Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел III. Государство и право в средние века в странах Европы
5. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ВИЗАНТИИ
1. Средневековое государство в Византии. 2. Право Византии.
1. Средневековое государство в Византии
Началом Византийской империи принято считать 395 г., когда император Феодосий I разделил Римское государство на восточную и западную части. Столицей восточной части империи в 330 г. стал Константинополь (в этом году был переименован старый греческий город Византий). Византийское государство просуществовало свыше тысячи лет и пало под ударами турецких войск в 1453 г. В своем развитии Византийское государство прошло три этапа. П е р в ы й этап (IV – VII вв.) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения раннефеодальных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора. В т о р о й этап (с конца VII до конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков. В это время государство приобретает конченные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального Запада. Императорская власть в Византии достигла наивысшего уровня. На т р е т ь е м этапе (XII – XV вв.) происходит углубление политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период характеризуется резким ослаблением византийского государства и его фактическим распадом в XIII – XIV вв., что привело его в XV в. к гибели. Общественный строй. Процесс разложения рабовладельческих порядков носил в Византии замедленный характер. Господствующий класс в IV – VII вв. был неоднороден. Ведущие экономические и социальные позиции занимали старая сенаторская аристократия и провинциальная знать. Наряду с ними высокое место в социальной структуре византийского общества принадлежало муниципальной верхушке крупных городов империи, особенно столицы – Константинополя. Свободные крестьяне-землевладельцы жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю. Широко использовалась в Византии этого периода и позднеримская форма эксплуатации крестьян – колонат. Крестьяне также уплачивали поземельную подать и несли разного рода имущественные и личные повинности в пользу государства. Византийское законодательство разделяло колонов на свободных и “приписных”. Они арендовали землю у крупных землевладельцев и находились в зависимости от них. Особенно тяжелым было положение “приписных” колонов, прикрепленных к земле. Свободные и “приписные” колоны несли повинности как в пользу своих господ, так и в пользу государства. На низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Их правовое положение резко отличалось от положения различных категорий свободных. В конце VI – первой половине VII в. в ходе острейшего политического и социального кризиса общественный строй Византии претерпел серьезные изменения. В войнах и социальных столкновениях погибла значительная часть представителей тех социальных групп, которые господствовали в Византии в предшествующем периоде. Только в X в. возобладала тенденция к созданию феодальной сеньориальной системы, основанной на труде зависимого от земельных магнатов крестьянства при сохранении, однако, контроля со стороны государства. Основные же формы феодального землевладения – условные земельные пожалования в виде пронии, арифмоса – утверждаются еще позже, в XI – XII вв. Так, наиболее известный феодальный институт – прония, расцвет которого приходится на XII – XIII вв., представлял собой различные виды земельных пожалований прониару от государства на условиях несения службы, обычно на время жизни прониара или императора. На втором этапе господствующий класс состоял из разнородных социальных слоев: сановных светских и церковных чинов, местной военно-служилой знати и общинной верхушки, выделившейся из зажиточного крестьянства. Наследственная вассально-сеньориальная система, характерная для развитого феодального строя, начинает складываться в Византии только в XI – XII вв. Незавершенность развития феодального сеньориального строя обусловила относительную слабость византийской землевладельческой знати. Ведущее место в структуре господствующего класса принадлежало столичной знати и высшему чиновничеству империи, остро соперничающим с военно-землевладельческой провинциальной знатью. На втором этапе также существовали многочисленные различия в правовом положении отдельных слоев трудового населения. По-прежнему сохранялись значительная категория свободных крестьян-общинников, а также особая прослойка государственных крестьян, работавших на землях, принадлежавших казне и императору. Податные крестьяне, обрабатывавшие государственные земли, фактически становятся в это время крепостными: приписываются к казне и теряют свободу передвижения. Они должны были платить канон – поземельный налог, подушный налог, государственную хлебную ренту, налог на скот. Особенно разорительной для крестьян-общинников стала обязанность уплачивать налоги за выморочные и брошенные земли соседей. С XI – XII вв. идет неуклонный рост числа частновладельческих крестьян за счет свободных и даже государственных крестьян. Частновладельческие крестьяне именовались париками. Они не имели права собственности на землю и рассматривались как наследственные держатели своих наделов, были обязаны выплачивать господину ренту в отработочной, натуральной, денежной формах. Они были прикреплены к земле вплоть до XIII – XIV вв. Низшую ступень, как и ранее, занимали рабы. В X – XI вв. их положение несколько улучшается. Они получают право заключать церковный брак. Пресекается обращение свободных в рабство. Рабов нередко переводят на положение париков. В XI – XII вв. усилилась тенденция к стиранию граней между рабами и другими категориями эксплуатируемых классов Византии. Государственный строй. Византийское государство унаследовало основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе его стоял император, наследник власти римских царей. Он обладал полнотой всей законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Император назначал и смещал высших чиновников, был верховным судьей, командующим армией и флотом. Сохранение сильной императорской власти в течение всей феодальной истории Византии можно объяснить рядом причин. Во-первых, наличием многих крупных городских центров – наследников римской эпохи – и потому потребностью в экономической связи между областями и провинциями. Во-вторых, особой остротой классовой борьбы. В-третьих, постоянной внешнеполитической опасностью, дополняемой необходимостью эффективного подавления подвластных империи народов. Власть византийского императора, однако, не была произвольной. Он избирался сенатом, “народом Константинополя” и армией, роль которой в решении этого вопроса постепенно снижалась. Важным фактором политической жизни государства было одобрение кандидатуры императора “народом Константинополя”. На этой основе в Византии возникли особые политические организации – так называемые городские партии (димы). Две наиболее крупные из них – “голубые” и “зеленые” – составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых – торгово-финансовая верхушка византийских городов. Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. В IV – VI вв. роль димов в политической жизни была весьма значительной. Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий. Другим фактором, сдерживающим самовластие императоров, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии – константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Обсуждение государственных дел сенатом, а также его право участвовать в избрании нового императора обеспечивали византийской аристократии известную долю участия в руководстве делами империи. С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Оно надолго определило пути развития византийской государственности. Жестко централизованный характер империи резко отличал Византию от современных ей феодальных государств Европы. В VIII в. политические организации и учреждения, сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора “народом Константинополя” прекращается. Политическая роль константинопольского сената окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи. Единственной крупной политической силой в Византийском государстве оставалась православная (греческая) церковь. В общественно-политической жизни возросла роль главы церкви, константинопольского патриарха. Патриархи нередко становились регентами малолетних императоров и непосредственно вмешивались в политическую борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей “постановление на царство”, стало с VII в. венчание императора патриархом в храме Святой Софии. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха. По мере развития феодализма между императорами и крупными феодальными землевладельцами – динатами – складываются новые сеньориально-вассальные отношения. Начиная с X в. самодержец нередко вынужден был заключать феодальные договоры с некоторыми своими подданными – динатами, беря на себя обязанности феодального сеньора. Для государственного строя Византии на основных этапах ее развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата как центрального, так и местного. В его основе лежала строгая иерархия. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). В X в. насчитывалось 60 таких рангов. Центральное управление империи сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите). Он состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являвшихся ближайшими помощниками императора. Высшими должностными лицами помимо императора были префект (эпарх) столицы, начальник дворца (магистр), главный юрист и председатель консистория (квестор), два магистра армии, два префекта преториев (Малой Азии и Иллирийского претория на Балканах). Имелись также знатоки законов (логофеты). Канцелярии именовались секретами. Эти должностные лица осуществляли непосредственное управление с помощью разветвленного бюрократического аппарата. Местное управление. Местный государственный аппарат целиком базировался на позднеримской системе управления (деление на префектуры, диоцезы, провинции). В провинциях власть подразделялась на гражданскую и военную. Военоначальник осуществлял власть над военными, гражданский правитель провинции – над всеми остальными. Правители провинций наряду с обширными административными и финансовыми полномочиями обладали и судебной властью. Они являлись судьями первой инстанции по всем значительным судебным делам в пределах провинции. В VII в. на смену старой системе местного управления пришла новая, фемная. Фемы возникли как военные округа и были первоначально гораздо крупнее старых провинций. Во главе фемов стояли стратиги, которые объединяли в своих руках всю полноту военной и гражданской власти. 2. Право Византии
Византия усваивала римское правовое наследие, а также многие политические учреждения и идеи в тот период, когда там действовало так называемое постклассическое римское право. Византийское право составило одну из сильных сторон византийской культуры, и по силе воздействия на культуры других народов средневекового мира оно может сравниваться с византийской архитектурой и искусством. Прямая преемственность римского и византийского права нашла свое отражение в использовании императорского законодательства в качестве основного источника права. Относительная стабильность политической системы Византии способствовала тому, что именно здесь были предприняты первые попытки кодификации императорских конституций, а затем и римского права в целом. Так, первым официальным сводом римских законов был составленный в 438 г. Кодекс византийского императора Феодосия, в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина (с 312 г.). Тем самым в Византии практически утратило силу более раннее римское законодательство, не включенное в этот сборник. В IV – VI вв. в Византии складываются самостоятельные юридические школы (наиболее известные – в Бейруте и Константинополе), высокого уровня развития достигла правовая мысль, что послужило основой для проведения крупных кодификационных работ. Не случайно именно в Византии в середине VI в. под руководством известного юриста Трибониана был создан Свод законов Юстиниана. Значимость его состоит в том, что, во-первых, в нем дается наиболее систематическое изложение римского классического права и римской юриспруденции вообще; во-вторых, в том, что он послужил основным источником рецепции римского права в средние века. В этом своде в полной мере проявились тенденции, свойственные постклассическому периоду и получившие дальнейшее развитие на последующих этапах истории византийского права. Указанные тенденции нашли свое выражение прежде всего в известном упрощении и “вульгаризации” римского права под влиянием позднеэллинистического (так называемого грековосточного) права. Под влиянием восточного права были введены письменные делопроизводство и судопроизводство, что повлекло за собой отмену старой системы исков и утверждение экстраординарного процесса. Основные направления переработки классического римского права, нашедшие свое отображение в кодификации Юстиниана, получили более полное развитие в последующей истории византийского права. “Эклога”. В послеюстиниановский период наибольший подъем законодательной активности приходится на правление Македонской династии, но первой дополняющей кодификацией стал сборник законов под названием “Эклога” (избранные законы), подготовленный и изданный в 726 г. Свод законов “Эклога” был задуман как сокращенная выборка из законодательства времен Юстиниана. Его составители сохранили из кодификации Юстиниана лишь небольшую часть правового материала. Он состоял из 18 небольших титулов. Некоторые из них включали только по одной статье. Сборник “Эклога” не изменил классовой сущности византийского права, а лишь несколько усилил в нем феодальный элемент. Характерно, что в нем имелся специальный титул (VIII), посвященный рабам. Предусматривались некоторые случаи превращения в рабов свободных людей. Но основной упор был сделан на новые способы и формы освобождения рабов (например, их отпуск на свободу в церкви и др.), что отражало развитие феодальных отношений. В “Эклоге” уже в полной мере проявилось влияние христианской религии и морали, и ссылки на Евангелие использовались для обоснования ряда правовых положений. Особенно глубоко христианские идеи проникли в брачно-семейное право. В “Эклогу” вошло неизвестное ранее византийскому праву обручение (с 7 лет), которое требовало формального согласия самих брачующихся, а фактически в связи с их малолетством – родителей. Брачный возраст был установлен 15 лет для мужчин и 13 – для женщин. Под воздействием христианской церкви было сокращено число законных поводов к разводу. Женщина занимала подчиненное место в семье. Но приданое и брачный дар, полученные женой, уже рассматривались не как собственность мужа, а как имущество, данное ему в управление. При наследовании по завещанию устанавливалась обязательная доля детей (не менее 1/3 наследства). Определялись 7 рядов наследников, которым последовательно переходило имущество умершего при отсутствии завещания. Титулы “Эклоги”, посвященные договорному праву, упоминают лишь куплю-продажу, вклад (хранение), товарищество. В договор купли-продажи, заключенный как в устной, так и в письменной форме, под влиянием греческого права был введен задаток. Весьма кратко говорилось о таком важном институте, как наем, включавшем и аренду земли на срок, не превышающий 29 лет. Очевидно, что сдача в аренду частных земель в Византии не получила распространения. Зато весьма характерно упоминание в “Эклоге” о сдаче в аренду государственных, императорских и церковных земель с ежегодным взносом арендатором наемной платы. Широкую разработку в “Эклоге” получил и другой типичный для развивающегося феодализма институт – эмфитевзис. Последний устанавливался как вечная или ограниченная аренда “на срок до трех поколений, наследующих друг за другом по завещанию или без завещания”. Лицо (эмфитевт), получившее эмфитевзис, как правило, землю (эмфитевт), обязано было уплачивать собственнику “без уверток” ежегодный взнос, а также заботиться о “сохранении и улучшении недвижимости”. Если эмфитевт в течение трех лет не вносил обусловленную плату, то мог быть лишен предоставленной ему недвижимости. Наиболее обширным и детализированным в “Эклоге” был титул XVII, посвященный преступлениям и наказаниям. В уголовное право было внесено много новых положений, отразивших усиление государственной репрессии. Не случайно именно этот титул “Эклоги” получил наибольшую известность и неизменно использовался в последующих законодательных сводах Византии. В “Эклоге” предусматривалось преследование государственных преступников: перебежчиков к врагу, фальшивомонетчиков и т. д. Особо была выделена статья, где говорилось о лицах, поднимающих восстание против императора или же участвующих в “заговоре против него или против государства христиан”. Такие лица рассматривались как намеревающиеся “все разрушить”, а поэтому их в “тот же час должно предать смерти”. Много внимания законодатель уделил также преступлениям против христианской религии. “Эклога” предусматривала наказания за убийство и телесные повреждения, нанесенные в драке, причем наказание дифференцировалось в зависимости от того, были ли эти преступления предумышленными или непредумышленными. В “Эклоге” перечисляется также ряд имущественных преступлений: кража, грабеж, уничтожение чужого имущества, поджог, разграбление чужих могил. Но большинство статей было посвящено преступлениям, посягающим на установленный государством и освященный церковью строй семейных и правительственных отношений. Среди них выделяются: кровосмешение, изнасилование, прелюбодеяние, вступление в связь с монахиней, крестницей, девушкой, вытравливание плода и т. д. Весьма разработанной и более жестокой была система наказаний. Достаточно часто предусматривалась смертная казнь. Но особенно утонченной была система членовредительских и телесных наказаний, которые в классическом римском праве применялись главным образом к рабам, а теперь были распространены и на свободных людей: отрезание носа, вырывание языка, отсечение руки, ослепление и т. п. Были известны позорящие наказания (острижение бороды и волос), а также конфискация имущества. Чрезмерная краткость “Эклоги”, отсутствие в ней таких важных вопросов, как способы приобретения и потери права собственности, давность и других, приводили к тому, что, несмотря на ее большую практическую значимость, судом по целому ряду дел в последующем приходилось обращаться непосредственно к кодификации Юстиниана. Помимо “Эклоги”, в VIII – IX вв. действовали Земледельческий закон (принят примерно в то же время, что и “Эклога”), Морской и Военный законы. Вошедшие в Земледельческий закон правовые нормы были направлены на урегулирование наиболее типичных конфликтов, возникавших в рамках сельских общин. Большое внимание в нем уделялось соблюдению границ смежных участков, последствиям самовольной распашки земли, обмену земельными участками. Об общинных порядках наиболее убедительно свидетельствует статья 8, предусматривающая распределение земельных участков по жребию. Важное значение придается аренде земли и виноградников. В Земледельческом законе особо оговариваются интересы государственной казны, взимающей с владельцев земельных участков подати, а также экстраординарные налоги (статьи 18, 19). В казуистической манере сформированы многочисленные статьи этого закона, устанавливающие ответственность за кражу чужого скота, сельскохозяйственного инвентаря, за порубку чужого леса и т. п. В большинстве случаев кражи или порча чужого имущества влекли за собой только имущественные санкции, которые имели своей целью прежде всего возмещение причиненного вреда. Но в тех случаях, когда ущерб был особо значителен и тем самым угрожал развивающимся феодальным порядкам, применялись членовредительские и телесные наказания (отсечение руки у вора, поджигателя чужого сарая и т. п.) и даже смертная казнь (за сожжение из мести чужого гумна, за большинство краж, совершенных рабами). Морской закон представлял собой записи морских правовых обычаев. В Европе он стал известен как Родосский морской закон, которым многие европейские страны пользовались с VII вплоть до XV в. Он содержал правила, относящиеся к судовождению, перевозке грузов и пассажиров, фрахтованию судов, выбрасыванию грузов в случае опасности на море, дележу прибылей и убытков между судовладельцем и собственником груза и т. п. Военный закон регулировал наказания для состоявших на военной службе лиц. “Прохирон”. Дальнейшее развитие византийского права связано с законотворческой деятельностью императоров Македонской династии Василия I и Льва VI. Отменив “Эклогу”, составленную его политическими противниками – иконоборцами, Василий I предписал вновь переработать Свод законов Юстиниана, исключить из него устаревшие положения, разъяснить трудные юридические термины и перевести их на греческий язык. Результатом законодательных работ было издание в 879 г. “Прохирона”, который в последующие века был одним из наиболее авторитетных источников права Византии. “Прохирон” по сравнению с “Эклогой” представлял собой более полный сборник законов (дополнительно было включено 17 титулов), но по юридической технике, по четкости расположения правового материала, его редакции он уступал последней. Хотя в предисловии к “Прохирону” “Эклога” именуется не “избранными”, а “извращенными” законами, Василий I позаимствовал из нее ряд положений, особенно относящихся к уголовному праву. Изменения, внесенные “Прохироном” в правовую систему Византии, не были существенными. “Прохирон” в некоторой степени отразил и новые условия византийского общества IX в. В нем более подробно излагается договорное право, вносятся некоторые изменения в семейное право (вводится предбрачный дар и т. п.). Не менее примечательно сложилась судьба краткого руководства, известного в рукописной традиции под названием “Эпанагога” (переработанное повторение законов) и датируемого 884 – 886 гг. Как было обнаружено исследователями совсем недавно, под этим названием фигурировал сборник, подготовленный в 885 – 886 гг. комиссией под руководством константинопольского патриарха Фотия. Сборник состоял из 40 титулов и имел следующий порядок изложения: учение об императоре, патриархе и высших чинах административной иерархии; о судах, свидетелях и документах; о помолвке и браке; о приданом и дарениях между мужем и женой; о классификации юридических сделок; о завещании; о строениях и соседском праве; о преступлениях и наказаниях. При всей компилятивности, “Эпанагога” более подробно, а в некоторых деталях и по-новому излагала ряд вопросов частного права. Но наиболее существенными были изменения, которые “Эпанагога” внесла в сферу публичного права. Был сформулирован ряд новых положений: о патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах духовенства. Эти положения определяли взаимоотношения православной церкви и государства и были широко использованы в церковном праве. Василики. Краткие своды византийского права не могли в полной мере удовлетворить потребности судебной практики, которая время от времени была вынуждена обращаться ко все более устаревающему Своду законов Юстиниана. При императоре Льве VI Мудром, правление которого отличалось оживлением юридической мысли, были завершены большие кодификационные работы, начатые еще при Василии I, по новой переработке всего законодательства Юстиниана. Составленные таким образом “ Василики ” (“ Базилики ”), т. е. царские законы, состояли из 60 книг (начаты при Василии I Македонянине в 886 г. и окончены в 889 г.). Они представляли собой систематизированный и тематический свод законов, построенный путем последовательного изложения выдержек из Дигест, Кодекса и Новелл Юстиниана. Четкая структура “Василик” облегчала пользование этим сводом. Несмотря на большой объем материала, помещенного в них, кодификация Юстиниана была отражена в “Василиках” неравномерно: имелись значительные пропуски, сокращения и искажения первоначального текста, который воспроизводился в основном через промежуточной источник – греческие схолии. Поэтому “Василики” не сразу заменили кодификацию Юстиниана, которая применялась в судах в XI в. После составления “Василик” византийское право развивалось посредством законодательных актов императоров – новелл, хрисовул (императорских грамот). Существенные изменения были, например, внесены новеллами Льва VI Мудрого (886 – 912). Он разрешил государственным чиновникам бесконтрольно приобретать земли в подведомственным им округах, вновь снял запрет на взимание процентов, отменил конкубинат (длительное внебрачное сожительство с незамужней женщиной, допускавшееся древнеримским правом), запретил браки, не получившие одобрения церкви, и т. п. Заметное влияние на развитие поздневизантийского права оказали некоторые частные юридические компиляции, среди которых особенно выделялось “Руководство к законам”, или “Шестикнижье”, Константина Арменопуло (около 1345 г.). Это руководство было весьма авторитетным в судах Византии, а после ее падения продолжало действовать на территории Греции, Валахии и Молдавии. “Шестикнижье” признавалось действующим правом Бессарабии в XIX в. после ее присоединения к России. Составной частью правовой системы Византии было церковное право, которое складывалось главным образом из постановлений вселенских соборов и патриархов. На основе норм церковного права, а также частичного и императорского права составлялись сборники – номоканоны (наибольшую известность имел номоканон, разработанный в VI в. Схоластиком), содержание которых периодически обновлялось. Номоканоны оказали прямое воздействие на русское право, их переводы включались в “Кормчие книги”.
ГЛОССАРИЙ
ТЕСТЫ
1. Что такое консисторий? А) военное ведомство Византии; Б) совет по управлению провинцией; В) Государственный совет при императоре; Г) собрание свободных крестьян-общинников.
2. Кто такой квестор? А) руководитель провинции; Б) председатель Государственного совета при императоре; В) военоначальник, возглавлявший армию; Г) чиновник, стоявший во главе налогового ведомства.
3. Кто такие парики? А) зависимые крестьяне – держатели как государственных, так и частновладельческих земель; Б) свободные крестьяне-общинники; В) служилая светская и церковная знать; Г) рабы.
4. Что такое прония? А) различные виды земельных пожалований от государства в пользу физического лица на время несения службы императору; Б) различные виды налогов в пользу государства; В) наказания за совершенные преступления; Г) воинские соединения.
5. Какой из сводов римских законов был издан в Византии первым? А) “Эклога”; Б) Кодекс императора Феодосия; В) “Эпанагога”; Г) “Василики”.
6. Кто такой стратиг? А) наместник императора, управляющий фемы и командующий фемным войском; Б) крупный землевладелец, занимавший высшую государственную должность; В) глава городской администрации; Г) глава сельской общины. 6. РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ ФРАНКСКАЯ МОНАРХИЯ
1. Франкское государство в V – VII вв. 2. Франкская империя в VIII – Ix вв. 3. “Салическая правда” – памятник раннефеодального права.
1. Франкское государство в V – VII вв.
Союз германских племен, имеющих общее название – франки, сложился в III в. н. э. на северо-восточных границах Галлии, провинции Римской империи. Среди многочисленных варварских королевств, возникших на территории римской Галлии, которые даже формально не всегда признавали власть Рима, к концу V в. возвышается королевство салических (приморских) франков во главе с Хлодвигом (481 – 511 гг.). Салические франки подчиняют ряд германских королевств и в VI в. завоевывают Галлию (ныне Франция). Завоевательные войны франков ускорили процесс создания Франкского государства. Глубинные же причины формирования франкской государственности коренятся в разложении франкской свободной общины, в ее классовом расслоении, начавшемся еще в первых веках новой эры. Государство франков по своей форме было раннефеодальной монархией. Оно возникло в переходном от общинного к феодальному обществе, которое миновало в своем развитии стадию рабовладения. Государство франков прошло в своем развитии два основных периода: 1) конец V – VII в. (меровингская монархия); 2) VIII – середина IX в. (каролингская монархия). Рубеж, разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой правящих династий. Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии. Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов феодального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им, зависимого крестьянства – с другой. На смену относительной централизации и раннефеодальному государству приходит феодальная раздробленность. Общественный строй. В V – VI вв. у франков сохранялась старая общинная организация. Отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига. Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассовом обществе франков проявились в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил широкого распространения у франков. Раб считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животных. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы. “Салическая правда”, правовой памятник франков, указывает также на наличие у франков других социальных групп, четко отграниченных одна от другой: знать, свободные франки (общинники) и полусвободные литы. Различия между ними были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой он принадлежал. Важным фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти различия наиболее ярко выражались в системе денежных возмещений, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц. Наряду с рабами существовала особая категория лиц – полусвободные литы, жизнь которых оценивалась половиной вергельда свободного, в 100 солидов. Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков. Он мог вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах вместе со своим господином. Он, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество. Право франков свидетельствует и об имущественном расслоении франкского общества. В “Салической правде” говорится о господской челяди, или дворовых слугах-рабах. Вместе с тем “Салическая правда” свидетельствует о достаточной прочности старых общинных порядков, об общинной собственности на поля, луга, леса, о равных правах общинников-крестьян на общинный надел. Само понятие частной собственности на землю отсутствует в “Салической правде”. Она лишь фиксирует зарождение аллода, предусматривая право передачи надела по наследству по мужской линии. Аллод – отчуждаемое, переходящее по наследству землевладение свободных франков – сложился в процессе разложения общинной собственности на землю. Он лежал в основе возникновения, с одной стороны, вотчинного землевладения феодалов, с другой – земельного держания зависимых от них крестьян. Процессы феодализации у франков получают мощный импульс в ходе завоевательных войн VI – VII вв., когда в руки франкских королей, служилой аристократии, королевских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий в Северной Галлии. Столкновение общинных порядков франков и позднеримских частнособственнических порядков галло-римлян, сосуществование и взаимодействие столь различных по характеру общественных укладов и ускорили создание новых, феодальных отношений. Уже в середине VII в. в Северной Галлии начинает складываться феодальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую (домен) и крестьянскую (держание). Бурным ростом феодальных отношений характеризуются VIII – IX вв. В это время во франкском обществе происходит аграрный переворот, приведший к повсеместному утверждению крупной феодальной земельной собственности, к утрате общинником земли и свободы, к росту власти феодальных магнатов. Этому способствовало действие ряда исторических факторов. Начавшийся в VI – VII вв. рост крупного землевладения, сопровождавшийся распрями землевладельцев, выявил всю непрочность королевства Меровингов, которое к концу VII в. потеряло ряд земель и реально занимало только территорию между Луарой и Рейном. К тому же оно после смерти Хлодвига в 511 г. было разделено между его сыновьями. К ослаблению власти франкских королей привело прежде всего истощение их земельных ресурсов. Только на основе новых пожалований, предоставления новых прав землевладельцам, установления новых сеньориально-вассальных связей могли произойти в это время усиление королевской власти и восстановление единства франкского государства. Такую политику и начали проводить Каролинги, фактически правящие страной еще до перехода к ним королевской короны в 751 г. Реформа Карла Мартелла. Карл Мартелл (Молот) был майордомом при нескольких франкских королях в первой половине VIII в. Он происходил из знатного и богатого рода Арнульфингов и правил с 715 по 741 г. Его отец также был майордомом, его сын, Пипин Короткий, в 751 г. стал королем франков. Сыном Пипина являлся Карл Великий. Стремясь усилить центральную власть в государстве и тем самым предотвратить его распадение на сеньории, Карл Мартелл решил создать качественно новое войско – феодальное ополчение, находящееся в строгой зависимости от короля. Конфисковав некоторую часть земель своих политических противников, и главным образом церковных и монастырских, Мартелл стал раздавать ее в качестве так называемых бенефициариев (благодеяние, милость) – пожалований. Бенефициарий должен был являться на военную службу по первому требованию короля. Между королем и бенефициарием возникала феодальная связь: король становился сеньором, бенефициарий – вассалом. Получение земли сопровождалось клятвой верности. После смерти бенефициария его земля и обязанности переходили к сыну. Если его не было, король мог изъять земельный участок и наделить им другого. Своих непосредственных целей Карл Мартелл достиг. Новое войско позволило его сыну стать королем, а его внуку объединить под своей властью почти все христианские земли Запада. Тем не менее, реформа Карла Мартелла не только не помешала распадению государства, но даже содействовала этому. Укреплению королевской власти способствовали не только реформа Карла Мартелла, но и новые захватнические войны. К колонизации прежде всего юга Галлии в VIII – IX вв. были привлечены зажиточные аллодисты, за счет которых и пополнялся в это время конным рыцарством класс феодалов. С середины VIII в. начинается период, предшествующий завершению расслоения франкского общества на класс феодальных землевладельцев и класс зависимых от них крестьян. Этому способствовало широкое распространение отношений покровительства, господства и подчинения, возникающих на основе особых договоров коммендации, прекария, самозакабаления. Покровительство влекло за собой установление личной и имущественной зависимости крестьян от землевладельцев-магнатов. Крестьяне передавали им право собственности на свои земельные участки, получая их обратно на условиях выполнения определенных повинностей, уплаты оброка и т. п. В процессе установления власти крупных землевладельцев над крестьянами в Западной Европе огромную роль играла христианская церковь, ставшая сама крупным земельным собственником. Договоры коммендации (покровительства) возникли прежде всего в отношениях крестьян с католической церковью, монастырями. Они не всегда были связаны с потерей свободы и прав собственности на земельный участок коммендируемого, так как это имело место в случае договора самозакабаления. Но, раз попав под такое покровительство, свободные крестьяне постепенно теряли свою личную свободу и через несколько поколений в большинстве своем становились крепостными. Договор прекария был непосредственно связан с передачей земли. Он влек за собой возникновение условного держания земли, передаваемой во временное пользование, сопровождался возникновением тех или иных обязанностей прекариста в пользу крупного землевладельца. Существовало три формы прекария: “прекарий данный” – своеобразная форма аренды земли, на основании которой безземельный или малоземельный крестьянин получал участок земли во временное пользование. По договору “прекарий возмещенный” прекарист первоначально отдавал свой участок земли землевладельцу и получал его обратно во владение. Этот вид прекария возникал, как правило, вследствие залога земли в обеспечение долга. По договору “прекарий подаренный” прекарист (чаще всего под прямым нажимом землевладельца), уже попавший в ту или иную экономическую зависимость, отдавал свой участок господину, а затем получал от него свой и дополнительный участок земли, но уже в качестве держания. Владелец прекария обладал правом судебной защиты против третьих лиц, но только не в отношении землевладельца. Прекарий мог быть взят обратно землевладельцем в любую минуту. По мере того как число подвластных магнату людей – прекаристов, коммендируемых – росло, он приобретал над ними все большую власть. Государство всемерно содействовало укреплению этой власти. В капитулярии 787 г., например, запрещалось кому-либо принимать под покровительство людей, оставивших сеньора без его разрешения. Постепенно вассальные связи, или отношения зависимости, охватывают всех свободных людей. В IX в. крупные бенефициарии добиваются права передавать бенефиции по наследству. На смену бенефицию приходит феод. Крупные феодалы превращаются в суверенов, обладающих политической властью в своих владениях. Государственный строй. В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления. П е р в о е направление, особенно характерное для начального этапа(V – VII вв.), проявилось в перерождении органов племенной демократии франков в органы новой, публичной власти, в собственно государственные органы. В т о р о е – определялось развитием органов вотчинного управления. Т р е т ь е – было связано с постепенным превращением государственной власти франкских монархов в “частную” власть государей – сеньоров, с формированием сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на втором этапе развития франкского общества (VIII – IX вв.). Завоевание Галлии стало мощным импульсом создания нового государственного аппарата у франков. Оно потребовало организации управления завоеванных областей, их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое исключительное положение единоличного правителя. Одной из важнейших его политических акций, укрепивших позиции франкского государства за счет поддержки галло-римского клира, было принятие христианства. На смену старой родовой общине окончательно приходит территориальная община (марка), а вместе с ней и территориальное деление на округа (паги), сотни. “Салическая правда” говорит уже о существовании должностных лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе с тем она свидетельствует о значительной роли органов общинного управления. Общенародного племенного собрания в это время у франков уже не было. Оно было заменено смотром войска – сначала в марте (“мартовские поля”), затем (при Каролингах) – в мае (“майские поля”). Но на местах продолжали существовать сотенные собрания, выполнявшие судебные функции под председательством тунгинов, которые вместе с рахинбургами, знатоками права, были представителями общин. Роль общины в судебных делах была исключительно велика. Она отвечала за убийство, совершенное на ее территории, выставляла соприсяжников, свидетельствующих о добром имени своего члена. Сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним выплачивали вергельд. Король выступал прежде всего как охранитель мира, как исполнитель судебных решений общины. Его графы, соцебароны выполняли в основном полицейские и фискальные функции. Королевские предписания, согласно “Салической правде”, касаются незначительного круга государственных дел – призыва в войско, вызова в суд. Но “Салическая правда” свидетельствует и об усилении власти королей. Король прямо вторгался во внутриобщинные дела, в ее поземельные отношения, разрешал чужаку селиться на общинной земле. Власть франкских королей передавалась по наследству. Все нити государственного управления постепенно сосредоточивались в королевском дворце, в руках королевских слуг и приближенных. Вместе с усложнением государственного управления функции королевских слуг все больше дифференцировались. Среди них выделяются дворцовый граф, референдарий, камерарий. Д в о р ц о в ы й г р а ф выполнял главным образом судебные функции, руководил судебными поединками, наблюдал за исполнением приговора. Р е ф е р е н д а р и й ведал королевскими документами, оформлял акты, предписания короля и пр. К а м е р а р и й следил за поступлениями в королевскую казну, за сохранностью имущества дворца. В VI – VII вв. главным управителем королевского дворца, а затем и главой королевской администрации становится палатный мэр, или майордом. Формирование местных органов власти происходит в это время под значительным влиянием позднеримских порядков. Меровингские графы начинают управлять округами, как римские наместники. Они обладают полицейскими, военными и судебными функциями. В капитуляриях тунгин в качестве судьи почти не упоминается. Понятия “граф” и “судья” становятся однозначными, их назначение входит в исключительную компетенцию королевской власти. Вместе с тем вновь возникающие органы государственного аппарата франков, копируя некоторые позднеримские государственные порядки, имели иной характер и социальное назначение. Это были органы власти, выражающие интересы германской служилой знати и крупных галло-римских землевладельцев. Они и строились на иных организационных основах. Так, широко использовались на государственной службе дружинники короля. Первоначально состоящая из королевского военного отряда свободных франков дружина, а следовательно и государственный аппарат, пополнялись не только романизированными галлами, отличающимися своим образованием, знанием местного права, но и рабами, вольноотпущенниками, составлявшими придворный королевский штат. Все они были заинтересованы в усилении королевской власти, в разрушении старого племенного сепаратизма, в укреплении новых порядков, суливших им обогащение и социальный престиж. Расширение участия феодальной знати в управлении государством, “сеньоризация” государственных должностей привели к потере королевской властью той относительной самостоятельности, которой она пользовалась ранее. Это произошло не сразу, а в тот период, когда крупное землевладение приобрело уже значительные размеры. В это время большую власть присваивает созданный еще ранее Королевский совет, состоявший из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять ни одного серьезного решения. Знати постепенно передавались ключевые позиции в управлении не только в центре, но и на местах. Вместе с ослаблением власти королей все больше независимости, административных и судебных функций приобретали графы, герцоги, епископы, аббаты, ставшие крупными землевладельцами. Они начинают присваивать налоги, пошлины, судебные штрафы. В 673 г. светская власть добилась подтверждения Хильпериком II статьи 12 изданного в 614 г. эдикта, который запрещал назначение “должностного лица, как и подчиненного ему человека”, если они не были местными землевладельцами. Следовательно, функции управления закреплялись за крупными местными феодалами. В дальнейшем важнейшие должности в государстве стали наследственными. С середины VII в., в эпоху так называемых ленивых королей, знать уже непосредственно берет бразды правления в свои руки, отстраняя короля. Сначала это делалось за счет все большего усиления роли и значения должности майордома, а затем путем прямого смещения короля. Ярким примером этому может служить смена королевской династии у франков. Еще в VII в. своим могуществом, земельным богатством стал выделяться род майордомов Пипинидов. Один из них, Карл Мартелл, фактически уже правил страной. Благодаря проведенным реформам ему удалось на определенное время укрепить единство франкского государства, переживавшего длительный период политической дестабилизации, расчленения. Сын и преемник Карла Мартелла, не желая даже формально признавать короля, произвел государственный переворот, заточил последнего царствующего Меровинга в монастырь и занял его престол. Аграрный переворот VIII в. способствовал дальнейшему развитию собственно феодального государства, той административной системы, в которой главную роль начали играть органы вотчинского управления. Новой перестройке аппарата управления способствовало широкое распространение в это время иммунитетных грамот, в силу которых территория, принадлежащая владельцу иммунитета, изымалась (частично или полностью) из ведения государственных властей в судебных, податных, административных делах. Вотчинник, таким образом, получал политическую власть над своими крестьянами. Иммунитетные грамоты, как правило, санкционировали уже сложившиеся отношения политической зависимости крестьян от своих сеньоров – вотчинников.
2. Франкская империя в VIII – IX вв.
Система иммунитетов неизбежно должна была повлечь за собой усиление раздробленности, местного сепаратизма. Но при Карле Великом (768 – 811 гг.) государство франков достигло своего наивысшего могущества, охватив огромную территорию. Карл Великий стал основателем тысячелетней империи германской нации, известной впоследствии под именем Священной Римской империи. Он еще до объявления его императором в 800 г. сделал ставку на сочетание военной силы и духовного верховенства. Карл Великий сам созывал церковные соборы, как это делали до него некоторые римские императоры (Константин, Юстиниан), и контролировал их внутреннее управление. Возложение императорской короны 25 декабря 800 г. символизировало создание новой империи, продолжательницы Римской – с той поправкой, что она должна была объединить весь западноевропейский христианский мир в одном государстве и под патронажем одной церкви. При рассмотрении этого периода необходимо учитывать следующее. Определенное государственное единство Франкской империи в это время не привело к ее действительной централизации. Летопись свидетельствует о непрерывных войнах, мятежах. Карлу и поддерживающей его католической церкви коронация нужна была в качестве политико-идеологического средства укрепления королевской власти за счет атрибутов Римской империи. Лишь на первых порах, когда происходил особенно бурный процесс закрепощения крестьян, Карлу удалось восстановить могущество франкских королей, удержать значительные полномочия в своих руках. В условиях хищнического захвата земель в VIII – IX вв. король выступал в качестве высшего сеньора, высшего распорядителя земли, закрепляя земельные владения духовных и светских феодалов, общин, но неизменно за счет общин, в интересах крупного землевладения. Свободный крестьянин был при Меровингах опорой королевской власти. Из свободных общинников-франков состояло народное ополчение. Они участвовали в суде, охране порядка. До тех пор, пока эта опора сохранялась, королевская власть могла противостоять притязаниям на власть земельных магнатов. Реальная власть Каролингов опиралась уже на иные силы, на их прямых вассалов, бенефициариев. Это были те социальные слои, которые находились под их непосредственным покровительством. Власть Каролингов становилась все больше сеньориальной, частной. Она рассеивалась местными владыками, графами, епископами. В руках Карла Великого оставалась лишь определенная часть общегосударственных полномочий. К таким реальным полномочиям по-прежнему относились охрана мира, охрана границ, определенная координация действий центральной власти и вотчинных властей. К выполнению этих функций и был приспособлен императорский аппарат управления. Совет, состоящий из высших представителей духовной и светской знати, решал все дела, “имеющие отношение к благу короля и королевства”. Сохранилась должность графа. Важную роль играли маркграфы, военные начальники в пограничных графствах, следившие за безопасностью границ государства. Для поддержания связи центра с местами была создана должность “ государевых посланцев ”, которые призваны были проводить в жизнь королевские распоряжения. “Государевы посланцы”, состоящие из одного светского и одного духовного лица, объезжали ежегодно округа, включающие несколько графств. В их компетенцию входили прежде всего наблюдение за управлением королевскими поместьями, за правильностью совершения религиозных обрядов, за королевскими судьями, рассмотрение апелляционных жалоб на решения местных судов по тяжким преступлениям. Государственные посланцы могли требовать выдачи преступника, находившегося на территории духовного или светского сеньора. Неповиновение епископа, аббата и других грозило им штрафом. Так, вместе с превращением власти монарха-вождя во власть государя-сеньора на смену раннефеодальной монархии постепенно приходила новая феодальная государственная форма – сеньориальная монархия.
3. “Салическая правда” – памятник раннефеодального права
Источники раннефеодального права. Наиболее полное представление о раннефеодальном праве дают так называемые “варварские правды”, в которых были записаны многообразные правовые обычаи, устоявшиеся образцы судебных решений германцев. Одной из самых древних является “Салическая правда”, составленная в правление Хлодвига в конце V – начале VI в. “Рипуарская правда” – судебник другого франкского племени в своей основной части сложился в VI в., “Бургундская правда” – в конце V – начале VI в., “Вестготская правда” (в ее первой, полной редакции) – в V – VII вв. “Аллеманская правда” появилась не ранее VIII в., “Саксонская” и “Тюрингская” – в конце VIII – начале IX в. Близки по своему характеру “варварским правдам” и скандинавские провинциальные судебники XIII – XIV вв. “Варварские правды” не были единственным источником раннефеодального права. С укреплением королевской власти появились королевские повеления, распоряжения, которые сначала дополняли правды, а впоследствии оформлялись отдельно. К ним относились, например, капитулярии франкских королей. К источником раннефеодального права можно отнести также и иммунитетные грамоты, выдаваемые королем крупным феодалам, формулы-грамоты, устанавливающие образцы документов, с помощью которых оформлялись разного рода сделки – дарения, купли-продажи и пр. Основным же источником права оставался обычай, определявший партикуляризм раннефеодального права. Регулирование имущественных отношений в “Салической правде”. В этом правовом документе нет еще однозначного понятия собственности. К движимым вещам, находившихся в собственности отдельных лиц или семей, применялся термин “свой” в отличие от термина “чужой”. Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца. Большинство предписаний “Салической правды” посвящено охране права на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также овец, коз, собак, голубей, пчел, свиней и пр. По-новому закрепляет “Салическая правда” право на землю, которой владела семья, различая приусадебный участок, пахотную землю, луга и леса. Здесь многократно упоминается огороженный участок, при этом предусматривается значительный штраф за поджог и разрушение изгороди (XV, 5). Наказуема не только кража в пределах дома или двора высоким штрафом (45 – 63 солида; 2 – 3 солида стоила у франков корова), но и простое проникновение на территорию виллы после захода солнца. Все это свидетельствует о том, что приусадебный участок перешел в частную собственность. В “Салической правде” ничего не говорится о купле-продаже земли. Институт наследования земли только зарождался. Земля передавалась по наследству мужским потомкам умершего (IX, 5). Но на основании эдикта короля Хильперика (561 – 584 гг.) земля по наследству уже могла переходить не только к сыновьям, но и к дочерям, братьям, сестрам умершего. “Салическая правда” знала институт приобретенной давности. Если в течение года и одного дня ни один из членов общины не высказывал протеста против поселения “чужака”, его землевладение начинало охраняться правом. В этом титуле “Салической правды” по существу санкционируется присвоение общинной земли приближенными короля. Договорные отношения не получили значительного развития у франков. Это характерная черта права раннефеодального общества, которому свойственны мелкокрестьянское натуральное хозяйство, слабое развитие товарно-денежных отношений. В “Салической правде” отсутствуют указания на общие условия действительности договоров, но свободное волеизъявление сторон подразумевается при заключении таких договоров, как купля-продажа, мена, поклажа, залог, заем, ссуда, дарение. “Салическая правда” знает весьма своеобразный договор дарения – аффатомию, который заключался в пользу третьего лица. Суть аффатомии сводилась к тому, что собственник передавал свое имущество или часть его какому-либо доверенному лицу, которое не приходилось ему родственником, с обязанностью последнего через год передавать имущество назначенным наследникам. С помощью аффатомии вводился фактически не известный ранее франкам институт наследования по завещанию. Брак и семья. Семья у франков носила патриархальный характер, но власть отца не была столь широкой, как, например, в Риме. Браку предшествовал сговор между семьями жениха и невесты. Запрещались браки с рядом родственников и свойственников. Такие браки объявлялись недействительными, а дети, рожденные от них, – незаконнорожденными. Браки с рабами влекли за собой потерю свободы, простое сожительство с рабыней – штраф в 15 солидов, со свободной – 45 солидов. По Капитулярию I к “Салической правде” женщина, вступившая в брак с рабом, объявлялась вне закона, ее имущество поступало в казну, родственники могли безнаказанно убить ее. Незамужняя женщина у германцев пользовалась некоторой самостоятельностью. Тем не менее, она не могла вторично выйти замуж без разрешения суда и уплаты определенной суммы родственникам умершего мужа. Особенностью старогерманского обычного права было то, что женщина обладала собственным имуществом, приданым, которое ей предоставлялось не отцом, а мужем в качестве “брачного дара”. Капитулярий I закрепляет особый правовой режим приданого. Женщина не могла ни дарить, ни продавать свое приданое. После ее смерти оно переходило к ее детям. В случае повторного брака часть приданого вдовы передавалась ближайшим родственникам мужа, при их отсутствии – в казну. “Салическая правда” ничего не говорит о разводе, обычное же право германцев допускало свободу развода, не требуя ни согласия родственников, ни других формальных оснований. Под влиянием христианской церкви в VII – IX вв. вносятся значительные изменения в брачно-семейное право германцев, устанавливается нерасторжимость брака. На рубеже VIII – IX вв. были изданы первые законодательные акты, устанавливающие обязательность церковного оформления браков, запрещающие повторные браки вдов и пр. Преступления и наказания. Большая часть статей “Салической правды” посвящена преступлениям и наказаниям. Под преступлением в “Салической правде” понимаются обида, вред, причиненный личности или имуществу другого, нарушение “королевского мира”, соответственно под наказанием – возмещение, компенсация за обиду или вред, своеобразный откуп от возможной мести со стороны обиженного или его родственников и штраф, уплачиваемый за нарушение “королевского мира”. В капитуляриях франкских королей были установлены уже единые для всего населения кары за совершение таких преступлений, как государственная измена, дезертирство из армии, подделка монеты, лжесвидетельство, разбой, кража из церкви (святотатство). Наказания за них предусматривались в виде смертной казни и изувечивания. Определенная часть преступлений по “Салической правде” относится к посягательствам на личность. Это прежде всего убийство, размер вергельда за которое зависел не только от социального положения убитого, но и от его возраста, пола. Жизнь свободного франка охранялась весьма значительным вергельдом, равным 200 солидов. Многократно увеличивался вергельд за жизнь королевского дружинника во время военных походов, а также за убийство представителя католического духовенства. Если раб или лит убивал свободного человека, то убийца отдавался родственникам убитого в счет половины вергельда, вторую половину платил его хозяин. Утроенный вергельд за убийство женщины связывался в “Салической правде” с ее способностью к деторождению. Если женщина не могла рожать детей, вергельд составлял 200 солидов. Беременность женщины повышала вергельд до 700 солидов. В “Салической правде” подробно перечисляются также различные виды телесных повреждений, побоев, оскорбление словом или действием. Штрафы за нанесение телесных повреждений варьировались от 9 до 200 со Date: 2015-09-18; view: 729; Нарушение авторских прав |