Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ранние корни





 

Выбор такого жизненного пути может быть предопределен еще в детстве, когда родители и другие взрослые, а также старшие дети влияют на формирование норм поведения и ролевых ожиданий ребенка. В этот период закладываются основы будущего «взрослого» восприятия себя как сильной, умной, одаренной или беспомощной, слабой и глупой личности. Родители уже с первых дней жизни ребенка бессознательно воспитывают его либо как мальчика, либо как девочку. В последнем случае это означает воспитание беспомощности: девочки рано начинают осознавать, что существует не так уж много вещей, которые они могут делать сами. Чья‑то «сильная рука» убирает с их дороги любые возможные препятствия еще до того, как они появились.

Над кроватью девочки вешают погремушки из цветов, куколок, ангелов, а над мальчиком кружат самолеты, машинки, лошадки и кораблики, поэтому он рано познает, какой ему уготован жизненный путь, ведь мальчишка уже сейчас – маленький пилот. Никого не удивляет, что девочек с первых дней жизни больше интересуют картинки с людьми, тогда как мальчиков – рисунки, на которых запечатлены объекты окружающего мира.

И если ученые мужи никак не могут решить вопрос, является ли определенное поведение врожденным или приобретается в силу влияния конкретной социальной среды, то другой факт установлен наверняка: воспитание, обусловленное полом ребенка, начинается с рождения, если не в материнской утробе. Так, бурно толкающемуся плоду приписывают мужские черты, потому что он активен: конечно, это будет крепкий, жизнеспособный и самоуверенный мальчик!..

Подвижные же девочки – это плохие девочки: они ведут себя строптиво только для того, чтобы разозлить маму, хотя должны быть всегда вежливыми и доброжелательными. Девочки ориентированы на гармонию и воспитываются как миротворцы.

Так, отец просит свою восьмилетнюю дочь дать ему руку, но та реагирует с опаской, жеманится. Его комментарий: «Ну, давай же, звереныш». Звериное свободомыслие – это то, что девочкам не нужно. Когда маленькая девочка хочет настоять на своей правоте и выразить свой эмоциональный порыв в движении, это воспринимается как агрессивность, твердолобость и упрямство. Отцовский взгляд выражает презрение и неприязнь. Мальчику он, конечно, простил бы, такое поведение, ведь это они с ним – упрямцы, они, мужчины, должны проявлять характер и настаивать на своем. Перебеситься – это здорово. Таким образом из радостных, не отягощенных жизненным опытом детей формируются «твердые» мужчины и «мягкие» женщины.

Буйное, дикое поведение девочки еще прощается, пока она ходит в начальную школу, но позже оно безжалостно искореняется, а его место должны занять только те качества, которые подобают «прекрасной даме». С ошибками девочек мирятся только первое время, самое позднее – до периода полового созревания, а затем давление усиливается. Те из них, которые не подчиняются «дрессуре», теряют благосклонность не только родителей и других взрослых, но даже своих сверстников. В предполагаемом рае на Земле девочкам уже отказано, а золотая решетчатая дверца в такую же золотую клетку – предел мечтаний всех женщин – грозит захлопнуться перед самым носом. Если же угрозы не приносят результата, окружающие начинают сочувственно перешептываться, что с малышкой что‑то не в порядке. Способ, которым прививают ролевое поведение, сегодня труднее распознать, чем раньше, поскольку родители действительно стараются воспитать ребенка нейтральным в ролевом отношении, в результате чего характерные половые признаки исчезают под маской великодушной толерантности и либеральности. Таким образом невольно подтверждаются старые предрассудки: женщины менее агрессивны, они испытывают меньший интерес к технике, чем мужчины, они пассивнее, несамостоятельнее, менее честолюбивы, но зато более креативны в области тонкой моторики, у них больше способностей к вязанию, ручной работе, гончарному делу – и все это по возможности на пользу семьи.

 

То, что позднее становится истинно женским или мужским, на самом деле имплантируется в сознание человека с младенчества и позднее объясняется как врожденное.

 

Чем раньше усвоены уроки «правильного» поведения, тем сложнее его потом квалифицировать как приобретенное: ведь то, что «приобретено», можно изменить.

Маленькую девочку, которую берут на руки, ласкают и удерживают; скорее, чем ее сверстника‑мальчика, вновь возьмут на руки, как только она начнет убегать от матери. Таким образом ее учат, что познавать окружающий мир опасно. (Неправильно? Неприлично?)

Наиболее наглядный пример того, как девочек учат ориентироваться в жизни на людей, а не на объекты окружающего мира и не на положение вещей в нем, – это традиция дарить им кукол начиная с младенчества. Мальчикам их почему‑то не дарят. Уже в десять месяцев девочки убаюкивают своих пупсов, а некоторые исследователи называют этот феномен «рефлексом качания кукол». Что это – горькая ирония или неправильная интерпретация? Такое поведение ошибочно считается проявлением материнского инстинкта, свойственного любому существу женского пола. В действительности речь идет о «результате беспрерывной тренировки женственности»[23].

Всех способов воспитания «настоящих» мужчин и «настоящих» женщин не перечислить, потому что их великое множество. Некоторые из них широко известны и пользуются большой популярностью. Например, все знают, что девочки чаще играют в куклы, а мальчикам дарят гораздо больше технических игрушек. Однако существуют способы, которые невозможно с первого взгляда интерпретировать как методы воспитания ребенка в зависимости от его пола. Так, воспитательница в детском саду оживленно рассказывает, как ей нравится, когда маленькие мальчики с ней хитрят. Ее забавляют юмор и лукавство, при помощи которых они уклоняются от общепринятых правил и пренебрегают исполнением своих обязанностей. Усмехаясь, женщина рассказывает, что она всегда (в редких случаях слабо сопротивляясь) молча принимает правила игры своих подопечных. У нее вызывает восхищение то, что мальчики не держат своего слова, и она относится к этому совершенно спокойно. Мальчикам удается ввести воспитательницу в заблуждение и вселить в нее неуверенность, девочкам же это сделать не так легко[24].

Замечено, что мальчики получают в подарок в основном игрушки, тогда как девочки – что‑нибудь полезное, вплоть до приданого: мальчики развлекаются, а девочки… готовятся к будущей роли домохозяек. Девочкам реже позволяют носить тяжелые вещи – это им вредно. А может, они просто слабы? Во время менструации девочки не должны заниматься никаким спортом, плавать. Они больны?

«Будь осторожна!» – это предупреждение преследует девочку, а потом и женщину всю жизнь. Предполагается, видимо, что девочки не могут быть достаточно внимательными, в то время как их везде подстерегают опасности. Под прикрытием самосохранения девочку учат не рисковать, а позднее под тем же предлогом она боится принимать важные решения, которые могли бы сделать ее успешной. Не зря говорят: «Кто не рискует – тот не пьет шампанского!», «Кто не рискует – тот не выигрывает!». Поэтому «конкуренция» со стороны женщин не может быть достаточно серьезной.

Одна из наиболее коварных ловушек для женщины – это неумение видеть негативные последствия мнимой заботы, которой они окружены. За вредоносной опекой или поддержкой стоят якобы абсолютно бескорыстное, святое желание помочь. И женщина должна с благодарностью принимать такую «заботу». Главное – добрые намерения! Этот метод является не чем иным, как одной из форм двойной ловушки: поведение содержит два противоречащих друг другу начала. Именно таким образом женщины становятся беспомощными. Уже не важно, как они реагируют, – это все равно будет неправильно. Например, в повышении по работе отказано под предлогом заботы: «Ты переоцениваешь свои силы, и я не допущу, чтобы ты сгорела на работе». Если женщина продолжает настаивать на повышении, ее обвиняют в неблагодарности; если она отступает, то теряет уверенность в себе и уважение окружающих – это и есть двойная ловушка.

Решение, способное вернуть женщине веру в свои силы, трудно принять, если утрачено умение, которое помогает четко определить для себя, что «во благо», а что «во вред». Так женское ролевое воспитание в конце концов практически всегда дает неутешительный результат: женщина остается в проигрыше. Она реагирует нелогично, слишком много говорит, лукавит и часто полагается на свою интуицию. Психологически стабильный, зрелый человек в общепринятом понимании – полная противоположность женщине: он склонен к анализу, точен, объективен и прямолинеен; одним словом, это типичный мужчина. Поэтому женщины не годятся для ответственных заданий, их предназначение – работать под чьим‑то мудрым руководством.

«Сегодня все уже по‑другому, – ответят многие читательницы. – Я воспитываю своего ребенка так, чтобы он стал полноценным взрослым человеком, независимо от того, мальчик это или девочка». Да, верно, можно очень стараться преодолеть вековые предрассудки, но, к сожалению, ролевые стереотипы наших предков безжалостно продолжают переходить из поколения в поколение. Ведь очень часто родители невольно, бессознательно вкладывают в своего ребенка то, чего бы хотели избежать сами, через свое поведение, свои привычки и семейные ритуалы.

Этому есть масса примеров. Например, женщина, авиационный инженер, ждет ребенка. Она очень хочет, чтобы это был мальчик, потому что, по ее мнению, мальчики от природы более восприимчивы к технике и одареннее, чем девочки.

Софии пять лет, она не любит играть в куклы, и чуткая мать дарит ей машинку с дистанционным управлением. Казалось бы, пример нейтрального современного ролевого воспитания налицо, и подтверждение тому – машинка, железная дорога и небольшой ящик с инструментами в комнате Софии. Мать девочки может торжествовать: она воспитывает «нового» человека. Однако ловушка захлопывается, как только маленькая София отважно пытается забраться на дерево: испуганная мама оттаскивает ее от потенциальной опасности.

Бетти хочет воспитать в своей дочери сильную личность, но она учит ее бороться исключительно словом, и даже если на нее нападают, никогда не давать сдачи, защищать себя словами и ни в коем случае не пускать в ход кулаки. Когда, проиграв, малышка бывает недовольна, Бетти объясняет ей: «Играют не для того, чтобы победить, а для того, чтобы радоваться победе других».

Родители снова и снова обращаются к проверенным временем образцам поведения. Это не новая, а старая метла, которая еще хорошо метет. В результате всё волей‑неволей возвращается на круги своя: воспитание идет по накатанному пути. Такой способ надежен, он придает людям уверенность в своих силах, ведь до них так воспитывали своих детей многие поколения родителей, значит, все не так уж плохо. Каждая мать это знает: она что‑то говорит своему ребенку, комментирует его поведение, а потом виновато думает про себя: «Совсем как моя мать». Женщина знает, что определенная фраза не должна была сорваться с ее уст, и вновь оказывается маленькой девочкой, которую учит жить ее собственная мать, и чувствует вину перед своей дочерью. Как она могла такое сказать?! Женщина ловит себя на мысли, что так же одержима, как и ее мать, которая своим поведением вгоняла в безумие всю семью.

Таковы «первые плоды» воспитания, которые потом играют немаловажную роль в том, что девочек признают типичными женщинами. Это поведение базируется на регулярном тренинге: дружелюбие, зависимость и приспособляемость – вот «слагаемые успеха». К сожалению, воспитание с ранних лет в девочке активности, самостоятельности, независимости и способности настоять на своем – скорее исключение, чем правило.

Нельзя сказать, что в девочках вообще не воспитывают самостоятельность и уверенность в себе. Девочкам разрешается проявлять самостоятельность, но только когда дело касается каких‑то бытовых проблем, например, покупок, приготовления пищи или помощи маме по хозяйству. Это не имеет ничего общего с настоящей независимостью, самостоятельностью, уверенностью в себе, храбростью, а представляет собой лишь хорошо замаскированные формы подготовки к тому, чтобы научиться приспосабливаться, и к будущей работе в качестве обслуживающего персонала. Девочкам также внушается, что за дверьми дома их поджидает мир, полный опасностей. Неслучайно многие женщины страдают от страха выйти из квартиры: им рано прививается боязнь того, что их подстерегают многочисленные опасности, особенно если они собираются куда‑то вечером или вовсе отправляются в другую страну. Негоже девочке/женщине пить пиво в ночном клубе или планировать путешествие с рюкзаком через всю Австралию!

Подобные предупреждения откладываются где‑то в подсознании девочки и в результате пересиливают впечатление от истинной реальности. Непроверенная ситуация считается потенциально опасной, и даже позитивный опыт ничего не меняет в сложившихся убеждениях и воспринимается скорее как исключение из правила или случайное везение.

Вместо того чтобы давать девочкам импульсы к развитию, им внушают, что лучше оставаться там, где они есть. Под прикрытием заботы и любви родители порабощают своих дочерей: так у них формируется опыт, что искать защиту и находиться в надежном окружении – это хорошо.

Таким же образом девочкам внушается, что у них нет способностей к математике, менеджменту или другим наукам, которые считаются мужскими и в которых можно добиться значительных успехов. Уже в раннем возрасте девочек чрезмерно опекают, чтобы облегчить им жизнь. Однако эффект всегда одинаков: их делают зависимыми. Позднее перед женщиной открывают двери, помогают надеть пальто: это подразумевает, что самой даме сложно самостоятельно одеться. Перед ней открывают дверь автомобиля. Цена: она сидит рядом с шофером, который отвозит ее туда, куда ей нужно, но маршрут и темп езды определяет он сам. Опять женщина играет пассивную роль! Муж обеспечивает существование жены, а она должна платить ему послушанием и заботой.

Многие знают о неблагоприятных последствиях постоянной опеки ребенка родителями, но почему‑то это никак не влияет на методы воспитания. Женщина не виновата в том, что ее математические способности похоронены ее же родителями в далеком детстве. Женщину останавливает воспитанная в ней идеология подчинения, но даже это знание – всего лишь крошечный шаг на пути к освобождению себя от пут. Необходимо доказать себе, что ты можешь принимать самостоятельные решения, несмотря на то что убеждена в обратном. И это очень трудно. Вместо того чтобы раскрывать в себе новые таланты, женщины склонны цементировать собственную негативную самооценку.

Одна семилетняя девочка объясняла мне: «Мы не очень умны. Я не могу так же хорошо считать и писать, как другие в классе». В действительности ее успехи в школе были ничуть не меньше, чем у других учеников. Малышка просто произнесла то, что говорит ее мать. Под словом «мы» подразумевалась вся семья. И мама девочки была такого же мнения: «Мы – простые люди из деревни. Мы недостаточно умны, поэтому впечатляющих успехов в школе наши дети никогда не достигнут». Вполне возможно, что эта женщина на самом деле не так уж умна, но я думаю, что она заторможена негативной самооценкой всей семьи, из чего следует признание собственных невысоких возможностей вместо раскрытия истинных задатков. Для ребенка такое поведение совершенно нормально. Но если зрелая женщина переносит внушенные ей в детстве установки и убеждения во взрослую жизнь или принимает непроверенные правила и нормы поведения других, то она не может действовать ответственно.

То, что люди берут из детства во взрослую жизнь не только хорошее, но и плохое, – неоспоримый факт. Однако этого следует избегать. Нельзя всю свою жизнь измерять убеждениями и впечатлениями, полученными в детстве, поэтому женщины не должны следовать советам, которые им дали, когда они были еще девочками. Некоторые из этих советов находят свое отражение в пожеланиях, написанных в открытках или блокнотах: «Будь всегда хорошей и заботливой и никогда не падай духом» или «Говори не все, что знаешь, но знай все, о чем говоришь». Это могут быть и общие правила жизни, которые дети получают как напутствие в дорогу. Некоторые из них вы уже знаете из главы 2 «Большой обман»:

«Мужчина – добытчик и боец, способный выжить во вражеской среде» (то, что происходит за стенами твоего дома, – сплошная опасность, поэтому ты должна быть благодарна за свое тихое существование у плиты);

«Женщины могут работать, а мужчины – должны!» (женская работа, в отличие от мужской, – не работа);

«Красота требует жертв» (т. е. участь женщины – страдание);

«Подвенечное платье скроет все печали» (главная цель любой женщины – выйти замуж);

«Девочкам, которые свистят, и курицам, которые кукарекают, надо вовремя свернуть шею!» (самостоятельные, независимые женщины, обладающие силой воли, должны быть уничтожены) и т. д.

Другие установки просто внушаются:

● Улыбайся, всегда будь вежлива, даже тогда, когда тебе не до этого.

● Не выплескивай свое настроение на других.

● Улыбкой достигают большего, чем тысячью аргументов.

 

Любая женщина, следующая этим правилам, остается в роли послушной тихой девочки, тем самым подтверждая старые предрассудки и создавая собственные.

 

 

Date: 2015-09-17; view: 268; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию