Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 16. Человек в мире культуры





Множественность определений понятия «культура». Обыденное и теоретическое представления о культуре. Культура как способ накопления и передачи человеческого родового опыта: традиция, трансляция, преемственность, взаимовлияние.

Характеристика различных концепций культуры. Деятельность и культура. Культура и природа. Культура и технология. Культура и человек. Материальная и духовная культура.

Общество и культура. Социальные функции культуры. Основные характеристики современной культуры. Групповое, региональное, национальное и общечеловеческое в культуре. Культура, идеология, политика, культура и наука. «Массовая» и элитарная культура. Субкультура, господствующая культура, контркультура. Модернизм и постмодернизм. «Демократическая», «элитарная», «высокая», «классическая», «народная», «массовая» культура. Источники культуры и цели их распространения. Кризис современной культуры.

Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и интернациональное в культуре. Культура и цивилизация. Цивилизация как социокультурное образование.

Основные положения теорий взаимодействия цивилизации и культуры. Многообразие культур, цивилизаций и форм общественного опыта. Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.

Состояние культуры современного общества и проблемы выхода из кризиса цивилизации. Проблемы социального управления и культура. Культура и право. Взаимоотношение культурной элиты и политической элиты. Содержание и критерии общественного прогресса.

Восточный и западный типы культуры, их своеобразие. Запад, Россия, Восток в диалоге культур. Диалог Восточной и Западной культур. Россия как особая историко-культурная целостность. Восточные и Западные влияния на развитие российской культуры. Поиск места российской культуры в системе культур Запада, Востока и мира в целом. Вклад России в мировую культуру. Проблемы развития современной российской культуры.

 

Тема 17. Будущее человечества (философский аспект)

Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации.

Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Информационные технологии. Информация как новый необходимый элемент в структуре современной личности и общества. Формирование нового типа бытия, новых форм социального поведения, общественного сознания, коллективных представлений. Необходимость гармонии между технопрогрессом и приспособлением.

Перспективы ноосферной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем.

Социокультурное единство человечества. Сценарии будущего. Понятие «антропологической катастрофы». Необходимость идеи глобального гуманизма. Надежды и предпосылки преодоления глобальных коллизий. Взгляд в будущее. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума.

 


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Философия, ее предмет и место в жизни человека и общества (2 часа)

Вопросы для обсужения

1. Философия и мировоззрение.

2. Основные компоненты и категории философского знания. Основные функции философии.

3. Основной вопрос философии.

4. Философия и наука. Философия и религия. Философия и искусство. Специфика философии.

Основные понятия

Всеобщее, Идеализм, Категории, Материализм, Материальный, Мировоззрение, Мифология, Основной вопрос философии и две его стороны, Понятие, Религия, Рефлексия, Тождество мышления и бытия, Трансцендентный, Философия.

Доклады

1. Влияние мировоззрения на исторические судьбы человека и общества.

2. Мифология: прошлое и настоящее.

3. Философия – наука или мировоззрение?

4. Философия как самосознание эпохи.

5. Философия и философствование.

6. Доклад по статьям Э.В. Ильенкова «Философия и молодость», «Учиться мыслить».

7. Доклад по работам М.К. Мамардашвили «Как я понимаю философию», «Быть философом – это судьба».

Методические рекомендации

Необходимо указать на особый статус философии в системе духовного знания и форм общественного сознания. Выявить особенности соотношения философии и мировоззрения. Подчеркнуть специфический теоретико-научный статус философии. Различать философию и философствование. Отметить специфические черты философии в сравнении с другими формами духовной деятельности людей.


Следует дать определение основным понятиям семинарского занятия, выделить важнейшие функции философии и структуру философского знания.

Основной вопрос философии следует раскрывать через две стороны: онтологическую и гносеологическую.


Литература

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. – М.: Культурная революция, Республика, 2008. – С. 7-36.

2. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991. – Разд. 1. Статьи: «Философия и молодость», «Учиться мыслить».

3. Катаева О.В. Философия: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 5-27.

4. Лешкевич Т.Г. Философия и теория познания: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – С. 10-21, 34-65, 74-78.

5. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. – С. 19-28, 36-65.

6. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. Быть философом – это судьба // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1990.

7. Миронов В.В. Философия. Учебник. – М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2001. – С. 3-17.

8. Основы философии. – Учеб. пособие для вузов и колледжей / Отв. ред. В.И. Стрюковский. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2005. – С. 6-24.

9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 9-21.

10. Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005. – С. 4-22.

11. Философия. Вопросы, ответы, схемы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007. – С. 7-25, 396-398.

12. Философия: Курс лекций. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – С. 6-26.

13. Философия: Учебник для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А. Харина. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – С. 5-26.

14. Философия: Учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Изд-во ЮРАЙТ, 2011. – С. 10-31.

15. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2003. – С. 5-26.

16. Философия: Учеб. пособие для высших учебных заведений / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – С. 5-26.


Контрольные вопросы

1. Как соотносятся философия и мировоззрение?

2. Всякая ли философия является мировоззрением? Всякое ли мировоззрение есть определенная философия?

3. Является ли философия формой общественного сознания?

4. Что представляет собой основной вопрос философии?

5. Что общего и в чем различие между философией и философствованием?

6. Каковы основные проблемы философии?

7. В чем специфика философии по сравнению с наукой и религией?

8. Какова структура философского знания?

9. Основные функции философии.

Занятие 2. Античная философия и средневековая философия (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Период становления античной философии. Натурфилософия.

2. Период античного просвещения и классический период античной философии (Сократ, Платон, Аристотель).

3. Краткая характеристика философского мировоззрения эпохи средневековья. Теоцентризм, вера и знание, спор о природе общих понятий, философия истории.

Доклады

1. Рок и Судьба в античной философии и мировоззрении.


2. Учение Эпикура о преодолении страха.

1. Учение пифагорейцев о числовой закономерности.

2. Учение софистов.

3. Апории Зенона.

4. От Пифагора к Платону: становление образа Античного Космоса.

5. Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.

6. Античная и средневековая философии: общее и особенное.

7. Смысл и значение доказательств бытия Бога в средневековой философии.

8. Отличие теологии от философии в осмыслении сути мироздания.

9. Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность до настоящего времени?


Основные понятия

Апейрон, Апологетика, Атом, Атомистика, Библия, Благо, Вера, Движение, Добродетель, Идея, Креационизм, Монотеизм, Натурфилософия, Номинализм, Патристика, Покой, Платонизм, Развитие, Реализм, Схоластика, Теизм, Теология, Универсалии, Эйдос, Энтелехия, Эсхатология.

Анаксагор, Анаксимандр, Анаксимен, Аристотель, Гераклит, Демокрит, Зенон, Парменид, Пифагор, Платон, Сократ, Фалес, Эмпедокл.

Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, Василий Великий, Дунс Скот, Пьер Абеляр, Роджер Бэкон, Тертуллиан, Уильям Оккам, Фома Аквинский.

Методические рекомендации

Следует отметить то, что философия явилась совершенно новой формой постижения действительности по сравнению с другими формами познания (миф, религия). Указать специфику именно первого периода античной философии (философия природы) и второго периода (гуманистический, антропологический период). Показать, почему философия Сократа, Платона и Аристотеля является классикой античной философской мысли.

Остановиться подробно на патристике и схоластике как основных направлениях средневековой философской мысли. Отметить, что философия Средних веков заимствовала из античной философии, а что из христианской религии. Различать номинализм и реализм. Знать представителей различных этапов и направлений средневековой философии.

Литература

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. – М.: Культурная революция, Республика, 2008. – С. 40-55, 58-78.

2. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – С. 79-133, 148-171, 190-202, 203-225.

3. Катаева О.В. Философия: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 36-71, 77-85.

4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момждян К.Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 18-50.

5. Лешкевич Т.Г. Философия и теория познания: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – С. 21-34.

6. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. – С. 28-36.

7. Самыгин С.И. История философии для студентов вузов / С.И. Самыгин, А.М. Старостин, И.В. Тумайкин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – С. 31-63, 70-93.

8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 25-63, 77-84, 86-97, 97-104.


9. Титов В.Ф., Смирнов И.Н. Философия: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 20-39, 46-52.

10. Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005. – С. 35-88.

11. Философия. Вопросы, ответы, схемы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007. – С. 403-423.

12. Философия: Учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Изд-во «ЮРАЙТ», 2011. – С. 34-45, 47-58, 64-74.

13. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2003. – С. 59-91, 101-126.

14. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2003. – С. 75-94, 130-161, 195-214.

Контрольные вопросы

1. Какие этапы можно выделить в развитии античной философии?

2. Какое название носят школы первого периода античной философии?

3. Как в философии называется вопрос о начале природы?

4. Что было предметом исследований натурфилософов?

5. В чем заслуга Фалеса как философа?

6. Как трансформируется понятие природы у Анаксимандра?

7. Каковы характеристики апейрона?

8. Что в качестве первоначала выделял Анаксимен?

9. Какова важнейшая характеристика природы согласно Гераклиту?

10. Что представляет собой число у Пифагора?

11. Какими характеристиками наделяет бытие Парменид?

12. Что значит тождество мышления и бытия?

13. Что такое апория и как выражает Зенон движение в своих апориях?

14. Какую концепцию бытия предлагает Эмпедокл?

15. Как изменяется представление о материи в учении Демокрита?

16. Какова роль духа у Анаксагора?

17. Основные идеи философии Сократа.

18. Онтологическая проблематика учения Платона.

19. Как понимает процесс познания Платон?

20. Каковы социальные идеи Платона и Аристотеля?

21. В чем заключаются основные характеристики средневековой философии?

22. Что такое креационизм, теоцентризм, эсхатология?

23. Какие направления можно выделить в истории средневековой философии?

 

 

Занятие 3. Философия Нового времени (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Краткая характеристика философского мировоззрения эпохи Возрождения. Гуманистическая составляющая философии эпохи Возрождения, антропоцентризм, пантеизм, становление науки как опытно-экспериментального естествознания.

2. Новоевропейская философия: эмпиризм (Ф. Бэкон), рационализм (Р. Декарт), социальные теории XVII в. (Дж. Локк, Т. Гоббс).

3. Немецкая классическая философия: И. Кант и Г.В.Ф. Гегель.

Доклады

1. Состоялось ли возрождение античных идей в эпоху Возрождения?

2. Философские идеи Дж. Бруно.

3. Проявления секуляризации в философии Возрождения.

4. Причины ориентации на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения.

5. Принцип согласия всех учений Пико де ла Мирандолы.

6. Первая научная революция: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон.

7. Философское значение открытий И. Ньютона.

8. Жизнь и творчество И. Канта.

9. Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И. Канта.

10. Различие между рассудком и разумом у Канта.

11. Кантовский «категорический императив».

12. В чем Гегель видел «хитрости Мирового Разума»?

13. В чем причина взлета и противоречивости немецкой классической философии?

14. Диалектический идеализм Гегеля: достоинства и недостатки.

Основные понятия

Акциденция, Антиномия, Вещь в себе, Гелиоцентризм, Гуманизм, Дедукция, Дуализм, Дух, Идолы (призраки) познания, Индукция, Интеллект, Категорический императив, Модус, Научно-техническая революция, Ноумен, Пантеизм, Просвещение, Протестантизм, Секуляризация, Сенсуализм, Субстанция, Субъективный идеализм, Теизм, Трансцендентальный, Утопия, Феномен, Эксперимент.

Галилео Галилей, Джордано Бруно, Жан Кальвин, Мартин Лютер, Николай Кузанский, Никколо Макиавелли, Пико де ла Мирандола, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Франческо Петрарка.

Ф. Бэкон, Ф. Вольтер, К. Гельвеций, Т. Гоббс, П. Гольбах, Р. Декарт, Д. Дидро, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Б. Паскаль, Ж.-Ж. Руссо.

Методические рекомендации

В первом вопросе необходимо выявить специфику эпохи Возрождения по сравнению со средневековьем; каким образом это выразилось в мировоззрении и в философской мысли?

Во втором вопросе – отметить общую проблематику философии Нового времени. В вопросе, посвященном эмпиризму Ф. Бэкона, остановиться на его теории познания. Рассматривая вопрос, посвященный Р. Декарту, отметить что такое рациональный метод, интеллектуальная интуиция, рассказать об учении о методе и учении о субстанции. Отметить особенности философских взглядов Дж. Локка и Т. Гоббса, указывая на их гносеологические идеи (сенсуализм и эмпиризм), но более подробно затронуть вопросы, связанные с человеком и обществом, в учениях данных философов.

В третьем вопросе – философию И. Канта следует рассматривать через его произведения «Критика чистого разума» и «Критика практического разума», стараясь выявить его гносеологические идеи, а также указать их влияние на этическую философию И. Канта. Философское учение и систему Г.В.Ф. Гегеля следует изучать, останавливаясь на основных моментах его системы, указывая на целостность и согласованность всех ее частей и понятий. Необходимо также показать особенности методологии Г.В.Ф. Гегеля. В заключение данного вопроса необходимо определить роль и влияние идей немецкой классической философии на развитие всей дальнейшей философской мысли.

Литература

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. – М.: Культурная революция, Республика, 2008. – С. 58-89, 93-98, 103-107.

2. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – С. 148-171, 190-202, 203-225, 231-265, 303-338.

3. Катаева О.В. Философия: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 77-124.

4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момждян К.Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 28-50.

5. Самыгин С.И. История философии для студентов вузов / С.И. Самыгин, А.М. Старостин, И.В. Тумайкин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – С. 70-109, 114-119, 121-127.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 77-84, 86-97, 97-117, 124-134, 138-145.

7. Титов В.Ф., Смирнов И.Н. Философия: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 46-52.

8. Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С. 64-88, 91-98, 101-118.

9. Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е.Е. Несмеянова. – М.: Гардарики, 2000. – С. 78-92, 95-105.

10. Философия. Вопросы, ответы, схемы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007. – С. 421-433.

11. Философия: Учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 47-58, 64-74, 76-90, 111-121, 126-137.

12. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2003. – С. 101-126, 148-164, 169-180, 185-190.

13. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2003. – С. 130-161, 195-214, 217-249, 266-297.

Контрольные вопросы

1. В чем специфика философии и мировоззрения Возрождения по сравнению со средними веками?

2. Каковы новации эпохи Возрождения в культуре?

3. Какой метод исследования природы приводит к истине согласно Ф. Бэкону?

4. Что такое «идолы» («призраки») у Ф. Бэкона?

5. Каким образом можно избавиться от «идолов» («призраков»)?

6. Что такое рациональный метод у Р. Декарта?

7. Как понимается радикальное сомнение Р. Декарта?

8. В чем заключается учение о субстанции у Р. Декарта?

9. В чем заключается сенсуализм Т. Гоббса?

10. Что означает знаковая концепция языка у Т. Гоббса?

11. Каковы представления Т. Гоббса о строении естественных тел?

12. Что такое естественное состояние человека?

13. Что способно противостоять естественному состоянию человека?

14. Существует ли внеопытное знание у человека согласно Дж. Локку?

15. Что такое идеи первичных и вторичных качеств у Дж. Локка?

16. Как понимает естественное и гражданское состояние Дж. Локк?

17. Почему учение И. Канта можно назвать «коперниканским переворотом» в познании?

18. Что обеспечивает объективность знания по И. Канту?

19. Какова природа пространства и времени у И. Канта?

20. Что такое вещь в себе?

21. Возможно ли познание вещей в себе?

22. Трансцендентальное единство апперцепций?

23. Какова роль идей в познании?

24. В чем заключается функция антиномий разума?

25. Что такое практический разум?

26. Какова роль категорического императива?

27. На каких основных положениях базируется философская система Г.В.Ф. Гегеля?

28. Как у Г.В.Ф. Гегеля понимается тезис-антитезис-синтез?

29. Что такое субъект у Г.В.Ф. Гегеля?

30. В чем заключается противоречие между системой и методом Гегеля?

 

 

Занятие 4. Современная западная философия (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Особенности философии XX в.

2. Проблема знания и языка науки.

3. Проблема человека в современной философии: экзистенциализм, фрейдизм (неофрейдизм), персонализм, философская антропология, неомарксизм.

4. Современная религиозная философия (неотомизм, тейярдизм).

5. Постмодернизм в современной философии.

Доклады

1. Аполлоновское и дионисиевское начала в концепции Ницше.

2. «Экзистенциализм – это гуманизм» (Ж.-П.Сартр).

3. «Первый», «второй», «третий» позитивизм – проблема преемственности.

4. В чем причина повышенного внимания философии ХХ в. к проблеме языка?

5. Значение учения А. Шопенгауэра для современной западной философии.

6. Гуманистическое направление в психоанализе: Э. Фромм.

7. История становления герменевтики.

8. Прагматизм Ч. Джемса.


Основные понятия

Аналитическая философия, Герменевтика, Иррационализм, Неопозитивизм, Неотомизм, Персонализм, Позитивизм, Постмодернизм, Постпозитивизм, Прагматизм, Психоанализ, Феноменология, Экзистенциализм.

Л. Витгенштейн, Э. Гуссерль, Ч. Джемс, А. Камю, Т. Кун, О. Конт, Ф. Ницше, М. Полани, К. Поппер, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд, П. Фейерабенд, Э. Фромм, М. Хайдеггер, А. Шопенгауэр, О. Шпенглер, К. Ясперс.

Методические рекомендации

Выявить специфические характеристики философии конца XIX – начала ХХ вв. и чем они отличают ее от классической философии. Стараться показывать эти особенности при изложении предложенных концепций.

Литература

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. – М.: Культурная революция, Республика, 2008. – С. 192-194, 205-208, 211-213, 217-262.

2. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – С. 387-454.

3. Катаева О.В. Философия: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – С. 130-166.

4. Основы философии: Учеб. пособие для вузов и колледжей. Отв. ред. В.И. Стрюковский. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2005. – С. 363-421.

5. Самыгин С.И. История философии для студентов вузов / С.И. Самыгин, А.М. Старостин, И.В. Тумайкин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – С. 142-163.

6. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 145-178.

7. Титов В.Ф., Смирнов И.Н. Философия: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 294-310.

8. Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С. 149-172.

9. Философия. Вопросы, ответы, схемы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007. – С. 439-497.

10. Философия: Учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 203-225.

11. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2003. – С. 221-330, 572-593, 598-612.

12. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2003. – С. 665-740, 760-796.

Контрольные вопросы

1. Что такое бессознательное и как оно соотносится с сознанием согласно З. Фрейду?

2. Какова структура психики в концепции З. Фрейда?

3. В чем отличие коллективного бессознательного от индивидуального бессознательного?

4. Что такое архетип?

5. Что такое герменевтический круг?

6. Какова роль предпонимания в герменевтике?

7. Что такое структура в структурализме?

8. Основные этапы в развитии структурализма.

9. Каковы основные положения западной религиозной философии?

10. В чем заключаются важнейшие идеи различных направлений современной западной философии?

Занятие 5. Учение о бытии (онтология) и учение о развитии (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Бытие как фундаментальная категория философии.

2. Основные формы бытия.

3. Диалектика как учение и метод, ее структура и функции.

4. Законы, основные категории и принципы диалектики. Их методологическое значение, учет в социальном управлении.

Доклады

1. Проблема бытия в истории философии.

2. Метафизика и онтология.

3. Является ли регресс развитием вспять?

4. Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога.

5. Диалектические законы Гегеля.

6. Схоластика, софистика и формализм в споре диалектики и метафизики.

7. Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.

8. Детерминизм и индетерминизм в природе.

9. Причина и следствие.

10. Необходимость и случайность.

11. Возможность и действительность.

12. Развитие, движение, изменение, революция, эволюция, коэволюция.

Основные понятия

Антагонизм, Атрибут, Бытие, Возможность и действительность, Диалектика, Догматизм, Закон, Закономерность, Индетерминизм, Категория, Каузальность, Качество, Количество, Мера, Метафизика, Необходимость и случайность, Объективный, Онтология, Отрицание, Преемственность, Причина и следствие, Причинность, Прогресс, Противоположность, Противоречие, Развитие, Революция, Регресс, Релятивизм, Синтез, «Снятие», Софистика, Субстанция, Сущее, Существование, Сущность и явление, Тождество, Форма и содержание, Эволюция, Эклектика.

Методические рекомендации

Начинать данную тему семинарского занятия следует с историко-философского экскурса в онтологическую проблематику, то есть рассмотреть, как изменялись представления о бытии в истории философии. Во втором вопросе следует рассматривать следующие формы бытия: бытие вещей, тел, процессов (бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого, бытие вещей и процессов, произведенных человеком); бытие человека (бытие человека в мире вещей, специфически человеческое бытие); бытие духовного или идеального (индивидуализированное духовное, объективированное (внеиндивидуальное) духовное); бытие социального (индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории), бытие общества). Следует отметить, что существуют и другие классификации форм бытия.

В вопросах, посвященных учению о развитии, в качестве структуры диалектики следует выделять категории, законы и принципы. Говоря о понятии развития, необходимо сказать о понятиях прогресса и регресса. Определяя понятие закона, следует определять также понятие закономерности. При раскрытии закона взаимоперехода количества в качество необходимо давать определения меры и скачка.

Литература

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. – М.: Культурная революция, Республика, 2008. – С. 339-390.

2. Катаева О.В. Философия: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 253-279.

3. Кохановский В.П. Диалектико-материалистический метод. – Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1992.

4. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - Гл. VII.

5. Лешкевич Т.Г. Философия и теория познания: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – С. 79-128, 134-156.

6. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. – С. 66-83, 87-124, 205-209, 222-232.

7. Миронов В.В. Философия: Учебник. – М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2001. – С. 140-154.

8. Основы философии: Учеб. пособие для вузов и колледжей / Отв. ред. В.И. Стрюковский. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2005. – С. 25-47, 134-153.

9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 203-389.

10. Титов В.Ф., Смирнов И.Н. Философия: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 62-75.

11. Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С. 201-224.

12. Философия. Вопросы, ответы, схемы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007. – С. 26-47, 131-150.

13. Философия: Курс лекций. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – С. 93-117, 201-204.

14. Философия: Учебник для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А. Харина. – Минск: ТетраСистемс, 2005. – С. 74-191.

15. Философия: Учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 248-266, 267-295, 302-310.

16. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2003. – С. 333-395, 406-416.

17. Философия: Учеб. пособие для высших учебных заведений / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – С. 90-189.

Контрольные вопросы

1. У кого из древнегреческих философов впервые появляется учение о бытии?

2. Что такое сущность, существование, сущее? В чем их различие?

3. Что такое субстанция? Как она понимается в современной философии?

4. В чем заключается философский смысл проблемы бытия?

5. Что такое диалектика?

6. Какие выделяют исторические формы диалектики?

7. Соотношение диалектики и ее альтернатив (метафизика, релятивизм).

8. Основные категории диалектики.

9. Раскройте содержание законов диалектики.

10. Что такое закон?

11. Что такое закономерность?

12. Что такое прогресс и регресс?

13. Что такое эволюция и революция?

14. Как понимается скачок в диалектике?

15. В чем суть двойного отрицания?

16. Что такое внутренние и внешние противоречия?

Занятие 6. Учение о материи и проблема сознания (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Содержание термина «материя». Основные типы материальных систем и структурных уровней материи.

2. Атрибуты материи: движение, пространство, время.

3. Идеальное и материальное. Проблема идеального.

4. Происхождение, сущность, структура и функции сознания.

5. Сознание и мышление. Сознание и самосознание, их роль в социальном управлении. Сознание и бессознательное.

Доклады

1. Формирование представлений о материи в истории философии и в науке.

2. Революции в естествознании, их влияние на философское понимание категории материи.

3. Порядок и направление времени.

4. Пространство и время в культуре.

5. Социальное пространство и социальное время.

6. Делает ли разум человека человеком?

7. Единство сознания, языка и общения.

8. Существует ли язык животных?

9. Искусственный интеллект: надежды и возможности реализации.

10. Подходы к соотношению мозга и сознания (по работе В.В. Васильева «Мозг и сознание: выходы из лабиринта»).

11. З. Фрейд и К.Г. Юнг о природе бессознательного.

Основные понятия

Бессознательное, Воля, Воображение, Восприятие, Время, Движение, Идеальное, Инстинкт, Материальное, Материя, Мышление, Отражение, Ощущение, Представление, Пространство, Самосознание, Созерцание, Сознание, Эмоции, Язык.

Методические рекомендации

Дать классическое определение материи. Следует отметить, почему именно это определение считается сущностным, в отличие от всех других определений. Следует четко разграничить философское понятие материи и естественнонаучное понятие. Говоря об основных типах материальных систем, следует назвать неорганический тип, органический и социальный. Отметить их подвиды и характеристики. Структурные уровни материи: мегамир, макромир и микромир. Указать специфику каждого.

Следует остановиться на таких характеристиках движения, как его абсолютность и относительность. Отметить соотношение движения и покоя. Выделить два основных типа движения: качественное движение и количественное движение. Ф. Энгельс выделил пять основных форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Надо выделить признаки, на основе которых проводится выделение этих форм движения материи. Необходимо также остановиться на том, как изменилась классификация форм движения материи, данная Ф. Энгельсом, в современной науке и философии.

Пространство и время: субстанциональная и реляционная концепции. Время: динамическая и статическая концепции.

Основные свойства пространства и времени: бесконечность и неисчерпаемость; объективность и всеобщность; трехмерность пространства; однонаправленность и необратимость времени. Метрические свойства: протяженность (наличие места и положения) для пространства; длительность (продолжение существования, сохранение существования объекта) для времени. Длительность понимается как совокупность мгновений. Топологические свойства: свойства пространства и времени: непрерывность и связность, размерность; свойства пространства: однородность, изотропность (одинаковость протекания процессов в одних и тех же условиях); свойства времени: однонаправленность (от прошлого к будущему), одномерность, необратимость (прошлое никогда не возвращается).

Противоположность и взаимосвязь материального и идеального. Историко-философское развитие проблемы идеального. Идеальное как субъективный образ объективного мира.

В качестве основных элементов сознания выделяют: ощущение, восприятие, представление (воспоминание, воображение), мышление (рассудок и разум), воля, эмоции. Основные функции сознания: отражательная, преобразовательная, ориентационная.

В качестве форм сознания выделяют общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание имеет уровни и формы. Уровни общественного сознания: обыденное и массовое сознание; общественная психология и теоретическое сознание. Формы общественного сознания: философия, наука, политическое сознание, религиозное, нравственное, эстетическое, правовое сознание.

Необходимо показать взаимосвязь и специфику сознания и мышления, сознания и самосознания, сознания и бессознательного.

Литература

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. – М.: Культурная революция, Республика, 2008. – С. 339-390, 431-451.

2. Катаева О.В. Философия: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 253-279, 282-293.

3. Лешкевич Т.Г. Философия и теория познания: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – С. 79-128, 134-156, 199-208, 247-269.

4. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. – С. 66-83, 87-124, 143-150, 171-193.

5. Миронов В.В. Философия: Учебник. – М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2001. – С. 140-154.

6. Основы философии: Учеб. пособие для вузов и колледжей / Отв. ред. В.И. Стрюковский. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2005. – С. 25-47, 82-126.

7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 203-327, 422-466.

8. Титов В.Ф., Смирнов И.Н. Философия: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 62-75.

9. Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С. 201-231.

10. Философия. Вопросы, ответы, схемы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007. – С. 26-47, 82-102, 122-123.

11. Философия: Курс лекций. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – С. 93-147.

12. Философия: Учебник для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А. Харина. – Минск: ТетраСистемс, 2005. – С. 74-116, 192-210.

13. Философия: Учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 248-266, 267-280, 302-327.

14. Философия: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – Гл. IV.

15. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2003. – С. 333-377, 406-416.

16. Философия: Учеб. пособие для высших учебных заведений / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – С. 90-129, 229-286.

Контрольные вопросы

1. В чем отличие философской категории «материя» от естественнонаучного представления о материи?

2. Что такое принцип неисчерпаемости материи?

3. Какие структурные уровни материи можно выделить?

4. Что такое атрибуты материальных систем?

5. Какие существуют виды движения?

6. Что такое пространство и время в современном научном знании?

7. В чем специфика субстанциональной и реляционной концепций времени и пространства?

8. Как понимаются статическая и динамическая концепции времени?

9. Каковы основные концепции происхождения сознания?

10. Что такое сознание?

11. Какие основные функции сознания?

12. Каковы элементы структуры сознания?

13. Какие существуют традиции в рассмотрении природы сознания в истории философии?

14. Как соотносятся сознание и мышление?

15. Что такое самосознание?

16. Как самосознание соотносится с сознанием?

17. Какие существуют концепции бессознательного?

18. Что такое коллективное бессознательное?

19. Как связано сознание и бессознательное?

20. Какова структура бессознательного?

Занятие 7. Философское учение о познании (гносеология)(2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Структура познавательного процесса. Единство чувственного и рационального в познании.

2. Истина как процесс, ее аспекты и формы. Критерий истины.

3. Научное знание, его особенности и структура. Основные формы научного познания: факт, идея, проблема, гипотеза, теория. Роль науки в государственном управлении, политике, практике.

4. Научный метод и методология. Классификация методов. Общенаучная методология. Проявление и использование методов научного познания в политике, в теории и практике социального управления.

Доклады

1. Есть ли предел познаваемости мира?

2. В чем социальная опасность искажения истины?

3. Почему не может быть один универсальный критерий истинности знания?

4. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

5. Познание и интуиция.

6. Познание и творчество.

7. Знание и вера.

8. Истина и заблуждение.

9. Специфика практики как абсолютного и относительного критерия истины.

10. Почему мы доверяем научным выводам?

11. Предположение и гипотеза.

12. Возможен ли «социальный эксперимент»?

13. Можно ли достичь истины ненаучными способами познания?

14. Наука и основные стадии ее исторического развития.

15. Научные революции и эволюция научной картины мира.

Основные понятия

Агностицизм, Антисциентизм, Верификация, Гипотеза, Заблуждение, Идея, Иллюзия, Инсайт, Интуиция, Истина, Классификация, Метод, Наука, Парадигма, Познание, Практика, Проблема, Разум, Рассудок, Рациональность, Система, Сциентизм, Теория, Теоретический, Факт, Чувственный, Эмпирический.

Методические рекомендации

Говоря о структуре познавательного процесса, следует выделять такие его элементы, как ощущение, восприятие, представление, мышление (рассудок и разум).

В вопросе, посвященном истине, следует продемонстрировать знание различных философских концепций истины. Также необходимо отметить такие характеристики истины, как объективность, абсолютность и относительность, конкретность истины. Говоря о практике как критерии истины, необходимо выделить другие ее критерии.

Следует выявить специфику научного знания, показать, каковы формы научного знания, критерии научности. Говоря об общенаучной методологии, следует различать методы эмпирического и теоретического исследования, а также логические методы.

Литература

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. – М.: Культурная революция, Республика, 2008. – С. 452-472, 541-565.

2. Катаева О.В. Философия: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – С. 296-354.

3. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – С. 119-167, 167-187, 255-291.

4. Лешкевич Т.Г. Философия и теория познания: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – С. 300-343.

5. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. – С. 194-205, 209-222.

6. Миронов В.В. Философия: Учебник. – М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2001. – С. 159-171.

7. Основы философии: Учеб. пособие для вузов и колледжей / Отв. ред. В.И. Стрюковский. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2005. – С. 127-134, 154-197.

8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 467-560.

9. Титов В.Ф., Смирнов И.Н. Философия: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 76-90, 97-101.

10. Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С. 232-246.

11. Философия. Вопросы, ответы, схемы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007. – С. 151-198.

12. Философия: Курс лекций. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – С. 148-167, 173-188, 193-201, 204-214.

13. Философия: Учебник для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А. Харина. – Минск: ТетраСистемс, 2005. – С. 223-234.

14. Философия: Учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 329-349.

15. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2003. – С. 417-464.

16. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2003. – С. 398-399, 403-406, 415-419.

17. Философия: Учеб. пособие для высших учебных заведений / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – С. 375-484.


Контрольные вопросы

1. Какие существуют виды знания?

2. Что такое субъект и объект познания?

3. В чем отличие разума и рассудка?

4. В чем отличие чувственного и рационального в познании?

5. Почему истина понимается как процесс?

6. Каковы основные характеристики истины?

7. Какие существуют критерии истинности знания?

8. Назовите научные методы теоретического и эмпирического исследования.

9. Какие проблемы рассматривает философия науки?

10. Что такое «сциентизм» и «антисциентизм»?

11. Какие существуют гипотезы возникновения науки?

12. Какие значения науки можно выделить?

13. Как соотносятся чувственный и рациональный с теоретическим и эмпирическим?

14. В чем специфика эмпирического и теоретического уровней исследования?

15. Какова роль науки в культуре и обществе?

16. Что такое метод и методология?

17. В чем специфика научных методов?

Занятие 8. Учение о человеке и обществе. Будущее человечества (4 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Биологическое и социальное в человеке.

2. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Понятие «личность». Структура личности.

3. Общество как саморазвивающаяся система. Основные структурные элементы общества.

4. Материалистическое и идеалистическое понимание общественной жизни.

5. Объективные законы общества, механизм их познания и реализации. Объективные и субъективные условия и факторы в истории, в социальном управлении, политике.

6. Необходимость и свобода, сознательное и стихийное в деятельности общества, в политике, социальном управлении.

7. Базис и надстройка общества. Материальное производство – основа развития общества. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

8. Понятие информационной цивилизации. Постиндустриальное общество.

9. Глобальные проблемы как выражение противоречивости развития современной цивилизации. Угрозы и надежды.

10. Роль объективных и субъективных факторов в решении современных глобальных проблем. Экологическое сознание и культура. Государственное и правовое регулирование процессов решения глобальных проблем.

Доклады

1. Имеет ли право человек на собственную жизнь и собственную смерть?

2. Что такое духовные потребности человека?

3. Виды свободы и формы ее проявления.

4. Смысл жизни и пути его обретения. Проблема «подлинного» и «неподлинного» бытия.

5. Чем определяется уровень развития общества?

6. Законы природы и законы общества: общее и специфическое.

7. Может ли общество существовать без власти и без государства?

8. Существует ли направление в развитии общества?

9. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

10. Почему противоречия между обществом, природой и человеком приобрели глобальные масштабы только в современную эпоху?

11. Техносфера и биосфера: общее и специфическое.

12. В какой степени глобальные проблемы выражают единство человечества, а в какой – его разобщенность?

13. Могут ли сценарии будущего быть научными?

Основные понятия

Анархизм, Антропосоциогенез, Глобальные проблемы, Государство, Демократия, Духовные потребности, Идеология, Индивид, Индивидуальность, Индивидуум, Историзм, Коммуникация, Личность, Мораль, Народ, Народность, Нация, Ноосфера, Общество, Общечеловеческие ценности, Политика, Право, Правовое государство, Смысл жизни, Социализация, Справедливость, Технократия, Тоталитаризм, Философия истории, Цивилизация, Человек, Экологическая культура, Экологическое сознание.

Методические рекомендации

Следует отметить многоаспектность понятия личности, особенности взаимодействия личности и общества. Необходимо остановиться на проблеме ценностных ориентаций личности и проявлениях свободы (свобода и произвол, свобода и демократия, насилие и ненасилие). Выяснить, как взаимосвязаны человек и общество, что такое социализация и как общество влияет на становление и развитие личности.

Общество следует рассматривать как саморазвивающуюся систему. Выделять такие сферы общества, как сфера материального производства, сфера производства теоретического знания, сфера оценивающей деятельности (философия, искусство, религия), социальная сфера, сфера управления социальными процессами (политическая сфера).

Изучение темы, посвященной рассмотрению будущего человечества, преследует цель осмыслить состояние современной цивилизации, угрозы ее развитию, перспективы преодоления общечеловеческих проблем. Необходимо остановиться на понятии глобальных проблем, рассмотреть наиболее важные из них. Выяснить пути выхода из кризиса современной цивилизации, роль государства, мирового сообщества, общественных организаций в решении проблем современной цивилизации.

Литература

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. – М.: Культурная революция, Республика, 2008. – С. 406-420, 426-430, 572-590, 594-605.

2. Давидович В.Е. В зеркале философии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 303-333.

3. Катаева О.В. Философия: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – С. 176-186, 210-231, 242-250.

4. Лешкевич Т.Г. Философия и теория познания: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – С. 208-232.

5. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. – С. 151-157, 233-263.

6. Миронов В.В. Философия: Учебник. – М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2001. – С. 172-186, 197-204.

7. Основы философии: Учеб. пособие для вузов и колледжей / Отв. ред. В.И. Стрюковский. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2005. – С. 48-62, 198-280, 342-362.

8. Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 62-81, 95-153, 271-294.

9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 390-421, 602-620, 661-668.

10. Титов В.Ф., Смирнов И.Н. Философия: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 196-226.

11. Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С. 272-277, 316-329.

12. Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е.Е. Несмеянова. – М.: Гардарики, 2000. – С. 219-245, 255-266.

13. Философия науки: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.М. Старостина, В.И. Стрюковского. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр, 2010. – С. 281-300.

14. Философия. Вопросы, ответы, схемы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007. – С. 48-76, 78-81, 199-214, 216-227, 229-231, 289-313, 315-317, 374-391, 393-395.

15. Философия: Курс лекций. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – С. 266-273, 351-355, 358-364, 383-398, 409-412.

16. Философия: Учебник для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А. Харина. – Минск: ТетраСистемс, 2005. – С. 262-289, 299-316, 341-359, 400-403, 409-428.

17. Философия: Учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 355-359, 416-450, 470-483, 508-535, 545-553.

18. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2003. – С. 467-503.

19. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2003. – С. 455-482, 567-595.

20. Философия: Учеб. пособие для высших учебных заведений / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – С. 190-214, 278-312, 332-335, 362-374, 531-557.

Контрольные вопросы

1. Как различается понятия «личность», «индивид», «индивидуальность»?

2. Что такое личность? Какова ее структура?

3. Всякий ли человек – личность?

4. Всегда ли позитивна система «личность – общество»?

5. В чем заключается роль личности в историческом процессе?

6. Что такое социализация?

7. В чем источник саморазвития общества?

8. Что отличает общество как систему от других систем?

9. Каковы структурные элементы общества как системы?

10. Что такое социальная стратификация и социальная мобильность?

11. Как соотносятся понятия «нация», «народ», «народность», «этнос», «общество», «государство»?

12. Каковы основные проблемы современного мира?

13. Что понимается под современными глобальными проблемами?

14. Почему можно говорить о кризисе современной цивилизации?

15. Какие существуют пути решения глобальных проблем?

 

 







Date: 2015-09-18; view: 374; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.206 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию