Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Речевой слух
Звуковой строй родного языка определяет развитие человеческого слуха, особенности его звуковысотной громкостной и тембровой характеристик, а также дифференцировки по слуху временных интервалов. Слух человека неразрывно связан с речью, причем не вообще речью, а именно речью на данном родном языке. Усвоение звукового строя иностранного языка человеком всегда относительно к тому, какой речевой слух выработался у человека на основе родного языка. Поэтому русскому человеку легко привыкнуть к слушанию звуков речи других славянских языков (например, болгарского или чешского), сходных по звуковому строю с русским. Напротив, до специального изучения далеких от нашего звукового строя языков (например, английского или французского) мы с трудом вычленяем отдельные звуки ряда слов и фраз, оказываемся как бы «глухими» по отношению ко многим звукам иностранного языка. Человеку, усваивающему русский язык, многие звуки русской живой речи первоначально вовсе не слышатся, а дифференцировка звонких и глухих согласных, шипящих согласных или йотированных гласных («е», «ё», «ю») требует перестройки его речевого слуха, сложившегося на основе другого звуко вого строя. На основе звукового строя родного языка складывается прочная система связей слухового анализатора с особенностями данного строя языка, у человека формируется различительная чувствительность к звукам родной речи, базируясь на которой, человек может усваивать любой другой язык, сравнивая по сходству и контрасту звуки другого, иностранной языка. Единство слуха и речи обусловлено всем историческим развитием языка и его ролью в общественном развитии. Поражение речи приводит к расстройствам слуха, а расстройства слуха — к тем или иным изменениям голоса и речи. Между членораздельной «моторной» речью и слухом с раннего детства образуется прочная связь, ассоциация, разрушимая лишь поражением той или иной части слухового анализатора (рецептора слуха, слухового нерва или мозгового конца).9 По этой причине очень редко встречаются раздельно глухота и немота, а обычно имеется комбинированное расстройство в виде глухонемоты. При мозговых заболеваниях с поражением височных долей имеет место первичное расстройство коркового слуха, за которым следует особое расстройство речи (расстройство восприятия и понимания речи, а также искаженность самой двигательной речи больного). Речевой слух составляет основу восприятия человеком связной речи, т. е. определенного соотношения слов в целостной фразе, обусловленного правилами грамматического строя языка. Восприятие человеком связной речи возможно лишь благодаря единству речевого слуха, речи и мышления. Но непосредственной предпосылкой восприятия связной речи является именно речевой слух в своих двух формах: абсолютной и различительной слухоречевой чувствительности. Абсолютная слухоречевая чувствительность определяется по минимальной величине звука речи (гласного или согласного), которая обусловливает едва заметное ощущение звука именно как речевого звука. Как установлено, эти величины различны для каждого из звуков данного языка. Ощущение каждого отдельного звука речи является очень сложным, отражая высоту, тембр, громкость, длительность каждого звука. Так же, как различны по произношению (речевым движениям) гласные и согласные звуки, различно и ощущение этих звуков. Ощущение гласного звука представляет собой анализ тона этого звука с вычленением частичных гармонических тонов, входящих в данный гласный звук. Таким образом, ощущение гласного звука с чрезвычайной скоростью вычленяет эти частичные тоны гласного звука, названного формантом. Гласные «а», «о», «у», на какой бы высоте они ни произносились, всегда имеют определенную область усиления этих частичных тонов: например, для «а»— около 1000 гц, для «у» — Date: 2015-09-18; view: 559; Нарушение авторских прав |