Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиции Салтыкова-Щедрина в литературе ХХ века





В основе произведений Щедрина часто лежит аллегория. Причем она имеет политическую направленность («Карась-идеалист»). Эту традицию мы можем проследить у М. Булгакова в «Собачьем сердце». Здесь операция Шарикова – это аллегория Революции, создание нового человека. Но это может быть и типологическое совпадение, а не прямое (генетическое) следование традиции.

Жанр щедринской сказки (сказка + басня) был заимствован Фазилем Искандером. В его произведение «Кролики и удавы» за образами животных прослеживаются типы людей. Особый вид уродливого сообщества. «Потому что кролик, переработанный удавом, – как размышляет Великий Питон, – превращается в удава. Значит, удавы – это кролики на высшей стадии своего развития. Иначе говоря, мы – это бывшие они, а они – это будущие мы». Здесь может быть и генетическое сходство.

Вячеслав Пьецух написал «Историю города Глупова. Новые и новейшие времена» - генетическая связь с «Историей одного города». Мы можем даже говорить о стилизации. Пьецух берет исторический аспект развития общества (от Революции до 80-х) и представляет различные типы властителей. То есть использует тот же принцип пародии (например, на Хрущева, Горбачева).

самое значительное произведение, написанное в традиции Салтыкова-Щедрина – это «Зияющие высоты» Александра Зиновьева (1976). Как в «Истории одного города», Зиновьев пародийно переосмысляет российскую историю. Автор глубоко обобщает, исследует социальные законы советского общества в сатирической форме.

В центре внимания Щедрина и Зиновьева – образ города (Глупов и Ибанск). Но если у Щедрина размыта пространственная характеристика Глупова (то ли уезд, то ли губернский центр), то у Зиновьева пространственных характеристик города вообще нет. «Ибанск есть никем не населенный населенный пункт, которого нет в действительности. А если бы он даже случайно был, он был бы чистым вымыслом. Во всяком случае, если он где-то возможен, то только не у нас, в Ибанске». Главный вопрос: не где находится город, а как в него попасть («Чтобы попасть в Ибанск, надо написать заявление, представить характеристику, заверить справку и заполнить анкету. В анкете указать всех своих и чужих умерших родственников. Взять с них подписку о невыезде и неразглашении. Уплатить взносы, пройти через комиссию маразматиков-пенсионеров, вывернуть карманы и согласиться на все. После того, как вы это сделаете, вам уже не нужно будет знать, где находится Ибанск, ибо вы уже будете находиться в нем»). Пространство Ибанска – духовное и психологическое. В географическом плане пространство ирреально, но оно реально в сознании людей.

У Щедрина на первом месте диахронический аспект (история города). У Зиновьева исследование, прежде всего синхроническое. Это определенный исторический срез, анализ современного состояния общества (70-е годы), его социальных законов. Важно изображение философии жизни («дьяволектический ибанизм») – ненормальность, которая стала нормой. Но и у Зиновьева есть момент исторического исследования: периоды развития города («потерянность, растерянность, процветание»).

Система образов: Щедрин: линейность. Изображает последовательную смену градоначальников. Хотя есть и группировки: персонажи власти и народа. Зиновье в: многогеройность, прежде всего изображает горожан-обывателей. Есть герои с прототипами. Хозяин — Сталин, Хряк — Н.С.Хрущев, Правдец – Солженицын, Певец – Высоцкий, Распашонка - Евтушенко, Учитель, Мазила, Клеветник, Шизофреник. В «Зияющих высотах» нет фамилий и имен, как у Щедрина. Все носят фамилию Ибанов (типизация персонажей).У обоих авторов есть ассоциации с реальными лицами. Например, Угрюм-Бурчеев (Аракчеев) у Щедрина и Правдец (Солженицын) у Зиновьева.

«социзм»: «...наша система власти... проделала длительную эволюцию... Первый этап — давить всех, кто подвернулся под руку, и давить так, чтобы все это видели и чувствовали, что настанет и их черед. Второй этап — давить, но по выбору, и так, чтобы все думали, будто мы не давим, а охраняем достижения и воспитываем заблуждающихся... Третий этап — сделать так, чтобы давить было некого...").

Тема народа: У Щедрина и Зиновьева сатира направлена не только на власть, но и на народ. Это связано с проблемой патриотизма. Пафос Щедрина – очищение России. Он считал, что нужно открыть людям глаза. Важно, что Салтыков-Щедрин воспринимал российское общество как свое.

 

Date: 2015-09-17; view: 1065; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию