Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема существования и виды бытия





Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что суще­ствует? Почему люди так часто пересматривают свое мне­ние относительно того, что именно действительно су­ществует?

Лишь на первый взгляд вопрос о существовании ка­жется чрезвычайно простым: существует, мол, все то, что я вижу и слышу. Увы, философия не сводится к очевидностям, более того, она постоянно лишает их ореола самодостаточности. Солнце кажется нам по сво­им размерам небольшим, а оно огромное. Из физики известно, что на Солнце происходят ядерные реакции, но знаем мы об этом в первую очередь благодаря не глазам, а теориям.

Итак, о существующем человек способен судить лишь благодаря своим познаниям, которые выступают как те или иные теории, способы интерпретации, более или менее удачные. Таким образом, всякая теория выступа­ет как учение о бытии, онтология (греч. ontos — сущее + logos — учение); любая онтология есть теория. Отсю­да следует весьма значимый вывод: что именно сущест­вует и каким образом, выясняется на основе теорий.

Из предыдущего следует, что свое исчерпывающее обоснование проблема существования получает в науках (в том числе в философии). Обратившись к ним, мы встре­чаемся с различными видами бытия, число которых в точ­ности соответствует числу наук. В данном случае пред­полагается, что все виды бытия так или иначе попали в сферу внимания современных наук.

Согласно физике, существуют элементарные части­цы, вакуум, атомы и молекулы. Согласно астрономии, существуют звезды, планеты, диффузная материя. Со­гласно биологии, существуют ДНК, РНК, белок, клет­ка, различные биоособи. Согласно общественным наукам, существуют экономические, политические и социаль­ные отношения между людьми. Согласно психологии, существуют чувства, эмоции, мысли людей. Согласно информатике, существует информация. Согласно мате­матике, существуют числа, геометрические фигуры, функ­ции, кольца, поля. Согласно философии, существуют идеи (Платон), формы (Аристотель), Бог (Христос), априорные принципы (Кант), эксплуатация одних людей другими (Маркс), переживания и их сущности (Гуссерль), понимание (Гадамер), дискурсы (Фуко). Во всех случаях существование не есть отдельное свой­ство вещей, нечто подобное цвету, массе или запаху. Существовать — значит иметь определенность, вы­ражаемую концептами (в том числе понятиями и ценностями) теории. Человек обладает знаниями о су­ществовании лишь того, о чем толкует теория. Сведе­ния, в чем-то противоречащие теории либо вообще не представленные в ней, считаются несостоятельными. Нечто признается существующим лишь в том случае, если сведения о нем удовлетворяют критериям науки, в том числе таким, как непротиворечивость положений теории и их подтверждаемость фактами. Рассмотрим в качестве иллюстрации к сказанному вопрос о суще­ствовании кентавров, мифологических образов полулюдей-полулошадей.

Согласно нашим знаниям существуют чувства, эмо­ции, мысли, высказывания, мифы о кентаврах, но са­ми они как таковые не существуют, ибо в противном

случае их давно уже представили бы взору любопыт­ных. Подобно кентаврам не существуют лешие, домо­вые, сказочные герои и многие другие выдуманные су­щества.

Итак, разновидностей существования, видов бы­тия достаточно много. В этом смысле не будет преуве­личением утверждать, что восторжествовали плюрали­стические (лат. pluralis — множественный) концепции бытия, мир не единообразен, а многообразен. Наряду с плюралистическими в ходу также монистические и дуалистические концепции бытия. Монизм (греч. monos — один) признает один тип реальности, напри­мер материю, дух, Бога. Дуализм (лат. dualis — двой­ственный) толкует о двух реальностях, избирая в ка­честве таковых чаще всего материальное и идеальное. По сравнению с плюралистическими монистические и ду­алистические концепции бытия представляются весь­ма обыденными, не лишенными наивного желания свести многообразие всего существующего к одному или двум определениям.







Date: 2015-09-18; view: 319; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию