Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет 2
Искусство древнего Египта. Периодизация, сложение изобразительного канона и проявление его во всех видах искусства. Важное:!!! для Египетского искусства характерен регресс!!! Каноны складываются в период Древнего царства и остаются неизменными на долгие века – плитка фараона Нармера – Идеальные пропорции говорили о божественном начале в человеке – в скульптуре фигуры руки в ритуальном жесте - , в скульптуре стоящей фигуры левая нога выдвигалась вперед – изображение фигуры фараона всегда больше по размеру фигур других людей – спокойное лицо – идеальные пропорции (тело молодого человека) – египетская перспектива (лицо и фигура в профиль, глаз в фас) Изобразительное искусство Древнего Египта прошло несколько стадий развития. Особого расцвета оно достигло в эпохи Древнего (2900-2270 гг. до н.э.), Среднего (2100-1700 гг. до н.э.) и Нового (1555-1090 гг. до н.э.) царств. Основные каноны стали складываться в период Древнего царства. Искусство Древнего царства — это египетская классика. Его характерны Канон — свод художественных правил, которые способствуют выявлению характерных черт в изобразительном искусстве, присущих данной системе культуры. Применение отдельно взятых приемов еще не составляет канонами чертами являются монументальность, торжественность, ритмичность И жизненная достоверность. Ведущая роль принадлежала архитектуре, тесно связанной с заупокойным культом (гробницы-мастаба, пирамиды). Большое развитие получил скульптурный портрет. Скульптура в Египте расписывалась. Древние изображения помогают узнать о различных эпизодах истории Египта. Через тысячи лет рассказывают о ней рельефы на саркофагах (гробах из камня или других материалов) и фрагментах древних построек. С графической точностью рельефов гармонически сливались строчки иероглифов. Для многих произведений древнеегипетского искусства характерны строгая ясность линий, четкий контур, предельно обобщенные объемы, выразительность силуэтов. Изображение для египтян — это священный знакобраз. Создать изобразительный знак предмета — означало сберечь и увековечить его жизненную силу. Пиктография, т.е. рисуночное письмо, была первоначальной основой и письменности, и искусства Египта. Когда в дальнейшем появилось иероглифическое письмо, изображения и надписи по-прежнему образовывали прочный художественный синтез, обусловленный общностью цели — закрепить и сохранить в знаке жизненную силу. Эта цель обусловлена мировоззрением египтян и их пониманием назначения искусства, которое должно было дарить бессмертие. Своеобразие египетского изобразительного искусства определялось верой древних египтян в жизнь после смерти и природными особенностями этой страны. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и власть фараона, что трудно понять его образную структуру, не имея хотя бы общего представления о религиозных обычаях египтян. Пантеон египетских богов очень велик — их около двух тысяч. Сохранилось большое количество их изображений. Удивительно, но многочисленность символов и знаков, допустимых при рисовании одного и того же бога или природного явления, не помешала египтянам создать целостный образ мира. Древние египтяне очень остро чувствовали поэтичность и красоту всего, что их окружало. Для них большое значение имели фантазия и воображение, поэтому одно и то же явление отражалось ими в различных художественных образах. Тайна древнеегипетской религии — особое почитание звериных образов. Многие египетские боги были зверолики: покровитель умерших Анубис имел голову шакала, бог мудрости и письма Тот — голову павиана, богиня войны Сехмет — львиную голову. Один из наиболее совершенных образов бога был представлен в виде солнца. Солнце изображали то как шар со множеством простертых рук-лучей, то как шар с рыльями, то как тельца или сокола. Круг, напоминающий диск солнца, постоянно встречается в древних египетских орнаментах. В Древнем царстве почитали бога солнца Ра, впоследствии Амона-Ра — что значит «скрытое солнце». Он был главным божеством, покровителем всех богов и отцом фараона. Согласно древним мифам, Ра родился при сотворении мира из цветка лотоса. Египтяне считали, что днем он плывет в ладье по небесному Нилу, освещая землю, а вечером спускается в преисподнюю, где, сражаясь с силами мрака, рассекает воды подземного Нила, утром он снова поднимается на небо. Ра изображался человеком с головой сокола, увенчанной солнечным диском, или же полностью соколом. В древних текстах Ра называют «дневным солнцем» (в отличие от Атума — «вечернего Солнца» и Хепри — «утреннего солнца». Атума представляли человеком с двойной короной на голове, что говорило о нем как о «владыке обеих земель», т. е. Верхнего и Нижнего Египта. Часто он воплощался в образе старца или змеи. Хепри изображался человеком, у которого вместо головы — большой жук. В древних рисунках и скульптурных изображениях встречается образ жука-скарабея, который создает себя за один день, как солнце, проходящее свой путь на небосклоне за день. В его лапках — диск солнца. Это тоже символ бога — утреннего солнца Хепри. Священную фигурку жука-скарабея, символизирующего вечную жизнь, ставили на грудь мумии, находившейся в саркофаге. В Египетском музее в Каире собрана целая коллекция таких жуков, сделанных из полудрагоценных камней. В эпоху Нового царства был недолгий период, когда фараон Аменхотеп IV (Эхнагон) ввел новый культ — поклонение всемогущему солнечному богу Атону, поставив его во главе всех египетских богов. Его символом было солнце с лучами, на концах которых помещались руки, державшие знак жизни «анх». Еще один солнечный бог Амон обычно изображался в виде человека (иногда с головой барана) в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Ипостасью солнечного божества, побеждавшего силы мрака, был бог света Гор, изображавшийся с головой сокола. Его символом был солнечный диск с распростертыми крыльями. Особенно важен для понимания египетского искусства миф об Осирисе. Бог плодородия Осирис был убит своим братом Сетом, олицетворявшим начало мрака и зла. Сын Осириса — Гор — вызвал Сета на поединок и победил его. После этого Гор воскресил Осириса, который уже не вернулся на землю, а сделался царем мертвых в подземном царстве. Наследником его на земле, царем живых, стал Гор. На сохранившихся изображениях Осирис предстает сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Его тело всегда окрашивали в зеленый цвет. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и вновь возвращается к жизни. История Осириса есть не что иное, как трансформация древнейшего земледельческого мифа о вечном самообновлении природы, об умирающем и оживающем зерне, брошенном в землю. На этом мифе основано возникновение культа умирающего и воскресающего бога в разных религиях. Исида — богиня плодородия, воды, мореплавания, ветра, символ женственности, супружеской верности. Исида — дочь Геба и Нут, сестра (и жена) Осириса, Сета и Нефтиды, мать Гора. Основные мифы об Исиде тесно переплетены с мифом об Осирисе. Как богиня неба Исида изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами на голове и с солнечным диском между ними. Как супруга Осириса она принимала на себя частично его функции. Например, считается, что Исида научила людей жать. Культ Исиды был распространен повсеместно. По представлениям древних египтян, после смерти человек должен был явиться на суд Осириса. Чтобы знать, как себя там вести, еще при жизни каждый должен был прочитать «Книгу мертвых», составленную во 2-м тыс. до н. э. Этот сборник религиозных текстов насчитывает около 200 глав. В нем, в частности, содержится описание суда Осириса над умершим, поясняемое рисунками. Стоящая фигура рассчитана на фронтальное восприятие, руки опущены, одна нога выдвинута вперед.Скульптура должна была обладать портретным сходством с погребенным, чтобы душа могла вернуться в тело. С этой же целью на мумию надевали погребальную маску, воспроизводившую черты лица умершего. Такие маски, как и портретные статуи фараонов, дали начало одному из важнейших достижений древнеегипетского искусства — портрету. Своеобразие египетских портретов состоит в том, что они с удивительной силой передают индивидуальные черты. При этом выражение лица остается идеализированным, лишенным эмоций, потому что изображался человек, освобожденный от земных забот и идущий в вечность. Такими — спокойными и бесстрастными — были портреты в Древнем царстве. Позднее, в искусстве Среднего и особенно Нового царства, в портретах стали передавать не только индивидуальные черты, но и характер. В результате длительного развития культовой архитектуры Древнего Египта сформировался тип гробницы-мастаба. Свое название она получила из-за сходства со скамьями мастаба (с араб, буквально — каменная скамья), стоящими возле домов. Гробница состояла из двух основных частей, соединенных вертикальной шахтой: наземного сооружения в виде параллелепипеда с плоской крышей и слегка наклонными к центру внешними стенами и подземной погребальной камеры с несколькими помещениями. Пирамиды вобрали в себя лучшие достижения египетской цивилизации в области строительной техники и архитектуры, математики и астрологии, письменности, изобразительного искусства. В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. В поминальных храмах и гробницах статуи отличались портретным сходством. У подножия пирамид охраняет покой мира мертвых огромный Сфинкс — каменный лев с головой человека, высеченный из целой скалы. Его длина — 57 м, а высота — 20 м. Сфинкс всегда был символом тайны. Изображение льва с головой человека — это полная противоположность всем другим египетским божествам с человеческим телом и головой животного. Лицо Сфинкса напоминает портретные черты Хефрена. Его загадочный взгляд устремлен в вечность. Над обликом исполина потрудились не только люди, но и время. Нос Сфинкса за многие тысячелетия не сохранился, но, несмотря на это, его образ могуч и величав. Он воплощает мудрость и божественность царской власти. Историки считают, что первоначальный облик Сфинкса был несколько иным: на нем был царский головной убор со священной змеей и накладная борода, тоже символ высшей власти. Головной убор и борода были раскрашены синими и золотыми полосами, тело и лицо — выкрашены в кирпично-красный цвет. Возможно, перед Сфинксом находилось маленькое озеро. Египетские статуи исполнялись согласно канону. Они представляли собой стоящие или сидящие фигуры. Для стоящей статуи были характерны следующие черты: фигура стоит прямо, мышцы напряжены, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу, лицо не имеет индивидуальных черт. Такая скульптура была рассчитана на фронтальное восприятие. Date: 2015-09-05; view: 1655; Нарушение авторских прав |