Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет, задачи, функции и значение философии
Предметом называется круг вопросов, которые изучает фи-лософия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); человек; общество. 2. В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность бытия; происхождение бытия; материя (субстанция), ее формы; сознание, его происхождение и природа; взаимоотношение материи и сознания; бессознательное; человек, его сущность и существование; душа, духовный мир человека; общество; общество и человек; природа; природа и общество; духовная сфера жизни общества; материально-экономическая сфера жизни общества; социальная сфера общества; общественно-экономические формации, цивилизации; перспективы человека, общества; экология, проблемы выживания; особенности познания; влияние познающего субъекта на процесс познания и его ре-зультаты; ограниченность и безграничность познания; движение; философские категории; диалектика и ее законы; иные вопросы. 3. Основными методами философии (путями, средствами, с помо-щью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика; метафизика; догматизм; эклектика; софистика; герменевтика. Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последователь-но с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаи-мосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений, само-движения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство). Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Данный ме-тод был присущ средневековой теологической философии. Эклектика - метод, основанный на произвольном соедине-нии разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся досто-верными выводы. Часто эклектика применялась для обоснова-ния каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гно-сеологической ценности и достоверности (в средние века - в религии, в настоящее время - в рекламе). Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (сужде-ний), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства. Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм; идеализм; эмпиризм; рационализм. При материалистическом методе действительность воспринима-ется как реально существующая, материя - как первичная субстан-ция, а сознание - ее модус - есть проявление материи. (Материали-стическо-диалектический метод господствовал в советской филосо-фии и имеет широкое распространение в современной российской.) Суть идеалистического философского метода - признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи - как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии). Эмпиризм - метод и направление в познании, согласно ко-торому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного позна-ния. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте ичувственных ощущениях".) Рационализм - философский метод и направление в фило-софии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное зна-ние может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение - это уже работа мысли, разума.) 1. Функции философии - основные направления применения фи-лософии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять следующие функции философии: мировоззренческую; методологическую; мыслительно-теоретическую; гносеологическую; критическую; аксиологическую; социальную; воспитательно-гуманитарную; прогностическую 2. Мировоззренческая функция способствует формированию цело-стности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действи-тельности (см. вопрос 3 "Предмет и методы философии"). Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать - предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Гносеологическая - одна из основополагающих функций философии - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Роль критической функции - подвергать сомнению окру-жающий мир и существующее знание, искать их новые черты, ка-чества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции - расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. Аксиологическая функция философии (в переводе с греческо-го axios - ценный) заключается в оценке вещей, явлений окру-жающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тор-мозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно уси-ливается в переломные периоды истории (начало средних веков - поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX - начала ХХ вв. и др.). Социальная функция - объяснить общество, причины его воз-никновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, приви-вать их человеку и обществу, способствовать укреплению мора-ли, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и най-ти смысл жизни. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на осно-вании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции раз-вития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. Date: 2015-09-18; view: 1762; Нарушение авторских прав |