Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Количество использованных цветов для обозначения личностных отношений между школьниками





Группа Год Мальчики Девочки
Сад № 12 1999, 2000 4,6 5,0
Контрольная   5,1 5,4

На практике это означало, что большинству детей детского сада № 12, особенно мальчикам, было достаточно четырех цветов, а некоторым маль­чикам и трех, в то время как детям контрольной группы — пять и более.

Мы проанализировали использование цвета для обозначения эмоцио­нальных состояний и отношений у школьников 8-11 лет, учеников разных классов и школ. Всего было обследовано 47 мальчиков и 51 девочка.

Возраст, лет Мальчики Девочки
8-9 5,0 5.2
9-10 4,7 5,3
9-10 5,6 5,3
10-11 4.8 4,8
10-11 4,4 4,9

Очевидно, что с возрастом происходит овладение детьми символичес­кой функцией цвета. Чем старше дети, тем более осознанно используют они цвета для обозначения своих отношений к различным социальным ситуаци­ям. Эти отношения как бы сворачиваются. В результате некоторым мальчи­кам 10—11 лет достаточно двух цветов для обозначения всего двух отноше- н: хорошо, плохо.

Очевидно также, что дети сада № 12 овладевают символической функци­ей цвета в 6-7 лет, их показатели сравнимы с показателями других детей 9-10 лет.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что овладение символи­ческой функцией цвета как частью знакового сознания связано с возрастом. Программа эстетического развития средствами искусства позволяет детям успешно овладевать символической функцией цвета как на бо­лее ранних возрастных этапах, а также произвольно использовать цвет для решения творческих задач.

Исследование особенностей становления системы личностных отношений детей в учреждениях с различными образовательными программами

Становление социально обусловленного индивидуального сознания маль­чиков и девочек связано с формированием структуры личности и базовыми личностными новообразованиями потребностно-мотивационной сферы, в том числе системы отношений и шкалы духовных ценностей.

Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с од­ной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и норм; с другой – активное

Цветовая диагностика эмоций ребенка

Кроме того, нужно было проанализировать ценностные ориентации дош­кольников.

Гипотеза состояла в том, что художественные эмоции, имеющие соци­альный генезис и возникающие на занятиях искусством, формируют на лич­ностном уровне дошкольника систему позитивных отношений. Таким обра­зом, дети Эстетического центра продемонстрируют более высокий уровень дифференцированных, ничем не омраченных, социальных и эстетических чувств, высокий уровень активности и зрелые ценностные ориентации, на­правленные на окружающий мир и ценности человеческой сущности.

Были обследованы 25 детей экспериментальной группы (дети 6-7 лет: 18 мальчиков и 7 девочек) и 55 детей контрольной группы (дети того же возраста других садов: 31 мальчик и 24 девочки).

После сбора ответных листов были проведены шкалирование, оценка и подсчет баллов. Подобная процедура дала возможность подсчитать предпочте­ния детьми эмоций, отдельных видов деятельности, ценностных ориентации в баллах, а также подвергнуть полученные данные статистической обработке.

Разница между мальчиками и девочками при выполнении задания видна уже в характере раскрашивания. Девочки, подбирая цвета для II и III зада­ний, используют 5-6 цветов, часто этого им бывает недостаточно, и они ри­суют в домиках различные узоры. Мальчикам для выражения своего отно­шения бывает достаточно использования 2-3 цветов. Это может свидетель­ствовать о том, что у мальчиков лучше развиты процессы абстрагирования и обобщения и как следствие - символическая функция цвета. С другой сто­роны, именно мальчики подвержены влиянию искусства, имеющего соци­альный, исторический, этнографический генезис.

Анализ результатов показал, что не все дети 6-7 лет способны продиф­ференцировать социальные эмоции, раскрасив в соответствующие цвета позитивные и негативные полюса эмоций.

Чаще всего дошкольники объединяли одним цветом «счастье — скука», «счастье - обида», «счастье - злоба», «справедливость, доброта, дружба - ску­ка». Один мальчик объединил красным цветом «счастье - ссора - восхище­ние»! Это показывает, что не все безоблачно в дошкольном детстве, дети встре­чаются с правдой жизни и осмысливают ее. Однако у большинства детей, за­нимающихся искусством, при встрече с негативом такие связи не закрепи­лись, и среди них детей, продифференцировавших социальные эмоции по полюсам в 1,5-2 раза больше, чем в контрольной группе. Мальчики лучше дифференцируют социальные эмоции (72,2% мальчиков и 28,4% девочек).

Возможно, эти дети примитивны и разделяют мир только на черное и белое? Сравнительный анализ творческих работ амбивалентных и диффе­ренцированных детей показал, что это не так. У дифференцированных де-

Глава 4. Диагностика социальных эмоций в контексте решения...

тей баллы по наиболее показательной в этом случае способности к творчес­кому мышлению по Торренсу и уровень художественно-эстетических пред­ставлений по тесту «Цветы» выше. Дифференцированные дети являются более творческими, а значит, более глубоко осмысливающими окружающий мир и более активными.

Анализ предпочтений социальных и эстетических эмоций показал, что дети Эстетического центра отдают предпочтение позитивным социальным и эстетическим чувствам. Особенно это заметно на примере справедливос­ти. Дети ДОУ № 12, занимающиеся по программе эстетического развития, чаще ставят на первое место справедливость, чем дети контрольной группы.

Предпочтение эмоций (в баллах на одного ребенка)

 

Эмоция ДОУ № 12 Контрольная группа
Мальчики Девочки Средние Мальчики Девочки Средние
Счастье 5,0     4,9 5,0 4,95
Справедливость 5,1   5,55 4,3 4,1 4,2
Дружба 5,1   5,55 5.0 4,6 4,8
Доброта 5,3   5,15 4,1 3,7 3,9
Восхищение 4,9   5,45 4,3 5,3 4,8
Средние по позитиву 5,4 Средние по позитиву 4,5
Горе 1,8   1,4 2,2   2,1
Обида 1,6   1,8 4,3 1,9 3,1
Ссора 2,1   1,6 2,9 2,7 2,8
Злоба 1,4   1,2 1,7 2,3 2,0
Скука 1,9   1,95 5,0 2,9 4,0
Средние по негативу 1,6 Средние по негативу 2,8

Здесь следует остановиться и вспомнить данные исследования нрав­ственной самоидентификации у старших школьников. Согласно этому ис­следованию И. Б. Дермановой и А. Посаженниковой, для старших школь­ников категория справедливости также оказалась наиболее значимой [14]. Кроме того, определились взаимосвязи этой социальной категории с по­знавательной сферой дошкольников. Наши исследования показали, что дети, для которых актуальна справедливость как ценность, лучше решают логические задачи.

Цветовая диагностика эмоций ребенка

Глава 4. Диагностика социальных эмоций в контексте решения...

Из рис. 8 видно, что, начиная с 3-го графика, возрастает количество детей, решивших логические задания на 4 и 5 баллов. Графики 3, 4, 5 и 6-й соответствуют 4, 3, 2 и 1-му рейтинговому месту социальной эмоции спра­ведливости. В то время как дети, поставившие справедливость на 5-е и 6-е рейтинговое место, решили эти задачи лишь на 2 и 3 балла. Эти данные могут свидетельствовать о валидности новой методики и соответствия ее шкалам, примененным Дермановой и Посаженниковой, а также о том, что дошкольники, занимающиеся искусством по программе эстетического раз­вития Т. П. Хризман, по уровню развития социальных эмоций и личности находятся на уровне старшеклассников. Это, несомненно, является свиде­тельством методологического и методического достоинств указанной про­граммы.

И мальчики и девочки ДОУ № 12 в значительно меньшей степени вы­брали негативные чувства, это особенно заметно на примере скуки. Они вклю­чены в процессы самообразования и саморазвития, так как в ходе реализа­ции программы эстетического развития дошкольников Т. П. Хризман в Эс­тетическом центре педагоги:

• создали предметную среду для детей;

• расширили круг их деятельности за счет занятий искусством в музее и в детском саду;

• построили занятия таким образом, чтобы дети получали удовлетво­рение от полученных позитивных эмоций и собственного творчества;

• включили механизмы саморазвития.

Кроме того, дети ДОУ № 12 меньше выделили обиду и ссору. Эти дан­ные полностью подтвердили данные Т. П. Хризман о том, что эстетические эмоции, имеющие социальный генезис, представляют защиту от негатива, полученные при помощи психофизиологических и психолингвистических исследований. Этот факт свидетельствует о надежности и валидности новой методики.

Анализируя предпочтения разных видов деятельности, мы пришли к выводу, что дети сада № 12 по сравнению с детьми контрольной группы проявляют более высокую активность, то есть ставят все виды познава­тельной, эстетической деятельности и игру на более высокие рейтинговые места. Из познавательных видов деятельности они предпочитают чтение и счет.

      Цветовая диагностика эмоций ребенка
Предпочтение видов деятельности (в баллах на одного ребенка)
Виды деятельности Сад№ 12 Контрольная группа
  Мальчики Девочки Средние Мальчики Девочки Средние
Игра 4,7 4,0 4,35 4,4 3.5 3,9
Занятия 4,5 4.3 4,4 3.5 2,97 3,25
Эстетика 4.4 3.55 3,98 4,05 3.4 3,73
  Средние 4,28 Средние 3,62

Глава 4. Диагностика социальных эмоций в контексте решения...

Анализ личностных выборов (домик III задания) показал, что дети дет­ского сада № 12 продемонстрировали высокий уровень социальной зрело­сти: позитивную направленность на окружающий мир, познавательную активность, творчество, эмоциональный мир человека, социальную зна­чимость человеческой сущности (особенно мальчики, у которых эта на­правленность проявляется в два раза больше, чем у девочек). Дети, зани­мающиеся искусством, выделили следующие ценности: смелость — за­щищать девочек, доброта, растить сады, лепить, писать сказки, художник рисует красный цветок, театр, животные в природе, путешествия, война (окрашена в черный цвет), белка орешки грызет (эмоциональный след после занятий поэзией Пушкина), игра, мультики, животные, родные, друзья. Средний балл - 7,36.

Ценностные ориентации детей контрольной группы:

Животные — собачки, кошечки, попугаи, мышки, петушки и т. д.

Близкий круг друзей и родственников - папа, мама, бабушка, дедушка, друг.

Явления природы - осень, вода.

Игры, занятия, пищевые ориентации. Средний балл - 4,64.

Для большей наглядности данные были сведены в таблицу, из которой видно, что дети, занимающиеся искусством, не выбирают ценностей, свя­занных с естественными потребностями, но у них присутствуют выборы, находящиеся на высоких уровнях шкалы личностных ценностей, которых нет у детей контрольной группы.

Date: 2015-09-05; view: 328; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию