Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Д. Флетчер о заседаниях Земского собора





 

Самое высшее учреждение для публичных совещаний в делам государственным называется с о б о р о м, то есть з е м с к и а собранием. Чины и звания лиц, бывающих в таких собраниях, пс порядку их, следующие: 1) сам Царь, 2) некоторые из дворян, числой до двадцати, которые все принадлежат к его Думе, 3) столько же известных духовных лиц. Что касается до горожан или других представителей народных, то их не допускают в это собрание, так как простой народ считается там не лучше рабов, которые должны повиноваться, а не издавать законы, и не имеют права ничего знать о делах общественных до тех пор, пока все не будет решено и окончено.

Земское собрание (называемое собором) составляется следующим образом. Царь приказывает созвать тех дворян, заседающих (как было сказано) в его Думе, коих он сам заблагорассудит, вместе с патриархом, который приглашает свое духовенство, то есть обоих митрополитов, обоих архиепископов и тех из епископов, архимандритов и монахов, которые пользуются наибольшею известностью и уважением. Когда все соберутся на царском дворе, то назначается день заседания, для чего обыкновенно избирают пятницу, по причине святости этого дня.

Когда определенный день наступит, то духовные лица собираются прежде в назначенное время и место, называемое стол ы...

Как скоро приходит Царь в сопровождении своих сановников, то все встают и встречают его в сенях, следуя за патриархом, который благословляет Царя двумя первыми пальцами, возлагая их ему на чело и на обе стороны лица, потом целует его в правое плечо. После того идут в палату, назначенную для таких собраний, где садятся в следующем порядке: Царь занимает место на троне по одну сторону комнаты. Неподалеку от него, за небольшим четвероугольным столом (за которым могут поместиться человек двенадцать или около того), садится патриарх с митрополитами, епископами и некоторыми из знатнейших лиц Царской Думы, с двумя дьяками или секретарями (называемыми думными дьяками), которые записывают все, что происходит. Прочие садятся на скамьях около стены комнаты, так что каждый занимает место, соответствующее его званию. Потом один из секретарей (в качестве оратора) объявляет причину собрания и излагает главные предметы или дела, о которых следует рассуждать. Но предлагать билли по мнению отдельных лиц относительно какого-нибудь общеполезного дела (как это делается в Англии), Русский земский собор вовсе не дозволяет подданным.

Когда дело предложено секретарем на рассмотрение, то прежде всего желают узнать голос или мнение патриарха и духовенства, на что каждый из них отвечает по порядку своего звания, но эти мнения их бывают всегда однообразны и произносятся без всякого рассуждения, как бы затверженный урок. На все дела у них один ответ, которого обычное содержание то, что Царь и Дума его премудры, опытны в делах политических и общественных и гораздо способнее их судят о том, что полезно для государства, ибо они занимаются только служением Богу и предметами, относящимися до веры, и потому просят их самих сделать нужное постановление, а они, вместо советов, будут вспомоществовать им молитвами по своей обязанности и должности, и проч. Так или почти так отвечает каждый в свою очередь, потом встает кто-нибудь из шмандритов или братии, который посмелее других (впрочем, уже заранее назначенный для формы), и просит Царя, чтобы он изволил приказать объявить им собственное мнение Его величества и какое будет угодно ему сделать постановление по делу, предложенному дьяком. На это означенный секретарь от имени Царя отвечает, что Его Величество вместе с членами Думы своей, по надлежащем и здравом обсуждении, нашел, что предложенное дело весьма хорошо и полезно для государства; но что, несмотря на то, Его Величество требует от них как от людей благочестивых и знающих, что следует признавать справедливым, их богоугодного мнения и даже суждения, для того, чтобы утвердить или исправить дело, предложенное на рассмотрение, и потому вновь приглашает их откровенно объявить свое мнение, и буде они одобрят сделанное предложение, то изъявили бы свое согласие, дабы можно было приступить к окончательному определению.

Вслед за тем, объявив свое согласие (что делается весьма скоро) духовенство удаляется, благославляя Царя, который провожает патриарха до другой комнаты и потом возвращается на свое место, где остается пока все будет окончено.

Дела, решаемые собором, дьяки или секретари излагают в форме прокламаций, которые рассылают в каждую область и главный город государства, где обнародывают их князья и дьяки или секретари тех мест. По окончании заседания, Царь приглашает духовенство на парадный обед, и затем все расходятся по домам.

(ФлетчерД. О государстве Русском. СПб., 1906. С.27-29.)

 

Date: 2015-09-18; view: 313; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию