Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Там же. биологическая ориентация «истории умственного развития животных», педагогическая ориентация «истории умственного развития ребенка»
биологическая ориентация «истории умственного развития животных», педагогическая ориентация «истории умственного развития ребенка», логико-лингвистическая ориентация «истории языка». Что касается психологии и физиологии органов чувств, составляющих ядро экспериментального изучения ощущений, то за последние годы фактически их отодвинули далеко от теории познания. Заметим кстати, что Ойзерман в интересной статье «Диалектический материализм и гегелевская концепция совпадения диалектики, логики и теории познания» в общем верно отметил огромное значение ленинской программы для дальнейшего развития теории познания. Пожалуй только у Ойзермана и встречается эта оценка, отсутствующая в большинстве новейших философских работ. Тем более странно, что Ойзерман счел возможным внести ограничение в эту программу, когда определил ближайшие задачи, стоящие, по его мнению, перед теорией познания. «Теория познания с точки зрения диалектического материализма, — пишет Ойзерман, —• не может быть ничем иным, кроме как подытожением истории познания, истории наук и практической деятельности людей, ибо только благодаря такому подытожению действительной истории, реального опыта позания могут быть решены коренные гносеологические проблемы, не говоря уже о тех вопросах теории познания, сама постановка которых непосредственно связана с определенным этапом развития научного познания и общественной практики».20 Нетрудно заметить, что в таком толковании уже отсутствуют история умственного развития животных, ребенка, история языка, психология и физиология органов чувств, которые Ойзерман привел в изложении ленинской программы. Но, конечно, такое сокращение ленинской программы существенно изменияет ее смысл. Ясно, что Ленин рассматривал будущее развитие теории познания в неразрывной связи с развитием всей теории отражения. Об отличиях теории познания и психологии познания написано немало в философской литературе. Новые страницы вписал и Ойзерман, который, продолжая только что цитированную мысль, пишет следующее: «Этим, собственно, и отличается теория познания диалектического материализма от психологического учения о познании, которое занимается исследованием соответствующих психических функций человека, --------------- Т. И. Ойзерман. Диалектический материализм и гегелевская концепция совпадения диалектики, логики и теории познания «Вопросы философии», 1958, № 1, стр. 109. а не изучением совершаемого человечеством исторического-процесса перехода от одного знания к другому, более глубокому. Диалектический материализм, конечно, не может игнорировать данные психологии и в особенности данные психологического учения о познании, имеющего громадное значение для диалектико-материалистической гносеологии. Однако отсюда, несомненно, следует, что изложение гносеологии диалектического материализма нельзя превращать в пересказ психологического учения об ощущениях, восприятии, мышлении, как это делается во многих популярных брошюрах и статьях по теории познания»21 (курсив наш. — Б. А.). Последнее заключение, несомненно, верно. К сожалению, и «пересказы» психологических знаний в таких философских работах далеки от современного состояния психологических и физиологических знаний. Но нельзя не признать странным то противопоставление человека и человечества, которое Ойзерман считает границей между теорией и психологией познания. В «Материализме и эмпириокритицизме» Ленина, являющимся самым выдающимся трудом по марксистской теории познания, нет и намека на подобное метафизическое противопоставление. Не случайно именно в этой работе Ленин обращает особое внимание на сущность непосредственно-чувственного познания, отражения объективной действительности, на связь этой формы отражения с логическим познанием, на роль практики в общей диалектике процесса познания. Но если говорить об этой роли, то нельзя забывать глубокого ленинского замечания: «Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности».22 Если следовать за Ойзерманом, то от практики отпадает эта «непосредственная действительность», а сохранится лишь, «достоинство всеобщности». Отвлекаясь от реального человека, неизбежно теряем чувственный опыт, непосредственную связь сознания с объективной действительностью. Неизбежным следствием такого отвлечения является рационализм, противоречащий диалектическому пониманию единства чувственного и логического в процессе познания. Думается, однако, что в ряде случаев подобный рационализм является следствием недостаточности обобщения научных данных физиологии и психологии об ощущениях и восприятиях. Такое обобщение необходимо для правильной оценки: роли чувственного познания и понимания состава или струк- --------------- Date: 2015-09-18; view: 332; Нарушение авторских прав |