Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Земля хромоногих и картавых
Не помню, где-то я читал, Проезжий из земли чужой, И говорит: «Возможно ль статься, Хромым ходить Державин Гавриил Романович (1743-1816) Родился 14 июля 1743 года в деревне Кармачи Казанской губернии. В 1759 году Державин поступил в Казанскую гимназию, и в 1762 ее окончил. В том же году он записался солдатом в Преображенский полк; военная карьера Державина продолжалась более десяти лет. В 1782 Державин сочинил "Оду к Фелице", обращенную к Екатерине Второй . Польщенная императрица в 1784 году назначила Державина олонецким губернатором. Через год он стал губернатором тамбовским, затем его назначиликабинет-секретарем Екатерины, а немного позднее он стал членом сената. В 1802 году Державин стал министром юстиции, но прослужил всего один год - в 1803 он был отправлен в отставку. Печататься Державин начал в 1773 году в сборнике "Старина и новизна". В ранний период Державин подражал Ломоносову и Сумарокову, совмещая классическую оду с интимной лирикой. Затем создаются такие его знаменитые стихотворения как "Ода на смерть кн. Мещерского" (1779), "Ода к Фелице" (1782), "Осень во время осады Очакова" (1788). В 80-х годах Державин возглавил литературный кружок, куда входили его друзья Н.А.Львов, В.В.Капнист, И.И.Хемницер. С 1781 года Державин состоял в литературном обществе "Беседа любителей русского слова". Основное своеобразие державинских произведений этого периода - сочетание жанра классицизма и приемов сатиры. Впоследствии Державин полностью отказывается от торжественной оды и обращается к интимной лирике - "К лире" (1794), "Похвала сельской жизни" (1798), "Храповицкому" (1793). В начале XIX века творчество Державина идет на спад, хотя порой из под его пера выходят произведения поражающие своей глубиной и поэтичностью: "Снегирь" (1800), "Евгению. Жизнь Званская" (1807) и другие. В конце жизни Державин обращается к драматургии и пишет несколько трагедий и пьес - "Добрыня", "Пожарский", "Евпраксия". 20 июля 1816 года Державин умер. Державин – реформатор поэтического языка. Поэтические открытия Державина: 1.Из риторической поэзия превращается в предметную. 2.Слово лишено семантической двуплановости. Создает иллюзию полного соответствия объекту изображения. 3.Поэзия должна создавать пластические картины, которые можно увидеть зрителю. Создание пейзажей. 4.Разрушает жанровые перегородки (из классицизма). Язык — синтез. 5.Лирический герой — биографически конкретен. Личность автора не подавляется строгими правилами классицисткой поэзии. Творчество: 1 опыты — сатирические стихи. 1 сборник — стихотворения, написанные под влиянием Ломоносова и Сумарокова. К концу 70-х осознал исчерпанность традиций Ломоносова. Он лишь повторяет его: «Хотел парить, но не мог». Не получалось, как у Ломоносова, выбирает свой путь. С 1779 года входит в литературу по-настоящему. Ода «На рождение в Севере порфирородного отрока».Ода «Ключ». Ода «На смерть Мещерского». Оды написаны 4-стопным ямбом. Меняется образ лирического героя. Если в поэзии классицизма поэт — поэт вообще, как голос нации, у Державина образ поэта приобретает личностные характеристики. Державин говорит от себя лично. «На рождение в Севере....» - нетрадиционный размер — хорей. Нет строфического деления. Концентрация идеи создавалась с помощью мифологии (в основном — античной). Державин обращается и к славянской мифологии- «седой Борей», напоминает Деда Мороза. В названии нет определения жанра — ода. Пейзаж — русский: русская зима. Традиционно здесь — пожелания будущему императору: «Будь на троне человек». «На смерть Мещерского». Главные оппозиции стихотворения: жизнь и смерть, время и вечность. Рассуждая об отвлеченных понятиях Державин находит предметные образы для выражения философских выражений. Например, время, неумолимо приближающее человека к смерти, изображено в виде часов. Смерть — старуха с косой, тать (фольклорный образ), т. е. отход от риторики. Державин говорит о себе, используя личные местоимения, раньше этого не было. «Я в дверях вечности стою». Оппозиция жизнь-смерть разрешается в финале: «Жизнь есть небес мгновенный дар». У человека должна быть чистая душа. Только чистая душа снимает трагизм. 1782 «Фелица» - Екатерина II, “счастье”. Имя из сказки, написанной Екатериной своему внуку. 4-стопный ямб. Новаторское стихотворение. Лирический герой — конкретный человек, Державин. Очень подробно описывается его повседневная жизнь. Адресата оды Державин изображает как живую, со своими привычками - «ходишь пешком», «никого не обидишь». Обычно в оде адресат приравнивался богу. Державин воссоздает образ реальной женщины: мудра, красива. Характеризует ее правление: разрешает говорить правду, выезжать за границу. По контрасту с адресатом лирический герой — обыкновенный человек (играет в дурачки с женой). Современники узнавали здесь привычки людей, близких Екатерине II — Потемкин, Орлов. Лирический герой обретает биографическую достоверность, простой человек — на его фоне достоинства Екатерины становятся ярче, то есть в рамках одного стихотворения соединяется высокое и низкое, чего не допускала поэтика классицизма. Есть разговорные слова. Державин пишет ряд стихотворений, посвященных знаменитым полководцам. «Водопад» - Потемкин. «Снегирь» - Суворов. Державин старается передать подлинные черты очень простого и непритязательного Суворова, но великого полководца. «Ездить на кляче, есть сухари». Духовная, философская тема — ода «Бог». Главные темы — Бог и человек, вечность и смерть. Вечен — Бог, смертен — человек. Бог как природа. Человек — часть мироздания. «Я царь — я раб — я червь — я бог!» Человек может занимать значительное место в мироздании. Высокая сатира: «Вельможа», «Властителям и судиям». «Вельможа» - обличает вельмож, которые забывают о своем доме. Образ вельможи сибарита создал Державин. Вельможи противостоят всем остальным. Любимая оппозиция Державина: внешнее проявление и суть. «Осел останется ослом, Хоть ты осыпь его звездами». «Властителям и судиям»: переложение псалма. Судьи («земные боги») подвержены многим страстям. Державин выражает свой гражданский идеал. «Ваш долг есть соблюдать законы». Поэт-оратор в этой стихии выдвигает свой личный опыт в качестве критерия оценки личности монарха. Поэт у Державина — служитель правды («Памятник»). Кристальная честность — главное начало поэта. 90-е годы — перелом в творчестве. Обращается к анакреонтической лирике. Анакреонт — певец любви, природы, красоты. Мир большой политики постепенно обесценивается у Державина. Утрачивает привлекательность государственная служба. Разочарование — невозможно создать разумные законы жизни. Державин перелагает Горация, Сафо, Анакреонта. Создает антологическую лирику. Анакреонт привлек Державина своей независимостью от чинов и богатства. Державин стремится найти в жизни такую область, где была бы почва для жизненной гармонии. Мотивы: радость любви, застолье, женское очарование, красота природы. «Сафо», «Купидон» На русском материале создает анакреонтические стихи: «Русские девушки», «Цыганская пляска», «Зима», «Соловей». (Вообще текстов очень много, не думаю, что нужно всё-всё-всё делать, взяла основные, думаю, хватит Коровину сполна). Михаил Никитич Муравьев (1757—1807) Характерными чертами Муравьева-поэта были тонкий художественный вкус, большой лирический дар, обостренное чувство нового и предвидение путей, по которым пойдет развитие поэзии. Ломая жанровые перегородки, он первым в русской поэзии превратил свое творчество в лирический дневник, летопись своих чувств и переживаний. Предшественник Карамзина и Дмитриева, Муравьев был прямым учителем Батюшкова и Жуковского. Настоящее собрание стихотворений М. Н. Муравьева является фактически первым. В нем публикуется около двухсот стихотворений, из которых почти половина печатается по рукописям впервые. Родоначальник русского сентиментализма в поэзии, Михаил Никитич ломает жанровые перегородки и превращает свое творчество в лирический дневник. Вначале, предваряя Державина, он останавливается на внешних фактах своей жизни, затем большое место занимает духовная биография поэта, возникает своего рода семенная лирика, воспевание «дружбы сладостной» и связанных с ней «чувствований сердец». Далее поэт останавливается па «переменах души». Растет самоанализ, неудовлетворенность собой и действительностью. В зрелых стихах писателя намечаются черты созерцательного романтизма XIX в., с его культом сердца, мечты и «живописной красоты» природы. Соответственно язык классицизма, язык логических понятий, оттесняется языком чувства. Иногда это определенные эмоциональные оценки, иногда образ передает лишь общую поэтическую настроенность автора. Муравьёв явился также одним из создателей русской «легкой поэзии». Муравьёв всегда интересовался естественными науками, что сказалось и в его поэзии. Его Муза — «мыслящая Муза». Лирический герой— «праздный мудрец», наслаждающийся радостью познания и творчества. Он размышляет о «горящих солнцах», учится читать книгу природы «в писаниях Бюффона и Линнея». РОЩА (воспета красота природы, земледельческого труда) Дашь ли свободный мне вход под тихо колеблющись тени, Прелестьми юной бессмертной чувства мои обновленны. И дотоле приподымается, ежели сразу
СИЛА ГЕНИЯ Любимцы гения от самой колыбели Воспитанник его, оставленный и сирый, Счастливый юноша! прекрасной музы друг!
БОЛЕСЛАВ, КОРОЛЬ ПОЛЬСКИЙ Замолчала многих слава Посреди верховной власти, Счастлив, ежели бы брата Не давал он мщенью места, Как лелеет в осененье Зреть, любить тебя Збигнею — Раздались внезапу бубны, Так, как ангел-покровитель, Со Збигнеем обрученна, Две луны прошло теченья; Между тем не без успехов Тщетно всё: от Болеслава Пленна витязя сретает Где возьму я выраженья, Обратил, жестокосердный, Приближенных сонм усердный Свой оставив трон высокой Предо всеми, кто б случились, Должно думать, что спокойство УТРО Тревожится кипяща младость, И рушится мой сладкий сон. Опять земле приносит радость Из волн спешащий Аполлон, Предвозвещаемый денницей, С своей горящей колесницей Поверх является валов. В востоке злато разлиянно, И вещество благоуханно Лиется в воздух со цветов. Послание о лёгком стихотворении (отрывок) НОЧЬК приятной тишине влечется мысль моя; Медлительней текут мгновенья бытия. Умолкли голоса; земля покрыта тьмою, И все ко сладкому склонилося покою. Прохлада на луга спокойные сошла! Туманов ручеек шумящий облекла И с тихим веяньем от усыпленной рощи Помчались в хижины за колесницей нощи. Как освежило нам ее дыханье кровь! Уединение, молчанье и любовь Владычество своим объяли тихи сени, И помавают им согласны с ними тени. Воображение, полет свой отложив, Мечтает тихость сцен, со зноем опочив. Так солнце, утомясь, пред западом блистает, Пускает кроткий луч и блеск свой отметает. Ах! чтоб вечерних зреть пришествие теней, Что может лучше быть обширности полей? Приятно мне уйти из кровов позлащенных, В пространство тихое лесов невозмущенных, Оставив пышный град, где честолюбье бдит, Где скользок счастья путь, где ров цветами скрыт. Здесь буду странствовать в кустарниках цветущих И слушать соловьев, в полночный час поющих; Или́ облокочусь на мшистый камень сей, Что частью в землю врос и частию над ней. Мне сей цветущий дерн свое представит ложе. Журчанье ручейка, бесперестанно то же, Однообразием своим приманит сон. Стопами тихими ко мне приидет он И распрострет свои над утомленным крилы, Живитель естества, лиющий в чувства силы. Не сходят ли уже с сих тонких облаков Обманчивы мечты, толпы веселых снов, Сопутники любви, невинности подруги? Уже смыкаются зениц усталых круги. Носися с плавностью, стыдливая луна; Я преселяюся в туманну область сна. Уже язык тяжел и косен становится. Еще кидаю взор — и все бежит и тьмится. 1776, 1785 (?) Date: 2015-09-18; view: 428; Нарушение авторских прав |