Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные направления Средневековой философии
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (V—XVI ВВ.) Основными направления средневековой философии являются: 1. Патристика (Тертуллиан, Аврелий Августин). Философия отцов христианской церкви, считавших абсолютной истиной Библию и утверждавших, что Бог пребывает вне области чувственного воспринимаемого и умопостигаемого и поэтому не может быть определен словами. Августин (354—430) считал, что весь мир светится отраженным светом Бога, что делает возможным познание. Способ познания — вера. Причина наличия зла в мире — неправильный выбор людей, над которыми довлеет «земное царство». Человек должен стремиться к «Граду Божьему», где будут жить только спасшиеся. 2. Схоластика (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский). Представители этого направления считали, что все знания о мире содержатся в Библии и трудах Аристотеля, откуда их необходимо извлечь путем истолкования и комментирования. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ? Схоластика включала в себя два противоположных направления — номинализм и реализм, в зависимости от решения философами спора о природе предельно общих понятий (универсалий). Реалисты (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) считали, что общие понятия существуют подобно вещам в окружающем мире. Номиналисты (Оккам) утверждали, что понятия существуют реально, независимо от единичных вещей. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ? Наиболее выдающийся философ средневековой Европы Фома Аквинский учил, что Бог открывает себя человеку естественными и сверхестественными путями, следовательно, вера и разум относительно самостоятельны как различные пути к истине. Но в случае их конфликта все равно преобладает вера. Историко-философское значение теории двойственной истины заключалось в том, что под видом примирения науки и религии утверждалась ошибочная идея невозможности их конструктивного взаимодействия. Итак, период Средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли. Средневековая философия внесла существенный вклад в развитие гносеологии, особенно формальной логики, отличала знание от веры, обосновала необходимость изучения природы. Философская мысль эпохи феодализма, а затем Возрождения относится к I—VII вв. н. э. Зарождение ее происходит в Древнем Риме, где более четырех столетий соперничают между собой учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников. Сформировавшиеся в итоге очаги философской мысли составили основу средневековой философии. При рассмотрении данной темы особое внимание следует обратить на христианство. Оно побеждает в Европе и становится основой духовной культуры средневековья. Под воздействием христианских идей развивается и философия. Одним из наиболее ярких представителей зрелого средневековья в области схоластической философской мысли был Фома Аквинский, который пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. Начиная с XVI века, происходят бурное развитие научного знания, географические открытия, формирование новых экономических отношений — все это способствовало возникновению нового типа отношений, нового мышления, а следовательно, и нового объяснения мира. Отличительной чертой философии эпохи Возрождения является ее ориентация на человека.
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи возрождения были: совершенствование орудий труда и производственных отношений; кризис феодализма; развитие ремесла и торговли; усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти; появление первых парламентов; отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии; повышение уровня образованности в Европе в целом; великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана); научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения). 2. Основные направления философии эпохи Возрождения. Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись: гуманистическое (XIV – XV в., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия; реформационное (XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей; утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. 3. Характерные черты философии эпохи Возрождения относятся: антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики); перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.); большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; торжество индивидуализма; широкое распространение идеи социального равенства. Date: 2015-09-18; view: 1992; Нарушение авторских прав |