Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практические занятия
ФИЛОСОФИЯ
Методические указания по изучению дисциплины для студентов всех форм обучения всех направлений подготовки
Краснодар
Составители: канд. филос. наук, доц. Л. В. Корсакова; канд. филос. наук, доц. О. Н. Оплетаева; ст. преп. Е. В. Пархоменко УДК 1(091)
Философия: метод. указания по изучению дисциплины для студентов всех форм обучения всех направлений подготовки/ Сост.: Л.В. Корсакова, О.Н. Оплетаева, Е.В. Пархоменко; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. философии. - Краснодар: Изд. КубГТУ, 2013. - 34 с.
Представлены вопросы и задания к практичским занятиям, вопросы для самоподготовки, темы рефератов и контрольных работ для студентов заочной формы обучения, вопросы для тестирования и ключи к предложенным вопросам, а также списки основной, специальной и дополнительной литературы по каждому из разделов курса.
Печатается по решению методического совета Кубанского государственного технологического университета.
Рецензенты: д-р филос. наук, проф., зав. кафедрой философии КубГТУ П. М. Хакуз; д-р филос. наук, проф. кафедры философии КГУ П.Е. Бойко
© КубГТУ, 2013 Содержание
1 Цель, задачи и структура курса «Философия». 4 2 Практические занятия. 5 3 Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения 14 4 Темы рефератов. 17 5 Вопросы для самоподготовки. 19 6 Вопросы для тестирования. 22 7 Ключи к вопросам теста. 32 Список литературы.. 33 1 Цель, задачи и структура курса «Философия» Философия является обобщающей дисциплиной, направленной на формирование целостного мировоззрения человека и развитие основных методов мышления, применимых в естественных и гуманитарных науках. В содержательном плане данная дисциплина дает базовую классификацию важнейших этапов развития человеческой мысли и деятельности, знакомит с начальным понятийно-категориальным аппаратом современного философского и научного дискурса. Место дисциплины в базовой части «Гуманитарного, социального и экономического цикла» в структуре общей образовательной программы высшего профессионального образования определяется следующими целями и задачами. Цель: сформировать целостное представление о философии как об универсальной дисциплине и области человеческого мышления, позволяющей познавать и описывать наиболее общие закономерности бытия мира, человека и общества. Задачи: - рассмотреть общую историческую логику формирования и развития философской мысли; - изучить основные философские направления, школы, персоналии, их идеи и концепции; - освоить базовый категориальный аппарат философии и основные приемы философского мышления; - выработать навыки философской грамотности, глубины, тонкости и гибкости мышления; - развить способность разбираться в основных проблемах современной культурной, социальной, политической и духовной жизни людей. Содержательная структура курса для студентов очной и заочной форм обучения такова (в часах):
Практические занятия В предлагаемой структуре практического занятия обязательно присутствуют темы для теоретической подготовки с последующим контролем усвоения материала при помощи устного опроса, коллоквиума, тестирования, письменной проверочной работы, экзамена. Далее представлена практическая часть в виде задач и упражнений. Данные упражнения не носят специфически учебного характера и поэтому могут использоваться для самых разных целей, в том числе: 1) для написания эссе, небольших философских работ, герменевтических практикумов; 2) в качестве тем для обсуждения, дискуссий, круглых столов; 3) для конкурсных заданий. Задача по философии указывает на философскую проблему и помогает ее решить (устранить); тренирует мыслительные способности, развивает и совершенствует ум, способствует закреплению знаний (сведений) по философии. Ответы на задачи и упражнения можно давать как в письменном, так и в устном виде. В последнем случае ответы могут стать предметом обсуждения-дискуссии на семинарском занятии. Письменные ответы-работы студенты могут готовить непосредственно на семинарском занятии (не больше 30-и минут) или как домашние задания. Критериями оценки ответа являются: обстоятельность (от нескольких предложений до 1-3 страниц; ответы типа «да», «нет» не принимаются); аргументированность (логическая обоснованность, связность, использование примеров); точность (ответ именно на этот вопрос и ни на какой другой). К теме каждого занятия рекомендуется специальная литература для подготовки. Тема 1 «Мировоззренческая функция философии» Теоретическая часть 1. Мировоззрение, его виды. 2. Особенности философского мировоззрения в сравнении с религиозным, научным и мифологическим. 3. Особенности эстетического отражения действительности. Практическая часть 1. «Философия, - как пишет Р. Декарт, - разрабатывалась в течение многих веков превосходнейшими умами и тем не менее не имеет ни одного пункта, который не вызывал бы споров и, следовательно, не был бы сомнительным». В чем, на Ваш взгляд, состоит специфика философской истины? Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом семинарском занятии по философии. На написание работы отводится не более 20-и минут. Возможен вариант с устными ответами без подготовки в режиме экспресс-опроса. 2. Прокомментируйте слова М.В.Ломоносова: «Оным умникам… легко быть философами, выучась наизусть три слова: бог так сотворил, и сие дая в ответ вместо всех причин». 3. Ф. Ницше: «Убеждения суть более опасные враги истины, чем ложь». Почему? Дайте развернутый ответ. 4. Как Вы оцениваете утверждение: «Если Бога нет, то всё позволено» (из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»). Дайте развернутый ответ. 5. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями: А. «...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (библейский проповедник Экклезиаст). Б. «Знание - сила» (Ф. Бэкон) (сравн. подобное: «знать больше сегодня - значит быть более сильным завтра» - Э. Теллер). 6. В одном из докладов ЮНЕСКО наука представлена как «раковая опухоль на теле культуры». Как это понимать? 7. «Интеллигент, - пишет Юрий Нагибин, - это Сократ, Сенека, Цицерон, а не специалист по паровозным топкам». Человека с какими качествами Вы назвали бы интеллигентом? 8. Ф. Ницше утверждал, что познавший самого себя - собственный палач. - В каком смысле это так? Дайте развернутый ответ. 9. «Философствовать - это значит возрастать в своей человеческой сущности». Как Вы можете развить эту мысль? Дополнительная литература 1. Библер В.С. Что есть философия//Вопросы философии. 1995. № 1. 2. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. - Новочеркасск, 1994. 3. Кессиди Ф.Х. От мифа к Логосу. - М., 1992. 4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. Философия - это сознание вслух//Как я понимаю философию. - М., 1992. 5. Мамардашвили М.К. О философии//Вопросы философии. 1991. № 5 6. Ортега-и-Гассет. Х. Что такое философия? - М., 1993. 7. Хайдеггер М. Что такое философия?//Вопросы философии. 1993. № 8. Тема 2 «История философии как раздел философии» Теоретическая часть 1. История философии как форма ее существования. 2. Генезис и типы философских систем древности. 3. Особенности философии Древнего Китая. 4. Особенности философии Древней Индии. Практическая часть 1. У каждого читателя философской литературы свой Платон, свой Аристотель, свой Аквинский, свой Кант, тогда как у всех один Ньютон, один Планк, один Эйнштейн. Почему так? Дайте развернутый ответ. 2. Был ли Бах несостоявшимся Бетховеном, а Афины - несостоявшимся Римом, а Платон - недоразвитым Аристотелем? Возможен ли прогресс в философии? 3. Подготовьте устное сообщение с ответом на один из следующих вопросов: - Каков «путь золотой середины» Конфуция? - Что значит «исправление имен» Конфуция? - Каково содержание «колодезной системы» Мэн-цзы? 4. Лао-Цзы: «Хороший человек есть учитель дурного, дурной человек есть учитель хорошего». Объясните, как дурной научит хорошему? 5. Чжуан-Цзы: «Большой человек лишен самого себя». Почему? 6. Жизнь есть страдание? - Обоснуйте первую Благородную истину буддизма. Дополнительная литература 1. Философия буддизма. - М., 2000. 2. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. - М., 2005. 3. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии: И-Цзин, Дао Дэ Цзин, Лунь Юй. - М., 1995. 4. Мень А. У врат молчания. - М., 2005. 5. Радхакришнан С. Индийская философия: В 2 т. - СПб., 1995. 6. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. - СПб., 2005. 7. Уотс А.В. Путь Дзен. - Киев, 1993. Тема 3 «История философии как раздел философии» Теоретическая часть 1. Особенности Античной философии. 2. Особенности средневековой философии. 3. Особенности философии Нового Времени. 4. Основные направления современной философии. Практическая часть 1. Сократ в конце жизни восклицал: «Я знаю, что я ничего не знаю». Что «знал» Сократ? 2. «Дважды в одну и ту же реку войти нельзя», - сказал Гераклит. - Потому что в реке все время вода меняется, и в этом смысле река каждый раз другая». Неужели эта банальность создала философу славу на два с половиной тысячелетия или на самом деле он сказал что-то другое? 2. «Справедливость есть число, помноженное само на себя», - говорил Пифагор. Что он сказал? 3. Известно, что Платон упрекал Диогена Синопского в неумении смотреть разумом. Что значит «смотреть разумом»? 4. Аристотель говорил, что сомнение - начало мудрости. Как Вы это объясните? 5. В 1508 году Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал 4 фрески. Среди них - «Афинская школа», в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир. Как Вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей? 5. Что означает знаменитое высказывание Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую»? 6. Как Вы понимаете тезис «Строительные леса гегелевского учения оказались ценнее возведенного с их помощью здания»? 7. Когда престарелого автора лучшей Истории новой философии Куно Фишера спросили, почему он не отводит в своих трудах место Ницше, профессор ответил: «Ницше - просто сумасшедший». Между тем многие предсказания Ф. Ницше оказались пророческими. Как это объяснить? Дополнительная литература 1. Реале Д., Антисери Д. История западной философии: от истоков до наших дней. В 4-х т. - СПб., 1998. 2. Рассел Б. История западной философии. - М., 2002. 3. Грейвис Р. Мифы древней Греции. - М., 1992. 4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1986. 5. Зотов А.Ф. Современная западная философия. - М., 2001. 6. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. - М., 1994 7. История философии: Энциклопедия. - Мн., 2002. 8. Камю А. Бунтующий человек. -М., 1990. 10. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М., 1990. 12. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. - М., 1992. Тема 4 «История философии как раздел философии» Теоретическая часть 1. Особенности русской философии. 2. Этапы развития русской философии. 3. Основные направления и представители русской философии. Практическая часть 1. Прав ли Ф.И. Тютчев, говоря: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У нас особенная стать- В Россию можно только верить. Прокомментируйте. 2. П.Я. Чаадаев: «Любовь к отечеству - прекрасная вещь. Но еще более высокая - любовь к истине». Мераб Мамардашвили: «Я люблю свободу больше, чем родину». Дайте оценку этим высказываниям, прокомментируйте. 3. Подготовьте реферат на тему Историческая периодизация и особенности русской философии. Спор западников и славянофилов. Русская религиозная философия. Учение о «богочеловечестве» в философии всеединства. Русский космизм. Экзистенциально-религиозная философия Н.А. Бердяева. Судьбы русской философии ХХ-ХХI вв. Дополнительная литература 1. Антология русской философии. В трех томах. - СПб., 2000. 2. История философии: Энциклопедия. - Мн., 2002. 3. Леонтьев К. Восток, Россия и Славянство. - М., 2007. 4. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. - М., 2009. 5. На перепутье. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. - М., 1990. 6. Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М., 2000-2001. 7. О России и русской философской культуре. Философия русского послеоктябрьского зарубежья. - М., 1990. 8. Смысл жизни в русской философии. Конец ХIХ - начало ХХ века. - СПб., 1995. Тема 5 «Учение о бытии» Теоретическая часть 1. Истоки и смысл онтологической проблематики. 2. Субстанция как философская категория. 3. Материализм и идеализм в античности. 4. Метафизика Нового Времени. 5. Диалектический идеализм и материализм. Практическая часть 1. Кто, по Вашему мнению, прав и почему? А. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). Б. Не надо мерить температуру общества, ставив градусник себе под мышки (современный политолог). 2. Как Вы оцениваете эти два взаимоисключающие высказывания: Гегель: «... все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы». Р.Майер (биолог): «Природа в ее простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа». 3. Существует ли мир сам по себе, от века или он создан и управляется богом? Какой вариант ответа Вы выбираете и почему? 4. Подготовьте презентацию, отражающую следующие темы: Основные свойства бытия. Движение и развитие. Решение проблемы развития в современной философии. Системность и самоорганизация как свойства бытия. Пространство и время как философские категории. Подходы к пониманию проблемы времени и пространства в современной философии и науке. Материальное и идеальное. Проблема идеального и духовного бытия, ее решение в современной философии. Дополнительная литература 1. Аристотель. Метафизика//Соч.: В 4 т. - М., 1975. Т. 1. 2. Башляр Г. Новый рационализм. - М., 1987. 3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М., 1991. 4. Гайденко П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. - М., 1997. 5. Гайденко П.П. Бытие и разум//Вопросы философии. 1997. №7. 6. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума//Вопросы философии. 2000. № 6. 7. Гегель Г. Наука логики.- М., 1999. 8. Капра Ф. Дао физики. - СПб., 1994. 9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М., 1987. 10. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. - М., 1985. 11. Основы онтологии. - М., 1997. 12. Чанышев А.Н. Трактат о небытии//Вопросы философии. 1990. №10. Тема 6 «Познание и знание» Теоретическая часть 1. Познание как отражение и познание как конструирование. 2. Структура чувственного познания. 3. Виды рационального знания. 4. Интуитивное и дискурсивное познание. 5. Объяснение и понимание. 6. Проблема истины. Практическая часть 1. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте. А. «Умный видит неизмеримую область возможного» (Д. Дидро). Б.«Необразованный человек склонен оперировать пустыми возможностями» (Гегель). 2. Прокомментируйте: «Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину» (Р. Киплинг). 3. Один знаменитый человек (Сократ) утверждал: «Я знаю, что ничего не знаю». Другой не менее знаменитый человек (Д.И. Менделеев) возразил ему: «Древнегреческий мудрец говорил: я знаю, что я ничего не знаю. - Да он и не знал, а мы знаем...» («Основы химии») Кто из них прав? 5. Существуют пять состояний знания и незнания. Приведите примеры каждого из этих состояний: 1) когда мы знаем, что знаем; 2) когда мы знаем, что не знаем; 3) когда мы не знаем, что знаем; 4) когда мы не знаем, что не знаем; 5) когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание). 6. Знаменитый английский физик Кельвин заявил сторонникам узкой специализации студентов: «Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации». Что он имел в виду? Как Вы думаете? Попробуйте привести примеры, поясняющие его заявление. 7. Проведите сравнительный анализ мысли Ансельма Кентерберийского «верю, чтобы понимать» и мысли Пьера Абеляра «понимаю, чтобы верить». 8. Одни считают интуицию высшей формой познания, другие - атавизмом, доставшимся нам от животных. А Вы как думаете 9. Прокомментируйте следующее утверждение, исходящее от Гегеля: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна». Дайте развернутый ответ, приведите примеры. 10. Что имел в виду И.П. Павлов, когда говорил: «Без идей в голове нет фактов». Дайте развернутый ответ. Дополнительная литература 1. Иванов А.В. Сознание и мышление. - М., 1999. 2. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М., 2002. 3. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема//Вопросы философии. 1990. №6. 4. Прист С. Теории сознания. - М., 2000. 5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - М., 2003. 6. Гадамер X. Истина и метод. - М., 1988. 7. Голдстейн М. Как мы познаем. - М., 1984. 8. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М., 1980. 9. Нарский И.О. Современные проблемы познания. - М., 1989. 10. Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. - М., 1992. 11. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. -М., 1990. Тема 7 «Смысл человеческого бытия» Теоретическая часть 1. Особенности бытия человека. 2. Антропосоциогенез. Индивидуализация и социализация. 3. Человек как субъект деятельности. 4. Смерть и смысл жизни. 5. Свобода и ответственность личности. Практическая часть 1. Какое из следующих высказываний можно охарактеризовать как частный случай золотого правила поведения? Объясните. Почему золотое правило поведения называют золотым? «Человек должен... довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе» (Т. Гоббс). «Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим» (Клаудиус). «О свободе надо судить по степени свободы самых низших» (Дж. Неру). «Делай, что хочешь, но так, чтобы не лишиться этой возможности в будущем» (из сборника тюремных афоризмов). «Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные» (из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.). 2. С возрастом время жизни увеличивается или уменьшается? Дайте развернутый ответ. 3. Рассудите: И.Г. Песталоцци, знаменитый педагог, основоположник теории научного обучения, утверждал: «Человека образуют обстоятельства». Балашов Л.Е.: «Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств». 4. Как Вы считаете: человек по своей природе добр, зол или не добр и не зол? Дайте развернутый ответ, аргументируйте. 5 Что хотел сказать Биант, один из семи греческих мудрецов, этой фразой: «Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало, и много»? Попробуйте реконструировать ход его мысли. 6. Откуда в мире зло? Можно ли бороться со злом и если можно, то можно ли устранить зло совсем? Почему добрым быть хорошо, а злым - плохо? Дайте развернутый ответ. 7. Существуют такие высказывания о смерти. А. Платон устами Сократа утверждал: «Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним - умиранием и смертью». Б. Б. Спиноза: «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». В. М. Монтень: «Конечная точка нашего жизненного пути - это смерть, предел наших стремлений, и если она вселяет в нас ужас, то можно ли сделать хотя бы один-единственный шаг, не дрожа при этом, как в лихорадке? Лекарство, применяемое невежественными людьми - вовсе не думать о ней. Но какая животная тупость нужна для того, чтобы обладать такой слепотой! Таким только и взнуздывать осла с хвоста… и нет ничего удивительного, что подобные люди нередко попадаются в западню». Кто, по Вашему мнению, прав и почему? Дайте развернутый ответ. Дополнительная литература 1. Бердяев Н.А. Смысл творчества//Философия свободы. - М., 1989. 2. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990. 3. Григорьян Б. Т. Философская антропология. - М., 1982. 4. Къеркегор С. Страх и трепет. - М., 1993. 5. Проблема человека в западной философии. - М., 1988. 6. Соловьев Вл. Смысл любви//Соч. В 2 т. - М., 1991. - Т. 2. 7. Teйяp де Шарден П. Феномен человека. - М., 1965. 8. Франк С.Л. Смысл жизни//Вопросы философии. 1990. № 6. 9. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990. 10. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992. 11. Хейзинга И. Homo ludens. - M., 1992. Тема 8 «Общество как объект философской рефлексии» Теоретическая часть 1. Общество как совокупность форм совместной деятельности. 2. Принципы функционирования общества. 3. Проблема общественного развития. 4. Основные типы общества. Практическая часть 1. Что хотел сказать автор? «Человечество не табун лошадей, который надо прокормить, а клуб, в который надо записаться» (Честертон). 2. Какое из двух мнений Вас больше устраивает? Почему? А. «Не в силе правда, а в правде сила». Б. «Кто сильнее, тот и прав» (вариант: «Сильный всегда прав»). 3. В чем изъян следующего утверждения: «С ними человечно - быть жестоким, жестоко - быть человечным» (так сказала Екатерина Медичи, мать французского короля Карла IX, в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь). 4. Дайте оценку этим высказываниям, прокомментируйте. П.Я. Чаадаев: «Любовь к отечеству - прекрасная вещь. Но еще более высокая - любовь к истине». М. Мамардашвили: «Я люблю свободу больше, чем родину». 5. Прокомментируйте: «Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество - весь мир» (Демокрит). 6. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями: «Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно» (Неизвестный автор). «Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть» (Б. Шоу). Дополнительная литература 1. Барулин В.С. Социальная философия. - М., 1991 2. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990. 3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991. 4. Дарендорф Р. Мораль, институты и гражданское общество//Путь.1993. № 3. 5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - М., 1991. 6. Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования//Избранное. - М., 1996. Т.2. 7. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс//Вопросы философии. 1989. № 3-4. 8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. 9. Тойнби А Д. Достижение истории. - М., 1991. 10. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992. 11. Фромм Э. Здоровое общество /Психоанализ и культура. - М., 1995. 12. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993. T.I. Тема 9 «Глобальные проблемы современности» Теоретическая часть 1. Происхождение глобальных проблем. 2. Взаимосвязь и иерархия глобальных проблем 3. Проблема выработки интегральных подходов к решению проблем. 4. Деятельность Римского клуба. Практическая часть 1. Как надо жить, чтобы нам было лучше? 2. Становятся ли люди лучше, существует ли моральный прогресс? 3. Руссо был одержим идеей возврата в далекое прошлое, которое он называл золотым веком; он критиковал цивилизацию и прогресс. «Назад к природе!» - его призыв. На это Вольтер ехидно заметил: «Когда я слушаю Руссо, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес». Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте. 4. Двадцатый век - самый образованный и самый просвещенный век. Однако, как это ни парадоксально, он поставил будущее человека и человечества под вопрос. Что может быть этому объяснением? 5. Согласны ли Вы с утверждением: «Мы не Европа и не Азия. Мы - русские». Прокомментируйте. 6. Куда движется человечество? К гибели, к лучшему или к чему-то другому? Дополнительная литература 1. Бубер М. «Я» и «Ты». - М., 1993. 2. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества// Вопросы философии. 1992. № 3. 3. Потер К. Открытое общество и его враги. - М., 1992.Т. 1,2. 4. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990. Date: 2015-09-18; view: 1064; Нарушение авторских прав |