Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпическая и лирическая позиция исполнителя





По-видимому, основным определяющим моментом для разграничивания литературного и музыкального материала между филармониче­ской и эстрадной сферой концертного творче­ства следует считать эпичность или лиричность авторской, а вслед за ней и исполнительской позиции и соответственные этим позициям стилевые особенности литературного и музыкального языка.
Эпос, то есть повествовательно-описательная литература и му­зыка, всегда предполагал определенную отдаленность автора (и ис­полнителя) от событий, им описываемых, кажущееся отсутствие чисто личной заинтересованности, способность к обобщениям и без­условным объективным выводам. Рассказчик-эпик, следуя за авто­ром, даже имея свою собственную субъективную позицию, всеми

силами старается укрыть от посторонних, перебороть желание вы­сказать свои собственные мысли и чувства.

Лирика, наоборот, основывается на активном выявлении личных позиций, размышлений, чувствований героя, обращая тем самым его рассказы в монологи-исповеди.

Поскольку словесная или музыкальная эпическая повествовательность, описательность воспринимается публикой главным обра­зом на слух, аудитория здесь, как правило, является аудиторией слушателей. При восприятии же лирических произведений публика, естественно, заинтересовывается личностью, образом исполнителя, «присваивающего» себе личностные качества, позиции, мысли и чувства автора. Поэтому аудитория, воспринимающая лирические произведения, становится аудиторией слушающих зрителей.

Стилевые особенности эпически-повествовательного языка в фи­лармонических жанрах заключаются в высокой организации речи (словесной, музыкальной, пластической) с использованием всех, ставших классическими, языковых достижений. Эпос широко поль­зуется литературными тропами, соблюдает чистоту стиля и жанра, музыка может основываться на достаточно сложных, но чаще всего проверенных временем мелодических и гармонических приемах; балет использует классический арсенал пластики.

Лирические, эстрадные жанры смелее нарушают сложившиеся каноны, отступая от общепринятого и «узаконенного»: ведь что ни человек, что ни автор (читай — исполнитель), то свое лицо, своя индивидуальность, свои неповторимые черты характера, своя лек­сика, даже свои ошибки и странности. Но именно это и способ­ствует выявлению характера исполнителя, его личной позиции, субъективизма, а следовательно, и лиризма произведения.. Разго­ворность языка, а не литературная образцовая речь лежит в основе лирики, и поэтому зачастую фольклорная стихия здесь определяет многое.

В классовом обществе эпические (филармонические) жанры кон­цертного искусства, как уже говорилось выше, были прерогативой слоев населения, заранее подготовленных к их восприятию, владею­щих высшими формами языка — литературного, музыкального, пла­стического. Такого рода публика и являлась слушателями филар­монических концертов в дореволюционное время.

Легко доступные пониманию, легко воспринимаемые лирические жанры, близкие к народному творчеству, издавна звучали в кон­цертных выступлениях на ярмарках и гуляньях, в балаганах и цир­ках, где зрителями были люди, более сложным языком не владею­щие. Именно были зрителями, поскольку зримое воспринималось народными массами легче, чем слышимое. Песню часто «играли», а не пели, совмещая словесную сторону с пластически-игровой. Среди танцевальных выступлений преобладали пляски сюжетные, насыщенные определенной драматургией. Лирические романсы тя­готели к романсам «жестоким», слушая которые можно было сле­дить за сюжетом и по поводу отдельных моментов вдосталь «пере­живать».

Таким образом, следует сделать вывод о том, что к филармони­ческим концертным жанрам относятся исполняемые произведения эпического и лиро-эпического родов искусства. Лирические произ­ведения, не требующие особой подготовки для их восприятия, «го­ворящие» со зрителем главным образом языком чувств и простым, всем понятным словесно-музыкальным языком, относятся к эстрад­ным концертным жанрам. Еще короче: эпос и лирико-эпические жанры соответствуют филармоническому концертному искусству, лирика — искусству концертной эстрады.

Date: 2015-09-17; view: 445; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию