоциальных ценностей. Вместо заключения «- Что ты делаешь? - спросили первого. - Разве не видишь, таскаю камни, - ответил он. - Что ты делаешь? - спросили второго. - Что-то строю, - ответил он. - Что ты делаешь? - спросили третьего. - Строю Шартрский собор, — был ответ». (Притча) Из всего вышесказанного можно сделать несколько важных выводов. Главный вывод состоит в том, что существует органическая связь процессов формирования личности и становления эмоциональной сферы. Варианты личностного развития, в том числе отклонения в развитии, могут быть обнаружены в дошкольном возрасте в неадекватных изменениях эмоциональной сферы. Однако, по нашему мнению, эти изменения представлены не столько негативными эмоциями, общими для человека и животных (страх, гнев, тоска и т. п.) или формами неадекватного поведения (агрессивность, избегание, аутизм), сколько несформированностью чисто человеческих социальных эмоций и чувств. Успешность личностного развития, как и всех психических процессов, включая познавательные, находится в непосредственной зависимости от той эмоциональной окраски, которые они приобретают для ребенка. И тогда успех воспитания будет зависеть не от того, насколько ребенку что-то хорошо рассказали и объяснили, хвалили или ругали, а от того, удалось ли в результате всех усилий взрослых обеспечить нужную деятельность каждого ребенка должным образом. Для развития чисто человеческих высших социальных эмоций и художественных и эстетических чувств следует обеспечить все виды деятельности ребенка, в которых эти эмоции возникают, развиваются и закрепляются в личностных новообразованиях. И здесь искусство — универсальный способ выражения чувств, настроений, личностных отношений и достижения самореализации, -одновременно является уникальным методом познания духовного наследия человечества, красоты и реальности окружающего мира, позволяющим не ломать природную индивидуальность ребенка, а использовать его особенности на благо развития. Активация творчества и самовыражения, воспитание высших социальных эстетических и художественных эмоций составляют базис фор- Глава 4. Диагностика социальных эмоций в контексте решения... мирования структуры личности дошкольника, определяют осознанные формы его поведения и творчества. Помогают ребенку не в формах самоутверждения, а в формах самовыражения. Универсальное определение творчества как взаимодействия, ведущего к развитию, дал Я. А. Пономарев. Исходя из этого определения, механизмом развития творческих способностей является организация специфических форм взаимодействия ребенка со взрослым в процессе различных видов детской деятельности, а значит - в системе. Так, в процессе выполнения творческого задания каждый ребенок делает собственные открытия, выходит за рамки изведанного, самостоятельно находит разнообразные художественные образы, выразительные средства, обобщает в речи и формулирует названия, собственные представления о красоте, добре, ценностях и т. д. Известно, что данное направление психотерапии - арт-терапия - является относительно новым методом; впервые этот термин был использован Адрианом Хиллом в 1938 г. Эффективность применения искусства в контексте лечения основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Анализ и обобщение результатов экспериментальной педагогической работы в детском саду № 12 со здоровыми детьми показал, что дошкольники, занимающиеся искусством, демонстрируют высокие результаты во всех сферах психического развития. Таким образом, программы, использующие средства искусства и эстетики в системе, являются программами «равных возможностей» и помогают детям различных категорий (мальчики, девочки, лево- и правополушарные, педагогически запущенные и имеющие медицинские диагнозы) достигать высоких результатов в развитии. ЛИТЕРАТУРА 1. Авдеев В. В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1992. 2. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Л., 1961. 3. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996. 4. Арестова О. Н., Шильтейн Е. С. Проективный вариант техники репертуарных решеток в исследовании структуры «Я» // Вестник МГУ. № 1, 1998. 5. Асмолов А. Г., Ковалъчук М. А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. 6. Барабаш Ю. Я. Некоторые аспекты развития художественной культуры в условиях зрелого социализма // Коммунист, № 6, 1977. 7. Барышева Т. А. Диагностика эстетического развития личности. СПб., 1999. 8. БреславГ. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990. 9. Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб., 2000. 10. ВилюнасВ. К. Психология эмоциональных явлений. М, 1976. 11. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М, 1982. 12. Грот Н. Я. Психология чувствований. 1. История анализа и синтеза чувствований в европейской психологии. «Известия историко-филологического ин-та князя Безбородко в Нежине». Т. 4. Вып 2. СПб., 1879. 13. Грот Н. Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах. 2. Теоретический отдел. «Известия историко-филологического ин-та князя Безбородко в Нежине». Т. 5. СПб., 1880. 14. Церманова И. Б. Нравственная самоидентификация как регулятор мотивов поведения. Психологические проблемы самореализации личности/ Под ред. Л. Л. Головей, Л. А. Коростылевой. Вып. 3. СПб., 1999. 15. Цодонов Б. И. Эмоции как ценность. М., 1978. 16. Ермолаева М. В. Практическая психология творчества. М., 2001. Литература 17. Зинченко В. 77. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995. 18. Измайлов Ч. А. Цветовая характеристика эмоций//Вестник МГУ. № 4. 1995. 19. Ковалев А. Г. О чувствах и эмоциях // Вопросы психологии. М., № 4, 1967. 20. КолесовД. В. Эволюция психики и природа наркотизма. М.,1991. 21. Коломинский Я. Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников. Минск, 1984. 22. Кон И. С. Открытие «Я». М, 1978. 23. Леей В. Л. Нестандартный ребенок. М., 1996. 24. Леонтьев А. Н. О некоторых перспективных проблемах советской психологии // Вопросы психологии. М., № 6, 1967. 25. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. 26. Леонтьев А. 77. Деятельность, сознание, личность. М., 1975 21. Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А. Предисловие //в кн. Леонтьев А. Н. Философия психологии. М., 1994. 28. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982. 29. Мнакацанян Л. И. Личность и оценочные способности старшеклассников. М., 1991. 30. Муляр О. Интерпретационные таблицы к цветовому тесту М. Люше-ра. СПб, 1995. 31. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л, 1960. 32. Мясищев В. Н. Дружба и вражда в социально-психологической значимости. Социальная психология личности. Л, 1974. 33. Олпорт Г. В. Личность в психологии. М, 1998. 34. Орехова О. А., Хризман Т. П. Влияние искусства и эстетики на развитие творческого мышления дошкольника // Искусство, эстетика, художественные музеи - высшая школа чувств, развития психики и социализации личности ребенка. Вып. 1. СПб, 1999. 35. Орехова О. А., Хризман Т. П. Готовит ли эстетический центр детей к школе? // Искусство, эстетика, художественные музеи - высшая школа чувств, развития психики и социализации личности ребенка. Вып. 1. СПб, 1999. 36. Орехова О. А. Диагностика социальных эмоций в контексте возраст-но-психологического консультирования // Практическая психология в школе. СПб, 2000. 37. Рейковский. Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польск. М, 1979. 38. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М,. 1957. 39. Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб, 2001. Литература 40. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга // Медицинский вестник, № 47, 48. 41. Смирнов В. М., Трохачев А. И. II Предисловие в кн. В. С. Дерябин. Чувства, влечения, эмоции. Л., 1974. 42. СобчикЛ. Н. Методы психологической диагностики. М., 1990. 43. Тимофеев В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера. СПб., 1995. 44. Тихомиров О. К. Психология мышления. М., 1961. 45. Торшилова Е. Как гармонией поверить алгебру. М., 1994. 46. Фрейд Анна. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993. 47. Фортунатов Г. А. О чувствах и их развитии // Дошкольное воспитание. № 1, 1946. 48. ФлирингГ., АуэрК. Человек, цвет, пространство. М., 1973. 49. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991. 50. Хризман Т. П., Еремеева В. Д., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М., 1991. 51. Хризман Т. П. Научная концепция. Пути и методы реализации научной концепции // Искусство, эстетика, художественные музеи - высшая школа чувств, развития психики и социализации личности ребенка. Вып. 1. СПб., 1999. 52. Хъелл Л., ЗиглерД. Теории личности. СПб., 1997. 53. Ценности в кризисном социуме//Психологический журнал. Т. 12,№ 6, 1991. 54. Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. М., 1987. 55. Ядов В. А. Социальная идентичность личности. М., 1994. 56. Якобсон П. М. Психология чувств. М., 1958. 57. Ярошевский М. Г. Иван Михайлович Сеченов. Л., 1968. 58. Claparede E. Feelings ad emotions. In Reymert, 1928. 59. Meyer M. F. That whale among the fishes — the theory of emotions. Psychol. Rev. 1933. No. 3. ОГЛАВЛЕНИЕ От автора........................................................................................................... з Введение........................................................................................................... j Глава 1. Эмоциональная теория регуляции и развития психики.... 10 Эмоции и нравственная регуляция поведения человека............... 14 Эмоция и личность........................................................................... 17 Эмоция и цвет...................................................................................24 Глава 2. Диагностика эмоций в структуре личности.....................31 Эмоция в структуре личности (авторское представление)............31 Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентации «Домики»................................33 Процедура исследования.................................................................35 Инструкция по раскрашиванию (для детей 6-7 лет).....................36 Психотерапевтические эффекты.....................................................39 Инструкция по раскрашиванию (для детей 4-5 лет).....................42 Процедура приписывания и подсчета баллов................................43 Амбивалентные дети........................................................................46 Амбивалентные дети и творчество.................................................47 Система подсчета индивидуальных баллов...................................51 Эмоции, ценности и развитие системы личностных отношений... 53 Глава 3. Первичный анализ данных в контексте возрастно- психологического консультирования................................................56 Схема описания ответных листов...................................................56 Составление сводных таблиц и обработка полученных данных.... 66 Применение компьютерных технологий........................................69 Деятельностные отношения дошкольников...................................71 Date: 2015-09-05; view: 396; Нарушение авторских прав |