Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Серия 1





Инструкция

Итак, переходим к основной серии задач. Суть каждого задания примерно такая же, что и в заданиях разминки. Только теперь вам предлагаются не два, а три слова. Вы подбираете к ним такое четвертое, которое бы подходило к каждо­му слову-стимулу, то есть могло бы составить словосочетание с каждым предло­женным словом. Например, быстрый, зеленый, полный, словом-ответом может быть слово поезд. Вы можете также изменять слова грамматически, использовать предлоги. Например, часы, скрипка, единство. Ответом может служить: мас­тер: часовой мастер, скрипичный мастер, единственный мастер,или вариант с предлогом — мастер по часам.

Если в ответ на предложенные стимулы у вас возникает не одна, а несколько ассоциаций, напишите все. Ответы пишите на этих же карточках. Если вы изме­няете слова-стимулы, то пишите только предлагаемое слово. Работайте в любом удобном для вас режиме, во времени вы не ограничены. Так как здесь важны сугубо ваши личные результаты, пожалуйста, не отвлекайтесь и работайте индиви­дуально.

Стимульный материал первой серии Наиболее типичные ответы

громкая правда медленно говорить

холодная зелень мутная вода

прошлое море друзья вспомнить

зоркий ресница стеклянный глаз

свежая английская новости газета

кино экзамен * проездной билет

комната положение река войти

трудное истекло золото время

мундир городок билет военный

неожиданно человек улица встреча

холодная дым жесткая война

умная косы свежая голова

прошлый время трудный год

дедушка очки добрая бабушка

долго вечер друзья ждать


плохо слон навсегда

глаза облако домой

море медведь назад

видеть белый вернуться

 


Серия 2

Инструкция к данной серии дается другими словами: сегодня я даю вам зада­ния, подобные прошлым, но цель наша становится более интересной, несколько даже усложняется. Постарайтесь, чтобы те образы, те ассоциации, которые прихо­дят вам в голову в ответ на предложенные слова, были бы как можно оригиналь­нее и ярче, необычными, образными. Пусть это будут словосочетания, которые в обычной жизни даже не употребляются и звучат весьма необычно. Постарай­тесь преодолеть ваши стереотипы мышления и создать нечто новое и оригиналь­ное. Условия те же: вы можете менять грамматическую основу слов, использо­вать предлоги. Свои ответы пишите на карточках.

Еще раз напоминаю вам о цели сегодняшней работы: постарайтесь продемон­стрировать в своих ответах оригинальность и самобытность своего мышления. Пусть ваши словосочетания будут яркими и необычными, быть может даже иногда странными. Новое и оригинальное всегда звучит непривычно и кажется лишен­ным смысла. Пусть это не пугает вас — сейчас вы творите!!! Дайте волю соб­ственной фантазии. Позвольте себе забыть о речевых нормах, о нормах бытового языка каждого дня. И заговорите новым оригинальным красивым языком.

Стимульный материал второй серии случайная горы долгожданная вечерняя бумага стенная обратно родина путь далеко слепой будущее народная страх мировая деньги билет свободное дверь доверие быстро человек погоны завод Друг город круг поезд купить бумажный цвет заяц сахар ласковая морщины сказка детство случай хорошее воздух быстрая свежая певец Америка тонкий тяжелый рождение урожайный
 

Постарайтесь на каждое задание дать как можно больше ответов, оригиналь­ных и необычных.

Наиболее типичные ответы встреча газета вернуться смотреть война время войти военный родной билет белый бабушка настроение струя голос год


много кривой садовая гость

чепуха очки мозг случайно

прямо острый пустая вокзал

говорить глаз голова встреча

 


Таким образом, вторая серия основных задач практически не отличается по стимульному материалу от первой серии. Основное отличие заключается в инст­рукции, цель которой — максимально замотивировать испытуемого. В инструкции подчеркивается, что испытуемый должен «творить» и продемонстрировать в сво­их ответах оригинальность и самобытность мышления, причем таких ответов должно быть как можно больше.

Обработка результатов

Все результаты, полученные на определенной выборке, фиксируются и сводят­ся в общую таблицу, где по вертикали заносятся фамилии испытуемых, а по гори­зонтали все предложенные испытуемым ответы на слова-стимулы. На каждую серию делается отдельная таблица.

Критерии оценки.

1. Количество ассоциаций.

ит Х

N-y-

где х — общее количество ответов; у — общее количество заданий.


(В данном варианте теста в кажой серии предлагалось по двадцать заданий. Если на 20 заданий испытуемый предложил 36 ответов, его индекс оригинальнос­ти будет равен 36/20 = 1,8).

2. Индекс оригинальности.

Сначала считается индекс оригинальности каждого ответа, а затем индекс оригинальности всех ответов испытуемого, то есть индекс оригинальности его работы.

Работа проводилась следующим образом: на каждый стимул составляется список ответов, предложенный в данном выборе, и подсчитывается частота встре­чаемости каждого ответа.

г '

где Z — индекс оригинальности каждого ответа; i — номер задания; r — часто­та встречаемости конкретного ответа у каждого испытуемого относительно дан­ной однородной выборки.

 

Все индексы оригинальности ответов конкретного испытуемого складываются.


N

Sz 1=1 z-, X

 


где N„p -ответов.

индекс оригинальности работы испытуемого; Х — общее количество


Например, на стимул «быстрый, зеленый, полный», из 50 испытуемых 46 дали ответ «поезд», индекс оригинальности данного ответа будет равен 1 /46. Таким образом, просчитываются индексы всех ответов данного испытуемого и получает­ся сумма индексов испытуемого: 1/5 + 1/6 + 1/7 + 1/24 = 9,8.

Индекс оригнальности данного испытуемого будет равен 9,8/20 = 0,49.

3. Индекс уникальности ответов. Уникальным считается ответ, у которого индекс оригинальности Z = 1

 

N

_1_ х '

 

 

где N д — индекс уникальности ответов (относительно данной выборки); / — количество уникальных ответов (Z. = 1)

4. Индекс селективного процесса.

Для получения этого индекса требуется дополнительная процедура, которая заключается в следующем: все предложенные в данной выборке на каждый сти­мул ответы сводятся в общую таблицу и затем предлагаются испытуемому. Ис­пытуемый из всех зафиксированных ответов должен выбрать наиболее ориги­нальный и яркий.

Подобный выбор проводится и группой экспертов. Затем выборы сравниваются.

Индекс селективного процесса вычисляется по следующей формуле:

N» --У-.

где Р — число совпадений выборов; У — общее количество заданий.

При анализе результатов более информативными являются качественные показатели (N^, N J. Количественный показатель (N^) важен лишь с точки зре­ния, высказанной Медником, что среди большого количества ответов с большей вероятностью может быть получен оригинальный ответ.

Испытуемые упорядочиваются по шкале креативности по показателю ориги­нальности, затем корректируются по показателю уникальности. И лишь затем происходит коррекция по количественному показателю. Индекс селективного процесса является наименее объективным, так как зависит от мнения экспертов, и учитывается в последнюю очередь.

 

i\^caiklBnuLl и

Вариант методики диагностики вербальной креативности для менеджеров

Предлагаемый вариант методики разработан и адаптирован на основе теста Медника А. Н. Ворониным. Это групповой сокращенный вариант методики, состо­ящий из одной серии (20 триад) и не предполагающий разминки, поскольку раз­минка у взрослых людей в ситуации дефицита времени для выполнения задания (предприниматели — обычно занятые люди) дает систематический сдвиг в ре­зультатах тестирования, определяемый заданиями разминки. Стимульный матери­алом для сокращенного группового варианта методики взят из второй серии вы­шеописанной методики.


Инструкция к сокращенному варианту

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов (состав­ляю некоторое словосочетание).

Например, для тройки слов громкая, правда, медленно словом-ответом может служить слово говорить (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете также изменять слова грамматически и использовать предлоги. На­пример, для слов часы, скрипка, единство ответом может быть слово мастер (мастер по часам, скрипичный мастер, единственный мастер).

Постарайтесь, чтобы те образы и ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были как можно оригинальнее и ярче. Постарай­тесь преодолеть стереотипы и придумать нечто новое и оригинальное. Попробуй­те дать максимальное количество ответов на каждую тройку слов. Подробнее стимульный материал и протоколы ответов приведены ниже.

Обработка результатов в сокращенном групповом варианте

Оригинальность ответов оценивалась исходя из всего массива данных и под­считывалась по формуле:


Or = 1

х - 1 +- 1

 


где Or — оригинальность данного типа ответа; Х — количество ответов данно­го типа; Х — максимальное количество ответов в типе.

При этом под типом ответа подразумевались однокоренные слова, несущие примерно одинаковую смысловую нагрузку.

Так, слова стремление, стремиться, устремление, стремлюсь рассматрива­лись как слова однотипные и объединялись в один тип ответов: стремление.

 

Интерпретация результатов тестирования

Интерпретация результатов тестирования по данному тесту достаточно сильно зависит от специфики выборки, поэтому адекватные и надежные выводы об отдельном человеке можно получить только в рамках данной выборки или схожей с ней. В данном случае представлены нормы и списки типичных отве­тов для выборки молодых менеджеров, и соответственно можно достаточно хорошо оценивать вербальную креативность людей такого или схожего контин­гента. Если выборка сильно отличается от предлагаемой, то анализируют резуль­таты по всей новой выборке и только тогда дают заключения об отдельных людях. В лаборатории диагностики способностей и ПВК имеется компьютерная программа ввода данных и обработки результатов для IBM PC.

Для оценки результатов тестирования людей, относящихся к контингенту ме­неджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий.

Необходимо сопоставить ответы испытуемых с имеющимися типичными отве­тами и при нахождении схожего типа ответа присвоить данному ответу ориги­нальность, указанную в списке. Если в списке нет такого типа ответов, то ориги­нальность данного ответа считается 1. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее оригинальностей всех ответов, то есть сумма оригинальностей по всем ответам делится на количество ответов. Количество ответов может не со­впадать с количеством «троек слов». На некоторые тройки слов испытуемые дают два, три ответа, на некоторые — ответы отсутствуют. Индекс уникальности, по Меднику, равен количеству уникальных ответов.


Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов и для показателя «количество ответов», можно определить место данного человека от­носительно предлагаемой выборки и соответственно сделать выводы о степени развития у него вербальной креативности и продуктивности.

1 — процент людей, результаты которых превышают указанный уровень,

2 — значение индекса оригинальности,

3 — значение индекса уникальности,

4 — количество ответов.

  0% 20% 40% 60% 80% 100%
  1,00 0,94 0,91 0,86 0,81 0,61
  19,00 6,00 4,00 3,00 2,00 0,00
  49,00 20,00 15,00 12,00 10,00 1,00

 

Так, если у испытуемого В. сумма оригинальностей ответов составила 20,75 и всего в его протоколе 25 ответов, то его индекс оригинальности равен 0,83. Количество уникальных ответов — 16.

- ~

 

Диагностика вербальной креативности 331

Результаты такого протокола показывают, что данный человек находится между 60% и 80% процентилем, то есть от 60% до 80% людей в данной выборке обладают вербальной креативностью (по индексу оригинальности) выше, чем у него. Однако индекс уникальности у него выше, и только 40% (даже меньше) имеют индекс более высокий. Для оценки креативности как таковой большее значение имеет индекс уникальности, показывающий, насколько дей­ствительно новое может создать человек, но дифференцирующая сила предлага­емого индекса недостаточно велика, и поэтому часто используется индекс ориги­нальности. Количество ответов показывает прежде всего степень продуктивно­сти и работоспособности. По нашим данным, этот индекс в значительной мере коррелирует с мотивацией достижения, то есть чем выше количество ответов, тем выше мотивация достижения.







Date: 2015-09-18; view: 437; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию