Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феодальное право Франции





Важнейшим источником права был обычай. К X в. во Франции практически перестали действовать “Салическая правда” и другие варварские обычаи, которые применялись по персональному принципу. На смену им в условиях феодальной раздробленности пришли территориальные правовые обычаи – кутюмы – отдельных регионов, сеньорий и даже общин.

Начиная с XII в. отдельные кутюмы стали записываться, а к середине XIII в. в Нормандии уже был составлен сравнительно полный сборник обычного права – Большой кутюм Нормандии, который использовался в судебной практике. Впоследствии во Франции было составлено несколько таких кутюмов – сборников обычного права.

На юге Франции основным источником права было римское право, поскольку обычаи не получили здесь широкого применения. Его распространению способствовала деятельность глоссаторов, один из представителей которых (Плацетин) организовал в начале XIII в. преподавание римского права в университете Монтпелье. Затем юридические факультеты стали открываться и в других университетах Франции.

К числу важнейших источников права, действовавших на территории всей страны, относились также нормы канонического права. Право церкви создавать собственную юридическую систему для внутреннего употребления признавалось в римской империи и в монархии франков, откуда во Францию и перешло каноническое право. Своего апогея здесь оно достигло в XII – XIII вв., когда расширилась компетенция церковных трибуналов, которые, сохранив свои властные функции над клириками, существенным образом расширили свою юрисдикцию в отношении светского населения. В последующие века в ходе упорной борьбы королевской власти за укрепление своих судебных полномочий сфера действия канонического права во Франции начинает сужаться. Королевский ордонанс 1539 г. запретил церковным судам рассматривать дела, касающиеся не клириков, а светских лиц. К этому времени утверждается положение, согласно которому король один осуществлял власть в королевстве. В число королевских полномочий в период становления абсолютизма было включено придание обязательной силы нормам канонического права.

Большое значение во Франции в течение всего средневекового периода имело и городское право, которое рассматривалось как своего рода разновидность обычного права и отличалось большим разнообразием. Основным источником этого права являлись городские хартии, имевшие нормативный характер и отражавшие компромисс городского населения с королем или отдельными сеньорами.

По мере усиления королевской власти все более важное место среди других источников права занимают законодательные акты королей: установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др.

Обязательственное право. Длительное время замкнутый характер феодального хозяйства и территориальная раздробленность страны тормозили развитие товарно-денежных отношений, а следовательно, и договорного права.

Феодальный характер права проявлялся даже в таком договоре, как купля-продажа. В ранний период продажа вещей, особенно недвижимости, совершалась в торжественной форме, которая должна была обеспечивать устойчивость договора.

С XII в., особенно на юге страны, важные сделки купли-продажи начинают составляться письменно, а последующем – утверждаться нотариусами.

Особо тщательно регламентировалась купля-продажа земли в обычном праве. За сеньорами всегда признавалось право преимущественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того, он, как и родственники продавца, в течение установленного кутюмами срока имел право выкупа проданной земли.

В Х – ХI вв., когда купля-продажа имущества была еще сравнительно редким явлением и не совмещалась с представлениями о феодальной чести, получил развитие договор дарения. Нередко этот договор маскировал сделку купли-продажи, становился фактически двусторонним и возмездным. Договор дарения использовался также для обхода предусмотренных во многих кутюмах ограничений на завещания.

В период абсолютизма широкое распространение получил договор найма (аренды) земли, который способствовал проникновению капиталистических отношений в деревню. В XVI – XVIII вв. многие дворяне забрасывают свое хозяйство, отказываются от собственной запашки, раздают земли по частям в аренду за фиксированную плату или часть урожая. Такая форма эксплуатации крестьян давала дворянству большую выгоду, так как размер арендной платы не был определен обычаем и мог время от времени повышаться.

В предреволюционный период к сдаче земли в краткосрочную аренду (на 5 – 10 лет) все чаще прибегали буржуа, приобретающие дворянские поместья.

С XIV – XV вв. в качестве заимодавцев во Франции выступает уже городская верхушка – ростовщики, которые под залог земли или за право взимать ренту ссужали деньги крупным феодалам и самому королю.

Развитие торгового и ростовщического капитала потребовало специальной регламентации профессиональной деятельности купцов, банкиров, маклеров и т. п. С учетом сложившейся международной торговой практики в 1673 г. был издан королевский ордонанс о торговле, известный по имени его составителя как Кодекс Савари, а в 1681 г. – ордонанс о морской торговле. Тем самым было положено начало созданию во Франции наряду с общим нормами, регулирующими имущественный оборот (гражданское право), обособленных норм торгового права, что в последующем привело в конечном счете в этой стране к дуализму частного права.

Семейное и наследственное право. Брак и семья во Франции регулировались в основном каноническим правом. В XVI – XVII вв. королевская власть серией ордонансов отступила от церковных норм, относящихся к заключению брака. Сам брак стал рассматриваться не только как религиозное таинство, но и как акт гражданского состояния. Было пересмотрено старое каноническое правило, согласно которому при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. Отныне дети, нарушившие волю родителей, могли быть лишены наследства. Заключенный без согласия родителей брак не порождал юридических последствий.

Личные отношения супругов (главенство мужа, безусловное подчинение ему жены и т. п.) также определялись каноническим правом, но положение детей в семье и имущественные отношения супругов были различными в северной и южной частях страны. На севере родительская власть рассматривалась как своеобразная опека и сохранялась в основном до совершеннолетия детей. Здесь длительное время действовал режим общности имущества супругов, которым распоряжался муж. На юге под влиянием римского права утвердилась сильная отцовская власть над детьми, но существовал раздельный режим имущества мужа и жены.

В наследственном праве феодальной Франции наиболее характерным институтом был майорат, т. е. передача по наследству земельного имущества умершего старшем сыну. Такой порядок позволял избегать дробления феодальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать несовершеннолетним братьям, выдавать замуж сестер. На юге Франции под влиянием римского права широкое распространение получили завещания.

Date: 2015-09-18; view: 550; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию