Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Форма государственного устройства как элемент формы государства. Понятие. виды, характеристика отдельных видов
Форма гос.устройства – это такой элемент формы государства (наряду с формой правлении и политическим режимом), который характеризует территориальную организацию власти, правовое положение частей территории, соотношение государства в целом с территориальными единицами.
Как и форма правления, территориальное устройство государства уходит корнями в глубокую древность. Уже древневосточные деспотии делились на провинции, города, завоеванные территории и т.д.
В современный период выделяют две основные формы гос.устройства – унитарное государство и федерацию.
Унитарное государство (лет - единство). Пример унитарных государств – Франция, Италия, Норвегия, Япония, Египет и др.
-форма правления в виде единого государства, части которого являются административно-территориальными единицами, но не являются государственными образованиями. Политическая самостоятельность частей: нет, хотя полномочия в области социальной, культурной и др.деятельность могут быть широкими. Государственный аппарат: единая структура гос.аппарата на всей территории. Компетенция высших органов полномочиями местных органов не ограничена. Гражданство: единое. Собственного гражданства у административно-территориальных единиц нет. Судебная система: единая. Судебные органы – звенья единой централизованной системы. Законодательная система: единая. акты местных органов ностя сугубо подчиненный характер. Налоговая система: одноуровневая. Все налоги поступают в центр. Денежная система: единая
Виды: Унитарные государства могут быть централизованными (сильное подчинение центру) и децентрализованными (подчинение не носит абсолютного характера).
Федерация - форма правления, которая предполагает выделение в рамках государства самостоятельных частей, являющихся государственными образованиями. Федерация – это сложное государство, союзное государство. Политическая самостоятельность частей: есть частичная, ограниченная федеральным регулированием. Государственный аппарат: существуют уровни: федеральный и субъектов федерации. Парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру. Гражданство: возможно двойное. Некоторые субъекты (в РФ - республики) вправе устанавливать свое гражданство (однако правовых последствий гражданство в субъекте для человека не влечет) Судебная система: наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды, образованные в соответствии с федеральными принципами судоустройства и судопроизводства. Законодательная система: у субъектов федерации существует своя законодательная система, имеется право принятия собственной конституции (устава). Установлен принцип иерархии: законы и иные НПА субъектов не должны противоречить федеральным. Для субъектов могут быть установлены свои предметы ведения, в которых их акты будут иметь приоритет перед федеральными. Как правило, различают предметы ведения Федерации, субъектов федерации и совместного ведения. Налоговая система: не является одноуровневой. В субъектах могут устанавливаться свои налоги.
Виды: Субъекты образуются по национальному принципу (например, в Чехословакии, Югославии) или по территориальному (например, США, Германия), либо по национально-территориальному (РФ).
Зачастую в качестве форму государственного устройства выделяют конфедерацию. Однако это спорное утверждение, поскольку конфедерация – это не государство, а союз нескольких государств, создаваемый временно для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Конфедерация в дальнейшем преобразовывается, как правило, в федерацию (например, Швейцария) либо распадается
17. Политический (государственный) режим как элемент формы государства: понятие, виды и значение. Термин политический режим используют как синоним термина государственный режим. Политический режим – это элемент формы государства, который характеризует совокупность приемов, методов, способов, используемых властью для управления государством. Традиционно выделяют следующие виды политических режимов. 1. демократический политический режим (демократия) 2. антидемократические политические режимы (тоталитарный, фашистский, авторитарный и деспотичный)
Демократия («народовластие») Можно выделить следующие черты демократического политического режима: - защищенность и гарантированность прав и свобод личности - принятие решений в интересах большинства с учетом интересов меньшинства - стремление государства к статусу правового (верховенство права, режим законности и государственной ответственности) - государство не стремится к глобальному господству над обществом, видя свои функции в обеспечении безопасности общества и создании условий для реализации прав и свобод личности - обеспеченность власти поддержкой населения, выборность высших органов Виды демократического политического режима: Либеральный (ключевую роль играют права и свободы человека. Государство же стремится к обеспечению этих прав и свобод и безопасности личности) Консервативный (ключевую роль играют политические традиции)
Антидемократические политические режимы В общих чертах характеризуются приоритетом государственных интересов над правами и свободами личности, приоритетом использования мер государственного принуждения над мерами убеждения для управления, широким вторжением государства в общественную жизнь.
Виды: Тоталитарный (лат Totus – весь, полный) К основным чертам тоталитарного режима можно отнести: - государство стремится к полному единению с обществом - государство монополизирует свою роль контроля над экономикой, культурой. религией и даже личной жизнью - личность не гарантирована в своих правах и свободах - государство милитаризируется
Фашистский режим Часто его называют радикальными тоталитаризмом. Для него характерны все признаки тоталитаризма, но дополнительными характеристиками выступают - воинственный расизм, шовинизм (идея превосходства одного над другим) - обычно характерно существование культа вождя
Авторитарный режим Рассматривается как компромисс между тоталитарным и демократическим режимом. Участие народа есть, но оно минимально. Власть же реализуется конкретным лицом (классом, группой лиц).
Тиранический режим Основывается на единоличном правлении. Власть устанавливается насильственно-захватническим путем. Остальные черты – как в тоталитарном режиме
Деспотический режим (греч. despotia – неограниченная власть) Отличие от тиранического режима в том, что власть может быть установлена и законным путем, но базируется на принципах произвола, самоуправства.
Date: 2015-09-17; view: 432; Нарушение авторских прав |