Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛОССАРИЙ. Государство и право Афин Автократор – один из стратегов, командовавший армией





 

Государство и право Афин
Автократор – один из стратегов, командовавший армией, а при чрезвычайных обстоятельствах получавший всю полноту власти в государстве
Ареопаг – высший орган государственной и судебной власти в Афинах
Архонт – высшее должностное лицо в древнегреческих полисах
Атимия – бесчестие, лишение осужденного политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностных и др.)
Базилевс – племенной вождь, военачальник племени, верховный судья и верховный жрец
Булевты – члены Совета пятисот (булэ) в Древних Афинах, в компетенции которого находились вопросы управления, внешних сношений, финансов государства
Гелиэя – законодательный, высший судебный орган и орган управления Афинского государства (V – IV вв. до н. э.)
Демы – территориальные округа в Древних Афинах со времен реформы Клисфена
Законы Драконта – сборник правовых обычаев Древних Афин (621 г. до н. э.), содержащий в основном перечень наказаний за убийство и другие преступления. Законы отличались большой жестокостью
Клерос – земельный участок, полученный от общины в результате жеребьевки
Метеки – чужеземцы, а также рабы, отпущенные на волю. Не имели политических прав
Навкрарии – территориальные округа в Древних Афинах в период образования государства
Остракизм – процедура, введенная Клисфеном в период возникновения государства, направленная против возможности установления тирании в Афинах, согласно которой народное собрание могло изгнать за пределы страны гражданина, который представляет угрозу для рабовладельческой демократии
Полемарх – один из афинских архонтов, предводитель войска
Полис – форма рабовладельческого государства в Древней Греции. Государство-город, состоявшее из нескольких сельских поселений, объединявшихся вокруг городского центра
Сикофант – доносчик в Древних Афинах, который выступал против кого-либо с обвинением и угрожал судом, чтобы путем такой угрозы получить отступную плату, или возбуждал уголовное преследование, чтобы в случае обвинения этого лица судом получить часть отобранного по суду имущества
Синойкизм – объединение племен, населявших Аттику, в единый афинский народ (VIII в. до н. э.)
Сисахвия – отмена долговой кабалы по реформам Солона
Тритии – территориальные округа, на которые были разделены Афины по реформе Клисфена в период образования Афинского государства
Феты – свободные неимущие граждане в Древних Афинах, отнесенные к четвертому разряду по реформе Солона
Фратрия – объединение родов в Древних Афинах
Эвпатриды – аристократическая родоплеменная верхушка, благородные в Древних Афинах
Государство и право Спарты
Архагеты – два царя Спарты с наследственной властью
Герусия – Совет старейшин – орган власти, унаследованный от родоплеменной организации
Илоты – жители побежденных лаконийских племен, превращенные в рабов, были собственностью государства
Клер – земельный надел с прикрепленными к нему рабами-илотами
Периэки – жители периферийных горных неплодородных районов Спарты, лично свободные, но не пользовавшиеся политическими правами
Ретра – договор, закрепивший создание основ общественного и государственного строя
Сиссития – общественные трапезы, проводимые в целях поддержания единства, организуемые за счет установленных ежемесячных взносов спартиатов
Триерархия – обязанность снаряжать за свой счет военный корабль
Эфоры – появились в VIII в до н. э., избирались на народном собрании в количестве пяти человек и составляли единую коллегию. Первоначально являлись помощниками царей, позднее их полномочия заметно расширились

 

Тренировочные задания Ответ/Решение
1. Назовите основные особенности образования Афинского государства.  
2. Изложите сущность реформ Солона и Клисфена.  
3. Назовите основные функции народного собрания, Совета пятисот и гелиэи в Афинском государстве.  
4. Назовите социальную структуру Спарты.  
5. Какие виды наказаний предусматривались афинским правом и правом Спарты?  

 

ТЕСТЫ

 

1. Кто из руководителей Афин совершил синойкизм – объединие племен в единый афинский народ?

А) Солон;

Б) Клисфен;

В) Тесей;

Г) Эфиальт.

 

2. Что такое ареопаг?

А) высший орган государственной и судебной власти в Афинах;


Б) высшее должностное лицо в древнегреческих городах-государствах;

В) территориальный округ в Древних Афинах;

Г) главное финансовое ведомство в Древних Афинах.

 

3. Кто такой архонт?

А) высшее должностное лицо в древнегреческих городах-государствах;

Б) племенной вождь;

В) свободный гражданин в Древних Афинах;

Г) чужеземец в Древних Афинах.

 

4. Кто такие эвпатриды в Древних Афинах?

А) рабы, отпущенные на волю;

Б) аристократическая родоплеменная верхушка;

В) члены судебной коллегии;

Г) тяжеловооруженные воины.

 

5. Что такое герусия в Древней Спарте?

А) совет старейшин – орган власти, унаследованный от родоплеменной организации;

Б) народное собрание;

В) военный лагерь;

Г) договор, закрепивший создание основ общественного и государственного строя.

 

6. Кто такие периэки в Древней Спарте?

А) жители побежденных лаконийских племен, превращенные в рабов;

Б) жители периферийных горных неплодородных районов, лично свободные, но не пользовавшиеся политическими правами;

В) полноправные граждане;

Г) землевладельцы, не имевшие права продажи и дробления земельных участков.

 
 

4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО РИМА

 


1. Возникновение государства в Древнем Риме.

2. Римская республика.

3. Падение республики и переход к империи.

4. Римская империя.

5. Право Древнего Рима.

 

Сложившись как государство-город, Древний Рим за почти тысячелетие своего существования превратился в мощную мировую державу, распространившую свое господство на страны Средиземного моря, Балканского полуострова, Западной Европы.

История государства в Древнем Риме делится на три основных периода:

1. Период возникновения государства (“период царей”) – 753 – 509 гг. до н. э. В этот период (правило шесть царей) происходит разложение родоплеменных отношений и появляются зачатки государства.

2. Период республики – 509 – 27 гг. до н. э. Это период расцвета рабовладельческих отношений.

3. Период империи – 27 г. до н. э. – 476 г. н. э. Он подразделяется на два этапа – принципат и доминат.

На последнем этапе Римское государство было разделено на Западную и Восточную империи. Западная Римская империя в 476 г. н. э. была разгромлена германскими племенами, а Восточная (Византия) просуществовала еще почти тысячу лет.

 

1. Возникновение государства в Древнем Риме

 

Время основания Рима, которое историческая традиция относит к 753 г. до н. э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у р. Тибр. Объединение трех племен (латин, сабин и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Члены старейших римских родов назывались патрициями.

Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение привлекали в Рим население из соседних племен. Однако ограниченность земельного фонда в этих условиях поставила под угрозу само благосостояние общины. Естественным результатом, позволявшим хотя бы временно разрешить возникшее противоречие, было превращение общины в замкнутую организацию, не допускавшую в свой состав новых родов или лиц и защищавшую права только своих членов. Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах.


Внутренняя организация римской общины была типичной для военной демократии. Во главе общины стоял выборный вождь рекс (царь). Он избирался специальным уполномоченным народным собранием и после обряда инаугурации получал полный царский империум, т. е. высшие властные полномочия в Римской империи. Царь командовал войсками, осуществлял повседневное управление в общине и считался посредником между богами и римским народом.

Органом управления был совет старейшин, или сенат. Он являлся высшей властью между народными собраниями. Должность сенатора была пожизненной.

В народное собрание входили все взрослые мужчины, способные нести воинскую службу. Оно обладало правом избрания царя, а также утверждало все принимаемые законы.

В организации римской общины привлекает внимание ее стройность. В общину входило 300 родов, которые объединялись в 30 курий. Последние в свою очередь образовывали три трибы. Каждая курия в народном собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос.

Военизированный характер римской родовой общины позволял ей какое-то время поддерживать замкнутый характер. Однако со временем в связи с ростом численности плебса имущественная дифференциация становилась все более опасной для римской общины. Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах. Плебеи начали борьбу за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины.

Они боролись прежде всего за право участвовать: а) в разделе общинного земельного фонда; б) в управлении общими делами. Борьба закончилась победой плебеев, разрушивших замкнутую римскую родовую организацию и расчистивших тем самым путь к образованию государства.

Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н. э.

Реформы рекса Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы.

Все свободное население Рима было разделено на шесть имущественных разрядов. Основой деления был размер земельного надела, которым владел человек.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии – сотни. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей.

Вторая часть реформ – деление свободного населения по территориальному принципу – усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранилось старое название племен – трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней и подчинявшиеся ее старосте.


Реформы Сервия Туллия завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Военная демократия уступила место публичной власти. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях.

Оценивая реформы Сервия Туллия, Ф. Энгельс писал, что плебеи благодаря им стали частью римского народа, а позже окончательно были уравнены в правах с патрициями. После осуществления реформ Сервия Туллия, еще до изгнания последнего царя, до провозглашения республики, был разрушен древний общественный строй римлян, который покоился на кровных узах, а вместо него было создано новое государственное устройство, основанное на территориальном делении населения и имущественных различиях.

И после реформ Сервия Туллия борьба плебеев за уравнение в правах с патрициями продолжалась еще долго. В V в. до н. э. плебеи добились успеха в ограничении произвола должностных лиц, которые по-прежнему были патрициями. В этих целях в 494 г. до н. э. была учреждена должность плебейского трибуна.

Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto.

Важным достижением плебеев явилось издание в 451 – 450 гг. до н. э. Законов XII таблиц, которые почти полностью уравняли плебеев с патрициями в гражданских правах.

Завершением борьбы плебеев за равноправие считается принятие в 287 г. до н. э. закона Гортензия, по которому решения плебейских собраний по трибам получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.

 

2. Римская республика

 

Правовое положение населения. В 509 г. до н. э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установилась аристократическая республика. Функции царя перешли к высшему должностному лицу – консулу и сенату.

Основным социальным делением в Риме было деление на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку – рабовладельцев (землевладельцы, торговцы) и мелких производителей (земледельцы и ремесленники), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота.

Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами – свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. Полноправный гражданин имел право участвовать в народном собрании, занимать государственные должности, вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

По статусу свободы все население делилось на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный.

Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен.

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. К гражданам относились также вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

По мере имущественной дифференциации в среде рабовладельцев возникают привилегированные сословия нобилей и всадников. Нобили составляли высшее сословие. Сюда входили самые знатные патрицианские и богатые плебейские роды. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней руки.

Перегрины также относились к категории свободных, однако они не имели прав римских граждан. К ним относились свободные жители провинций – стран, находившихся вне Италии и завоеванных Римом, а также свободные граждане иностранных государств. Статус семьи означал, что полной политической и имущественной правоспособностью пользовался только глава римской семьи – домовладыка. Остальные члены семьи считались находившимися под его властью. Последний был лицом “собственного права”, члены же его семьи назывались лицами “чужого права” – права домовладыка.

Государственный строй Рима в период республики был достаточно прост. В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах Римская республика была аристократической, обеспечивающей привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев, что отразилось на полномочиях и взаимоотношениях государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратура. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, фактически управляли государством сенат и магистраты.

В Римской республике существовали и различались три вида народных собраний – центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания. Они состояли из представителей аристократических и богатых кругов рабовладельцев. В их компетенцию входили принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензуров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания были древнейшей формой народных собраний. Их роль постепенно ослабевала. После реформ Сервия Туллия они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и, в конце концов, были заменены собранием 30 представителей курий – ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению должностного лица – магистрата, который мог прервать собрание и перенести его на другой день. Он же председательствовал в нем и объявлял вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование.

Важнейшую роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I в. до н. э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица – цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности.

Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената в действительности была обширной. Он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждал их решения, предварительно рассматривал (и отвергал) законопроекты, контролировал должностных лиц. В его распоряжении находилась казна государства. Он же занимался и внешнеполитическими вопросами. В чрезвычайных ситуациях сенат мог принять решение об установлении диктатуры. Его полномочия возвышались не только над консульскими, но и над полномочиями диктатора.

Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Магистраты (должностные лица) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не распространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Вышестоящий магистрат мог отменить решение низшего. Власть магистрата подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas).

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.

Консулы (в Риме их избиралось два) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Преторы появились в середине IV в. до н. э. в качестве помощников консулов. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), другой – дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относились наблюдения за нравственностью и издание соответствующих эдиктов (указов).

Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со времени стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел.

Эдилы наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали праздненства и зрелища.

Особое место среди магистратов занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем по мере увеличения роли сената активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н. э. усилить ее потерпела крах.

Экстраординарные магистратуры создавались только при таких чрезвычайных обстоятельствах, как война, серьезные внутренние беспорядки и т. п. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью.

Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Однако в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктаторы (диктатура Суллы).

Армия. Военная организация Рима сыграла очень большую роль в его истории. Первоначально не было постоянной армии. Все граждане от 18 до 60 лет, обладавшие имущественным цензом, были обязаны участвовать в военных действиях. Затем в армии появились добровольцы (с 405 г. до н. э.), которым стали платить жалованье. Постепенно армия превратилась в постоянную организацию, что вызвало недовольство крестьянства: во время войн крестьянские хозяйства приходили в упадок. Назрела необходимость реорганизации армии. Она была проведена Марием в 107 г. до н. э. Военная реформа Мария, сохранив воинскую повинность римских граждан, допустила набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Кроме того, легионерам полагалась часть военной добычи, а с I в. до н. э. ветераны могли получать земли в Африке, Галлии и Италии. Реформа существенно изменила социальный состав армии – большая ее часть пополнялась выходцами из малоимущих и неимущих слоев населения, чье недовольство собственным положением и существующими порядками нарастало. При Сулле армия впервые в римской истории выступила против существующей власти и свергла ее. Впервые римская армия взяла Рим и впервые вошла в него, хотя по древней традиции ношение оружия и появление войска в городе запрещались.

 

3. Падение республики и переход к империи

 

Успешная завоевательная политика, превратившая Средиземное море во внутреннее море Римского государства, подчинившая ему Западную Европу до Рейна, поставила перед Римом новые сложные военные и политические проблемы подавления завоеванных народов, обеспечения управления ими.

Рим вступил в период кризиса, который коснулся прежде всего существовавших политических учреждений – устаревшей полисной формы государственного устройства, аристократического политического режима правления нобилей, республиканской формы правления, создававшей лишь видимость власти “римского народа”. Возникла объективная потребность их перестройки, приспособления к новым историческим условиям.

При завоевании Италии в V – IV вв. до н. э. Рим стремился прежде всего к конфискации земель, так как это относилось к экономическим условиям существования самой общины Рима – земледельческой, нуждавшейся с ростом населения в расширении земельных владений.

Однако войны во II – I вв. до н. э. привели к резкому увеличению рабов в Риме. Значительная их часть эксплуатировалась в крупных земледельческих латифундиях с крайне тяжелыми условиями труда, существования и жестоким террористическим режимом. Это привело к мощным восстаниям рабов. Особенно большой размах имели восстания в Сицилии во II в до н. э. и восстание под руководством Спартака в 74 – 70 гг. до н. э. Они поставили под угрозу само существование Римского государства.

Параллельно с восстаниями рабов и вслед за ними вспыхивают гражданские и союзнические войны, вызванные борьбой за власть между группировками господствующего класса, противоречиями между ним и мелкими производителями, а также значительно возросшей массой люмпен-пролетариев, которые получали незначительную материальную помощь от государства. Рост числа люмпенов становился убедительным свидетельством общей деградации свободных.

Экономическое и политическое засилие нобилей вызвало во II в. до н. э. широкое движение протеста неимущего населения, возглавляемое братьями Тиберием и Гаем Гракхами. Гракхи стремились ограничить крупное землевладение знати и за счет этого создать земельный фонд для наделения землей мелких землевладельцев, а также ослабить власть оплота знати – сената и восстановить потерявшую былое значение власть народного собрания и народного трибуна.

Став трибуном, Тиберий Гракх сумел через народное собрание провести в 133 г. до н. э. Аграрный закон, который ограничил максимальный размер земли, получаемый от государства. За счет изымаемых излишков создавался земельный фонд, который распределялся между безземельными и малоземельными гражданами. Эти участки становились неотчуждаемыми, что должно было способствовать предотвращению обезземеливания крестьян. Несмотря на убийство Тиберия Гракха, его реформа начала осуществляться.

Его брат Гай Гракх, избранный трибуном, продолжил реформы. Он провел законы, которые ослабляли политическое влияние знати. Среди них – введение тайного голосования в сенате, право народного трибуна избираться на следующий срок. В 123 – 122 гг. до н. э. он провел законы о создании в провинциях колоний римских граждан с наделением их землей и о продаже зерна из государственных складов по очень низким ценам. Последний закон ограничил право сената распоряжаться государственными расходами. Финансирование продажи зерна переходило к народному собранию, в связи с чем роль народного собрания значительно возросла.

Была проведена и военная реформа. В соответствии с ней отменялась военная обязанность для граждан, достигших 46-летнего возврата, воины стали получать жалованье и вооружение от государства и могли обжаловать приговор о смертной казни в народном собрании, было ограничено число обязательных для римских граждан военных походов. В пользу всадников был изменен порядок откупа налогов с провинцией.

Однако провал законопроекта о предоставлении прав римских граждан свободным жителям Италии, которые считались союзниками Рима, вызвал серьезное недовольство союзников. В этих условиях Гай Гракх вынужден был сложить с себя полномочия трибуна и в 122 г. до н. э. был убит. Обострившееся политическое положение привело к союзническим войнам, которые значительно осложнили положение Рима.

В результате Союзнической войны 91 – 88 гг. до н. э. жителям Италии удалось уравняться в правах с римскими гражданами. Но это не ослабило политического напряжения в Риме.

Крайнее обострение политической ситуации в Риме, вызванное восстанием рабов, недовольством землевладельцев, чьи хозяйства приходят в упадок, союзнические и гражданские войны потребовали усиления центральной государственной власти. Наиболее важная попытка была предпринята в период диктатуры Суллы (83 – 79 гг. до н. э.). Опираясь на верные ему легионы, Сулла заставил сенат назначить его диктатором на неопределенное время. Он приказал составить списки своих противников, которые подлежали смерти, а их имущество конфискации. Сулла увеличил число сенаторов, упразднил должность цензора, пополнил сенат своими сторонниками и расширил его компетенцию. Он ограничил власть трибуна (его предложения должны были предварительно обсуждаться сенатом) и компетенцию народного собрания, из ведения которого были изъяты судебные полномочия и контроль за финансами. Контроль за финансами был возвращен сенату.

Установление пожизненной диктатуры вызвало стремление господствующего класса выйти из кризисной ситуации путем установления сильной единоличной власти. Оно же показало, что попытки приспособить старую государственную форму к новым историческим условиям обречены на неудачу (реформы Суллы были отменены Помпеем и Крассом).

Необходимость выйти из острого политического кризиса, вызванного крайним обострением классовой борьбы, неприспособленность старой государственной формы к новым историческим условиям и переход к наемной армии были основными причинами падения полисно-республиканского строя в Риме и установления военно-диктаторского режима.

Через короткий промежуток времени после диктатуры Суллы власть захватывает первый триумвират (Помпей, Красс, Цезарь). После него устанавливается диктатура Цезаря, получившего в 45 г. до н. э. титул императора. Затем образуется второй триумвират (Антоний, Лепид, Октавиан) с неограниченными полномочиями “для устроения государства”. После распада триумвирата и победы над Антонием Октавиан получает звание императора и пожизненные права народного трибуна, а в 27 г. до н. э. – полномочия на управление государством и почетный титул Августа (Божественного). Эта дата и считается началом нового периода истории Римского государства – периода империи.

 

4. Римская империя

 

Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достиг кульминации в своем развитии. Закрепились социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникли новые классовые и социальные противоречия.

Развилась социальная и сословная дифференциация свободных. Изменилось и положение рабов. Рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабочей силы. Однако эпоха успешных завоевательных войн ушла в прошлое, и военный плен, бывший ранее основным источником пополнения численности рабов, перестал быть таковым.

В период империи сохранилась прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, увеличилось число земледельцев из воинов – ветеранов, получивших земельные наделы. Однако положение этих слоев населения становилось все более неустойчивым и привело во II – III вв. н. э. к распространению самопродажи в рабство и особенно колоната. Колоны превратились в людей, зависимых от землевладельцев, и были навечно прикреплены к земле.

Государственный строй. Устаревшие республиканские учреждения сохранились и в первые века существования империи. Титул императора долгое время оставался почетным. Постепенно власть императора усиливалась, и в конце III в. н. э. монархия утвердилась окончательно.

Период империи принято делить на два этапа:

принципат (27 г. до н. э. – III в н. э.) – название от “принцепс – сенатус” – первый сенатор;

доминат (III – V вв. н. э.) – название “доминус” – господин, владыка, что свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.

Принципат. Переход управления государством к принцепсу был закреплен наделением его высшей властью – imperium, избранием на важнейшие должности, созданием им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого собственной казной принцепса, и командованием всеми армиями.

Постановления принцепса начинают рассматриваться как имеющие силу закона, и к концу принципата общепризнанным становится положение: “что решил принцепс, то имеет силу закона”.

Принципсы избираются одновременно консулами, цензорами и народными трибунами.

Первоначально власть принцепса не была наследственной, но он мог указать своего преемника, которого сенат и избирал принцепсом (как правило, это был сын или усыновленный). Постепенно власть принцепсов усиливается, хотя поначалу им приходилось преодолевать оппозицию сената.

Компетенция сената существенно изменилась. Он приктически только утверждал предложения принцепса. Ограничиваются права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Полностью утрачивается его компетенция в военной и внешнеполитической областях.

Параллельно с республиканской магистратурой создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса. К высшим чиновникам, которые назначались из сенаторов и всадников, относились префект претория, командовавший императорской гвардией, префект города Рима, распоряжавшийся полицейскими когортами, префект Египта, префект, отвечавший за снабжение продовольствием, и др.

Провинции были разделены на императорские и сенаторские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, вторые – назначаемые сенатом проконсулами и пропреторами.

Чиновничий аппарат обеспечивал более эффективное управление разросшимся государством в силу развивавшейся централизации и иерархии чиновничества.

Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в н. э. все они стали императорскими.

Доминат. Уже в период принципата рабовладельческий строй в Риме начинает клониться к упадку, а во II в. до н. э. назревает его кризис.

Последний оплот республиканских учреждений – сенат – окончательно был подчинен принцепсу. С конца III в. начинается новый этап истории империи – доминат, когда Рим превратился в монархическое государство с неограниченной властью императора.

Окончательный переход к доминату датируется 284 г. – приходом к власти Диоклетиана.

Существовавший при принципате личный совет принцепса превращается в государственный совет – консисториум. Старые республиканские учреждения потеряли всякое общегосударственное значение.

Большое значение для дальнейших судеб империи имели реформы Диоклетиана, закрепленные и развитые в законодательстве Константина.

Диоклетиан провел реформы по реорганизации управления территориями, а также военную, финансовую и другие реформы.

Всю империю он поделил на 12 диоцезов, которые в свою очередь подразделялись на провинции. В армии была произведена специализация функций отдельных войск: созданы пограничные войска, мобильные внутренние и утверждена преторианская гвардия. Была обновлена податная система, введены натуральные и денежные налоги, полноценная монета, обеспечено содержание чиновников и армии.

Император фактически становится неограниченным властителем. Его письменные распоряжения принимались сенатом беспрепятственно, без всяких поправок, и становились законами. Императорские установления (конституции) стали основным способом изготовления законов. Император являлся командующим армией и флотом. В области внешнеполитической он присвоил себе исключительное право на объявление войны и мира.

Важные последствия имела и административная реформа. В 285 г. Диоклетиан назначил себе соправителя – цезаря. Через год цезарь был объявлен августом, с такой же, как у Диоклетиана, властью по управлению своей частью империи. Империя была разделена на две части – Западную и Восточную. Законодательство еще оставалось единым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Каждый назначал себе соправителя – цезаря. В результате возникла тетрархия, состоявшая из четырех частей, в которые входило 100 провинций. Рим был выделен в особую 101-ю провинцию, но город Рим перестал быть столицей империи. Столица Западной империи была перенесена в Медиолан (Милан), а затем – в Ровенну, столицей Восточной империи стала Никомедия, расположенная на берегу Мраморного моря.

После 20-летнего правления Диолектиана в результате борьбы между его преемниками наступает период 30-летнего правления Константина (306 – 337 гг.), который восстановил единство империи и продолжил реформы Диолектиана.

Константин увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора. В 313 г. Миланским эдиктом христианство было признано равноправным с другими религиями, существовавшими в империи, а затем, после крещения Константина в 337 г., – государственной религией.

Константин перенес столицу Восточной Римской империи в древнегреческий город Византий, дав ему новое название Константинополь. В 330 г. Константинополь был официально провозглашен столицей империи. Этот перенос закрепил процесс распада империи на две части. В 395 г. по завещанию императора Феодосия она была окончательно разделена на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию).

В 476 г. командующий императорской гвардией германец Одоакр сверг с престола последнего римского императора. Западная Римская империя прекратила свое существование, а Восточная Римская империя просуществовала еще около тысячи лет (падение Константинополя – 1453 г.).

 

5. Право Древнего Рима

 

Основные этапы развития римского права. Многие ученые выделяют следующие этапы периодизации истории римского права:

1. Древнейший период – VI в. до н. э. – середина III в. до н. э.

2. Классический период – середина III в. до н. э. – конец III в. н. э.

3. Постклассический период – IV – VI вв.

Развитие источников права. Источники римского права распределялись по нескольким крупным областям и способам правового общения и регулирования: право квиритское (цивильное, оно же право римских граждан), преторское право, право народов, естественное право, право обычное, право божественное.

Источники права древнейшего периода. Древнейшими источниками права в Риме были правовые обычаи. С борьбой патрициев и плебеев связывается принятие первых писаных римских законов – Законов XII таблиц (около 450 г. до н. э.). Для их составления была создана первоначально комиссия из 10 патрициев (децимвиров), подготовившая законы на десяти таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия децимвиров, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев. Она дополнила первоначальный текст еще двумя таблицами. Хотя в Законах XII таблиц предусматривались использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.

Законы XII таблиц стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права, предназначенного исключительно для римских граждан.

Другим важным источником квиритского (цивильного) права были законы, которые принимались народным собранием.

В древнейший период правовую силу имели также решения сената, а в исключительных случаях – и постановления магистратов.

Толкование законов вплоть до конца IV в. оставалось привилегией понтификов.

Источники права в классический период. В этот период по-прежнему важную роль играли законы, но наиболее характерным источником права становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом вырастают две новые и совершенно самостоятельные правовые системы: преторское право и “право народов”. Обе эти системы были результатом правотворческой деятельности преторов. Таким образом, в Риме возникла сложная (тройная) система источников права.

Особую роль в развитии права в классический период сыграли эдикты претора перегринов, должность которого была учреждена в 242 г. до н. э. Последний регулировал отношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами), а поэтому вообще не был связан нормами цивильного права. Созданное преторами перегринов “право народов” было не международным, а внутригосударственным, т. е. римским, правом, причем его наиболее развитой и совершенной частью.

С установлением империи постепенно изменилось и положение преторов в политической системе Рима. Их правотворчество приходило в противоречие с растущим самовластием императора. Поэтому уже в первые века нашей эры преторы взяли за правило полностью копировать эдикт своего предшественника. Эдикт не порождал новых норм права. В связи с этим император Адриан решил упорядочить преторское право, поручив эту работу известному юристу Юлиану (между 125 и 138 гг. н. э.). Составленный Юлианом эдикт был официально одобрен сенатус-консультом и получил название “вечного эдикта”. Он стал обязательным для всех последующих магистратов. С этого времени преторский эдикт перестает быть источником новых правовых норм.

Уже в первые годы империи падает значение народных собраний, которые к концу I в. н. э. редко принимали новые законы, а затем вообще лишились этого права. При императорах вновь возросла роль сенатус-консультов, и они стали выступать в качестве закона.

Постепенно укреплялась и расширялась и самостоятельная законодательная власть императоров.

Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные виды:

1. Эдикты – общие положения, основанные на власти “империум”, а поэтому юридически обязательны только при жизни данного императора. Но уже со II в. они начинают соблюдаться и его преемниками.

2. Рескрипты – ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консультации по правовым вопросам.

3. Декреты – решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юрисдикция.

4. Мандаты – инструкции, адресованные правителям провинций, в ряде случаев содержавшие также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам.

Многие выработанные в императорскую эпоху формы правовых актов оказали впоследствии большое влияние на законодательную технику феодальных монархий.

Роль римских юристов в развитии права. Исключительно важным источником развития римского права в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима.

Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для учебных целей, другие – для практического использования. Важное место среди этих работ имели институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (середина II в.). Они состояли из четырех книг: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках.

Книга первая. О личных правах – о лицах как участниках правового общения с их правовым статусом, о праве как власти, об основных способах возникновения, признания и оформления правовых норм, т. е. об источниках права.

Книга вторая. О вещах – вещное право и наследственное право по завещаниям, о вещах собственных и чужих, человеческих и божеских.

Книга третья. Об обязательствах – наследование по закону, об обязательствах из договоров и деликтов, обязательствах, имущественных, из оскорбления чести.

Книга четвертая. Об исках – история гражданского процесса, права на иск, перечень приемов и процедур ведения дел и защиты в суде, о деятельности судьи и поведении сторон в суде.

По отзыву известного романиста IХ – X вв. Дернбурга, Институции Гая представляют собой труд, единственный из той самой “цветущей эпохи классической юриспруденции”. Этот труд осветил своим светом тот туман, который до него окутывал историю древнего права.

Однако даже наиболее блестящие юристы этого времени не были теоретиками, а являлись прежде всего практиками, которые стремились с помощью логических приемов решать сложные правовые вопросы.

Источники права постклассического периода. В период домината римское право претерпело некоторые незначительные изменения, но его основные институты практически сохранились в прежнем виде. Все больший удельный вес стало приобретать законодательство императоров.

Сократилось число классических юристов, труды и мнения которых по-прежнему рассматривались в качестве источника права. Утрата римским правом былого динамизма, стирание граней между цивильным и преторским правом, с одной стороны, и “правом народов”, с другой, создали благоприятные условия для проведения кодификационных работ. Особенно оживленно работы по систематизации права велись в восточной части Римской империи (Византии). Здесь с конца III в. были составлены частные сборники римского права – Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана, а в 438 г. осуществлена первая официальная кодификация императорских конституций (Кодекс Феодосия).

Всеобъемлющая систематизация римского права была проведена в 528 – 534 гг., т. е. уже после падения Западной Римской империи по указанию византийского императора Юстиниана. Результатом работы комиссий под руководством юриста Трибониана явилось составление ряда крупных сборников римского права. На более позднем этапе истории права (уже в средние века) эти сборники стали выступать как единый Свод законов Юстиниана.

Первой частью свода являются Институции Юстиниана, изданные в 533 г. Они состояли из четырех книг, распадающихся в свою очередь на титулы. Первая книга посвящена праву в целом и правовому положению лиц, вторая – вещам и вещному праву, третья – наследованию, договорам и обязательствам, четвертая – деликтам и искам.

Важнейшую по богатству использованного правового материала часть Свода законов Юстиниана составляют Дигесты (или Пандекты), также изданные в 533 г. В их основу были положены труды 39 юристов, около 1,5 тыс. произведений. Дигесты состоят из 50 книг, каждая из которых делится на титулы, а затем на фрагменты с указанием авторов, где произведение использовано. Все цитируемые в них отрывки из произведений классических юристов получили силу закона. Дигесты стали наиболее распространенным источником римского права для последующих эпох.

Третий законодательный свод, составленный по указанию Юстиниана и под руководством Трибониана, получил название Кодекс Юстиниана. Он состоял из 12 книг. Каждая книга делилась на титулы, в пределах которых императорские конституции систематизировались в хронологическом порядке. Титулы в свою очередь были разделены на параграфы.

Кодекс Юстиниана подвел своеобразную черту под многовековым развитием права, представлял собой концентрированный итог всей его предшествующей истории. Поэтому Свод законов Юстиниана, хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты, является в своей основе источником римского права.

В 535 – 555 гг. три указанных выше сборника римского права были дополнены сборниками конституций (новелл) самого Юстиниана. Однако они не имели официального характера.

Римское право древнейшего периода. Общая характеристика. До середины III в. до н. э. безраздельно господствующей правовой системой в Риме было квиритское (цивильное) право. Оно отражало сравнительно примитивные отношения раннеклассового общества и в то же время отличалось строгостью, суровостью, подчеркнутой точностью. Особенно четко в древнейшем римском праве регулировались имущественные отношения, и в первую очередь право частной собственности, которое рассматривалось как полное господство собственника над своей вещью.

Большое значение в квиритском праве имело безусловное соблюдение торжественных судебных обрядов, в силу чего форма права в этот период превалировала над его содержанием, а судебный процесс – над материальным правом. Со второй половины III в. до н. э. консервативное по своей социальной роли квиритское право стало препятствовать росту торгового оборота и пришло в противоречие с потребностями быстро развивающейся рабовладельческой системы.

Манципация. В Древнем Риме большое внимание уделялось способам приобретения вещных прав и классификации самих вещей. Вещи, находившиеся в общем пользовании (воздух, море и т. п.), а также ряд других хозяйственно важных вещей (общественная земля) рассматривались как находящиеся вне имущественного, торгового оборота.

В цивильном праве наиболее значительным делением вещей, которые находились в хозяйственном обороте и могли быть объектом права собственности, было их деление на м а н ц и п и р у е м ы е и н е м а н ц и п и р у е м ы е. К первой группе относились земли в Италии, рабы, крупный рогатый скот, земельные сервитуты, т. е. экономически наиболее важные объекты вещного права, ко второму – все остальные вещи.

Отчуждение вещей, составлявших первую группу, могло осуществляться только путем манципации – особой сложной и торжественной процедуры. Манципация относилась к числу строго формальных обрядов, совершаемых посредством меди и весов. Она требовала приглашения пяти свидетелей и весодержателя. Покупатель, держа в руках кусок меди, произносил торжественную формулу, где утверждал, что та или иная вещь принадлежит ему. Затем он ударял металлом о весы и передавал его в качестве покупной суммы тому, от кого приобретал вещь посредством манципации. Неманципируемые вещи продавались путем простой их передачи (традиции) за медь или за деньги без каких-либо особых формальностей.

Сервитуты. Особым видом вещного права, возникшим в древнейший период, были сервитуты – фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. Сервитуты расширялись вместе с частной собственностью на землю и необходимостью четкого юридического урегулирования взаимоотношений собственников (или владельцев) соседних участков. Они относились к категории манципируемых вещей. Наиболее древними из них были право прохода через соседний участок, право прогона скота, право провозить груженые повозки, право отвести воду с участка соседа.

Обязательства из договоров. В древнейший период при неразвитости товарно-денежных отношений договоры (контракты) были еще немногочисленными и отличались ярко выраженным формализмом. Внешняя оболочка, а не содержание определяли природу контракта. Другая черта древнейших договоров – их односторонний характер. Правом требования наделялась в договоре лишь одна сторона (кредитор), на другую сторону (должник) возлагались только обязанности.

В древнейший период к религиозным клятвам относился и другой древнейший контракт – стипуляция. Формальный характер этого договора проявлялся в произнесении строго определенных словесных формул. Кредитор задавал должнику вопрос о том, обязуется ли последний совершать такое-то действие, на что должник отвечал в утвердительной форме, использовав при этом те же слова. Стипуляция представляла собой абстрактный контракт, т. е. могла включать в себя различные обязательственные отношения: заем, передачу вещи в ссуду, на хранение и т. д. Исполнение обязательства по такому договору было строго ограничено лишь тем, что прямо упоминалось в вопросе и ответе.

Деликты. В древнейший период, как свидетельствуют Законы XII таблиц, обязательства возникали не только из договоров, но и из правонарушений (деликтов). Большинство предусмотренных в квиритском праве деликтов еще не считалось нарушением общественного интереса, рассматривалось как посягательство на права частного лица, как частный деликт, совершение которого как бы ставило обидчика в положение должника потерпевшего. Многие из таких частных деликтов в последующем стали рассматриваться как преступления.

Цивильному праву, как и Законам XII таблиц, были известны и публичные деликты, т. е. преступления, которые наказывались от имени римского народа, а взыскания по ним шли не частным лицам, а государству. Круг преступлений, однако, не был еще широк. К ним относились прежде всего преступления против республики.

В ряде Законов XII таблиц говорится о применении смертной казни. В зависимости от характера преступления она принимала различные формы: отсечение головы, утопление, распятие, сбрасывание с Тарпейской скалы и т. д. Постепенно смертная казнь начала выходить из употребления и для римских граждан заменялась изгнанием и утратой гражданства. Использовались также членовредительские наказания, битье кнутом, штрафы и конфискация имущества, ограничения гражданского статуса, лишение права на погребение и т. д. Некоторые преступления рассматривались как оскорбление богов и влекли за собой религиозное проклятие.

Брак и семья по Законам XII таблиц. Древнеримское право закрепило исторически сложившуюся патриархальную семью, хозяйственно обособленную и связанную с обществом и государством через ее главу. Типичной формой брака был брак с властью мужа. Но жена чаще всего оказывалась под властью домовладыки (отца мужа), если только муж не был лицом, имеющим самостоятельный семейный статус. Она полностью порывала со своей прежней семьей. Муж или домовладыка имели над ней неограниченную власть вплоть до продажи, обращения в рабство или предания смерти. Отсутствие юридических ограничений для власти мужа еще не означало, что он мог пользоваться ею произвольно, т. е. без совета родственников. Для древнеримской семьи характерной была также сильная отцовская власть, которая включала право продажи детей в рабство, наказания за проступки вплоть до лишения жизни. Дети не могли самостоятельно приобретать имущество, все купленное ими становилось собственностью отца. Обязательства, принятые на себя сыном, не связывали отца.

Заинтересованность главы семьи в привлечении дополнительной рабочей силы привела к развитию института усыновления, которое совершалось в народном собрании в присутствии понтификов. Усыновление осуществлялось также путем троекратной фиктивной продажи члена семьи в рабство, а затем с мнимой переуступкой прав, которая вела к освобождению сына от власти отца.

Легисакционный процесс. Подавляющее большинство судебных дел в древний период в Риме рассматривалось в частном (гражданском) порядке. Особенностью организации судебной системы и процесса было то, что они предусматривали две стороны судебного производства: “ин юре” и “ин идицио”.

На первой стадии дело рассматривалось у магистрата (обычно у претора), к которому должны были являться лично истец и ответчик. В Законах XII таблиц предусматривалась особая процедура вызова ответчика истцом к магистрату. Неявка ответчика отдавала его во власть истца, который мог поступить с ним как с неоплатным должником. Совокупность строго формальных действий, жестов и слов, которые совершались на суде сторонами и магистратом, назывались легис акцио, поэтому и сам процесс получил название легисакционного. Было выработано пять основных легисакционных формул. Наиболее распространенная из них заключалась в том, что наряду с торжественными заявлениями стороны вносили залог, который терялся проигравшим дело и обращался в пользу государства. Нарушение одной из сторон порядка внесения залога автоматически влекло за собой проигрыш дела.

Если же обе стороны соблюдали установленную процедуру, дело переходило во вторую стадию и рассматривалось назначенным претором судьей или коллегией судей, которые разрешали спор по существу. На данной стадии процесс не был связан строгими формами. Решение судей было окончательным и обжалованию не подлежало.

В уголовных делах магистрат, который вел дело, использовал инквизиционную процедуру. В течение всего процесса он поддерживал обвинение, вел допрос. Если консул выносил смертный приговор, то для его приведения в исполнение требовалось одобрение народного собрания.

Римское право классического и постклассического периода. Публичное и частное право. В судебной практике и юриспруденции Рима в классический период произошло деление права на публичное и частное. По характеристике Ульпиана, публичное право относится к положению римского государства, а частное – к пользе отдельных лиц.

Публичное право носило императивный характер. Оно включало в себя отношения власти – подчинения. В частном праве выражались отношения формально равных лиц, но находящихся в условиях эксплуататорского общества всегда в экономически неравном положении. Его субъекты имели определенные правовую и хозяйственную автономию. Охрана частных интересов осуществлялась лишь по инициативе заинтересованных лиц.

Частное право в классический период получило более глубокую и тонкую разработку. Оно преодолело былой формализм и охватило широкий круг отношений, связанных с товарным производством.

Вещное право. Правовое регулирование вещных отношений занимало центральное место в римском частном праве. Римские юристы четко отличали вещные иски от личных, связанных с обязательственными отношениями.

Потребности имущественного оборота и расширение территории Римского государства привели к появлению в классическую эпоху новых видов собственности (кроме земли как основной формы собственности). Поскольку известная предшествующему периоду квиритская собственность имела ярко выраженный национально римский характер и становилась все более архаичной в силу целого ряда условностей, необходимых для ее приобретения, сама жизнь потребовала выработки новых и менее сложных форм закрепления собственнических интересов. В рамках преторского права с помощью особых юридических средств была создана конструкция так называемой преторской, или бонитарной, собственности. Претор в тех случаях, когда в силу несоблюдения формальностей квиритского права приобретатель вещи не мог получить статус квиритского собственника, брал под защиту интерес покупателя, фактически закрепляя приобретенную им вещь в составе его имущества.

В связи с расширением границ римского государства, включением в него все новых провинций и ростом числа иностранцев получили признание и правовую защиту также провинциальная собственность и собственность перегринов.

Наряду с манципацией, которая использовалась все реже, а в период домината практически вышла из употребления, основным способом переуступки права собственности стала традиция. Удобство этого способа заключалось в его простоте и неформальном характере. При традиции право собственности приобреталось в силу самой фактической передачи вещи лишь при условии наличия “справедливого”, т. е. законного, основания.

Дальнейшее развитие в классический период получила приобретательная давность. В преторском праве был расширен круг лиц, которые могли приобрести право собственности по давности владения. Так, после десяти лет добросовестного и непрерывного владения это право признавалось даже за перегринами.

В этот же период получили дальнейшее развитие гражданско-правовые формы защиты прав частного собственника. Наиболее важной из них был виндикационный иск. Он предоставлялся собственнику вещи, которая в силу каких-либо причин была им утеряна и оказывалась у третьего лица.

С развитием преторского права получили окончательное оформление еще один самостоятельный вид вещевого права – институт владения, а также дальнейшее совершенствование такой вид вещного права, как право на чужие вещи.

Из греческого права в эту эпоху был позаимствован эмфитевзис – наследственная аренда земли с внесением установленной платы. Держатель земли (эмфитевт) не мог быть согнан с участка в силу признанного за ним претором и защищаемого им вещного права, которое позволяло даже переуступать ее третьим лицам.

В классический период получили развитие залоговое право, а также личные сервитуты, которые предусматривались обычно в завещаниях и представляли собой пожизненное право лица, в чью пользу устанавливался сервитут, пользоваться чужой вещью с правом получения от нее плодов или же без такового права.

Обязательственное право. Наиболее разработанной частью римского права в классический период было обязательственное право, которое являлось юридической формой товарно-денежного обращения.

С развитием товарного производства обязательства в значительной мере утратили свой былой формализм и из односторонних превратились в основном в двусторонние.

Наиболее тщательную и точную разработку получили договоры (контракты). Договоры могли заключаться устно или письменно, в том числе посредством переписки. В Институциях Гая договоры были разделены на четыре основные группы: вербальные, литеральные, реальные, консенсуальные.

В е р б а л ь н ы е договоры брали свое начало от древнейших договоров-клятв, но в рассматриваемый период их форма была значительно упрощена. Основным и наиболее распространенным видом вербальных договоров по-прежнему была стипуляция.

Л и т е р а л ь н ы е договоры представляли собой особые письменные договоры, принятые в торговом обороте. Обязательство в этих договорах возникало в силу записи в специальных книгах доходов и расходов одной из сторон, составления долговых расписок, подписанных обеими сторонами или же одним должником.

Р е а л ь н ы е договоры помимо соглашения сторон по основным условиям контракта требовали обязательной передачи вещи, которая составляла предмет договора. К реальным договорам относился прежде всего заем. В принципе этот договор был безвозмездным, но нередко одновременно с займом оформлялось отдельное стипуляционное соглашение о выплате процентов.

Наиболее распространенными и наиболее формальными были к о н с е н с у а л ь н ы е договоры, которые получили более позднее признание. Обязательство в этих договорах возникало в силу простого соглашения сторон по всем основным условиям контракта. К этой группе относился прежде всего договор купли-продажи.

К консенсуальным договорам относился также договор найма, представленный в это время тремя разновидностями. Наем вещей предполагал предоставление во временное пользование и за плату какой-либо индивидуально-определенной вещи.

Договор найма рабочей силы, который заключался на определенный срок и с фиксированной оплатой труда наемного работника, не получил большого развития в условиях рабовладельческой системы, где основную рабочую силу составляли рабы. Римскому праву был известен также наем рабочей силы для выполнения работы, имеющей своим результатом изготовление какой-либо конкретной вещи, т. е. своеобразный подряд.

К консенсуальным контрактам относились также договор поручения и договор товарищества. Последний заключался для совместного ведения какой-либо определенной хозяйственной деятельности.

В классический период получили дальнейшее развитие и обязательства из правонарушений.

Брачно-семейное и наследственное право. Характерной чертой классической эпохи являлось прогрессирующее разложение патриархальной семьи. Брак с мужней властью уже во II в. н. э. практически не встречался, а проживание жены в доме мужа в течение года уже не влекло за собой автоматически возникновения власти мужа. Становилась распространенной новая форма брака без мужней власти. Женщина, вступая в такой брак, не порывала со своей прежней семьей.

Брак без мужней власти мог быть легко расторгнут по обоюдному согласию супругов, а также по требованию одного из них. Широкое распространение получил так называемый конкубинат – неоформленное постоянное сожительство мужчины и женщины. Для преодоления негативных явлений в сфере семейных отношений император Август издал закон, предусматривающий санкции за безбрачие и бездетность.

Разложение патриархальной семьи нашло свое выражение и в ослаблении отцовской власти. Прекратилась практика продажи детей, а их убийство отцом стало рассматриваться в постклассический период как тяжкое преступление. Усилилась имущественная самостоятельность подвластных членов семьи.

Преторский эдикт изменил и форму завещания, которая уже не требовала использования сложной процедуры (с помощью “меди и весов”). Завещания, как правило, стали составляться не в устном, а в письменном виде, но с соблюдением определенной формы.

Изменения форм гражданского процесса. С развитием преторского права на смену сложному и архаичному легисакционному процессу приходит формулярный процесс. Он утвердился со второй половины II в. до н. э. В нем значительно повысилась роль претора, возросло значение первой стадии судопроизводства (“ин юре”), так как именно здесь устанавливалась юридическая суть спора. Создавая новые формулы и иски, претор посредством своего эдикта способствовал развитию самого содержания частного права.

К концу классического периода, а особенно при доминате, все большее распр







Date: 2015-09-18; view: 2289; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.094 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию