№ п/п
| Базовые компетентности педагога
| Характеристики компетентностей
| Показатели оценки компетентности
|
I. Личностные качества
|
11.
| Вера в силы и возможности обучающихся
| Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога — раскрывать потенциальные возможности обучающихся. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении обучающегося, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. Можно сказать, что любить ребёнка — значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности
| · Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся;
· умение осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность;
· умение находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития;
· умение разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты
|
1 2.
| Интерес к внутреннему миру обучающихся
| Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знание их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности
| · Умение составить устную и письменную характеристику обучающегося, отражающую разные аспекты его внутреннего мира;
· умение выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается;
· умение построить индивидуализированную образовательную программу;
· умение показать личностный смысл обучения с учётом индивидуальных характеристик внутреннего мира
|
1 3.
| Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеоло-гизированное мышление педагога)
| Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции
| · Убеждённость, что истина может быть не одна;
· интерес к мнениям и позициям других;
· учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся
|
1 4.
| Общая культура
| Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека. Во многом определяет успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся
| · Ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни;
· знание материальных и духовных интересов молодёжи;
· возможность продемонстрировать свои достижения;
· руководство кружками и секциями
|
.5.
| Эмоциональная устойчивость
| Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся. Определяет эффективность владения классом
| · В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие;
· эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки;
· не стремится избежать эмоционально-напряжённых ситуаций
|
1 6.
| Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе
| В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность
| · Осознание целей и ценностей педагогической деятельности;
· позитивное настроение;
· желание работать;
· высокая профессиональная самооценка
|
II. Постановка целей и задач педагогической деятельности
|
21.
| Умение перевести тему урока в педагогическую задачу
| Основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. Обеспечивает реализацию субъект-субъектного подхода, ставит обучающегося в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности
| · Знание образовательных стандартов и реализующих их программ;
· осознание нетождественности темы урока и цели урока;
· владение конкретным набором способов перевода темы в задачу
|
2.2
| Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся
| Данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью
| · Знание возрастных особенностей обучающихся;
· владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте
|
III. Мотивация учебной деятельности
|
| Умение обеспечить успех в деятельности
| Компетентность, позволяющая обучающемуся поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения
| · Знание возможностей конкретных учеников;
· постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика;
· демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам
|
32.
| Компетентность в педагогическом оценивании
| Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании
| · Знание многообразия педагогических оценок;
· знакомство с литературой по данному вопросу;
· владение различными методами оценивания и их применение
|
33.
| Умение превращать учебную задачу в личностнозначимую
| Это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности
| · Знание интересов обучающихся, их внутреннего мира;
· ориентация в культуре;
· умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов
|
IV. Информационная компетентность
|
41.
| Компетентность в предмете преподавания
| Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения
| · Знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось);
· возможности применения получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений;
· владение методами решения различных задач;
· свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных
|
42.
| Компетентность в методах преподавания
| Обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности
| · Знание нормативных методов и методик;
· демонстрация личностно ориентированных методов образования;
· наличие своих находок и методов, авторской школы;
· знание современных достижений в области методики обучения, в том числе использование новых информационных технологий;
· использование в учебном процессе современных методов обучения
|
3.
| Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)
| Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Служит условием гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию академической активности
| · Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся;
· владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно, со школьным психологом);
· использование знаний по психологии в организации учебного процесса;
· разработка индивидуальных проектов на основе личных характеристик обучающихся;
· владение методами социометрии;
· учёт особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе;
· знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учёт в своей деятельности
|
44.
| Умение вести самостоятельный поиск информации
| Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности.
Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск
| · Профессиональная любознательность;
· умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями;
· использование различных баз данных в образовательном процессе
|
V. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений
|
51.
| Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты
| Умение разработать образовательную программу является базовым в системе профессиональных компетенций. Обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных программ. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс.
Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся.
Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся.
Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов является составной частью разработки образовательных программ, характер представляемого обоснования позволяет судить о стартовой готовности к началу педагогической деятельности, позволяет сделать вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся
| · Знание образовательных стандартов и примерных программ;
· наличие персонально разработанных образовательных программ:
· характеристика этих программ по содержанию, источникам информации;
· по материальной базе, на которой должны реализовываться программы;
· по учёту индивидуальных характеристик обучающихся;
· обоснованность используемых образовательных программ;
· участие обучающихся и их родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута;
· участие работодателей в разработке образовательной программы;
· знание учебников и учебно-методических комплектов, используемых в образовательных учреждениях, рекомендованных органом управления образованием;
· обоснованность выбора учебников и учебно-методических комплектов, используемых педагогом
|
52.
| Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях
| Педагогу приходится постоянно принимать решения:
— как установить дисциплину;
— как мотивировать академическую активность;
— как вызвать интерес у конкретного ученика;
— как обеспечить понимание и т. д.
Разрешение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности.
При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила), так и творческие (креативные) или интуитивные
| · Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения;
· владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций;
· владение критерием предпочтительности при выборе того или иного решающего правила;
· знание критериев достижения цели;
· знание нетипичных конфликтных ситуаций;
· примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций;
· развитость педагогического мышления
|
VI. Компетенции в организации учебной деятельности
|
61.
| Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений
| Является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога
| · Знание обучающихся;
· компетентность в целеполагании;
· предметная компетентность;
· методическая компетентность;
· готовность к сотрудничеству
|
62.
| Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности
| Добиться понимания учебного материала — главная задача педагога. Этого понимания можно достичь путём включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путём демонстрации практического применения изучаемого материала
| · Знание того, что знают и понимают ученики;
· свободное владение изучаемым материалом;
· осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся;
· демонстрация практического применения изучаемого материала;
· опора на чувственное восприятие
|
63.
| Компетентность в педагогическом оценивании
| Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создаёт условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие обучающегося от внешней оценки к самооценке. Компетентность в оценивании других должна сочетаться с самооценкой педагога
| · Знание функций педагогической оценки;
· знание видов педагогической оценки;
· знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности;
· владение методами педагогического оценивания;
· умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах;
· умение перейти от педагогического оценивания к самооценке
|
64.
| Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося
| Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы осуществить или организовать поиск необходимой для ученика информации
| · Свободное владение учебным материалом;
· знание типичных трудностей при изучении конкретных тем;
· способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи;
· умение выявить уровень развития обучающихся;
· владение методами объективного контроля и оценивания;
· умение использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности (ученик должен уметь определить, чего ему не хватает для решения задачи)
|
65.
| Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса
| Обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса
| · Знание современных средств и методов построения образовательного процесса;
· умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам;
· умение обосновать выбранные методы и средства обучения
|
66.
| Компетентность в способах умственной деятельности
| Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных операций
| · Знание системы интеллектуальных операций;
· владение интеллектуальными операциями;
· умение сформировать интеллектуальные операции у учеников;
· умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче
|