Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шары энергии





Наша одномоторная «Цессна» летела около часа через изморось девственного тропического леса. Я сидел рядом с пилотом, Эхуд и Таю — позади. Рауль — среди наших рюкзаков и спальных мешков.

Облака клубились вокруг, иногда полностью закрывая обзор. Когда они немного расступились, глазам предстал удивительный пейзаж. Ничего подобного я никогда не видел здесь. Возможно, сказал я себе, это просто воображение. Может быть, дело в репутации человека, с которым мы собираемся встретиться, или в том, что мы отправились в самое сердце джунглей, куда почти никогда не ступала нога чужака.

Из самолета кроны деревьев казались бесплотными, туманными, и их листва больше походила на дым. Они казались нереальными, размытыми.

Некоторые деревья возвышались над остальными, похожие на древних колдунов со спутанными волосами, чьи длинные узловатые руки тянулись, чтобы схватить наш маленький самолет.

Однако я не чувствовал угрозы. Скорее, ощущал, что меня манят или искушают, как сирены своими песнями заманивали Одиссея. Мне хотелось выпрыгнуть из самолета. В голову пришла мысль, которая показалась смешной: быть может, стоит привязаться к сиденью? Затем я понял, что уже сделал это с помощью ремня безопасности. Я несколько раз оборачивался и видел, что Таю и Эхуд оживленно разговаривают. Хотя она не говорила по-английски, но многое понимала. Мы вышли из облаков. Следующее, что я помню, — мы приземляемся на взлетной полосе в племени Тампура.

Выбравшись из самолета, я почувствовал солнечный жар. Солнце почти сбило меня с ног. Я оглядел просеку. Деревья, ограничивающие ее, были огромными, самыми большими из тех, что я видел за всю свою жизнь. Как древние горгульи, защищающие пещеру мага, они отбрасывали гигантские тени на грязную дорогу.

Таю повела нас к навесу около взлетной полосы. Подошли три женщинышуарки с флягами чичи. Я сразу взял флягу и понял, что обязан выпить. Три женщины твердо решили продемонстрировать качество своего напитка. Зная, что они дочери или невестки Тампура, никто из нас не решился отказаться. Когда я опустошил флягу и возвращал ее назад, то посмотрел в сторону леса. И увидел какое-то движение, неясную тень, скользнувшую вдоль плотной стены растительности. Возможно, на меня повлияла чича, но Таю тоже что-то заметила.

— Тампур, — проговорила она в повисшей тишине.

Она поднялась и направилась к этой тени, которая превратилась в человека. Говорили, что Тампуру уже около ста лет, и я ожидал увидеть сморщенного, изможденного старика. И был очень удивлен. Этот невысокий, плотный коренной житель Амазонки с округлым животом больше напоминал Будду, нежели покрытого шрамами старого воина.

Тампур был рад видеть Таю. Он приветствовал ее как собственную дочь и выразил признательность за то, что мы проделали весь этот путь, чтобы послушать его истории. Затем он пригласил нас в свое жилище, примерно в получасе ходьбы от посадочной полосы.

Идя по лесу, он напоминал ягуара. Ни один его мускул не двигался без необходимости. Казалось, он замечает все, хотя ничему не придает особого значения. Его глаза были глазами человека, который способен с первого взгляда понять все, что нужно, о чем угодно. Каким бы старым он ни был, я не сомневался, что, если дело дойдет до драки, я бы предпочел иметь его на своей стороне.

В ту ночь мы сидели вокруг огня в хижине Тампура. Эхуд взял свой цифровой диктофон, и Тампур разрешил ему записать истории, сказав, что они являются важной частью наследия шуаров, которая исчезнет вместе с ним, если кто-нибудь их не запишет. С помощью одного из праправнуков великого воина Эхуд вбил колышек в землю перед Тампуром и повесил на него микрофон. Подозрительно посмотрев на это устройство, Тампур поднял свой мачете, как будто собирался ударить, а потом от всего сердца рассмеялся.

Тампур говорил в микрофон, Таю переводила на испанский, а мы с Раулем пытались передать общий смысл сказанного для Эхуда и для тех, кто будет слушать запись. Тампур признался, что не знает своего возраста, однако он полагал, что ему должно быть примерно восемьдесят-девяносто лет. Он рассказал о междоусобных войнах, когда одна семья шуаров оборачивалась против другой семьи, и о великих войнах, когда шуары объединялись, чтобы сражаться с их общим врагом — ачуарами. Он лично убил больше тридцати врагов. Я спросил, чем он объясняет свою удивительную отвагу.

— Уж точно не своей силой! — сказал он и, смеясь, повернулся кругом. — Всегда найдется тот, кто лучше и сильнее. У меня была вера.


— Вера в победу? Жена Тампура принесла флягу с чичей. Я глотнул ароматного прохладного напитка. Он по очереди оглядел всех нас, заглянув каждому в глаза.

— Нет. Вера в то, что я делаю то, для чего рожден. Поражение — это так же хорошо, как и победа. Единственный важный вопрос: продвинулся ли я по тому пути, для которого предназначен? Я до сих пор жив не потому, что больше всех хочу жить, или лучше обращаюсь с копьем, чем те, кто умер раньше меня, а потому, что это моя судьба — говорить сейчас с тобой и этой маленькой машинкой.

Он вытащил мачете и, прежде чем мы успели что-то сделать, взмахнул им около микрофона. Эхуд в наушниках аж подскочил. Тампур снова разразился смехом.

Я задумался над тем, что он сказал. Мы, жители индустриальных стран, одержимы идеей успеха. Однако великие поэты и философы всех времен говорили, что неудача — важная часть жизни, и что необходимо с радостью встречать падения, старость и смерть, если мы хотим жить полной жизнью.

Я наблюдал, как Тампур взял флягу с чичей и благоговейно поднес ее к губам. Я вспомнил кельтского поэта Дэвида Уайта, который пишет об убывающей Луне и трех днях, когда Луна остается невидимой. Он указывал на то, что те люди, которые отказываются встречаться с «темной» стороной жизни, со своими неудачами, страхами и промахами, могут пребывать в апатии, когда Луна находится в этих фазах.

— Верь в свою судьбу, — продолжал Тампур, передавая флягу своей жене, — поступай так, как велит твой дух, твое сердце. Не думай слишком много. Размышлять стоит, если действительно есть необходимость составить четкий план действий. Но в большинстве жизненных ситуаций нужно прислушиваться, прежде всего, к голосу сердца, потому что сердце знает, как следовать советам духов. Поэтому я слушаю свое сердце и со вершаю психонавигационные путешествия к духам. Я верю в них и в то, что они хотят помочь.

Ампан, воин шуаров и спутник автора в путешествиях, с духовой трубкой, пучком отравленных дротиков и флягой с чичей. ФОТОГРАФИЯ ЛЮБЕЗНО ПРЕДОСТАВЛЕНА ВИВЬЕН ДЕЙЦ

Он встал, чтобы подложить хвороста в костер. — Каким образом ты следуешь своему сердцу? — спросил Рауль. — Как ты можешь быть уверен в том, что оно говорит?

— Я слушаю, — сказал он, приложив руку к своему уху. — Твое сердце — это часть Вселенной. Если ты прислушаешься к сердцу, ты услышишь ее голос. Мы называем его Голосом Вселенной или Голосом Души. Он говорит с нами все время. Мы всего лишь должны слушать. Что ты сейчас слышишь?

Все молчали. Рауль застыл с фляжкой, поднесенной ко рту. Я ощущал только костер и звуки джунглей. Потом услышал что-то, что привык называть «мыслью», несмотря на то, что в действительности это своего рода внутренний голос:

«Мне говорят, что я делаю недостаточно, что не слушаю то, что должен слушать. И что сегодня вечером здесь звучит великая мудрость».

— Видишь? — Тампур хлопнул по колену. — Всегда великая мудрость произносится Голосом Вселенной. Нужно только слушать. Твое сердце всегда слушает. Если соединишь руки на груди, это поможет вспомнить.

Девяностолетний воин и шаман шуаров, который говорил о Голосе Вселенной. ФОТОГРАФИЯ АВТОРА

Он медленно поднял руки и соединил их у сердца. Затем помолчал, прислушиваясь, пока каждый из нас не сделал то же самое.


— Видите? Тампур склонился над огнем. Его улыбка осветила ночь. Он стал петь песню о Голосе Души. Таю было трудно перевести ее до

словно, хотя она сказала, что песня славила аяхуаску, Лиану Души, которая помогает людям слиться с растениями и природой.

— Аяхуаска, — перевела она, — помогает умереть и родиться заново, и в этот момент перерождения мы ясно слышим Голос Вселенной, но, что еще более важно, она прочищает наши уши, так что с тех пор, как мы один раз ее выпили, мы всегда можем слышать Голос.

Я вспомнил разговор с Вьехо Ицей на вершине пирамиды, казалось, с тех пор прошла целая вечность, его слова о том, что растения раскрывают нас, снимая такие барьеры, как страх. Я решил не спрашивать напрямую о превращении, а просто выяснить, насколько убеждения Тампура соответствуют убеждениям Вьехо Ицы.

— Ценишь ли ты деревья за что-то, кроме их целебных свойств и того, что из них строят дома, лодки и делают инструменты?

Тампур стал подробно рассказывать о духах растений. — Они самые сильные, — заключил он. — В моей следующей жизни я буду деревом, а не слабым человеком. Деревья дают нам воздух для дыхания, воду для питья. То, что они предоставляют еду, материал для лодок, копий, стен и крыш наших жилищ, — ничто по сравнению с этим. Вы знаете, что Воздух, Вода, Земля и Огонь — это Четыре Священных Сестры, поддерживающие существование мира. Но Четыре Сестры не смогут существовать, если не станет лесов. Мы не можем жить без лесов. Вы не можете без них жить! Ваши люди там, на севере, не могут жить без этих деревьев.

Таю повернулась ко мне. — Не стоит ли нам записать побольше его историй? Я знал, что для нее, как и для всех нас, это было важно.

Тампур долго рассказывал о своей жизни воина и шамана и о том, как всю жизнь старался улучшить свою способность слушать Голос и действовать в соответствии с услышанным. Он рассказал о многих убитых им воинах, подробно описывая сражения, смерть врагов и песни, которые пел после победы, желая получить защиту Голоса Вселенной, прося у него силу, которая необходима, чтобы и дальше следовать судьбе. Он пел для нас эти песни. Мы все выпили немало чичи.

Я заметил, что мои глаза часто возвращались к Таю. Тихо сидящая рядом с Тампуром, она в свете огня выглядела нежной, безмятежной, святящейся. Показалось, что мои чувства к ней отличались от чувств к лесу, закату или водопаду. На каком-то уровне наши души были едины, но я почувствовал укол совести, когда осознал, что притяжение было еще и сексуальным.

Тампур пьет чичу. ФОТОГРАФИЯ АВТОРА

Тампур замолчал. Он посмотрел на меня. Затем на Таю. — Что ж, — сказал он, всем корпусом поворачиваясь к ней. — Хватит о войне. Давайте поговорим о любви.

Она посмотрела на меня — или я просто фантазировал? — когда переводила эти слова.


Немолодой голос Тампура дрожал от восторга, когда он рассказывал о церемонии шуаров, которая проводится несколько раз в год. Мужчины и женщины собираются в противоположных концах жилища. Мужчины бьют в барабаны, а женщины поддерживают ритм, потрясая танцевальными поясами, украшенными нитками бусин и ракушек, свисающих с их бедер. Ряды сближаются и расходятся. Люди меняют свое положение в ряду. Постепенно образуются пары и исчезают в лесу. Утром мужья и жены воссоединяются, и все произошедшее прощается.

— Прекрасный обычай, — заметил Тампур в завершение своего рассказа. — Решает многие проблемы до того, как они появляются.

Наконец, далеко за полночь, мы отправились спать. Я благоразумно положил спальный мешок между мешками Рауля и Эхуда. Таю легла по другую сторону огня. Я не мог заснуть, хоть и устал за день. Перед глазами все еще стоял образ Таю, сидящей в свете костра рядом с Тампуром. Она встала, чтобы танцевать передо мной. На ней был пояс для танцев, бусины и ракушки качались вместе с ее бедрами. Затем она начала исчезать.

Вдруг я услышал голос, строгий и мужественный. Возник образ мужчины в черном костюме, стоящий перед телевизионными камерами.

— Чтобы избежать искушения, я никогда не позволяю себе ехать в машине с женщиной, если нет кого-то третьего. Никогда. Даже с моей секретаршей. Никогда не обедаю наедине с женщиной.

Голос был знаком, но я не мог определить, кому он принадлежит. Я сел. Костер ярко горел, казалось, все спали. Я так хотел, чтобы Таю проснулась, посмотрела на меня, заговорила. Страстно желал услышать ее голос. Снова услышал мужской голос и на этот раз вспомнил, кто это. Проповедник Билли Грэхем, дающий интервью на национальном телевидении. Репортер спросил преподобного Грэхема о том, приходилось ли ему бороться с искушениями.

Я улегся обратно, испытывая облегчение от того, что понял, откуда взялся этот образ. Блики огня отплясывали на соломенной крыше над головой. Судя по всему, Билли Грэхем обращался непосредственно ко мне. Избегай ситуаций, в которых могут возникнуть искушения. Я похвалил себя за то, что между мной и Таю был костер. Закрыл глаза.

Затем увидел, как на меня надвигается лицо Таю. Ее мягкая улыбка заставила снова задуматься, пересмотреть свои выводы. Почему я должен хвалить себя за то, что избегаю ее? Она прекрасный человек, мудрый учитель. Моя реакция выросла из другого чувства, очень коварного — чувства вины. Я понял, что слова Грэхема являются манипулятивным инструментом нашей культуры, которая спекулирует на чувстве вины, чтобы нас контролировать. Никогда не оставаться наедине с женщиной! Что стои«т за этой фразой? Такой подход отделяет людей друг от друга точно так же, как научная система создала непреодолимую пропасть между биологическими видами.

Тогда я вспомнил историю про Еву и змея-искусителя. Дьявольская женщина, дьявольская природа. Как рождаются подобные идеи? Что внутри нашей культуры возводит эти препятствия, подавляет все естественное и мешает ценить наши природные аспекты? И что заставляет считать, что мы вправе навязывать эти идеи и ценности другим?

Осознав, что нужно поспать, что я не смогу сейчас ответить на все вопросы, я замедлил свой внутренний ритм, чтобы перестать об этом думать. Постарался найти образ, который помог бы заснуть, и вернулся к истории Тампура о любви, празднике, мужчинах и женщинах, собирающихся провести ночь вместе. Передо мной проплывали образы. Подобно призракам, они выплывали из леса — шуары всех возрастов выстраивались для ритуала блаженства. Я почти не удивился, увидев собственное лицо в обеих шеренгах танцоров, женской и мужской. Я чувствовал себя умиротворенным и довольным.

Я заснул. Но осознавал треск костра, звуки леса, окружающие меня, Тампура и его семью, Таю, ночь... и все же я спал, как будто границы между бодрствованием и сном растворились.

В какой-то момент я заметил, что больше не сплю. Меня тянуло в джунгли, как будто они звали меня. Взглянув на угли очага, я решил, что, должно быть, спал несколько часов. Посмотрел на Таю. Она не шевелилась.

Я лег, плотно завернувшись в спальный мешок, и сказал себе, что это просто воображение. Затем вспомнил про Голос Души, Голос Вселенной. У меня возник вопрос: что такое воображение? Не этим ли словом мы, на самом деле, называем Голос?

Я выбрался из спального мешка и встал. В хижине было темно, свет исходил только от тлеющих углей. Собака подняла голову и заскулила. Затем снова заснула. Больше не раздалось ни звука.

Я вышел наружу. На небе сверкали звезды. Между деревьями то тут, то там мелькали светлячки. Понял, что забыл фонарик, но не хотел возвращаться за ним, чтобы не разбудить никого. Я знал, где тропинка, и, в любом случае, света звезд достаточно, чтобы различать деревья. Медленно вошел в ночь, чувствуя, что меня влечет какая-то непонятная сила. Я соединил руки возле сердца и понял, что все делаю правильно.

Звуки ночных джунглей казались громче, чем раньше, как будто они были хором, аккомпанирующим Голосу. Я пытался представить себе тех, кто их издавал. Мысленно видел лягушек, жаб, насекомых всевозможных расцветок и форм, филинов и сов, маленького оцелота и горящие глаза ягуара. Замедлил шаг, но продолжил двигаться через лес.

Деревья вдруг расступились, и я оказался на поляне. Замер. Над кронами деревьев сверкнул синеватый отблеск. И еще раз. Затем он поднялся над лесом — мерцающий шар синего цвета, подобный тому, что я видел во время путешествия, которое совершил на пирамиде майя вместе с Вьехо Ицей. Он повис над верхушками деревьев. Появился еще один светящийся шар. Он, казалось, материализовался прямо из воздуха. Они оба парили рядом.

Огромные шары энергии приблизились ко мне, а затем быстро исчезли, скрывшись за плотной стеной деревьев тропического леса. Кажется, я простоял там очень долго в надежде, что они вернутся. Я чувствовал себя одновременно полным энергии и опустошенным.

Я вспомнил тот день на пирамиде майя с Вьехо Ицей, и то, как превратился в шар энергии, который из золотого стал синим и увеличивался до тех пор, пока его диаметр не стал примерно равен моему росту. Вспомнил Вьехо Ицу, который рассказал, как использовать камень-проводник, и о том, как этот камень двигался вокруг и касался энергетического шара. Вспомнил, как услышал Голос Души (теперь я понимал, что это был именно он!), говорящий, что мое желание превратиться в шар энергии — это мечта, а не фантазия. Кажется, моя мечта начала сбываться.

Я хотел бежать в джунгли за этими огнями, но что-то меня удержало. Я был уверен, что снова встречусь с ними. Наконец, я повернулся и поспешил обратно к жилищу Тампура. Я в последний раз обернулся, чтобы посмотреть в ту сторону, где исчезни синие шары. Никаких признаков.

Ничто не изменилось. Собака подняла голову, когда я вошел, и, узнав меня, помахала хвостом. Я забрался обратно в спальный мешок и некоторое время сидел, рассматривая тлеющие угли.

Позднее той ночью мне приснился сон. По крайней мере, показалось, что это был сон, хотя на следующий день, когда я рассказывал о нем, Рауль предположил, что это могло быть чем-то бо«льшим. Я медленно скользил по небу, окруженный синим сиянием, смотря на пустыню внизу. Через пески двигались люди и животные. Время от времени один из людей поднимал голову и указывал на меня. Они следовали за мной. Я чувствовал тепло, восторг, знал, что это длится уже много дней. Вдруг на горизонте увидел город. Рядом с ним была маленькая пещера. Я завис над ней. Внутри пещеры увидел людей, животных и новорожденного младенца. Люди, следовавшие за мной, вошли в пещеру. Я поднялся выше в небо, откуда мог видеть всю эту равнину, город и пещеру. От того места, где спал ребенок, расходились золотистые лучи.

Я проснулся потому, что рядом кто-то смеялся. Было темно. Когда глаза привыкли к освещению, я увидел фигуры, копошащиеся около углей. Ктото подложил дров и раздул огонь. Пели птицы, и ночь перешла в утро, неясный туманный свет. Смех стал громче. Я сел. Вся семья шуаров была на полу: младенцы, дети, взрослые, даже Тампур. Они устроили веселую возню, играя с каким-то маленьким животным, скорее всего, обезьянкой.

Рауль присел рядом со мной. — Они никогда не становятся взрослыми, — сказал он. — Старейшины

шуаров однажды сказали мне, что вечером старики учат молодежь традициям племени, а утром дети учат взрослых игре.

Мы убрали спальные мешки и приготовились к отъезду в Капави, где ждал Хайме, работавший над проектом экологического поселения. Пока Рауль и Таю готовили завтрак, я оказался наедине с Тампуром и его правнуком-подростком, который говорил как на языке шуаров, так и на испанском. Мы втроем вышли из хижины. Я воспользовался возможностью и рассказал Тампуру о синих шарах в небе.

Слушая, он кивал головой и довольно улыбался. Когда я закончил, он произнес одно слово, которое не нуждалось в переводе:

— Китиар. — Китиар? — поразился я. — Это был Китиар? Он энергично кивнул. — Китиар. — Это не были инопланетяне? С другой планеты? — Да, да, — сказал он, помахав руками над головой. — Китиар. Другие планеты. Духи джунглей. Китиар.

Он похлопал меня по спине. Затем мне пришел в голову вопрос: — Ты знал, что я друг Китиара? Он кивнул. — Откуда? Он указал в направлении того места, где прошлой ночью были синие шары.

— Мы все едины, — сказал он. Я рассказал, как Китиар предсказал, что станет летучей мышью, что

видел ее, когда Китиар лечил меня, и о том, что случилось той ночью, когда Китиар исчез.

— Да, — уверенно сказал он. — Китиар стал летучей мышью. Теперь — синими шарами. Он есть то, что он есть.

Затем помолчал и снова похлопал меня по спине. — Не думай так много. Его руки дотронулись до моего сердца. Мы немного постояли. Звуки пробуждающихся джунглей наполняли воздух. Глядя в сторону верхушек деревьев, он медленно заговорил.

— Мы, старые шуары, можем становиться деревьями и животными. Мы знаем, что во время шторма нужно гнуться, как пальмы, чтобы не вырвало с корнем. Шаманы меняют форму и используют это против своих врагов. Научись быть шаром энергии, как твой учитель, Китиар.







Date: 2015-09-18; view: 271; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию