Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пороги боли и пределы выносливости





Болевые ощущения доставляют человеку страдания и вы­зывают различные по сложности защитные действия. Но че­ловеку нередко приходится сознательно переносить, терпеть боль, какими нестерпимыми ни ощущались бы болевые раз­дражения. Подобное положение может возникнуть и при ранении, когда боец


или командир продолжают боевые дейст­вия до того момента, пока не выполнят боевого задания или не будут заменены исполнением. Подобное положение испыты­вает больной, подвергающийся хирургической операции и т. д. При сравнительно легких, не опасных для жизни ушибах, ожогах, ранках и т. д., человек продолжает трудиться, пере­нося боль и превозмогая ее волевым усилием — сознание ответственности, мужество и настойчивость способствуют тому, что человек переносит и терпит болевые ощущения, пре­возмогая страдания. Советские люди на фронте и в мирной жизни многократно являли собой подобные примеры мужест­ва и терпеливости.

Выносливость боли своим механизмом имеет торможение первой сигнальной системы со стороны второй сигнальной системы, т. е. усиление ее роли в реакциях на болевые раздра­жения. При этом перестраивается система условнодвигательных рефлексов. На смену оборонительно-двигательным ре­флексам, уводящим человека от болевого раздражителя, при­ходят более сложные двигательные рефлексы. Хорошо извест­но, что при очень сильной боли (например, при удалении зуба) человек не вскакивает и не убегает, т. е. не удаляется от такого болевого раздражения, хотя и доставляющего тяжелое страдание, но необходимого, а остается на месте. При этом чрезвычайно увеличивается статическое напряжение мышц: человек сжимает как можно сильнее кулаки, прижимается сильно всем телом к сидению и т. д. Одновременно с этим вы­соким статическим напряжением мышц человек прибегает к другим способам противодействия боли (например, отвлекая свое внимание от боли сосредоточением на каких-либо мыслях, разглядывании окружающих предметов, счете до определен­ного числа и т. п.). Во всех этих действиях решающую роль играют речевые движения (внешне выраженные или скрытые), тормозящие оборонительные движения конечностей, испыты­вающих боль. Следовательно, то, что внешне представляется как простое статическое мышечное напряжение головы, кор­пуса, конечностей, в действительности есть их торможение воз­будимыми очагами речевых движений.

В опытах Беркенблит и Давыдовой ясно выявилась эта за­кономерность двигательного торможения руки, испытывающей болевые раздражения при одновременном возбуждении речи испытуемых. При этом отмечались сопряженные движения другой руки, не подвергающейся раздражению. Но и эти со­пряженные движения другой руки были заторможенными в еще большей мере.

В этих случаях абсолютная болевая чувствительность по­вышалась, т. е. пороги болевых ощущений снижались по отношению к минимальному болевому раздражению (величина сдвигов от 0,5 до 1,5 см


индукционной катушки). Почти па­раллельно возрастала выносливость по отношению к макси­мальным величинам силы болевого раздражения.

Можно составить представление о том, в какой степени понижались абсолютные пороги болевых ощущений (т. е. по­вышалась чувствительность) и границы «предела выносливо­сти» по сопоставлению величин болевых раздражителей в вольтах (хронаксиметрического тока). Так, например, в трех сериях опытов Беркенблит порог ощущений последовательно снижался у некоторых испытуемых в 2 раза, у других 11/2 раза. Лишь у меньшинства имело место повышение порога или отсутствие каких-либо сдвигов. «Предел выносливости» также не оставался в большинстве случаев неизменным. Он раздвигался в меньшей мере, нежели нижний порог болевых ощущений, но в большинстве случаев возрастал. Так, например, у одного испытуемого вначале (в первой серии опытов) он равнялся 50, а затем (в третьей серии опытов) он достигал величины в 140 в. У других испытуемых эти сдвиги были меньшими, но тоже обнаруживали тенденции роста (от 62 до 120 от 80 до 101 и т. д.). Ни в одном случае не было отмечено снижения порога выносливости.

Этот факт свидетельствует о том, что и в области болевых ощущений имеет решающее значение тренировка как в рас­познавании минимальных раздражений, так и в переносимо­сти максимальных раздражений.

Как и все виды чувствительности человека, болевая чувст­вительность развивается в таких условиях, которые делают ее жизненно необходимой. «Пределы выносливости» являются крайне относительными, раздвигаясь и изменяясь в зависимости от сознательной установки человека на преодоление эмоций боли. Но преодоление непроизвольных оборонительно-дви­гательных рефлексов не означает снижения остроты сильных болевых ощущений, но означает лишь замену этих рефлексов рефлекторной деятельностью второй сигнальной системы, тор­мозящей более элементарные двигательные рефлексы на болевые раздражения.

Исключительное значение для развития «пределов выносливости» имеют общественно-моральные установки личности, сознательный и организованный характер ее поведения. Именно в этом изменении «предела выносливости», а не в абсолют­ной болевой чувствительности проявляется личность человека в ее отношении к боли и болезни.


 







Date: 2015-09-18; view: 433; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию