Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Янов день и сын, и папа за рулем скончались оба. 28 page





 

 

 

 

Название документа

Статья: Право как элемент социального контроля над оборотом наркотиков

(Воронин М.Ю.)

("Российский следователь", 2008, N 15)

Дата

14.07.2008

Информация о публикации

"Российский следователь", 2008, N 15

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ПРАВО КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

НАД ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

 

М.Ю. ВОРОНИН

 

Воронин М.Ю., доцент, кандидат юридических наук.

 

Противодействие наркотизации, защита населения от этого явления неразрывно связаны с правовым регулированием. Мы согласны с авторами, предполагающими, что общество - саморегулирующаяся система, которая в случае возникновения угроз ее безопасности задействует весь арсенал средств противодействия неблагоприятным тенденциям <1>, включая вопросы правового регулирования, а зачастую и начиная с них. Представляется, что данная деятельность, как, впрочем, и другие направления политики в сфере контроля над оборотом наркотиков, не может быть предоставлена стихийному самоосуществлению, должна быть обеспечена должным правовым регулированием. Как и любой управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.

--------------------------------

<1> См.: Тонков Е.Е. Государственно-правовая политика противодействия наркотизации российского общества. М., 2004. С. 17.

 

Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов через механизм правового регулирования. В свою очередь, "механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права" <2>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник Н.И. Матузова, А.В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.

 

<2> Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 516.

 

Возможности права в противодействии наркотизации населения не должны сводиться только к правовым запретам и их превентивному воздействию, а заключаться в воздействии на детерминанты, способствующие данному негативному социальному явлению. Причем осуществляемая деятельность направлена либо на устранение негативных факторов, либо на их ограничение. Право не только устанавливает запреты, но и обеспечивает присущими ему средствами условия позитивного поведения, эффективного функционирования социальной системы в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, тем самым противодействуя наркотизации. Обращаясь к специально-юридическим функциям права, следует отметить, что разделять охранительную и регулятивную функции права в сфере предупреждения можно лишь условно. Регулятивная и охранительная функции права как в целом, так и в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и их немедицинскому потреблению находятся во взаимосвязи и дополняют друг друга, внося свою лепту в упорядочение социальных связей.

Стимулируя социально-позитивное поведение, противодействуя факторам, негативно влияющим на формирование и жизнедеятельность личности и членов общества, правовые акты обеспечивают и оптимальное осуществление целенаправленной предупредительной деятельности, определяя задачи и меры профилактики, порядок, формы и методы ее осуществления, функции различных ее субъектов, координацию и взаимодействие между ними. Законы и иные нормативные акты обеспечивают ответственность уполномоченных лиц за выполнение их обязанностей в этой области и за строгое соблюдение личных и имущественных прав и законных интересов граждан и учреждений, попадающих в сферу профилактической деятельности <3>.

--------------------------------

<3> См.: Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977. С. 94.

 

Представляется, что вся нормативная правовая база, регулирующая общественные отношения в сфере противодействия наркотизации населения, представляет собой определенную систему. По известному выражению Ж. Карбонье, правовая система - это "вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений". Он отмечает, что юридическая социология прибегает к понятию "правовая система" для того, чтобы охватить весь спектр явлений, изучаемых ею <4>.


--------------------------------

<4> См.: Карбонье Ж. Юридическая социология / Пер. с франц. М., 1986. С. 276, 277.

 

Основанием возникновения правотворческого процесса является, как мы уже установили выше, выявление объективной необходимости наличия нормативного правового регулирования и принятие официального решения о подготовке проекта нормативного акта. В какой бы форме это решение ни выражалось, оно является юридическим актом, который создаст права и обязанности.

Необходимо отграничить действия, предшествующие правотворческой деятельности, от процессуального начала этой деятельности, так как материалы печати, касающиеся проблем наркотизации населения, высказывания политических деятелей и научных работников, предложения государственных и общественных организаций о совершенствовании законодательства в исследуемой сфере еще не свидетельствуют о начале процедуры подготовки нормативного правового акта. Подобные предложения являются социально-политическими предпосылками и основаниями правотворческой деятельности, т.е. правотворческий акт следует отличать от акта, регламентирующего процедурно-организационные формы, которые выражаются в регламентированном правом порядке совершения правотворческих операций, представляющем собой процедуру особого рода.

Именно с момента принятия официального решения о подготовке проекта нормативного акта возникает определенное правоотношение, и с этого момента все действия по созданию нормативного правового акта качественно отличаются от действий, совершавшихся ранее и представляющих собой не процесс правотворчества, а предшествующие ему условия и предпосылки.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Централизованное и выборочное влияние на завышенные заработные платы спортсменов с использованием социального партнерства

(Сараев В.В.)

("Спорт: экономика, право, управление", 2009, N 4)

Дата

11.11.2009

Информация о публикации

Сараев В.В. Централизованное и выборочное влияние на завышенные заработные платы спортсменов с использованием социального партнерства // Спорт: экономика, право, управление. 2009. N 4. С. 15 - 18.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ И ВЫБОРОЧНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗАВЫШЕННЫЕ

ЗАРАБОТНЫЕ ПЛАТЫ СПОРТСМЕНОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

 

В.В. САРАЕВ

 

Сараев В.В., руководитель рабочей группы по толкованию спортивного законодательства Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, директор Межрегионального отраслевого объединения работодателей профессионального хоккея, начальник Дисциплинарно-арбитражного департамента - председатель Дисциплинарного комитета Континентальной хоккейной лиги, кандидат юридических наук.

 

В стабильности трудовых отношений заинтересованы как работник, так и работодатель, но данная стабильность не может быть препятствием для осуществления трудовых прав и свобод работниками и работодателем в своей воле и интересе. Свобода и добровольность волеизъявления при заключении трудового договора, признаваемые всеми учеными в области трудового права <1>, должны сохраняться как основополагающий принцип как при исполнении трудового договора, так и изменении (прекращении) трудового договора.


--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под ред. К.Н. Гусова) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2008 (7-е издание, переработанное и дополненное).

 

<1> См., напр.: Доступ из правовой системы "Гарант Платформа F1 ЭКСПЕРТ" - текст: Буянова М.О., Гусов К.Н., Захаров М.Л. и др. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. М.: Проспект, 2009.

 

Длительный (постоянный) характер трудовых отношений предоставляет работодателю возможность создать эффективную систему организации труда, а также служит необходимым условием для нормальной реализации хозяйственной власти работодателя. В свою очередь, у работника по общему правилу также имеются экономические, социальные и иные интересы сохранить как существенные условия труда, так и трудовые отношения в целом <2>.

--------------------------------

<2> См. об этом: Курс российского трудового права / Под общ. ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова, А.С. Пашкова. Т. 3: Трудовой договор / Науч. ред. тома - Е.Б. Хохлов. СПб., 2007. С. 436.

 

В профессиональном спорте, согласно правилам и обычаям спортивного делового оборота, длительный (постоянный) характер трудовых отношений стал ассоциироваться с понятием гарантированного трудового договора (далее - контракта) в части сохранения заработной платы.

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) в ч. 1 ст. 129 дает понятие заработной платы как "вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)" <3>.

--------------------------------

<3> См.: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3896.

 

Условия оплаты труда относятся к обязательным (существенным) условиям трудового договора (ч. 2 ст. 57 ТК РФ), заработная плата работнику устанавливается трудовым договором (ч. 1 ст. 135 ТК РФ).

Трудовое законодательство определяет некоторые правовые пути по прямому или опосредованному снижению (влекущие снижение) заработной платы работнику по трудовому договору:


1. Изменение размера заработной платы по письменному соглашению сторон трудового договора (ст. 72 ТК РФ).

2. Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ).

3. Снижение заработной платы по результатам аттестации. При этом применяются требования ст. 74 ТК РФ и используется возможность неисчерпывающего перечня причин, повлекших изменения организационных или технологических условий труда.

4. Отстранение от работы (недопущение к работе) без начисления заработной платы, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 76 ТК РФ).

5. Неоплата времени простоя по вине работника, а также оплата времени простоя по вине работодателя в размере не менее двух третей средней заработной платы работника (ст. 157 ТК РФ).

6. Оплата нормируемой части заработной платы в соответствии с объемом выполненной работы при невыполнении работником норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работника (ч. 3 ст. 155 ТК РФ).

При этом ТК РФ устанавливает, что излишне выплаченная заработная плата работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) может быть удержана из заработной платы, если органом по рассмотрению индивидуальных споров признана вина работника в невыполнении норм труда (ч. 4 ст. 137 ТК РФ), но в размере не более 20 процентов при каждой выплате заработной платы (ч. 1 ст. 138 ТК РФ).

7. Введение режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели (ст. 93 ТК РФ).

8. Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, по распоряжению работодателя (ч. 1 ст. 248 ТК РФ) или по решению суда (ч. 2, 4, 5, 6 ст. 248 ТК РФ).

При указанном разнообразии правовых путей предметом исследования в настоящей статье является изменение размера заработной платы по соглашению сторон в современном профессиональном хоккее России в условиях социального партнерства.

Согласно ст. 23 ТК РФ социальное партнерство - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Одной из форм социального партнерства являются коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений (ст. 27 ТК РФ).

В соответствии со ст. 45 ТК РФ соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

В соглашение включаются взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда, условия и охрана труда, режимы труда и отдыха, развитие социального партнерства, иные вопросы, определенные сторонами (ст. 46 ТК РФ).

В ч. 3, 4, 5 ст. 48 ТК РФ предусмотрено: "Соглашение действует в отношении:

- всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

- работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

- органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления (ст. 34 настоящего Кодекса).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи" <4>.

--------------------------------

<4> Там же.

 

В профессиональном хоккее России 7 февраля 2006 г. зарегистрировано Межрегиональное отраслевое объединение работодателей профессионального хоккея (МООРПХ) (далее - Объединение работодателей) <5>. В 2008 - 2009 гг. членами Объединения работодателей стали все клубы Континентальной хоккейной лиги <6>.

--------------------------------

<5> См.: Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 48. Ст. 4741.

<6> 31 августа 2009 г. приглашение о вступлении в Объединение работодателей получили хоккейные клубы Республики Казахстан, Латвийской Республики, Республики Беларусь.

 

С 14 июля 2008 г. профсоюзное движение хоккеистов объединяет Нижегородский региональный профессиональный союз игроков Континентальной хоккейной лиги (далее - Профсоюз игроков КХЛ) <7>.

--------------------------------

<7> См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 148.

 

Объединение работодателей и Профсоюз игроков КХЛ в силу законодательства заняли свои соответствующие места среди субъектов физической культуры и спорта в Российской Федерации <8>.

--------------------------------

<8> См.: Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 50. Ст. 6242. При этом ст. 5 среди субъектов называет "профессиональные союзы в области физической культуры и спорта", но упускает объединения работодателей, предусмотренные Федеральным законом, что, безусловно, требует внесения дополнения в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

 

30 июля 2008 г. между Объединением работодателей и Профсоюзом игроков КХЛ с участием Континентальной хоккейной лиги заключено Коллективное соглашение в сфере профессионального хоккея Российской Федерации на 2008 - 2009 гг. (далее - Коллективное соглашение).

31 августа 2009 г. очередное Коллективное соглашение заключено на 2009 - 2010 гг. <9>. Данное Соглашение содержит условия:

--------------------------------

<9> Подготовка и заключение Коллективного соглашения на 2009 - 2010 годы проводились в достаточно сложных условиях переговоров. См., напр.: Вайсфельд Л. Все прекрасно понимают, что зарплаты завышены - и не только в хоккее. URL: http://www.sports.ru/hockey/6443680.html (дата обращения: 01.11.2009); Шалаев В. Если хоккеисты выступят против понижения зарплат - станут безработными. URL: http://www.sports.ru/hockey/6441126.html (дата обращения: 01.11.2009); Профсоюз игроков КХЛ: Пересмотра зарплат в сторону уменьшения не будет. URL: http://www.sports.ru/hockey/6440757.html (дата обращения: 01.11.2009).

 

1) о централизованном снижении (изменении) заработных плат хоккеистов;

2) о редрафте (выборочном снижении (изменении) заработных плат хоккеистов);

3) об установлении верхних пределов размеров заработных плат для вновь заключаемых хоккеистами контрактов.

1. Стороны Коллективного соглашения договорились о применении централизованного снижения (изменения) заработных плат хоккеистов в сезоне 2009 - 2010 гг. по разработанной схеме.

Снижение заработной платы проводилось перед началом сезона 2009 - 2010 гг. по дифференцированной шкале.

Заработная плата в сезоне 2009 - 2010 годов менее 3 млн. руб. -

снижение 0%.

Заработная плата в сезоне 2009 - 2010 годов менее 5 млн. руб. -

снижение на 5%.

Заработная плата в сезоне 2009 - 2010 годов менее 10 млн. руб. -

снижение на 10%.

Заработная плата в сезоне 2009 - 2010 годов 10 млн. руб. и более -

снижение на 20%.

2. Кроме этого, в отношении хоккеистов, имевших действующие (длящиеся) контракты, 22 апреля 2009 г. была проведена процедура выборочного снижения (изменения) заработных плат, получившая условное название "редрафт". Процедура редрафта распространялась на хоккеистов в возрасте 22 лет и старше, согласно сформированному объединенному списку и с преимущественным правом выбора хоккеиста клубом(ами), снизу турнирной таблицы.

В первом раунде клубам предоставлялась возможность выбрать хоккеиста из списка, сохранив условия действующего контракта.

Во втором раунде - хоккеиста из списка с понижением суммы контракта на 20% относительно условий действующего контракта.

В третьем раунде - хоккеиста из списка с понижением суммы контракта на 40% относительно условий действующего контракта.

В четвертом раунде - хоккеиста из списка с понижением суммы контракта на 50% относительно условий действующего контракта.

Если хоккеист не был выбран после четырех раундов, он оставался в своем клубе с заработной платой, пониженной на 50% относительно условий действующего контракта.

3. Стороны Коллективного соглашения также достигли договоренности об установлении верхних пределов размеров заработных плат в сезонах 2009 - 2010, 2010 - 2011 гг., соответственно не более 100 и 120 процентов для хоккеистов, имевших статус "ограниченно свободный агент" (в возрасте до 28 лет), т.е. для тех, у кого закончились сроки действия контрактов и они находились перед выбором заключения новых контрактов с предыдущими или новыми клубами.

Необходимо отметить, что при всех вышеуказанных процедурах определялось равное для всех клубов соответствующее количество хоккеистов, освобождаемых от проводимых изменений условий контрактов.

Клубы, реализуя положения заключенного Коллективного соглашения с соблюдением общих требований трудового законодательства, как работодатели издали нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, внесли изменения в штатное расписание <10>, заключили дополнительные соглашения к контрактам в форме контрактов в редакции 2009 г. и др. <11>.

--------------------------------

<10> Форма штатного расписания, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", помимо прочих сведений, содержит данные о месячной заработной плате по тарифной ставке (окладу), тарифной сетке в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации.

<11> При этом учитывалось и положение ч. 2 ст. 67 ТК РФ о работе de-facto.

 

Отвечая на вопрос об обоснованности и правомерности вышеуказанных действий и их исполнимости, мы отмечаем, что принятые решения были достигнуты в результате соглашения сторон по Коллективному соглашению и в силу ст. 24 обязательны для выполнения. Положения ч. 5 ст. 48 ТК РФ предусматривают, что условия Коллективного соглашения действуют в отношении всех хоккеистов, состоящих в трудовых отношениях с работодателями - членами Объединения работодателей.

Кроме этого, анализируя обязанности спортсменов по Федеральному закону "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", можно прийти к выводу, что обязанность хоккеистов соблюдать условия Коллективного соглашения вытекает и из положения п. 6 ч. 2 ст. 24 данного Федерального закона <12>.

--------------------------------

<12> Там же.

 

Нельзя не затронуть проблему "зеркальной" ответственности сторон, их представителей при нарушении или невыполнении по их вине обязательств по коллективному соглашению, что предусмотрено ст. 24 ТК РФ <13>.

--------------------------------

<13> Вопрос о практической ответственности сторон коллективного договора, соглашения ранее поднимал Н. Лютов, см., напр.: Доступ из правовой системы "Гарант Платформа F1 ЭКСПЕРТ" - текст: Лютов Н. Коллективный договор: обязательный акт или рекомендация // Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". 2002. N 9.

 

Согласно ст. 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению -

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей <14>.

--------------------------------

<14> См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1.

 

По нашему мнению, в целях разрешения вопроса об ответственности профсоюза субъектный состав данного административного правонарушения по КоАП РФ требует дополнения субъектами "профсоюз, работник или лицо, его представляющее" с последующим разъяснением по применению данной правовой нормы на уровне Верховного Суда Российской Федерации.

 

 

 

 

Название документа

Статья: "Экономическая конституция" Европейского союза и защита социальных прав в Европе

(Катроугалос Г.С.)

("Конституционное и муниципальное право", 2007, N 21)

Дата

02.11.2007

Информация о публикации

"Конституционное и муниципальное право", 2007, N 21

Примечание к документу

 

Текст документа

 

"ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ" ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЗАЩИТА

СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ В ЕВРОПЕ <1>

 

Г.С. КАТРОУГАЛОС

 

--------------------------------

<1> Перевод данной статьи с английского на русский язык осуществлен К.Ю. Андреевым, младшим научным сотрудником ИНИОН РАН. Общая редакция перевода - канд. юрид. наук Г.Н. Андреевой.

В связи с тем что в журнале технически сложно воспроизвести ссылки на все первоисточники, приведенные в оригинале статьи, для обстоятельного их изучения интересующиеся читатели могут обратиться к монографии Г. Катроугалоса, в которой содержится обширная библиография по данному вопросу: Katrougalos G.S. Constitution, Law and Rights in the Welfare State... and beyond. Athens, 1998. 265 p.

 

Катроугалос Г.С., профессор Университета Демокритос, Афины, Комотини (Греция).

 

Основные обязанности по предоставлению социального обеспечения и пользования социальными правами в Европе продолжают нести национальные государства. Процесс создания "государства всеобщего благоденствия" фактически внес важный вклад в углубление национальных уз солидарности внутри каждого государства и привел к появлению нового типа гражданства, включающего социальные права наравне с традиционными гражданскими и политическими свободами. Однако в настоящее время способность национальных правительств к вмешательству и применению принудительных правил о деятельности социальных "игроков" (особенно транснациональных корпораций), а также и к распределению средств строго ограничена продолжающимися процессами глобализации. Поэтому роль международных организаций и наднациональных объектов продолжит расти в последующие годы.

Опыт Европейского союза (далее - ЕС) в этой области особенно важен по двум причинам. Прежде всего потому, что это представляет модель социальной и политической интеграции, намного более продвинутой, чем любая другая подобная попытка (НАФТА, Меркосур и т.д.). Во-вторых, что еще более важно, - поскольку европейская модель социальной защиты имеет уникальные институциональные особенности по сравнению с конкурирующей англосаксонской моделью.

Европейские сообщества имели с самого начала "конституцию", хотя и "незавершенную" <2>. Суд ЕС много раз провозглашал, что Сообщества имеют конституционный законный порядок, хотя его основные положения до настоящего времени были рассеяны в семнадцати Соглашениях. Они, безусловно, содержали "экономическую конституцию", в смысле системы фундаментальных правовых норм надзаконной силы, которые: а) регулируют экономический процесс и пределы государственного вмешательства в него и б) определяют правовые национальные ограничения функционирования рынка <3>. Согласно решениям Суда ЕС определенные аспекты "экономической конституции" не могли быть пересмотрены, даже путем изменения Соглашений.

--------------------------------

<2> Snyder F. Are we Making a Constitution? What Constitution are we Making? // EUI Working Paper LAW. 1998. N 98/6.

<3> См.: Sauter W. The Economic Constitution of the European Union // 4 Columbia Journal of European Law. 1998. P. 27 ff.; Jorges Ch. The market without the state? The "Economic Constitution" of the European Community and the rebirth of regulator policies // European Integration online Papers (EioP). 1997. Vol. 1. N 19; De Wilmars E. Reflexions sur l'ordre juridico-economique de la Communaute europeenne // Dutheil de la Rochere J., Vandamme J. Interventions publiques et droit communautaire. Paris: Pedone, 1988. P. 1; Behrens P. Die Wirtschaftsverfassung der Europaischen Gemeinschaft // Verfassungen fur ein ziviles Europa. Baden-Baden: Nomos, 1994. P. 7; Boscowits K. The European Judge and the Economic Constitution: The Contribution of ECJ to the formulation of a constitutional economic model of the European Community // ToS. 2001. N 2 (на греческом) и другие публикации.







Date: 2015-09-17; view: 297; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.052 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию