Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Опыт в семейной жизни каждый муж получает в отдельности
Однажды двое приятелей завтракали. Один из них был женат около года, второй – более двадцати лет. Молодой рассказывает: «На днях я пришёл домой, а жена хочет пойти в кино. Я пришёл усталый и говорю ей, что не хочу никуда идти. Я, говорю, работаю весь день, чтобы прокормить семью. Работа не из лёгких, и, когда придёшь домой, хочется отдохнуть. Не хочу выходить из дома. Разве я не прав?» Ветеран семейной жизни уныло посмотрел на приятеля: – Ну и что это был за фильм?
Иногда однозначное понимание высказывания, содержащего умолчание, принципиально невозможно. Таким примером может служить конец романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Она ушла. Стоит Евгений, Как будто громом поражён. В какую бурю ощущений Теперь он сердцем погружён! Но шпор внезапный звон раздался, И муж Татьянин показался, И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, Надолго… Навсегда. За ним Довольно мы путём одним Бродили по свету. Поздравим Друг друга с берегом. Ура! Давно б (не правда ли?) пора!
Парцелляция – стилистическая фигура, суть которой заключается в разъединении исходной целостной синтаксической структуры на два интонационно обособленных отрезка – базовую структуру и парцеллят (последних может быть несколько). Расчленение сопровождается интонацией пояснения, на письме этому соответствует знак точки. Важно отметить, что парцелляты жестко закреплены в постпозиции по отношению к базовой структуре: А здесь вовсю воют надписи. Разборчивые. Ключевые, категоричные до наглости. Короткие до очевидности (Р. Рождественский). Чаще всего в качестве парцеллятов выступают однородные члены или придаточные предложения: Прежде Серёжа не обращал внимания на звёзды, они его не интересовали. Потому что он не знал, что у них есть названье (В. Панова). По мнению Т. М. Хазагерова, наряду с изображением внезапного нарушения хода мыслей парцелляция, наделяя постпозитивные отрезки большей самостоятельностью, чем в исходной структуре, тем самым усиливает выразительность и создаёт дополнительный смысл. Парцелляция выполняет две функции: символизирует изменение эмоционального настроя и передаёт неожиданную устойчивую концентрацию мысли на новом предмете, названном в парцелляте: Рядом с ним сидит девушка и наблюдает от нечего делать, как он драит пуговицы. Смуглая. С тёмными, очень густыми даже на вид волосами (А. Рекемчук). При анализе высказываний, содержащих парцелляцию, необходимо учитывать, что дробление целостной синтаксической структуры подготавливает слушателя к восприятию более важной информации. Таким образом, если текст, репрезентированный парцеллятом, не выполняет такую смысловую нагрузку, применение парцелляции не обосновано и потому является нарушением выразительности речи: Отправился он на охоту. Он сказал, что я буду бороться. С собаками. Гляжу. Носятся мои собаки по полю. Гоняют зайца. Очень распространённым явлением в современной речевой практике является конвергенция (взаимодействие) риторических приёмов. Например: Славный «правозащитник» молчал, когда ОМОН ломал кости мирным демонстрантам в Москве в 92 – 93-м, он воды в рот набрал, когда Ельцин растоптал Конституцию и расстрелял Парламент. Ковалёв не издал ни единого звука, когда из Чечни изгнали 300 тысяч русских, и он же изо дня в день голосил, возмущаясь военной операцией против чеченских бандитов (Завтра. 2001. № 17). В этом тексте резкая отрицательная оценка выражается взаимодействием следующих стилистических приёмов: § градационный синонимический ряд (молчал, воды в рот набрал, не издал ни единого звука); § антитеза (представленный выше синонимический ряд противопоставлен глаголу голосил); § ирония (славный правозащитник); § гипербола (ОМОН ломал кости мирным демонстрантам); § литота (не издал ни единого звука); § метафора(Ельцин растоптал Конституцию); § метонимия(растоптал Конституцию и расстрелял Парламент). Термин «конвергенция» был введён М. Риффатером, который толковал его как скопление в одном месте нескольких стилистических приёмов [Риффатер, с. 88]. Все вышеперечисленные способы создания выразительности способны сделать речь яркой и легко запоминающейся, но при их использовании следует соблюдать меру, поскольку злоупотребление тропами и фигурами делает речь искусственной, поэтому необходимо использовать средства создания выразительности с учётом цели и ситуации общения. Не все метафоры, сравнения, перифразы бывают оправданны в контексте. Использование тропов само по себе не является признаком мастерства. Текст, перегруженный тропами, производит плохое впечатление, кажется напыщенным: Воцарение пушкинской поэзии на престоле русской литературы обогатило её подвижным, контрастным и одухотворённым языком. Или: Твоих ночей пленительная дивность Давно лишила сна невинных дев, И влажный голос твой вдыхает их наивность, И рокотом волны мурлычет старый Лев. Стремление к выразительности речи может послужить причиной незапланированного нарушения других качеств речи. Следует напомнить, что запланированное нарушение может послужить основой образности. Так, например, образное слово не должно нарушать логику текста: Балканы, как солнечный позвоночник, пересекают страну из конца в конец (позвоночник ничего не пересекает! И как он может быть солнечным?!) Серьёзный недочёт образной речи – противоречивость тропов, представленных синтагмой. При использовании нескольких метафор пишущий должен соблюдать единство образной системы, чтобы тропы, развивая авторскую мысль, дополняли друг друга. Молодая поросль наших фигуристов вышла на лёд [38]. В данном примере структура предложения строится без учета использованной метафоры, что порождает нарушение закона противоречия: поросль не может ходить. В следующем предложении причина противоречия заключается в объединении двух метафор, которые отсылают к различным объектам реальной действительности, вызывающим различные ассоциации: Ребёнок – чистая доска, на которой внешнее окружение вышивает самые неожиданные узоры. Несогласованность возникающих в результате такого соединения ассоциаций приводит к незапланированному автором комическому эффекту: Сяду на древний скрипучий диванчик, Перелистаю семейный альбом... Только такой незадачливый дачник В чрево твоё забредет Летним днём. Комический эффект может быть вызван и употреблением в качестве компонентов сопоставления названий конкретных жизненных реалий, не существовавших в то время, когда происходили события, находящиеся в центре внимания говорящего: Но Старцев выбирает забвение: «Огонек в душе погас». Как видим, в этой истории любви нет вектора на изменение Старцева. Старцев сам выбирает направление своего движения, как будто переключая каналы на пульте дистанционного управления (о рассказе А. П. Чехова «Ионыч»). Примером виртуозного анализа художественного текста, в котором нарушена как выразительность, так и другие коммуникативные качества хорошей речи, может служить разбор В. В. Конецким отрывка из очерка А. Проханова. «Итак, зачин: «Лодки у пирсов черные, распластанно-длинные. Словно броня, окунувшись в море, продлевает гранитные скалы. Уткнулись в каменную грудь угрюмой северной базы. Затуманены льдистым дыханием» Синтаксис трогать. Не будем. Он. Прерогатива автора. Так. Он выражает. Свою экспрессию. Пройдем по словесам. Ежели корпуса лодок «затуманены льдистым дыханием», то «черные» уже неточно, ибо корпуса густо заиндевели. Ну, а что такое «распластанно-длинные»? Блинами попахивает… А бывают длинные блины? Не видел. «Распластанными» были броненосцы времен Цусимы – так про них, во всяком случае, можно было выразиться. Но подводные лодки через блинные ассоциации?.. «Словно броня, окунувшись в море, продлевает гранитные скалы». Чья броня? Подводных лодок? Они ее от веку не имели, ибо она им нужна, как кашалоту галоши. И об этом в научно-технический век знают не только дошкольники, но и лесные ежи. «…окунувшись в море…» Нет в базе моря. База в укромненькой бухте, а сама бухта в заливе, а уж залив – в море, но это – бог с ним. Посмотрим-ка С. Ожегова на «ОКУНУТЬ». «Погрузить в жидкость. Окунуть палец в воду». Итак, броня у А. Проханова способна окунаться в воду и при этом еще и «продлевать гранитные скалы». Смотрим «ПРОДЛИТЬ, ПРОДЛЕВАТЬ, ПРОДЛЕНИЕ – сделать более длительным, увеличить срок чего-н.» Здесь, вероятно, следует ПРОДОЛЖАЕТ. («Эта дорога – продолжение магистрали».) «Уткнулись в каменную грудь…» Кабы «уткнулись», то их с мели надо было бы снимать: там приливо-отливы около пяти метров. Ну, а командиров, которые «уткнулись», – под трибунал. «Уткнулись… в грудь… базы». Нет у военно-морских баз ни грудей, ни ляжек. Это у величественного утеса грудь есть, в которую может уткнуться и заночевать там тучка золотая. Это автор ненароком у Михаила Юрьевича позаимствовал. В двадцати словах – семь зияющих пробоин: пароход давно утонул!» ПРАКТИКУМ Date: 2015-09-18; view: 493; Нарушение авторских прав |