Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Закон тождества





Предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным.

Иначе говоря, в процессе рассуждения одно знание о предмете не должно подменяться другим.

Нарушение закона тождества приводит к таким логическим ошибкам, как подмена тезиса, подмена одной обсуждаемой темы другой, несоответствие аргументов – тезису.

Начав рассуждать об одном, говорящий в процессе рассуждения (неосознанно или сознательно) начинает говорить уже о чём-то другом, о чём-то новом.

Обратимся к примерам подобной подмены предмета мысли. В горах Памира продолжаются подземные толчки. Сегодня в 2 часа 25 минут по московскому времени жителей Горно-Бадахшанской автономной области разбудило новое землетрясение. Памир – горная страна в Средней Азии. На Памире – высшая точка в СССР – пик Коммунизма (7495 м) [28]. «Первые фразы этого сообщения говорят о факте землетрясения, естественно было продолжить указанием на эпицентр землетрясения, на разрушения и жертвы (если они были), но автор рассказывает о Памире, предмет разговора стал иным, тем самым закон тождества нарушен» [Голуб, Розенталь, с. 19].

Рассмотрим пример несоответствия аргументов тезису. Еще одно большое преимущество рекламы в журнале: колоссальное воздействие на читателя / покупателя оказывает сочетание рекламы на телевидении и в журнале. Автор приведённого высказывания противоречит сам себе: доказывая тезис о преимуществе рекламы в ЖУРНАЛЕ, в качестве аргумента рассказывает о сочетании рекламы на ТЕЛЕВИДЕНИИ и в ЖУРНАЛЕ.

Нарушение закона тождества приводит к появлению в речи следующих ошибок:

1) подмена понятия

a) нечёткое разграничение родовых и видовых понятий;

b) нечёткое разграничение конкретных и отвлечённых понятий.

2) смешение несопоставимых понятий

a) нарушение отношений дизъюнкции;

b) нарушение отношений эквиполентности.

3) сопоставление несопоставимых понятий.

 

См. схему:

Нарушение закона тождества


Подмена понятия Смешение несопоставимых понятий Сопоставление несопоставимых понятий

 

нечёткое разграничение родовых и видовых понятий нечёткое разграничение конкретных и отвлечённых понятий   нарушение отношений дизъюнкции нарушение отношений эквиполентности






Date: 2015-09-18; view: 614; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию