Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая и социальная защита. 3 page





По данному поводу справедливо отмечает доктор политических наук Т.М. Чапурко: "О защите прав детей традиционно политики много говорят и, к сожалению, мало делают по созданию эффективно функционирующей системы соблюдения интересов подрастающего поколения. Сиюминутные экономические и социальные проблемы рассматриваются как более важные, чем кажущиеся гипотетическими угрозы будущему страны. Расплатой за недальновидную политику во все времена становились так называемые "потерянные поколения" [2. С. 3]. Вопросы формирования политической деятельности наиболее полно изучены в политической науке. Это обстоятельство позволяет нам с учетом знаний, полученных политологией, рассмотреть теоретико-правовые аспекты формирования ювенальной политики в современной России. Уяснить суть данной политики невозможно без уяснения базовых понятий "ювенальный" и "политика". Этимологически термин "ювенальный" берет свое начало от латинского слова "juvenis" ("junior"), что означает - молодой, юный, а также - молодой человек, юноша, девушка [3. С. 354]. Слово "политика" греческое, производно от слова "polis" (государство) и в переводе означает науку и искусство государственного управления [4. С. 524].

В XX веке развитие науки наполнило определение политики как общественного явления новым содержанием, и термин "политика" стал более многозначным. Например, в английском языке понятие "политика" приобрело несколько значений, выражаемых разными словами: "politics", обозначающим политику как политическую жизнь, политическую деятельность, политические убеждения (политическую сферу); "polity", обозначающим политику как государственное устройство, образ или форму правления (политический строй); "policy", обозначающим политику как линию поведения, установку, курс, политическую стратегию [5. С. 597 - 598]. В современном русском языке термин "политика" также многозначен. Ему соответствуют деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области внутригосударственного управления и международных отношений; события и вопросы внутренней и международной общественной жизни, а производное от него слово "политический" означает основывающийся на политике, обращенный к политике, относящийся к политике, осуществляющий политику, связанный с политикой, государственно-правовой, например: политический режим, политический строй, политическое устройство [6. С. 478].

Таким образом, современная зарубежная и отечественная политическая наука справедливо отмечает, что термин "политика" имеет два аспекта. Первый - "деятельный", при котором акцент делается на "социальные усилия субъектов политических отношений" [7. С. 3]. Второй - "институциональный", который выражается в "структурированности политических отношений, их организации на основе определенного принципа" [8. С. 3]. Оба аспекта политики дают возможность судить о ней как о содержании и форме целенаправленного участия субъектов в реализации власти. Поскольку политика есть общественное отношение, имеющее важное значение для общества, так как в нем реализуется государственная воля или воля всего населения страны, возникает вопрос, на что направлен процесс ее формирования на "действие" или "институциональный" аспекты политики. На первый взгляд, очевидно, что процесс формирования политики лежит в плоскости институционального аспекта ее содержания, так как сформированная государством институциональная составляющая политики воздействует на "целенаправленную деятельность людей в сфере властных, государственных, классовых, национальных отношений" [9. С. 3].

Данные положения позволяют определить механизм формирования ювенальной политики следующим образом. В первом - широком - механизм формирования ювенальной политики включает создание институциональной ее системы и помогает предопределить цели, задачи, приоритеты и последствия ее реализации, как ее деятельный аспект. Второй - узкий - свидетельствует лишь о формировании институциональной составляющей ювенальной политики. Деятельный аспект (т.е. политика как "действие") имеет не только отношение к формированию ювенальной политики, но и является сердцевиной ее реализации, где имеет место действие всех субъектов ювенальных отношений. В этом проявляется сущность процесса формирования любого вида политической деятельности.

Следовательно, ювенальная политика формируется первоначально на институциональном уровне, а затем на деятельном. В этой связи она может складываться из: 1) системы ювенальной юстиции; 2) ювенальных технологий.

В отечественной литературе единый подход к системе ювенальной юстиции отсутствует. За последние двадцать лет в юридических журналах появился ряд публикаций российских юристов, внесших вклад в разработку данной идеи. Наиболее обстоятельное изложение системы ювенальной юстиции представлено коллективом авторов во главе с В.Д. Ермаковым разработавших в 1999 году проект Закона "Основы законодательства о ювенальной юстиции в РФ", и отнесли к ней комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченных по правам ребенка, органы опеки и попечительства, ювенальные органы следствия и дознания, суды по делам семьи и несовершеннолетних, ювенальные воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, приемные семьи, кураторские центры, реабилитационные службы для несовершеннолетних, коллегии адвокатов, правозащитные общественные организации, занимающиеся защитой прав и законных интересов несовершеннолетних и т.д. [10. С. 22 - 23]. Черчага С.М. считает, что система ювенальной юстиции - это совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего) [11].

С учетом изложенного видим, что в систему ювенальной юстиции входит не только создание правосудия по делам несовершеннолетних, но и создание специальных взаимодействующих институтов как государственных, так и негосударственных органов, учреждений и организаций, занимающихся защитой прав и интересов несовершеннолетних. Для того чтобы в рамках системы ювенальной юстиции обеспечить защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, необходимо использовать весь комплекс правовых механизмов, медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных, а также иных процедур и программ, реализуемых данной системой. Так, президент Российского благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании" О.В. Зыков в Концепции региональной политики Союза высказался о создании системы различных технологий защиты прав детей, которая предполагает не только специализацию судебной процедуры, но и создание различных социальных программ, к которым эта судебная процедура может адресоваться. Сами социальные программы, опираясь на правовые нормы, становятся основой решения подавляющего большинства проблем, с которыми может столкнуться ребенок. В связи с этим, как основная стратегия региональной политики Союза, рассматривается создание единой правовой системы защиты прав детей на всей территории Российской Федерации [12]. Соответственно, ювенальные технологии можно определить как комплекс правовых механизмов, медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных, а также иных процедур и программ, реализуемых институциональной системой ювенальной юстиции, рассчитанных как на достижение немедленного локального результата (тактика), так и на осуществление глобальных целей (стратегия).

Необходимо отметить тот факт, что технологии ювенальной юстиции затратны как в финансовом, так и в административном отношении. Все это создает серьезные препятствия на пути реализации проектов, связанных с внедрением элементов ювенальной юстиции в практическую жизнь. Достаточно сказать, что в направлении профилактики сиротства выдвинуто несколько программ. Одна из них - "Право ребенка на семью". Это программа, которая предполагает комплексную, системную, межотраслевую, межсекторальную работу в субъекте. Если субъект готов предоставить программу, включая все составляющие, в том числе профилактику детского благополучия, профилактику отказа матерей от детей в родильных домах, подбор замещающих семей, сопровождение замещающих семей, сопровождение детей-сирот, выходящих из детских домов-интернатов во взрослую жизнь, тогда эта программа может претендовать на самую существенную финансовую поддержку со стороны Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - до 50 млн. руб. в год. Продолжительность такой программы предполагается до 4 лет. Но не все субъекты сегодня готовы осуществлять такую деятельность, тем более что софинансирование Фондом таких программ предполагается не более 30%. Такое распределение долей финансирования связано с тем, что перед Фондом не стоит задача взять на себя выполнение полномочий регионального бюджета, которое определено за субъектом. Речь идет о том, чтобы дать финансовую поддержку, способствовать продвижению программы и гарантировать продолжение после завершения софинансирования со стороны Фонда [13].

Обратимся к программе "Путь к успеху" - это помощь родителям детей-инвалидов в обучении и трудоустройстве, потому что тема зависимости родителей, воспитывающих детей-инвалидов, от пособий и выплат настолько высока, что требует каких-то существенных шагов. Речь идет не только о создании рабочих мест и переобучении людей, но и создание условий для них, позволяющих отсутствовать дома в дневное время, то есть в это время ребенок должен получать воспитание и развитие в каких-то центрах, особых группах. Программа "Раннее вмешательство" - это технология раннего выявления отклонений в развитии младенца. Зачастую слишком поздно ставится диагноз и теряется самое важное для развития ребенка время: от рождения до года, когда организм обладает высокими компенсаторными возможностями. Следующая программа - "В кругу друзей", помощь семье с детьми-инвалидами в интеграции в общество [14].

Следующий блок программ касается детей, преступивших закон. Программа "Не оступись" направлена на профилактику преступности среди несовершеннолетних и реабилитацию правонарушителей. Речь идет о том, что когда ребенок взят на учет в комнату милиции или уже получил условное наказание, должна проводиться социально-реабилитационная последовательность действий, потому что если этого не происходит, то проходит немного времени, и ребенок все больше втягивается в эту преступную среду. Это же относится и к выходящим из мест лишения свободы. Если их не встречают люди, программы, общества, готовые помочь, то быстро находятся иные заинтересованные в этом молодом человеке из преступной уже группы, которые с удовольствием занимаются их воспитанием и приобщением к собственной общественно опасной деятельности. И другая программа - "Дружественное детям правосудие". Здесь речь идет о развитии ювенальных судов. Таким образом, все программы направлены на наиболее острые, обсуждаемые и востребованные сегодня темы. Продолжительность этих программ - от 2 до 3 лет. Под эти более узко направленные субъектовые программы предусмотрено софинансирование Фондом до 10 миллионов рублей в год. При этом предполагается, что деньги не могут тратиться на капитальное строительство, они могут расходоваться на развитие кадровой, материально-технической базы, разработку новых технологий, на оказание конкретной помощи и т.д. [15]. Опыт показал, что без централизованной государственной программы поддержки (и, соответственно, выделения бюджетных средств) реформа ювенальной политики вряд ли способна прибрести к коренным изменениям в данной сфере.

Процесс формирования ювенальной политики тесно связан с механизмом объективизации (придания формы) данному виду политической деятельности. Форма ювенальной политики - явление многофакторное, раскрывающее различные аспекты данного вида политической деятельности. С одной стороны, она имеет внутреннюю форму своего выражения, с другой стороны, она должна быть облечена в государственно-властную форму (правовой акт), в-третьих, она находит отражение в процессе ее осуществления (реализации).

Реализация ювенальной политики любого государства есть форма ее выражения вовне, являясь формой политической деятельности субъектов, участвующих в ювенальных отношениях.

Данные обстоятельства позволяют отметить, что формирование ювенальной политики современной России - это деятельность специально уполномоченных органов Российского государства по созданию институциональных и нормативных основ, а также организации их осуществления в области защиты прав и интересов несовершеннолетних.

Формирование ювенальной политики современной России включает в себя деятельность в следующих областях, затрагивающих защиту прав и интересов несовершеннолетних:

1) создание институциональной системы ювенальной политики, т.е. системы ювенальной юстиции, реализующих компетенцию в области защиты прав и интересов несовершеннолетних;

2) создание правовых основ ювенальной политики государства, которое выражается в основной форме деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в принятии нормативно-правовых актов;

3) разработку комплекса правовых механизмов, медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных, а также иных процедур и программ, реализуемых институциональной системой ювенальной юстиции.

 

Литература

 

1. Ювенальная юстиция: защита прав детей в теории и на практике. URL: http:// www.svobodanews.ru/ content/ Transcript/ 265349.html.

2. Чапурко Т.М. Государственная политика в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних в транзитивном обществе. Краснодар, 2008.

3. Латинский язык / Под общ. ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы. М., 1969.

4. Словарь иностранных слов. М., 2004.

5. Мюллер В.К. Новый англо-русский словарь. М., 2004.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1984.

7. Демидов А.И. Политика: понятие и природа // Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2003.

8. Там же.

9. Там же.

10. Ермаков В. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних // Российская юстиция. 2000. N 10.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Статья С.В. Черчаги "Становление ювенальной юстиции: Вопросы гражданско-процессуального законодательства РФ (опыт Ростовской области)" включена в информационный банк согласно публикации - "Вопросы ювенальной юстиции", 2008, N 2.

 

11. Черчага С.В. Становление ювенальной юстиции: вопросы гражданско-процессуального законодательства РФ (опыт Ростовской области): Материалы "Круглого стола" Государственной Думы ФС РФ "Становление ювенальной юстиции в России: опыт, проблемы и перспективы" (20 марта 2006 г.) // Всероссийский информационный портал "Ювенальная юстиция в России".

12. Зыков О.В. Концепция региональной политики Союза: Материалы III Всероссийской конференции "Гражданское общество - детям России". 16 - 17 декабря 2003 г., г. Москва. URL: http:// www.detiros- sii.narod.ru/ RegPolic.htm.

13. Интернет-интервью с председателем правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Гордеевой М.В. "Кризис в стране. Кризис в семье. Как помочь детям? Старт конкурса проектов и программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации". URL: http://www.garant.ru.

14. Там же.

15. Там же.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Социально-психологические факторы риска развития криминальных форм поведения сотрудников правоохранительных органов

(Пилюгина Т.В.)

("Общество и право", 2011, N 4)

Дата

20.09.2011

Информация о публикации

Пилюгина Т.В. Социально-психологические факторы риска развития криминальных форм поведения сотрудников правоохранительных органов // Общество и право. 2011. N 4. С. 211 - 213.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ

КРИМИНАЛЬНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

 

Т.В. ПИЛЮГИНА

 

Пилюгина Татьяна Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса Кубанского социально-экономического института.

 

Учитывая реалии современного социума, реальный авторитет органов внутренних дел определяется комплексом факторов, прежде всего деятельностью каждого их сотрудника.

 

Ключевые слова: демократия, общество, власть, гражданин, форма поведения.

 

Considering realias modern socium, real authority organ internal deals is defined by complex factor, first of all, activity of each their employee.

 

Key words: democracy, society, power, person, the form of the behaviour.

 

Процессы радикальных социально-экономических преобразований, построение в России демократического и правового государства на фоне продолжающейся криминализации российского общества актуализировали потребность в улучшении деятельности правоохранительных органов. С этой проблемой связан и вопрос о доверии общества и отдельного гражданина органам внутренних дел. Связь здесь прямая: чем выше престиж сотрудника, тем выше и доверие к ведомству. В противном случае деятельность органов внутренних дел становится малопродуктивной [1. С. 514].

Таким образом, проблема социально-психологического облика сотрудников органов внутренних дел приобретает особую социальную значимость. В современной России в условиях провозглашения курса на построение гражданского общества сотруднику органов внутренних дел необходима не только высокая профессиональная компетентность, но и готовность противостоять влиянию факторов профессиональной деформации, тщательно продумывать форму своих действий, предвидеть моральные последствия собственных поступков, оберегать авторитет государственной власти, содействовать росту престижа органа внутренних дел [2. С. 25]. Однако реальные поступки некоторых представителей правоохранительных органов нередко выходят за рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение. Наличие фактов противоправных деяний в структуре, призванной бороться с делинквентным, агрессивным и зависимым поведением, недопустимо.

Рассматривая показатель специфики профессиональной деятельности сотрудников милиции, а сегодня и полиции, постараемся выявить наиболее болевые точки в системе МВД, особые параметры, где склонность сотрудника милиции к делинквентному поведению является следствием профессиональной деформации личности [3. С. 32]. К оценке понятия личности можно подходить с нескольких позиций. С точки зрения русского языка слово личность определяется как "человек, носитель каких-нибудь свойств..." или "совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность...", "отдельный человек в обществе, индивидуум..." [4. С. 41]. "...Профессиональная деформация личности определяет когнитивное ее искажение, формирующееся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности, формируя при этом криминальное поведение. Преступное поведение практически всегда рассматривается в соответствующих координатах: среда - преступник. Однако при этом решается вопрос о том, какой из двух факторов играет ведущую роль в совершении преступлений и какой подчиненную (вторичную) роль. Обычно мы оцениваем поведение как криминальное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает ли враждебную реакцию.

Развитие криминальных форм поведения "стражей закона" имеет многофакторную обусловленность, в которой условия и причины, способствующие росту нарушений ими дисциплины и законности, тесно переплетены в неразрывный комплекс на протяжении всего формирования противоправного поведения. В качестве наиболее действенных детерминант, обусловливающих делинквентное поведение сотрудников ОВД, сегодня следует рассматривать: объективные социальные причины (экономическая ситуация в стране, устойчивая тенденция снижения жизненного уровня сотрудников ОВД, экстремальные условия несения службы); постоянные институциональные трансформации в ведомстве в целом и негативные субкультуральные изменения, происходящие в его отдельных подразделениях, субъективные причины (правовой негативизм, недостаточный уровень общей и правовой культуры, снижение профессиональной мотивации, пренебрежение служебными обязанностями).

Наряду с этим профессиональная деформация может проявляться как рост агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, приводя к падению (или утрате) способности к эффективному общению, самосовершенствованию, развитию, вплоть до потери вкуса к жизни [5. С. 272]. Все это вызывает особое беспокойство.

Анализ ведомственной дисциплинарной статистики свидетельствует о росте привлеченных к ответственности за нарушение законности (9,0%) и дисциплинарным нарушениям (1,8%) [6. С. 37]. За последнее время показатели удельного веса фактов нарушения законности сотрудниками милиции по МВД России в целом увеличились с 8,7 в 1998 г. до 18,7 в 2004 г.; число преступлений, совершенных сотрудниками милиции, - с 3,4 единиц до 3,8 соответственно [7. С. 86]. В 2007 г. было допущено более 140 тыс. нарушений дисциплины и законности по МВД России, а число осужденных сотрудников ОВД в 2006 г. составило 1961 человек. В 2007 г. их число составило 1200 [8].

В 2008 - 2010 гг. получили огласку факты грубых нарушений закона со стороны сотрудников органов внутренних дел, связанных с необоснованным применением табельного оружия, превышением властных полномочий, хулиганскими действиями. Инцидент, произошедший 27 апреля 2009 г. в московском супермаркете, когда начальник ОВД "Царицыно", будучи в состоянии алкогольного опьянения, расстрелял кассира и покупателей, вызвал многочисленные дискуссии как в обществе, так и в официальных кругах на тему ответственности и поведения сотрудников правоохранительных органов [9. С. 49].

Серьезная опасность нравственно "дефектного" поведения сотрудников ОВД кроется в пренебрежении нормами права. Использование служебного положения в личных целях, поборы, взяточничество, коррупция со временем становятся шаблоном поведения и воспринимаются в дальнейшем автоматически, даже в ситуации, грозящей ущербом самому субъекту [10]. Милицейское "крышевание" преступной деятельности умножает преступность и действует на нее так же, как бензин действует на огонь, как ветер действует на пожар. При этом происходит разрастание, структурное усложнение, диверсификация деятельности криминальных формирований в российских регионах по модели, которую сейчас называют "кущевской", нечто сходное и в других местах - в Новосибирске, Энгельсе, Гусь-Хрустальном, Березовске. Коррупция правоохранительных органов многократно усиливает криминальный разгул, умножает опасность для общества, уничтожает права законопослушных граждан на жизнь, на безопасность, на сохранность своего здоровья и имущества [11].

Как известно, преступление - не случайный по отношению к личности факт. В своей основе оно приготовлено предшествующей жизнью человека, теми его чертами и качествами, которые предопределили в конкретной ситуации выбор общественно опасного поведения. В итоге - изменение профессиональных возможностей и личности сотрудника в асоциальную сторону, возникающее в результате негативных особенностей содержания, организации и условий служебной деятельности. Преодоление профессиональной деформации сотрудников ОВД предполагает осуществление комплекса психолого-акмеологических развивающих мероприятий, направленных на развитие рациональных установок и поведения через осознание действия иррациональных способов защиты [12. С. 36].

В связи с принятием 7 февраля 2011 г. Федерального закона N 3-ФЗ "О полиции" и текущей переаттестацией сотрудников существует вероятность снижения профессионально-нравственной деформации, проявляющейся как потеря нравственного и гражданского смысла своей службы, отстраненность от профессии, неуважение к ней, восприятие службы как средства достижения своих корыстных целей. Заинтересованность в служебной деятельности, несмотря на тяжесть и напряженность труда, стабильность, возможность получения образования и профессионального роста, социально-правовая защищенность сотрудников ОВД - тот противовес факторам риска проявления их криминального поведения.

 

Литература

 

1. Семик А.А. Социально-психологический облик российского полицейского и советского милиционера, конец XIX - XX вв.: Сравнительно-историческое исследование: Дис.... д.и.н. Краснодар, 2003. С. 514.

2. Стригуненко Ю.В. Профессиональная деформация личности сотрудника милиции как угроза правовому порядку в современном российском обществе: Автореф. дис. канд. соц. наук. Краснодар, 2010.

3. Семик А.А. Психологическая характеристика имиджа сотрудников органов внутренних дел: Дис.... канд. психол. наук. Рязань, 1999.

4. Прохоров Л.А, Пилюгина Т.В. Понятие личности преступника: системный анализ // Экономика, право, печать. Краснодар: Кубанский социально-экономический институт, 2009.

5. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004. 272 с.

6. Беспалая С.Г. Психологический прогноз склонности к делинквентному поведению у сотрудников органов внутренних дел: Автореферат к.п.н. М., 2007.

7. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2004 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ЦОКР МВД России, 2005.

8. Работа с личным составом в органах внутренних дел (документы и материалы 2006 - 2007 гг.): Сб. / Под общ. ред. д.п.н, д.ю.н., профессора В.Я. Кикотя. М.: ЦОКР МВД России, 2007.

9. Осинцева А.В. Нарушения дисциплины и законности как формы девиантного поведения сотрудников органов внутренних дел // Международная научно-практическая конференция "Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения". Владимирский государственный университет, Факультет права и психологии. 12 мая 2010 г.

10. Раинкин С.Е. Психодиагностика профессиональной адаптации молодых сотрудников патрульно-постовой службы // Тезисы 1 Всесоюзной конференции психологии управления. М: Юрист, 1979.

11. Плясовских А. Предложения по уничтожению коррупции в правоохранительных органах РФ // Международный форум "Законодательное обеспечение противодействия коррупции: итоги и перспективы". СПб., 2010.

12. Ионова И.В. Психолого-акмеологическая модель преодоления профессиональной деформации сотрудников ОВД: Автореф. канд. псих. наук. Тамбов, 2009.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Социальные основы обжалования действий (бездействия) и решений органов государственной власти и их должностных лиц

(Козлов Н.)

("Административное право", 2011, N 4)

Дата

12.11.2011

Информация о публикации

Козлов Н. Социальные основы обжалования действий (бездействия) и решений органов государственной власти и их должностных лиц // Административное право. 2011. N 4. С. 62 - 70.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЖАЛОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ

(БЕЗДЕЙСТВИЯ) И РЕШЕНИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

 

Н. КОЗЛОВ

 

Козлов Николай, аспирант ИЗиСП при Правительстве РФ.

 

Актуальность темы обусловлена следующим. В настоящее время в Российской Федерации полным ходом проводится административная реформа. Основной ее целью, наряду с формированием эффективного механизма государственного управления в России, выступает создание в нашей стране принципиально новой системы взаимоотношений между государством в лице органов исполнительной власти и их должностных лиц, с одной стороны, и гражданином и гражданским обществом, с другой стороны.

 

Однако, к сожалению, до сих пор не завершена работа эффективного контрольного механизма над деятельностью исполнительной власти в данной сфере. В реальной жизни интересы государства не совпадают с интересами граждан, а часто и противоречат. Зачастую государственные служащие неоднозначно трактуют нормы права, используя их в правоприменительной практике, что приводит к злоупотреблениям полномочиями, нарушению прав граждан и, в конечном счете, к ненадлежащему исполнению функций органами исполнительной власти и неэффективному управлению в отдельно взятой сфере общественной жизни. От своевременности и качества устранения таких нарушений зависит не только надлежащая защита нарушенных прав и свобод граждан, но и эффективность работы государственных органов, предотвращение случаев коррупции, губительной для государственного аппарата.

Необходимо построение системы, при которой любой гражданин смог бы влиять на государственные органы не только при формировании высших органов государства, но и на работу рядовых исполнителей. В этом заинтересованы не только граждане, но и государство. Право граждан участвовать в управлении делами государства закреплено в ст. 32 Конституции РФ. Данное конституционное право связано с принципом народовластия и юридически обеспечивает реализацию этого принципа. Включение граждан в процесс принятия и осуществления государственных решений - важный метод построения системы норм, не оторванных от существующих устоев общества, а эффективно действующих в них. Согласно социологическому подходу понимания права правоотношения противопоставляются нормам права, составляют центральное звено в системе права. Таким образом, права возникают непосредственно в обществе. Через отдельные правоотношения они постепенно превращаются в нормы обычаев и традиций. Право, зафиксированное в законах, и право, фактически складывающееся на практике, отличаются так же, как мертвое право отличается от живого. Предписания закона становятся нормами права, только когда они фактически применяются на практике. История знает немало примеров, когда предписания, изложенные в законах, не соблюдались и игнорировались государством. Так, например, Конституция СССР 1936 года - Основной Закон СССР, принятый VIII Чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года. Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное); свободу совести, слова, печати, собраний и митингов. Провозглашались неприкосновенность личности и тайна переписки. Однако в условиях тоталитарного строя все эти конституционные права попирались. На сегодняшний день нынешнее Российское государство представляется как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). А для достижения этой цели надо создать такой механизм, при котором нормы права, издаваемые государством, реально и эффективно действовали бы в обществе. Для этого, по мнению автора, необходимо развивать общественные институт, позволяющие гражданам почувствовать сопричастность процессу управления обществом. Институт обжалования в этом смысле - один из самых значимых. Причем, поощряя гражданскую активность в этом направлении, государство тем самым преодолевает отчуждение гражданина от государства и способствует уменьшению правового нигилизма граждан, что в конечном счете является необходимым условием для построения гражданского общества, а это является приоритетной задачей действующего Президента России Д.А. Медведева.

Date: 2015-09-17; view: 315; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию