Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Музыкальный слух
Музыкальный слух есть особая специальная форма человеческого слуха, обусловленная общественно-исторической природой музыки и музыкальной деятельности. Музыкальный слух есть прежде всего форма эстетического восприятия действительности, поэтому в данном разделе можно рассмотреть лишь некоторые его составные моменты, представляющие собой особое и высокоспециализированное развитие слуховых ощущений. К этим моментам относятся абсолютный и относительный слух, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкального ритма. Из этих моментов трудно отделить 16 Б. Г, Ананьев собственно ощущения музыкальных звуков от эстетического восприятия и переживания музыки. Здесь же отметим наиболее общие и основные свойства этих сторон или моментов музыкального слуха. Абсолютным слухом называется способность «узнавать или воспроизводить высоту отдельных звуков, не соотносящихся с другими, высота которых известна» (Теплое); Человек с абсолютным слухом может узнать или воспроизвести голосом любой звук по высоте без сопоставления его: с другим. Иначе говоря, такой обладатель абсолютного слуха имеет настолько развитый внутренний звуковысотный различительный слух, что не нуждается в опоре на сравниваемый другой звук. Это обстоятельство (развитость внутреннего слуха или звуковысотных представлений) и заставляло некоторых утверждать, будто абсолютный слух есть форма «музыкальной памяти». Однако Теплов доказал, что абсолютный слух — это качественное своеобразие ощущений музыкального звука, проявляющееся в процессах узнавания и воспроизведения звука. Хотя вне процессов памяти абсолютный слух никак практически не проявляется, но он есть прежде всего особенность ощущений. Она заключается в том, что человек оказывается способным слышать в изолированном звуке его музыкальную высоту, отдифференцированную от тембровых компонентов данного звука. Пассивный абсолютный слух проявляется лишь в узнавании высоты музыкального звука без воспроизведения голосом этой высоты звука. Активный абсолютный слух проявляется не только в узнавании высоты, но и в произвольном голосовом воспроизведении данного изолированного звука. Относительным музыкальным слухом называется звуковысотное ощущение музыкального звука при сравнении его с каким-либо другим звуком по высоте. В таком случае звуковысотный слух не отдифференцирован полностью от тембрового слуха в отношении тех же звуков. Более сложными формами музыкального слуха являются мелодический и гармонический слух. Мелодическим слухом Теплов называет музыкальный звуковысотный слух по отношению к созвучиям или (в широком смысле слова) к многоголосной музыке. Основой восприятия музыки является мелодический слух, на базе которого развивается и слух гармонический. В отношении последнего важно отметить, что ощущение слияния звуков различно по отношению к консонансам и диссонансам. Консонирующие интервалы дают гораздо большую степень слияния, нежели диссонансы. Переход от тембрового к гармоническому восприятию созвучий означает переход от простого ощущения к сложному, в 242 котором сочетается одновременно несколько слышимых высот различных музыкальных звуков. Ощущение музыкального ритма заключается в дифференцировке временного ряда музыкальных звуков по длительности, в разложении этого ряда на определенные группы, отделенные друг от друга акцентами. Ощущение музыкального ритма зависит от развития самих ритмических движений при занятиях музыкой и музыкальной деятельностью. Музыкальный слух во всех своих сторонах и формах воспитуем: он раз вивается в процессе Обучения музыке, а особенно в процессе самостоятельной деятельности музыканта. Рассмотрение природы человеческого слуха убеждает нас в том, что эта природа есть продукт человеческой истории. Будучи продуктом первой сигнальной системы высшей нервной деятельности человека, слух вместе с тем входит составной частью во вторую сигнальную (речевую) систему, ею обусловливаясь и на нее влияя. Поэтому можно сказать, что с изменением временных связей второй сигнальной системы постоянно изменяются механизмы человеческого слуха. Этим определяется бесконечный рост возможностей человеческого слуха, обслуживающего язык, а на его основе речь и мышление самым ближайшим, непосредственным образом.
Date: 2015-09-18; view: 355; Нарушение авторских прав |