Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сравнительный анализ архитектурных сооружений Египта, Месопотамии, Эгейской культурыСтр 1 из 51Следующая ⇒
БИЛЕТ 1 Искусство Древнего мира. Хронологические и географические рамки, Общая характеристика. Важное: около 5-4 тыс. лет до н.э. – Северо-Восточная Африка-Передняя Азия (государства Междуречья) – 3-2 тыс. лет до н.э. Крито-Микенская цивилизация – важнейшее достижение - синтез искусств (СИНТЕЗ ИСКУССТВ - сочетание разных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно-художественного замысла. Архитектурно-художественный синтез искусств образуют архитектура, изобразительное и декоративное искусства (архитектурный ансамбль, здание, интерьер).) – искусство тесно связано с религией - в искусстве утверждается образ человека Древняя история развивалась не только во времени – она перемещалась и в пространстве. То одни, то другие народы становились носителями человеческого прогресса, как бы фокусом мировой истории. – на века, иногда на тысячелетия; потом новые подхватывали эстафету развития, а очаги старых цивилизаций, когда-то великих, надолго погружались в сумерки. Древние историки и летописцы описывали только то, что совершалось на небольших участках Древнего мира, а что в это время происходило далеко на западе или востоке, они не знали. Чем дальше в глубину веков, тем более разобщенно, локально протекали процессы исторического и культурного развития. Видимо, среди древних центров цивилизации были и такие, которые рождались и гибли замкнуто, ничего не передав будущему. Только старые камни в пустынях, уцелевшие руины и иногда сохранившиеся на них загадочные письмена свидетельствуют: здесь было нечто. Древнейшие цивилизации, о которых достаточно известно науке, возникали начиная примерно с IV тысячелетия до н.э. на территориях Передней Азии и Северо-Восточной Африки: Египет, Вавилон, Ассирия, Шумер, Крито-Микенская цивилизация… В древнем мире искусство впервые достигло цельности, единства, завершенности и синтеза всех форм, служа выражение больших, всеобъемлющих идей: на всех произведениях искусства, имевшего общественный характер, лежит отпечаток эпичности, особой значительности и торжественности. Рабовладельческий строй, пришедший на смену общинно-родовому, был исторически закономерен и имел, по сравнению с предшествующей эпохой, прогрессивное значение. Он стал основой дальнейшего роста производительных сил и культуры. Эксплуатация рабов породила разделение труда физического и умственного, что создало почву для развития различных форм духовного творчества, в том числе и искусства. Из безымянной среды ремесленников выдвигаются крупные зодчие, ваятели, резчики, литейщики, живописцы и т. д. Магические обряды, погребальные ритуалы первобытного человека преобразовались в торжественные церемониалы. Погребальные холмы заменялись гробницами, ковчеги - храмами, палатки — дворцами, магические наскальные росписи - изобразительными циклами, украшавшими храмы и гробницы; они увлекательно повествовали о жизни людей древнего мира, хранили застывшими в камне народные легенды, сказания и мифы. Вместо наивных ритуальных статуэток появились монументальные, иногда гигантские статуи и рельефы, увековечивавшие образы земных владык и героев. Различные виды искусства: архитектура, скульптура, живопись, прикладное искусство вступали друг с другом в содружество. Синтез искусств — важнейшее завоевание художественной культуры древнего мира. В исполнении произведения начинает сказываться различие между ремеслом и искусством. Достигаются совершенство формы, утонченность в орнаменте, изящество в обработке дерева, камня, металла, драгоценных камней и т. д. Острая наблюдательность художника теперь сочетается с умением мыслить обобщенными понятиями, что находит отражение в возникновении постоянных типов, в укреплении чувства художественного порядка, строгих законов ритма. Художественное творчество в этот период, по сравнению с доклассовым обществом, становится более целостным, оно объединяется едиными принципами и идеями эпохи. Возникают большие монументальные стили.
Сравнительный анализ архитектурных сооружений Египта, Месопотамии, Эгейской культуры. Важное: Египет – пирамиды (скульптура в Египте расписывалась)- мастаба-пирамиды, Месопотамия – зиккураты (их прообразом служили ступенчатые пирамиды), Эгейская культура – Циклопическая кладка (огромные блоки) – Дворец-лабиринт царя Миноса (с Минотавром) – особенности Кносского дворца красные колонны немного суженные к низу. Видимо из-за их не сейсмичной формы дворец плохо сохранился. Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием[1]. Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Изолированность египетской цивилизации привело к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция в архитектуре, которая оказала бы благотворное влияние на ее развитие, как, например, в Европе. Еще одним важным фактором было отсутствие разнообразия строительного материала. В Египте было мало архитектурных форм, характерных для этой страны, это также объяснялось ограниченностью строительного материала. Основными архитектурными формами была пирамида. Последний фактор, который играет большую роль в развитии архитектуры большинства стран, — это наличие дорог и их качество. В Древнем Египте единственной хорошей дорогой был Нил, он ей остается и до сих пор. Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием[1]. Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Изолированность египетской цивилизации привело к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция в архитектуре, которая оказала бы благотворное влияние на ее развитие, как, например, в Европе. Еще одним важным фактором было отсутствие разнообразия строительного материала. В Египте было мало архитектурных форм, характерных для этой страны, это также объяснялось ограниченностью строительного материала. Основными архитектурными формами были пирамида, пилон, колонна и пандус. Последний фактор, который играет большую роль в развитии архитектуры большинства стран, — это наличие дорог и их качество. В Древнем Египте единственной хорошей дорогой был Нил, он ей остается и до сих пор. Египетское строительное искусство достигло своего совершенства в эпоху фараона Хуфу. После этого методы строительства никак не улучшались, хотя в архитектуре появились новые формы, а качество строительства, в широком смысле, неизменно ухудшалось. В результате длительного развития культовой архитектуры Древнего Египта сформировался тип гробницы-мастаба. Свое название она получила из-за сходства со скамьями мастаба (с араб, буквально — каменная скамья), стоящими возле домов. Гробница состояла из двух основных частей, соединенных вертикальной шахтой: наземного сооружения в виде параллелепипеда с плоской крышей и слегка наклонными к центру внешними стенами и подземной погребальной камеры с несколькими помещениями. В период Древнего царства наземная часть имела строгую планировку: просторные залы, коридоры, кладовые располагались вдоль главной оси. Внутренние стены мастабы украшались росписями и рельефами с изображениями богов, фараонов, животных, растений и орнаментами. Например, редкая по изяществу роспись с изображением гусей в Медумской гробнице. В живописных и особенно рельефных композициях мастаба Древнего царства усиливается стремление мастеров к передаче движения. Сцены располагались последовательными фризами-регистрами с соблюдением пропорциональной соразмерности фигур. Например, на рельефе гробницы Ти в Саккаре мастаба внутри украшалась также скульптурами. Мастаба образовывали своеобразные некрополи и находились в строгой архитектурной гармонии с монументальными гробницами — пирамидами, которые были строго сориентированы по сторонам света и имели правильную четырехгранную форму, символизирующую Вечность. На основе конструкции мастаба была создана первая пирамида Древнего царства — пирамида фараона Джосера (ок. 2630 г. до н.э.) в Саккаре. Она была ступенчатой и представляла собой шесть мастаба, поставленных одна на другую. Такая конструкция воплощала идею лестницы в небо, помогающей взойти к богам. Еги́петские пирами́ды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса и почётный кандидат «новых семи чудес света» — Пирамиды Гизы (Безупречно правильной формы). Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое, означает многогранник. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы. Третье предположение состоит в том, что пирамида – это форма солнечного луча. Пирамиды стоят уже более 40 веков. Их облицовка не сохранилась, погребальные камеры с саркофагами давно разграблены, но ни время, ни люди не смогли нарушить идеально устойчивую монолитную форму этих сооружений. Высочайшая из них – пирамида Хеопса, до сих пор не имеет себе равных по величине среди каменных построек Древнего мира. Ее высота сегодня (википедия) – 138,75 метров (раньше ок. 150 м), а длина основания каждой грани сегодня – около 225 (раньше ок.230 м) метров. Пирамиды никогда не были отдельно стоящими сооружениями. Пирамиды только внизу имеет прорезанные коридоры, ведущие в усыпальницу фараона. Предполагается, что захоронения в пирамиде были сделаны позже их постойки. Рядом с пирамидами большой сфинкс, лев с лицом фараона Хефрена. Он создан не только руками людей, но и самой пустыней: люди обтесали и обработали скалу, похожую по форме на тело лежащего льва. Между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.. Сфинкс и пирамиды ориентированы строго по сторонам света. Из путевых заметок Ивана Бунина: «…Вокруг меня мертвое жаркое море дюн и долин, полузасыпанных песком скал и могильников. Все блестит, как атлас, отделяясь от шелковой лазури. Всюду гробовая тишина и бездна пламенного света… Но я иду и не свожу глаз со Сфинкса. Туловище его высечено из гранита целиком, - приставлены только голова и плечи. Грудь обита, плоска, слоиста. Лапы обезображены… Он весь в трещинах и кажется покосившимся от песков, наискось засыпающих его. Но как спокойно-спокойно глядит он куда-то на Восток… Некрополь в Гизе и его гигантский страж возводились в эпоху Древнего царства – в первой половине III тысячелетия до н.э. Тогда уже сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительны каноны, которые свято оберегались потом на протяжении веков. Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. Древнейшие шумерские города-государства, окруженные стенами и башнями, группировались вокруг храмов, посвященных богам светил, плодородия, ветра. Самыми значительными из дошедших до наших дней построек (от них остались только небольшие фрагменты) считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (3200 — 3000 гг. до н.э.). Шумерский храм обычно строили на утрамбованной глиняной платформе, которая защищала здание от наводнений. Стены платформы, так же как и стены храма, красили, отделывали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными прямоугольными выступами —лопатками. Приподнятый над жилой частью города храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Наверх вели длинные лестницы или пандусы (пологие наклонные площадки). Храм — низкое толстостенное прямоугольное здание без окон — имел внутренний двор. Свет проникал в помещения через проемы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок. Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись также своды и купола. По такому же принципу строились дворцы и обычные жилые дома. В 3-м тыс. до н. э. возник более разработанный в архитектурном отношении тип храма — зиккурат, постепенно приобретший значение главного культового сооружения. Зиккурат, например знаменитый зиккурат Этеменнигуру в Уре, состоял из нескольких (от трех до семи) огромных платформ прямоугольной или усеченной формы, выложенных сплошной кладкой из сырцового кирпича и помешенных уступами одна на другую. Террасы соединялись наружными гигантскими лестницами или пандусами, выявлявшими структуру зиккурата. Нередко он служил своеобразным научным центром, обсерваторией или наблюдательным пунктом. Лучше всего сохранился огромный зиккурат царя Ур-Намму в Уре (конец 3-го тыс. до н.э.). Как и более ранние храмы, он имел сходство с горой. Три его мощные, сужающиеся кверху террасы были окрашены в разные цвета: черный (битум), красный (облицовка обожженным кирпичом), белый (известняк). Сооружение венчало небольшое святилище, вероятно, декорированное синей глазурованной плиткой. Эта цветовая гамма, согласно мифологическим представлениям, символизировала связь земного и небесного миров. Своими четкими горизонтальными членениями зиккурат напоминал ступенчатые пирамиды. Подробнее о Зиккурате. Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры. Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами[3]) Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (исключение — верхний объём, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен, поддерживающих платформы (параллелепипеды) находилось множество комнат, где жили священники и работники храма. Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм, который являлся не молитвенным сооружением как таковым, а жилищем бога. Шумеры, а вслед за ними и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор и, сохранив эту традицию после переселения в низменное Двуречье, возводили горы-насыпи, соединявшие небо и землю. Материалом для постройки зиккуратов служил кирпич-сырец, дополнительно укреплённый слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, их периодически подновляли и восстанавливали, поэтому они со временем становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция. Шумеры строили их трёхступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона — бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану. Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет (в древнем Вавилоне было известно пять планет), чёрный (Сатурн, Нинурта), белый (Меркурий, Набу), пурпурный (Венера, Иштар), синий (Юпитер, Мардук), ярко-красный (Марс, Нергал), серебряный (Луна, Син) и золотой (Солнце, Шамаш)[ источник не указан 1328 дней ]. Дур-Унташ или Чогха-Занбиль, построенный в XIII веке до н. э. Унташ Напириша и располагающийся близ Суз, один из наиболее хорошо сохранившихся зиккуратов В поздний период зиккурат был не столько храмовым сооружением, сколько административным центром, где располагалась администрация и архивы. Прообразом зиккурата были ступенчатые храмы. Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата в конце IV тысячелетия до н. э. Последний заметный всплеск активности в возведении месопотамских зиккуратов засвидетельствован уже в VI веке до н. э., в конце нововавилонского периода. На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей. Эгейская культура - это историческое сообщество культур народов, населявших с начала третьего тысячелетия до нашей эры берега Эгейского моря: Балканы, полуостров Малая Азия, а также прилегающие острова - Киклады и самый большой остров в Эгейском море - Крит. Великая цивилизация, процветавшая в этих местах, погибла в середине-конце второго тысячелетия до нашей эры, то есть когда греческая цивилизация еще только зарождалась. Величайшие города Эгейского мира - Тиринф, Микены, Кнос, Фест, наконец, легендарная Троя столько раз упоминаются в греческих мифах и преданиях, что кажется любой европеец, получивший классическое образование, знает о них все или почти все, но на самом деле вплоть до семидесятых годов прошлого века европейцы не знали, где точно находились эти города, и считали, что мифы - это прекрасные поучительные сказки с занимательными интригами и глубоким философским смыслом, неисчерпаемый кладезь сюжетов для всех видов искусства на все века. Только в 70-х годах девятнадцатого века удивительный человек, абсолютный дилетант в археологии, но свято веривший, что Гомер описал реально происходившие события, немец Генрих Шлиман, предприняв отчаянную попытку найти Гомеровскую Трою, доказал, что Троя существовала. В Турции, на холме Гисарлык, руководствуясь только описаниями Гомера и других античных авторов, он нашел руины легендарного города, погибшего в результате пожара. Это была она, Троя, где в войне из-за прекрасной Елены полегло столько греческих и троянских героев. Открытие это стало настоящей сенсацией, вызвавшей бурный восторг среди любителей древности и шквал негодования среди профессиональных археологов. Воодушевленный успехом, Шлиман отправился в Грецию в поисках не менее легендарных городов - Тиринфа и Микен, где, по словам Гомера, похоронены греческие военные вожди, сражавшиеся в первых рядах во время Троянской войны. Микены были городом, где правил царь Агамемнон, возглавивший поход греков против троянцев. Греческий путешественник Павсаний во втором веке до нашей эры описывал Микены так: "До сих пор все еще сохранились от Микен часть городской стены и ворота, на которых стоят львы... Тут были подземные сооружения Атрея и его сыновей, где хранились их сокровища и богатства. Тут могила Атрея, а также могилы тех, которые вместе с Агамемноном вернулись из Илиона и которых Эгисф, возлюбленный жены Агамемнона, Клитемнестры, убил на пиру". Именно эти слова Павсания и были главным руководством Шлимана. Он раскопал купольные гробницы со множеством золотых предметов, гробницу Атрея, гробницу Агамемнона со знаменитой золотой погребальной маской, гробницы Эгисфа и Клитемнестры. Микенские гробницы довольно любопытные сооружения. Это так называемые толосовые гробницы, круглые по форме, перекрытые ложным сводом. Иногда их еще называют купольными гробницами. Снаружи они засыпаны земляной насыпью, а внутри перекрыты подобием купола или свода, который получается потому, что каждый последний слой каменной кладки чуть-чуть выступает за пределы предыдущего и таким образом концентрические кольца кладки смыкаются на вершине. В гробнице Агамемнона было 33 таких кольца. Были в Микенах и могилы, высеченные в скале. Шлиман был уверен, что в пяти из таких могил, где было найдено много золотых сосудов, масок, бронзового оружия и прочих сокровищ, и были похоронены спутники Агамемнона, убитые на пиру Эгисфом. Некоторые ученые, правда, считают, что захоронения, открытые Шлиманом, относятся к более раннему периоду, чем Троянская война.
Date: 2015-09-05; view: 9166; Нарушение авторских прав |