Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комедия «Ябеда»





Вершиной творчества писателя явилась сати­рическая комедия «Ябеда» (написана в 1791—92, поставлена на сцене и напе­чатана в 1798). Автор выставляет напоказ «раны и болезни общества, тяжелые злоупотребления внутренние», «беспо­щадным языком» (Чернышевский) рисует отталкивающую картину дикой оргии целой корпорации взяточников, цинично и, в сущности, безнаказанно попирающих законы. Сосредоточивая вни­мание на судебном конфликте (любовная фабула отодвинута здесь на задний план) и мастерски используя сатирические приемы в целях обобщения, типизации порочных явлений, он убеждал в иллю­зорности надежд на устранение пороков в институте екатерининского суда. Соз­данная в духе нормативных требований эстетики классицизма, «Ябеда» являет собой, наряду с «Недорослем» Фонви­зина, один из наиболее ярких образцов социальной комедии XVIII в. Широкий охват порочных явлений, «смелое и ре­шительное нападение сатиры на крючко­творство, ябеду, лихоимство» (Белин­ский) побуждали читателя к такому вы­воду, который не укладывался в без­надежно констатирующую формулу: «За­коны святы, но исполнители — лихие супостаты».

Выступая с позиций дворянской само­критики, Капнист оставался на уровне просвети­тельских идеалов умеренного оппозицио­нера самодержавия. Признание незыбле­мости существующего правопорядка вы­нуждает писателя порой уходить «в се­бя». Присущее ему чувство сострадания занимают ос­новное место в его творческой лирике. Временами поэтом овладевает настроение умиротворенности, он воспевает «эпикурейско-стоический» образ жизни, варь­ирует темы дружбы, любви, счастья, смысла жизни, провозглашая лозунги умеренности желаний, довольства малым и веры в будущее («потустороннее») бла­женство. Анакреонтически-горацианские, элегические мотивы 1790 — 1800, тяго­тение к сентиментальному самоанализу означали не что иное, как выражение протеста против сковывавшей свободу творческой личности эстетики класси­цизма.

К концу жизни, под влиянием нарастаю­щего «преддекабристского» движения (дом писателя в Обуховке часто навещали будущие декабристы П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, Н. И. Лорер; два сына Капниста были членами Южного общества), гражданские просветительские идеалы Василия Васильевича вновь оживают. Вслед за «Видением пла­чущего над Москвой россиянина» (1812), содержащим резкую критику правящих сословий, поэт создает в 1814—15 два цикла философско-публицистических миниатюр («Встречные мысли» и «Случайные мысли») с ярко выраженной сатирико-нравоучительной направленностью.

Василий Васильевич был известен как переводчик Горация, Делиля, Мольера. В ряде статей он из­ложил свои суждения о принципах пере­вода древнегреческих эпических поэм, о композиции «Одиссеи» Гомера, о рус­ском стихосложении.

Современники высоко ценили «глубо­кое душевное чувство и неизъяснимую прелестную унылость» Капниста в лирике, «благородную любовь к добродетели и святую ненависть к пороку» в сатире. В. Г. Белинский рассматривал творче­ство Василия Васильевича как «исторически важное явление русской литературы», отмечал «необыкновенную легкость и гладкость» его стиха. Не обладая сильным и оригинальным да­рованием, поэт, оставил заметный след в истории русской литературы. Он способствовал усовершенствованию, раз­витию поэтического языка, придавая боль­шое значение музыкальной, мелодиче­ской стороне стихотворений. Расцвет «лег­кой поэзии» первых десятилетий XIX в. в значительной мере связан с творче­ским осмыслением литературного насле­дия писателя.

Как поэт Капнист был близок к Г. Р. Державину и Н. А. Львову и входил в группировавшийся вокруг них кружок, для которого был характерен интерес к музыке, пению и народной поэзии. Свои эстетические взгляды на фольклор и его значение для литературы Капнист выразил в статьях и письмах. Некоторые его стихотворения, написанные в духе просветительского сентиментализма, приобрели популярность в качестве песен, о чем свидетельствует то, что на их "голос" в периодических изданиях печатались песни других авторов.

 








Date: 2015-09-18; view: 456; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию