Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лузан, А. АСтр 1 из 93Следующая ⇒
Министерство образования и науки Украины Донбасская государственная машиностроительная академия (ДГМА)
А. А. Лузан, В. В. Дементьева, А. В. Бородай
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ: УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Учебное пособие Рекомендовано Министерством образования и науки Украины Краматорск ДГМА УДК 1 (07) ББК 87я73 82 Л
Рецензенты:
Андрущенко В. П., д-р филос. наук, проф., академик АПН Украины, ректор Национального педагогического университета им. М. П. Драгоманова; Михальченко М. И., д-р филос. наук, проф., член-корреспондент НАН Украины, зав. отделом истории и теории политической науки, гл. науч. сотр. Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины им. И. Ф. Кураса; Никитин Л. М., д-р филос. наук, проф., зав. кафедрой философских наук Донецкого национального университета экономики и торговли им. М. Туган-Барановского.
Гриф предоставлено Министерством образования и науки Украины (письмо № 1/11-7497 от 20.05.2014)
Лузан, А. А. Л 82 Введение в философию: учебное пособие / А. А. Лузан, В. В. Дементьева, А. В. Бородай. ISBN
Учебное пособие имеет цель показать мировоззренческую составляющую философских систем разных эпох: как представляется природный мир и общество, какое место человека в этом мире, может ли она осуществить изменения в нем и если да, то каким образом. Учебное пособие предназначено, прежде всего, для студентов-бакалавров, но и студенты-магистры, аспиранты и преподаватели, а также все, кто интересуется философией, найдут в нем материал для понимания философских проблем и собственных соображений.
УДК 1 (07) ББК 87я73 ISBN© А. А. Лузан, 2014 © ДГМА, 2014 СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПЛЕНИЕ.......................................................................................... 7
1 КУРС ЛЕКЦИЙ...................................................................................... 8
1.1 Философия, круг ее проблем и роль в обществе............................... 8 1.1.1 Мировоззрение, его структура и типы............................................ 9 1.1.2 Специфика философского мировоззрения. Природа философских проблем............................................................. 12 1.1.3 Философия и наука. Методологическая функция философии...... 16 1.1.4 Философия в системе культуры..................................................... 18
1.2 Античная философия......................................................................... 20 1.2.1 Исторические предпосылки и источники античной философии... 21 1.2.2 Космоцентрический характер античной философии.................... 23 1.2.3 Проблема бытия в философии Античности................................... 24 1.2.4 Проблемы диалектики.................................................................... 27 1.2.5 Проблемы познания....................................................................... 28 1.2.6 Понимание человека философией Античности............................. 30 1.2.7 Учение об обществе........................................................................ 35
1.3 Философия Средневековья и Возрождения..................................... 38 1.3.1 Философия Средневековья как синтез христианства и античной философии............................................................................ 39 1.3.2 Соотношение веры и разума, религии и философии в философии Средневековья................................................................... 41 1.3.3 Проблема бытия и познания.......................................................... 43 1.3.4 Проблема человека и общества..................................................... 44 1.3.5 Проблема универсалий.................................................................. 46 1.3.6 Гуманистический характер философии Возрождения.................. 47
1.4 Философия Нового времени.............................................................. 50 1.4.1 Социально-экономические преобразования, научная революция и их отражение в философии Нового времени …………………………..50 1.4.2 Проблема метода познания. Эмпиризм и рационализм............... 51 1.4.3 Учение о субстанции....................................................................... 56 1.4.4 Учение о человеке и обществе........................................................ 58
1.5 Немецкая классическая философия................................................... 60 1.5.1 «Коперниканский переворот» И. Канта в философии.................. 61 1.5.2 Философия Гегеля. Метод и система............................................. 65 1.5.3 Антропологический материализм Л. Фейербаха.......................... 70
1.6 Философская мысль в Украине......................................................... 72 1.6.1 Истоки и социальные предпосылки формирования философской мысли........................................................................................................ 72 1.6.2 Философские идеи в культуре Киевской Руси.................................74 1.6.3 Развитие философской мысли в Украине в XV-XIX вв..................78 1.6.4 Развитие украинской философской мысли в XIX - начале XX веков...........................................................................................................80 1.6.5 Философская проблематика мыслителей украинской диаспоры и особенности новой украинской философии.........................84
1.7 Философия марксизма.........................................................................91 1.7.1 Социально-исторические предпосылки возникновения философии марксизма. Проблема отчуждения...........................................................93 1.7.2 Материалистическое понимание истории........................................95 1.7.3 Концепция материалистической діалектики………………………...100
1.8 Философия жизни.............................................................................. 103 1.8.1 Критика предшествующей философии и понимание предмета философии................................................................................................ 103 1.8.2 Кризис европейского человека. Критика христианства............... 107 1.8.3 Сверхчеловек - носитель новой морали. Имморализм................. 109 1.8.4 Философия жизни и общественные науки..................................... 113
1.9 Философия «психоанализа».............................................................. 116 1.9.1 Является ли психоанализ философской концепцией?................... 116 1.9.2 Структура психики по З. Фрейду.................................................. 118 1.9.3 Психоаналитическая концепция личности и общества................. 120 1.9.4 Неофрейдизм................................................................................... 123
1.10 Экзистенциализм..............................................................................125 1.10.1 Социальные предпосылки и идейные источники экзистенциализма................................................................................... 126 1.10.2 Категория бытия. Бытие мира и бытие человека........................128 1.10.3 Человеческое существование и его модусы.................................131 1.10.4 Экзистенция и свобода..................................................................134
1.11 Теоретико-познавательные проблемы в западной философии XIX-ХХ вв................................................................................................138 1.11.1 Позитивизм и этапы его развития................................................138 1.11.2 Неопозитивизм..............................................................................142 1.11.3 Прагматизм...................................................................................147 1.11.4 Феноменология.............................................................................150 1.11.5 Герменевтика.................................................................................154
1.12 Постмодернизм................................................................................157 1.12.1 Модернизм, его границы и черты................................................157 1.12.2 Содержание постмодернизма.......................................................159
1.13 Русская религиозная философия конца XIX - начала ХХ ст.........162 1.13.1 Славянофилы и Западники о путях развития России.................162 1.13.2 Философия всеединства В. Соловьева.........................................164 1.13.3 Философия свободы М. Бердяева................................................167
1.14 Неотомизм........................................................................................171 1.14.1 Проблема бытия в неотомизме.....................................................173 1.14.2 Соотношение веры и разума, науки и религии в процессе познания ………………………………………………………….............. 174 1.14.3 Учение Тейяра де Шардена о человеке........................................178
2 ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ........................................183 2.1 Философия, круг ее проблем и роль в обществе..............................183 2.1.1 Понятие мировоззрения, его структура. Человек и мир главный вопрос мировоззрения ….........................................................183 2.1.2 Типы мировоззрения......................................................................185 2.1.3 Природа и содержание философских проблем.............................187 2.1.4 Философия и наука. Методологическая функция философии …………………………………………………………..……...189 2.1.5 Философия в системе культуры.....................................................192 2.2 Античная философия......................................................................... 193 2.2.1 Проблема бытия и познания философии «досократиков»........... 194 2.2.2 Софисты и Сократ. Самопознание как цель философии. Этический идеализм Сократа.................................................................. 195 2.2.3 Философия Платона....................................................................... 197 2.2.4 Философия Аристотеля.................................................................. 198
2.3 Философия Средневековья и Нового времени.................................200 2.3.1 Философия Средневековья.............................................................200 2.3.2 Философия Нового времени...........................................................204 2.3.3 Учение о субстанции в философии Нового времени..................... 207
2.4 Немецкая классическая философия...................................................208 2.4.1 Теория познания и этика И. Канта.................................................208 2.4.2 Абсолютный идеализм Г. В. Ф. Гегеля..........................................211
2.5 Философская мысль в Украине.........................................................214 2.5.1 Единство источников российской и украинской философии.......214. 2.5.2 Классический период украинской философии. Г. С. Сковорода..216 2.5.3 Социально-политические взгляды Кирилло-Мефодиевского общества.................................................................................................... 218 2.5.4 Философская мысль в Украине конца XIX - начала ХХ века...... 219
2.6 Философия марксизма Проблема человека в неклассической философии................................................................................................221 2.6.1.Философия марксизма....................................................................222 2.6.2 Философия жизни...........................................................................224 2.6.3 Философия психоанализа...............................................................227 2.6.4 Философия экзистенциализма........................................................ 229
2.7 Теоретико-познавательные проблемы в философии ХХ века.........232 2.7.1 Неопозитивизм................................................................................233 2.7.2 Прагматизм………..........................................................................235 2.7.3 Феноменология и герменевтика…….............................................. 237 2.7.4 Фиософия постмодерна……........................................................... 240
2.8 Философия эпохи Возрождения…………….....................................241 2.8.1 Гуманизм философии эпохи Возрождения…………....................241 2.8.2 Натурфилософия Возрождения ………………..............................243 2.8.3 Учение Н. Макиавелли об этике и государство …………………. 246
2.9 Русская религиозная философия конца XIX - начала ХХ века ………247 2.9.1 Философские и социально-политические взгляды славянофилов и западников ……............................................................248 2.9.2 Концепция позитивной «всеединства». Соловьева. Идея Богочеловечества ………………………………………………………….249 2.9.3 Философия свободы Н. Бердяева................................................... 251
2.10 Религиозная философия ХХ века ……………………………………..253 2.10.1 Неотомизм - официальная современная философская доктрина Ватикана ……………………………………………………………………..254 2.10.2 Эволюционная концепция Тейяра де Шардена...........................255 2.10.3 Этические проблемы религиозной философии........................... 257
3 ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ..............................................260 3.1 Вопросы для контрольных работ по философии……………………...260 3.2 Экзаменационные вопросы по философии....................................... 278
4 СЛОВАРЬ..............................................................................................280
Общая литература...................................................................................305
Date: 2015-09-18; view: 430; Нарушение авторских прав |