Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пожалуйста, цените не только свои, но и чужие эмоции!





Допустим, все закончилось удачно: и Вы успели! Теперь самое время отдышаться, охладиться. И Вы… достаете пепси (фанту, колу, сок, минеральную воду). Не Вы? – Отлично! Но, согласитесь, в Вашей группе такие любители есть. К сожалению, в последние годы среди студентов стало нормой приносить с собой на занятия и ставить прямо на парту прохладительные напитки. Некультурно и неучтиво. И очень некрасиво смотреть со стороны, как кто-то пьет на лекции, прямо из бутылки, иногда булькая и прихлебывая. А преподаватель в это время все продолжает и продолжает объяснять – и этому нерадивому студенту, кстати, тоже…

Аморальна и такая ситуация: во время лекции звонит сотовый телефон, и студент отвечает на звонок. Безнравственно болтать с другом или знакомой, когда профессионал в специально отведенное для этого время с Вами работает.

Но вот и закончился учебный день. Пора прощаться. Как уже было сказано, речевой этикет достаточно консервативен, но за последние 5-10 лет, с появлением новых форм общения (Интернета, ночного эфира на радио и телевидении), а также с видоизменением привычных ситуаций общения, в этой области произошли некоторые модификации[28]. Напрмер, появилась формула прощания Пока-пока. Возникла она в «телевизионной» речи. Многие тележурналисты, особенно ведущие молодежных программ, настойчиво ее используют.

Носителями русского языка такая форма может и не осознаваться как нечто новое, поскольку в русском речевом этикете возможен повтор форм приветствия и прощания: Здравствуйте, здравствуйте!, Привет, привет!, До свидания, до свидания!, Пока, пока! Но особая интонация и специфически быстрый темп речи показывают, что здесь скорее единая редуплицированная формула, используемая, по-видимому, вполне сознательно как калька английского bye-bye

Как считает М.А. Кронгауз, эта новация не оказала никакого влияния на реальный «внетелевизионный» этикет и реализована только в очень узком журналистском кругу[29]. Хотя мы уже встречали эту форму прощания и в письмах (написание Пока-пока!), и в речи «не телевизионных» людей.

Но широкого распространения эта формула не получила. Пока. Так что подобрать формулу речевого этикета для прощания с преподавателем лучше традиционную. А это, согласитесь, много проще и надежнее. И вообще, будьте тактичны, если хотите, чтобы и к Вам относились с уважением!

Итак, господа студенты, судите сами: есть ли особенность этики общения студента с преподавателем? И в каких формах речевого поведения проявляется здесь уровень культуры человека, получающего высшее образование? Надеемся, мы не сообщили Вам ничего, что поставило бы вас в затруднительное положение.


[1] Варианты заданий для диагностического тестирования – Приложение 1.

[2] Дополнительные задания и упражнения для самоподготовки – Приложение 4.

*Издания, имеющиеся в фондах библиотеки ПФ РАП.

**Издания, имеющиеся в электронной базе, доступной студентам ПФ РАП (в т.ч. на htpp//www.iprbookshop.ru и htpp//www.book.ru).

[3] Фразеологические выражения для этимологического анализа, афоризмы для эссе, темы для научных докладов, сообщений – Приложение 3.

[4] Материал для орфографического, пунктуационного и орфоэпического тренингов, речевых разминок – Приложение 2.

[5] Групп (команд) может быть несколько. Задания могут выполняться всей командой (поиск правильного ответа (например, подбор цитаты) на время), каждым игроком команды поочередно (например, изобразить фразеологизм), представителем команды (например, толкование пословицы).

[6] См. Приложение5.

[7] Упражнения для разминки можно брать из «Книги о языке» Франклина Фолсома (Пер. А. Раскиной. – М., 1974) и др.

[8] Продолжайте выполнять упражнение (количество предложений можно увеличивать), используя текст газет, художественной литературы, учебников. Не забывайте делать это ежедневно в течение месяца!

[9] Тематика круглого стола оговаривается со студентами заранее. Темы выступлений студенты формулируют сами (под руководством преподавателя).

[10] Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культуры речи: Учебное пособие / Под ред. П.П. Шубы. – Минск, 2001. – С.73.

[11] Сопер П. Основы искусства речи – М., 1995. – С. 7.

[12]Мурашов А.А., В.Ф. Русецкий В.Ф. Культура русской речи: 10-11 кл.: Методические рекомендации. – М., 2008.

[13] Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. – М., 1994. – С. 19.

[14] Выготский Л.С. Мышление и речь. –М.; Л., 1934. – С. 271.

[15] Розенталь Д. Э. Культура речи. – М., 1964. – С. 5.


[16] Например, студентам-юристам будут полезны такие книги: Комаров С.А., Марченко А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. – М., 2001; Конституционное право России: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 2000. Также рекомендуем ознакомиться: Безрукова В. С. Как написать реферат, курсовую работу, диплом. – СПб., 2004; Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления. – М., 2004; Пособие по научному стилю речи. / Под ред. И.Г.Проскуряковой – М., 2004.

[17] Гаврикова Т.С., Шарандина Н.Л. Курсовая работа: структура и оформление. Методические рекомендации для студентов всех форм обучения. – М.: РАП, 2004.

[18] Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. – М., 2004. – С. 17.

[19] См.: Сопер П. Основы искусства речи. / Пер. с англ. – М., 1995; Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи: Учебное пособие. – М., 2010.

**Издания, имеющиеся в электронной базе, доступной студентам ПФ РАП (в т.ч. на htpp//www.iprbookshop.ru и htpp//www.book.ru).

*Издания, имеющиеся в фондах библиотеки ПФ РАП.

[20] Пароли следует взять у библиотекарей ПФ РАП

[21] Автор: учитель русского языка и литературы Подойницына Ирина Николаевна (МОУ Кадаинская СОШ Забайкальского края Калганского района).

[22] Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе. – М., 2001.

[23] В качестве материала для выступления можно использовать любой оборот речи, в т.ч. этикетные формулы, пословицы, поговорки и пр.

[24] Выберите один из понравившихся вам афоризмов и предложите свою интерпретацию его смысла (объем эссе не должен превышать 15 строк).

[25] Сделайте статистический анализ употребления этикетных формул в вашей речи в течение дня. Этикетные формулы, которые вы употребляете реже всего, выпишите себе в тетрадь на «памятную страницу».

[26] Крылова О.А. Русский речевой этикет – приветствия. //http://rus.1september.ru/urok.

[27] http://portalus.ru

[28] http://portalus.ru

[29] Кронгауз М.А. Новое в речевом этикете //http://rus.1september.ru/urok







Date: 2015-09-17; view: 490; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию