Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Количество использованных цветов для обозначения личностных отношений между школьниками
На практике это означало, что большинству детей детского сада № 12, особенно мальчикам, было достаточно четырех цветов, а некоторым мальчикам и трех, в то время как детям контрольной группы — пять и более. Мы проанализировали использование цвета для обозначения эмоциональных состояний и отношений у школьников 8-11 лет, учеников разных классов и школ. Всего было обследовано 47 мальчиков и 51 девочка.
Очевидно, что с возрастом происходит овладение детьми символической функцией цвета. Чем старше дети, тем более осознанно используют они цвета для обозначения своих отношений к различным социальным ситуациям. Эти отношения как бы сворачиваются. В результате некоторым мальчикам 10—11 лет достаточно двух цветов для обозначения всего двух отноше- н: хорошо, плохо. Очевидно также, что дети сада № 12 овладевают символической функцией цвета в 6-7 лет, их показатели сравнимы с показателями других детей 9-10 лет. Таким образом, можно сделать вывод о том, что овладение символической функцией цвета как частью знакового сознания связано с возрастом. Программа эстетического развития средствами искусства позволяет детям успешно овладевать символической функцией цвета как на более ранних возрастных этапах, а также произвольно использовать цвет для решения творческих задач. Исследование особенностей становления системы личностных отношений детей в учреждениях с различными образовательными программами Становление социально обусловленного индивидуального сознания мальчиков и девочек связано с формированием структуры личности и базовыми личностными новообразованиями потребностно-мотивационной сферы, в том числе системы отношений и шкалы духовных ценностей. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и норм; с другой – активное Цветовая диагностика эмоций ребенка Кроме того, нужно было проанализировать ценностные ориентации дошкольников. Гипотеза состояла в том, что художественные эмоции, имеющие социальный генезис и возникающие на занятиях искусством, формируют на личностном уровне дошкольника систему позитивных отношений. Таким образом, дети Эстетического центра продемонстрируют более высокий уровень дифференцированных, ничем не омраченных, социальных и эстетических чувств, высокий уровень активности и зрелые ценностные ориентации, направленные на окружающий мир и ценности человеческой сущности. Были обследованы 25 детей экспериментальной группы (дети 6-7 лет: 18 мальчиков и 7 девочек) и 55 детей контрольной группы (дети того же возраста других садов: 31 мальчик и 24 девочки). После сбора ответных листов были проведены шкалирование, оценка и подсчет баллов. Подобная процедура дала возможность подсчитать предпочтения детьми эмоций, отдельных видов деятельности, ценностных ориентации в баллах, а также подвергнуть полученные данные статистической обработке. Разница между мальчиками и девочками при выполнении задания видна уже в характере раскрашивания. Девочки, подбирая цвета для II и III заданий, используют 5-6 цветов, часто этого им бывает недостаточно, и они рисуют в домиках различные узоры. Мальчикам для выражения своего отношения бывает достаточно использования 2-3 цветов. Это может свидетельствовать о том, что у мальчиков лучше развиты процессы абстрагирования и обобщения и как следствие - символическая функция цвета. С другой стороны, именно мальчики подвержены влиянию искусства, имеющего социальный, исторический, этнографический генезис. Анализ результатов показал, что не все дети 6-7 лет способны продифференцировать социальные эмоции, раскрасив в соответствующие цвета позитивные и негативные полюса эмоций. Чаще всего дошкольники объединяли одним цветом «счастье — скука», «счастье - обида», «счастье - злоба», «справедливость, доброта, дружба - скука». Один мальчик объединил красным цветом «счастье - ссора - восхищение»! Это показывает, что не все безоблачно в дошкольном детстве, дети встречаются с правдой жизни и осмысливают ее. Однако у большинства детей, занимающихся искусством, при встрече с негативом такие связи не закрепились, и среди них детей, продифференцировавших социальные эмоции по полюсам в 1,5-2 раза больше, чем в контрольной группе. Мальчики лучше дифференцируют социальные эмоции (72,2% мальчиков и 28,4% девочек). Возможно, эти дети примитивны и разделяют мир только на черное и белое? Сравнительный анализ творческих работ амбивалентных и дифференцированных детей показал, что это не так. У дифференцированных де- Глава 4. Диагностика социальных эмоций в контексте решения... тей баллы по наиболее показательной в этом случае способности к творческому мышлению по Торренсу и уровень художественно-эстетических представлений по тесту «Цветы» выше. Дифференцированные дети являются более творческими, а значит, более глубоко осмысливающими окружающий мир и более активными. Анализ предпочтений социальных и эстетических эмоций показал, что дети Эстетического центра отдают предпочтение позитивным социальным и эстетическим чувствам. Особенно это заметно на примере справедливости. Дети ДОУ № 12, занимающиеся по программе эстетического развития, чаще ставят на первое место справедливость, чем дети контрольной группы. Предпочтение эмоций (в баллах на одного ребенка)
Здесь следует остановиться и вспомнить данные исследования нравственной самоидентификации у старших школьников. Согласно этому исследованию И. Б. Дермановой и А. Посаженниковой, для старших школьников категория справедливости также оказалась наиболее значимой [14]. Кроме того, определились взаимосвязи этой социальной категории с познавательной сферой дошкольников. Наши исследования показали, что дети, для которых актуальна справедливость как ценность, лучше решают логические задачи. Цветовая диагностика эмоций ребенка Глава 4. Диагностика социальных эмоций в контексте решения... Из рис. 8 видно, что, начиная с 3-го графика, возрастает количество детей, решивших логические задания на 4 и 5 баллов. Графики 3, 4, 5 и 6-й соответствуют 4, 3, 2 и 1-му рейтинговому месту социальной эмоции справедливости. В то время как дети, поставившие справедливость на 5-е и 6-е рейтинговое место, решили эти задачи лишь на 2 и 3 балла. Эти данные могут свидетельствовать о валидности новой методики и соответствия ее шкалам, примененным Дермановой и Посаженниковой, а также о том, что дошкольники, занимающиеся искусством по программе эстетического развития Т. П. Хризман, по уровню развития социальных эмоций и личности находятся на уровне старшеклассников. Это, несомненно, является свидетельством методологического и методического достоинств указанной программы. И мальчики и девочки ДОУ № 12 в значительно меньшей степени выбрали негативные чувства, это особенно заметно на примере скуки. Они включены в процессы самообразования и саморазвития, так как в ходе реализации программы эстетического развития дошкольников Т. П. Хризман в Эстетическом центре педагоги: • создали предметную среду для детей; • расширили круг их деятельности за счет занятий искусством в музее и в детском саду; • построили занятия таким образом, чтобы дети получали удовлетворение от полученных позитивных эмоций и собственного творчества; • включили механизмы саморазвития. Кроме того, дети ДОУ № 12 меньше выделили обиду и ссору. Эти данные полностью подтвердили данные Т. П. Хризман о том, что эстетические эмоции, имеющие социальный генезис, представляют защиту от негатива, полученные при помощи психофизиологических и психолингвистических исследований. Этот факт свидетельствует о надежности и валидности новой методики. Анализируя предпочтения разных видов деятельности, мы пришли к выводу, что дети сада № 12 по сравнению с детьми контрольной группы проявляют более высокую активность, то есть ставят все виды познавательной, эстетической деятельности и игру на более высокие рейтинговые места. Из познавательных видов деятельности они предпочитают чтение и счет.
Глава 4. Диагностика социальных эмоций в контексте решения... Анализ личностных выборов (домик III задания) показал, что дети детского сада № 12 продемонстрировали высокий уровень социальной зрелости: позитивную направленность на окружающий мир, познавательную активность, творчество, эмоциональный мир человека, социальную значимость человеческой сущности (особенно мальчики, у которых эта направленность проявляется в два раза больше, чем у девочек). Дети, занимающиеся искусством, выделили следующие ценности: смелость — защищать девочек, доброта, растить сады, лепить, писать сказки, художник рисует красный цветок, театр, животные в природе, путешествия, война (окрашена в черный цвет), белка орешки грызет (эмоциональный след после занятий поэзией Пушкина), игра, мультики, животные, родные, друзья. Средний балл - 7,36. Ценностные ориентации детей контрольной группы: Животные — собачки, кошечки, попугаи, мышки, петушки и т. д. Близкий круг друзей и родственников - папа, мама, бабушка, дедушка, друг. Явления природы - осень, вода. Игры, занятия, пищевые ориентации. Средний балл - 4,64. Для большей наглядности данные были сведены в таблицу, из которой видно, что дети, занимающиеся искусством, не выбирают ценностей, связанных с естественными потребностями, но у них присутствуют выборы, находящиеся на высоких уровнях шкалы личностных ценностей, которых нет у детей контрольной группы.
|