Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к разработке и реализации магистерских программ





 

3.1. ООП магистратуры разрабатывается на основании соответствующего ФГОС ВПО.

3.2. ООП магистратуры – это совокупность учебно-методической документации, которая включает в себя:

– учебный план подготовки магистра;

– график учебного процесса;

– учебно-методические комплексы по всем учебным дисциплинам (модулям) учебного плана;

– программы практик;

– программы научно-исследовательской работы магистранта;

– программу итоговой государственной аттестации.

3.3. Магистерские программы носят преимущественно авторский характер, отражая научные школы, существующие на кафедрах академии (филиалов). Рабочие программы авторских курсов составляются на основе результатов исследований научных школ, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых ФГОС ВПО конкретного направления подготовки. Магистерская программа разрабатывается выпускающей кафедрой под руководством декана факультета. Магистерская программа может иметь научно-педагогический, практико-ориентированный, междисциплинарный, международный и др. профиль. Профильная направленность магистерской программы определяется руководителем, утверждается на заседании выпускающей кафедры и закрепляется в аннотации. Пример аннотации приведен в приложении №1.

3.4. Каждая ООП магистратуры должна предусматривать изучение следующих учебных циклов:

– общенаучного,

– профессионального;

и разделов:

– практики и научно-исследовательская работа,

– итоговая государственная аттестация.

3.5. Каждый учебный цикл должен иметь базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную) часть, устанавливаемую академией (филиалом). Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет магистранту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

Содержание и наименование учебных дисциплин магистерской программы не должно дублировать содержание и наименование учебных дисциплин соответствующих программ бакалавриата.

3.6. Магистерские программы разрабатываются, как правило, с участием представителей работодателей. Учебный план магистерской программы утверждается Ученым советом академии.

3.7. Учебный план магистерской программы и рабочие программы учебных дисциплин (модулей) разрабатываются с обязательным применением кредитных (зачетных) единиц измерения трудоемкости всех видов учебной работы.

3.8. Соотношение научно-исследовательской, практической и научно-педагогической составляющих работы магистранта определяется в зависимости от профильной направленности магистерской программы. Содержание работы уточняется в индивидуальном плане работы магистранта (приложение №2).

3.9. В рабочие программы базовых учебных дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

3.10. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать применение в учебном процессе инновационных технологий обучения, направленных на развитие навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, способствующих формированию лидерских качеств. К таким технологиям могут быть отнесены: интерактивные лекции, семинары в диалоговом режиме, проведение групповых дискуссий и проектов, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, работа в исследовательских группах, вузовских и межвузовских телеконференций, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, тренингов.

Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистрант, является научный семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием учебных дисциплин. Конкретное количество таких занятий в учебном процессе определяется в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки.


3.11. ООП магистратуры должна содержать учебные дисциплины по выбору обучающихся в процентном отношении к вариативной части обучения, не менее чем установлено ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки.

3.12. Максимальный объем учебной нагрузки магистрантов не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных учебных дисциплин, устанавливаемых академией (филиалом) дополнительно к ООП магистратуры и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных учебных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения магистрантами, определяется при формировании ООП магистратуры.

3.13. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю не должен превышать количество академических часов, указанных в ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки.

3.14. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71.

3.15. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

3.16. Магистрантам должна быть обеспечена реальная возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

3.17. Академия (филиал) обязана ознакомить магистрантов с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные ими дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено ООП магистратуры.

3.18. ООП магистратуры должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам, определенным ФГОС ВПО конкретного направления подготовки.

3.19. Обязательным разделом ООП магистратуры является практика. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры могут предусматриваться различные виды практик: научно-исследовательская, производственная, педагогическая и другие.

Конкретные виды практик определяются соответствующими ФГОС ВПО и ООП магистратуры Академии. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются по каждому виду практики при формировании магистерской программы.

Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях академии (филиалов), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

3.20. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями соответствующих ФГОС ВПО и ООП магистратуры, реализуемых в академии (филиалах). Она может проводиться на базе научно-исследовательских подразделений и кафедр академии (филиалов), образовательных учреждений и научно-исследовательских институтов.


Научно-исследовательская подготовка магистрантов включает: научно-исследовательскую работу в семестре, научно-исследовательскую практику, другие виды практики, подготовку выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Основной организационной формой научно-исследовательской работы является научно-исследовательский семинар.

Цель научно-исследовательского семинара – выработка у магистрантов навыков научной дискуссии и презентации исследовательских результатов в процессе подготовки магистерской диссертации.

Основными задачами научно-исследовательского семинара являются:

– выбор магистрантами направления и темы исследования;

– обучение магистрантов навыкам организационно-научной работы, включая подготовку и проведение исследований, написание научных работ др.;

– обсуждение проектов и готовых исследовательских работ магистрантов.

В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

3.21. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.

К образовательному процессу по учебным дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 5 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук и(или) ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей, если иное не предусмотрено ФГОС ВПО конкретного направления подготовки.

При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания, если иное не предусмотрено ФГОС ВПО конкретного направления подготовки.


3.22. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, учебным дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети академии (филиала).

Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым учебным дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся в магистратуре.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по учебным дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность доступа к ее ресурсам для каждого магистранта из локально-вычислительной сети академии (филиала).

3.23. Академия (филиал) должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы магистрантов, предусмотренных учебным планом ООП магистратуры, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимальный перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации ООП магистратуры, включает в себя:

– лаборатории;

– специально оборудованные кабинеты и аудитории;

– компьютерные классы.

При использовании электронных изданий академия (филиал) должна обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин в количестве, требуемом ООП магистратуры. Академия (филиал) должна иметь необходимый комплект лицензионного программного обеспечения.

В ФГОС ВПО по конкретному направлению подготовки могут содержаться дополнительные требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

3.24. На официальном сайте академии (филиала) в сети «Интернет» для повышения информированности поступающих и обучающихся в магистратуре лиц должны размещаться учебный план, информация о руководителе и профиле магистерской программы, а также аннотации программ магистерской подготовки.

3.25. Кафедры должны регулярно (не реже одного раза в год) обновлять магистерские программы в части содержания рабочих программ учебных дисциплин (модулей), программ практик и научно-исследовательской работы и других методических материалов с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

 







Date: 2015-09-18; view: 378; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию