Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философские проблемы антропогенеза. Единство биологического и социального в человеке
Философские проблемы антропогенеза. С античности начала развиваться философская мысль. Философские построения обычно основаны на некой первоначальной аксиоме, от которой путём логических или умозрительных умозаключений исследователь приходит к неким выводам. Относительно происхождения человека часть философов более склоняется к религиозной традиции, часть – к научным воззрениям, зачастую философская мысль черпает вдохновение из религии, а стройность построений заимствует у науки. Собственно вопрос происхождения обычно мало занимает философов и детали процесса они чаще опускают, больше они говорят о месте человека во Вселенной, его значении и предназначении. Античные авторы уделяли возникновению человека сравнительно мало внимания, занимаясь в основном более глобальными проблемами. В любом случае, человек всегда рассматривался как нечто совершенно отличное от мира животных. Впрочем, Лукреций Кар (I в.до н.э.) написал целую поэму о естественном происхождении человека – "О природе вещей": ...Так как в полях еще много тепла оставалось и влаги, Начиная с XVIII века до современности, вопрос о природе человека стал весьма популярным у философов, возникли оригинальные взгляды на эту проблему. Наиболее интересно трактует вопросы эволюции довольно разнородное направление, называемое глобальный эволюционизм. Согласно ему, весь мир представляет собой единую систему, развивающуюся по одним законам. Человек является частью мира и занимает в нем вполне определённое место. Согласно разным вариантам глобального эволюционизма, место это или достаточно скромное, или, напротив, центральное и ведущее. Представителями глобального эволюционизма являются К.М. Бэр, П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев. В 1834 г. К.М. Бэр сформулировал " всеобщий закон природы ", гласящий, что материя развивается от низших форм к высшим. В приложении к человеку это означало, что он произошел от неких низших животных и в процессе длительного эволюционного процесса достиг современного уровня. Идею непрерывного усложнения Вселенной активно развивали в первой половине XX века П. Тейяр де Шарден и В.И. Вернадский. Различаются в их трудах движущие силы этого процесса – потусторонний мыслящий центр у П. Тейяра де Шардена и силы природы у В.И. Вернадского. Согласно им, венцом эволюции материи – космогенеза – является антропогенез. Венцом антропогенеза является возникновение ноосферы – мыслящей оболочки планеты с отделением мыслящего духа от своей материальной основы. Согласно концепции Н.Н. Моисеева (1990), Вселенная представляет собой суперсистему, включающую в себя множество подсистем. Человек в ходе эволюции достиг уровня, когда прекратилось совершенствование морфологии индивидов, но начался отбор социальных групп – популяций, племён и народов. Совершенствование Вселенной в целом и человеческого общества в частности является процессом самопроизвольным. Как и К.М. Бэр, Н.Н. Моисеев считает процесс эволюции мира направленным, идущим от простого к сложному. Движущей силой является отбор систем на устойчивость к воздействиям внешней среды. Относительно деталей процесса эволюции человека сторонники глобального эволюционизма склоняются к научной точке зрения. И П. Тейяр де Шарден, и Н.Н. Моисеев, кроме направленности эволюционного процесса, признают большое значение для процесса происхождения человека естественного отбора и конкуренции. Единство биологического и социального в человеке. Уже мыслители Древней Греции подчеркивали наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и социального. Так, Аристотель называл человека "политическим животным", подразумевая под "политическим" - социальное. Античные мыслители выработали идеал гармонически развитой личности. Они пропагандировали необходимость создания условий, обеспечивающих всестороннее совершенствование человека, то есть ее духовное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Бесспорно, человек, с одной стороны, - это часть природы, она относится к высших млекопитающих, особого вида Homo sapiens. То есть человек является биологическим творением. Каждый человеческий индивид биологически уникальный (единственный), имеет неповторимый набор генов, полученных от родителей. Однако, как и любой биологический вид, человек характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждая из них может изменяться в довольно значительных пределах под влиянием различных, в т.ч. и социальных факторов. Показательным может быть пример. Согласно научным исследованиям средняя продолжительность человеческой жизни составляет 80-90 лет, это при условии, что человек имеет нормальную, здоровую наследственность, отсутствуют инфекционные и другие болезни и т.д., но исторические факты свидетельствуют, что эта цифра способна изменяться под влиянием социальных условий жизни. Ведь известно, что средняя продолжительность жизни ощутимо менялась на протяжении определенного исторического промежутка, Так, в прадавности она равнялась 20-22 года, в XVIII в. - 30 лет, в первой половине XX в. в Западной Европе - 56 лет, а к концу столетия в наиболее развитых европейских странах - 75-77 лет. В биологических признаков человека относятся строение ее тела, цвет кожи, волос, способность усваивать различные виды пищи, осваивать язык в раннем возрасте. Биологически обусловлена??также продолжительность детства, зрелости j и старости, период репродуктивного возраста женщин. Значительной мере биологически (наследственно) обусловлена??одаренность людей в различных сферах деятельности - пении, музыке, живописи и т.д.. Каждый человек уникален, неповторимая, своеобразная в практической деятельности. Но сущность человека далеко не определяется только биологическими признаками, биологическое не главное в ней. Это лишь основа становления человека как общественного существа. Определяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны. Общество формирует индивида как человека. Сущностью человека есть совокупность всех общественных отношений. В человеке не только воспроизводится общественное, а наоборот, в обществе и человек реализуется как человек. Сознание и мышление человека возникают только в обществе, они - производные от общественного бытия. Ведь на основе общественного бытия возникают и реализуются материальные и духовные потребности, которые определяют сущность человека. Date: 2015-09-18; view: 553; Нарушение авторских прав |