Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типичные логические ошибки в речи
Задание 9. Познакомьтесь с фрагментом книги К.Л. Луцкого «Судебное красноречие». Согласны ли вы с утверждением автора, что точность речи «на суде более обязательна, чем где бы то ни было»? Ответ обоснуйте. «В судебной речи точность выражений есть правильность высшего рода. Она состоит в передаче мысли единственно свойственными ей словами. Мысли в судебной речи должны быть обозначаемы столь же точно, как и лица. Как лицо получает наибольшее отличие от других благодаря своему имени, так и каждая мысль должна отличаться от всякой другой точностью своего выражения. Выражение точное определяет мысль во всем ее целом, тогда как не вполне точное представляет ее лишь наполовину, а неточное и совсем извращает. К сожалению, наши, даже лучшие, судебные ораторы недостаточно обращают внимания на точность выражений, которая на суде более обязательна, чем где бы то ни было, и которая есть лучшая основа речи». Задание 10. Познакомьтесь с фрагментами книги К.Л. Луцкого «Судебное красноречие». Сделайте выводы о значении и характере использования языковых средств создания выразительности в судебной речи. • «Выражение для красноречия есть то же, что колорит для живописи. Как недостаточно еще в картине хорошо исполнить рисунок и соблюсти общую пропорциональность, но необходимо оживить ее колоритом, придать ей жизнь, так и в ораторской судебной речи недостаточно оратору составить верный план, привести убедительные доказательства и удачно разместить их, нужно все это разрисовать и оживить красотой, силой, изяществом выражений. Иначе речь будет мертва, точно тело без жизни». • «Теория словесности перечисляет нам различные тропы, употребляющиеся в различных произведениях. Все они могут быть использованы и судебными ораторами в их речах. Мы остановимся здесь только на одном из них, наиболее часто встречающемся в речи, – на метафоре. <…> Метафора делает речь образной, а речи образы необходимы. Отвлеченные рассуждения в судебной речи могут исчезнуть из памяти присяжных, как только они уйдут в совещательную комнату. Но образы будут стоять перед ними». • «Метафора тем живей и интересней, чем она новей. Но при этом не должно, конечно выходить из границ правил, устанавливаемых здравым рассудком. Надо помнить, что в основании метафоры лежит сравнение, а оно должно быть правильным, естественным, неизысканным и почерпаться из предметов и явлений, знакомых большинству присяжных. Сравнение, заимствованное, например, из специальных наук и искусств, было бы в этом отношении дурной метафорой. Само собой разумеется, что сравнение не должно быть банальным и общим. Ничто, кажется, не может так восстановить против оратора и даже рассердить, как банальность с претензиями оратора на что-то новое». Самое же важное условие сравнения – это выдержанность его от начала и до конца и отсутствие перерыва его новым сравнением». • «Фигуры в судебной речи надо помещать наиболее у места. Одни из них предназначены для того, чтобы убеждать, другие, чтобы пленять, большинство же – чтобы волновать. Общее правило состоит в том, чтобы оратор употреблял фигуры мыслей только тогда, когда душевные движения, которые они должны выразить, вытекают из самого содержания речи. Наиболее красивые фигуры покажутся в судебной речи холодными и скучными, если они не выражают тех чувств, которые вызваны действительным содержанием речи». • «Употреблять фигуры в судебной речи надо вообще с большим чувством меры. <…> Чрезмерное обилие фигур в судебной речи – признак дурного вкуса оратора. Они заволакивают мысль, вместо того, чтобы прояснить ее, и делают, по словам Аристотеля, из речи загадку». Задание 11. Познакомьтесь с фрагментом книги К.К. Арсеньева «Русское судебное красноречие». Приведите свои примеры использования языковых средств создания выразительности в речах судебных ораторов. «В ораторском искусстве, как и в литературе, большую роль играют эпитеты, образы, сравнения, цитаты, обобщения. Всеми этими орудиями А. Ф. Кони владеет с замечательным искусством и – что, может быть, еще важнее – с замечательною умеренностью… Седков, например, сразу нам становится понятен, после того как обвинитель назвал его опытным и заслуженным ростовщиком. Исчерпывающая характеристика Чихачева дана в следующих коротких словах: «Это был один из тех людей, которые по слабости воли, умеют всего желать и ничего не умеют хотеть». В другой, столь же короткой, фразе наглядно олицетворен целый эпизод из жизни Ярошевича и Колосова: «почти на всех главных улицах, на углах больших домов, как хищные птицы, уселись вывески: гласная касса ссуд». <…> В речи по делу Янсенов обвинитель сравнивает фальшивые бумажки со сказочным клубком змей: «Бросил его кто-нибудь в одном месте, а поползли змейки повсюду. Одна заползет в карман вернувшегося с базара крестьянина и вытащит оттуда последние трудовые копейки; другая отнимет 50 р. из суммы, назначенной на покупку рекрутской квитанции, и заставит парня пойти в солдаты; третья вырвет 10 р. из последних 13 р., полученных молодою швеею-иностранкой, выгнанной на улицы чужого и полного соблазнов города, и т. д., и т. п. – Ужели мы должны проследить путь каждой такой змейки и иначе не можем обвинить тех, кто их распустил? Красивое сравнение сослужило здесь большую службу обвинению; оно помогло присяжным отвергнуть один из доводов защиты, основанный на том, что ничего или почти ничего не известно о судьбе фальшивых бумажек, выпущенных из модного магазина Акар». Задание 12. Познакомьтесь с фрагментом книги К. Л. Луцкого «Судебное красноречие». Какие качества судебной речи делают ее ясной? Проследите связь ясности с другими коммуникативными качествами речи. Докажите, что ясность является результирующим качеством речи. «Всем понятно, что судебная речь должна быть ясна для судей и присяжных заседателей. Но этого мало. Она должна быть для них ясна настолько, чтобы они совершенно поняли ее, даже если бы слушали невнимательно. <…> Ясность судебной речи – столь необходимое качество ее, что ничем другим оно заменено быть не может. Находясь в близкой зависимости от чистоты языка, ясность речи значительно увеличивается благодаря ее естественности в развитии мыслей, являющейся для судебного оратора вообще Ариадновой нитью и заключающейся в том, что каждая мысль помещается в соответствующем ей месте, притом так, что первая подготовляет вторую, вторая влечет третью, и все вместе образуют одну непрерывную цепь, в которой звенья соединяются без всякого усилия. Ясность речи увеличивается, далее, сжатостью изложения, требующей отсечения всего бесполезного, без внесения в нее, однако, излишней краткости. <…> Ясность, наконец, значительно увеличивается простотой речи, отсутствие которой, может быть, есть один из самых больших недостатков судебного красноречия, благодаря которому путаются мысли и получается точно какой-то туман речи, позволяющий рассматривать еще кое-что в начале, но совершенно скрывающий все из глаз под конец». Задание 13. Найдите и объясните ошибки в построении словосочетаний с управлением. Отредактируйте предложения. 1) Дорожно-транспортное происшествие произошло благодаря превышению скорости. 2) За заслуги перед родиной он был удостоен высокой наградой. 3) Согласно приказа в праздничные дни изменен график обслуживания населения. 4) Молодой человек оскорбился невежливому обращению прохожего. 5) По причине пожара сейчас будем разбираться. 6) Спецподразделению было поручено наблюдать порядок на демонстрации. 7) Необходимо отметить о том, что погодные условия не способствовали быстрому проведению работ. 8) Приведенные примеры говорят за возможность широкого использования этого изобретения. 9) Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущался скорый приход весны. 10) Мы любим и гордимся своей родиной. Задание 14. Найдите, объясните и исправьте ошибки, связанные с неправильным построением и использованием причастных оборотов. 1) Тема сегодняшней беседы – регулируемый перекресток сигналами светофора. 2) На заводе установлена доска показателей, отражающая ход соревнования цехов. 3) Мировая наука располагает пока единственным спектром свечения ночного неба, полученным пулковским астрономом Н.А. Козьтевым, говорящим о наличии в атмосфере Венеры азота. Задание 15. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Отредактируйте предложения. 1) Заглянув в камыши, нами была обнаружена лодка. 2) В тот день, выезжая из парка, тормоза барахлили. 3) Читая роман, думается, что автор не всегда прав. 4) Осознав, что понять этого он не сможет, ему стало скучно. 5) Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года. 6) Устав после занятий, мне не читалось. 6) Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью. 7) Открыв окно, запахло соснами. 8) Используя стрелу усиленной конструкции, грузоподъемность может быть увеличена до 40 тонн. 9) Совершив преступление, Семенов вскоре был арестован. 10) Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются конкретные особенности производства. Задание 16. Найдите предложения с нарушениями синтаксических норм, укажите, какие нормы нарушены. Отредактируйте предложения. 1) Диктор сообщил телезрителям, что вновь встретится с ними только через месяц, так как уходит в отпуск. 2) Меня спросили, что не знаю ли я, где живет врач. 3) Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес. 4) Обоз стоял на большом мосту, тянувшемся через широкую реку. 5) Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником и абсолютно авангардные. 6) Преподаватель спросил студента, какие проблемы были у вас во время работы над дипломом. 7) Женщина сказала, что знает о готовящемся спектакле и хотела бы встретиться с исполнительницей главной роли. 8) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать льготную пенсию. 9) Детвора с утра резвились во дворе. 10) Определяя свою творческую задачу молодой поэт восклицает, что «хочу воспеть свободу миру!..». 10) Молодая врач Петрова недавно работает в нашей больнице. Задание 17. Укажите ошибки в использовании параллельных синтаксических конструкций, исправьте фразы. Определите, какая из параллельных синтаксических конструкций наиболее приемлема в каждом случае и почему. 1) Кирпич, брошенный Дзюбой, стукнул Жилина по голове, совершив тем самым дерзкое хулиганство. 2) Пришедший ранее Литвинов спрятался в встроенный шкаф, откуда неожиданно воздействовал на потерпевших. 3) Хищение совершено подсудимым путем выдавливания стекла, влезания в окно, открывания шкафа, собирания вещей в узел и вылезания обратно. 4) Как произошла драка, я не видела. Сидя под коровой, ко мне вбежала Вера. 5) Фетисов, будучи пенсионером, проводил утро на балконе и наблюдал факты совершения хищения продуктов в магазине напротив. 6) На следствии Петров дал показания о сообщниках, участвующих в совершении преступления. 7) Стремясь выгородить сообщников, его показания содержат противоречия. 8) Приобщенные материалы требуют дополнительного расследования. 9) Давая показания, ему пришлось рассказать обо всех обстоятельствах совершения преступления. 10) Данные показания на предварительном следствии необходимо проверить. 11) Материалы дела рассматривались экспертами, не завершившись никаким определенным выводом. 12) Груз, отправляющийся со станции Красноярск, должен быть доставлен на станцию Чернореченская. 13) Свидетели, которые были вызваны в суд, дали показания, которые подтверждают вину подсудимого, которую вменяют ему органы предварительного расследования. Задание 18. Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления. Какие типы лексических и стилистических ошибок представлены в каждой группе предложений? I. 1) Известно, какую важную роль в деле воспитания нашей молодежи имеет литература. 2) Давно надо было привести в порядок библиотеку, но никак дело не доходит. 3) Первая трудность произошла со стройматериалами. 4) В настоящее время жизненный уровень сельчан продвинулся далеко вперед. 5) Еще в детстве он мечтал сделать какой-нибудь героический поступок. 6) А через год сыграли большую семейную свадьбу. II. 1) Пейзаж города обогатился новыми зданиями. 2) Трудно определить стандарты загрязнения из-за неполной технологической и биологической информации. 3) Учитель изобразил на доске план выполнения работы. 4) Имидж – это образ, надуманный для показа другим внешних качеств человека, его образа жизни, его действий. 5) Его награда на выставке – справедливая компенсация за упорный труд и высокие профессиональные достижения. 6) Вместе с тем многие обелиски давно нуждаются в обновлении и благоустройстве. III. 1) Следует позаботиться, чтобы на предприятиях машины не простаивали без дела. 2) Меня приятно поразили успехи этого спортсмена. 3) Он подробно рассказал нам свою автобиографию. 4) Пострадавший был госпитализирован в больницу. 5) Чтобы успеть выполнить работу к сроку, я должен беречь каждую минуту времени. 6) Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческой вечеринке. IV. 1) Тяжело занедужевшему человеку была оказана экстренная медицинская помощь. 2) Деканат вынес решение загодя планировать закупку нужных учебников. 3) Завод пролонгировал договор на поставку сахарной свеклы. 4) У нас уже стало традицией, что все вопросы производства рассматриваются на собраниях, совещаниях и других форумах. 5) Директор овощной базы обещал сегодня подкинуть в магазин машину цветной капусты. 6) Извиняюсь, товарищи, припоздал немного. V. 1) К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала. 2) Не без труда удалось нам решить эти трудные проблемы. 3) В заключение рассказчик рассказал нам поучительную историю. 4) Пологий берег реки зарос густыми зарослями. 5) Мероприятия по лучшему использованию машин дали возможность лучше обрабатывать поля. 6) Следует различать различные подходы к этой проблеме. Задание 19. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Систематизируйте и сформулируйте пунктуационные правила, которыми вы руководствовались. «Всякая новая эстетическая реальность уточняет для человека реальность этическую. Ибо эстетика мать этики понятия хорошо и плохо понятия прежде всего эстетические предваряющие понятия добро и зло. <…> Чем богаче эстетический опыт индивида, тем тверже его вкус тем четче его царственный выбор тем он свободнее хотя возможно и не счастливее. Именно в этом прикладном а не платоническом смысле следует понимать замечание Достоевского что красота спасет мир или высказывание Мэтью Арнольда что нас спасет поэзия. Мир вероятно уже спасти не удастся но отдельного человека спасти можно. Эстетическое чутье в человеке развивается весьма стремительно ибо даже полностью не отдавая себе отчета в том чем он является и что ему на самом деле необходимо человек как правило инстинктивно знает что ему не нравится и что его не устраивает. В антропологическом смысле… человек является существом эстетическим прежде чем этическим». (И. Бродский) Задание 20. Прочитайте отрывок из книги К.Л. Луцкого «Судебное красноречие». Найдите в тексте многозначные слова, определите, в каких (прямых или переносных) значениях они употреблены. Определите, какова стилистическая функция этих слов в тексте? «Чувство – это душа красноречия. <…> Если оратору удастся вызвать подъем в душах присяжных заседателей и они, по его желанию, отдадутся ненависти и любви, негодованию или жалости, они не будут уже отделять себя от оратора, но обратят его дело как бы в свое собственное и дадут увлечь себя тому потоку, который, подхватив, унесет их туда, куда направит его оратор. Высокое красноречие на суде, то «красноречие, которому можно только поражаться, предполагает всегда порыв и огонь», – говорит Блер. Огонь, волнующий и воспламеняющий душу, не отнимает у нее свойств, но придает им особую силу. Ум обретает новый свет, становится более проницательным, более острым и энергичным. Живое чувство возвышает человека над ним самим. Он начинает ощущать в себе новую силу, в нем загораются высокие мысли, встают огромные планы, и он решается на то, о чем в другое время не посмел бы и мечтать. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в умении судебного оратора вызвать чувство у присяжных кроется часто, а иногда и единственно, тайна его успеха, и все остальное без него может оказаться бедным, бесплодным и жалким». Задание 21. В отрывках из текстов и речей известных русских юристов найдите языковые и контекстные антонимы. Какова их стилистическая роль в тексте? 1) «Перед судом нет ни богатых, ни бедных, ни сильных, ни слабых людей. Суд видит перед собою только людей, обвиняемых в преступлении, ожидающих от него справедливого приговора, – и в этом величайший залог правосудия». (Н. М. Муравьев) 2) «Лучшие из наших судебных юристов поняли, что в стремлении к истине всегда самые глубокие мысли сливаются с простейшим словом. Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе – оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя». (А. Ф. Кони) 3) «Она почувствовала горе. Она узнала его. В словах, которые воспроизвести мы теперь не можем, было изложено, каким ударом было для покинутой ее горе. Кратковременное счастье только больнее, жгучее сделало для нее ее пустую, бесприютную, одинокую долю. <…> И она услыхала первые приступы мысли об уничтожении. Кого? Себя или его – она сама не знала. Жить и не видеть его, знать, что он есть и не мочь подойти к нему – это какой-то неестественный факт, невозможность. И вот, любя его и ненавидя, она борется с этими чувствами и не может дать преобладание одному над другим. (Ф. Н. Плевако) Задание 22. Объясните разницу в значении паронимов-прилагательных (при необходимости воспользуйтесь толковым словарем или словарем паронимов). К каждому прилагательному подберите подходящее по смыслу существительное. Бедный / бедственный Будний / будничный Выборный / выборочный Гармонизировать / гармонировать Длинный / длительный Единый / единственный Желанный / желательный Командированный / командировочный Критический / критичный Логический / логичный Мелкий / мелочный Обоснование / основание Органический / органичный Павший / падший Туристский / туристический Хозяйский / хозяйственный Целостный / целый Экономический / экономичный Эстетический / эстетичный Ярый / яростный Задание 23. Объясните значения иноязычных слов (при необходимости воспользуйтесь толковым словарем или словарем иностранных слов). 1) агностицизм 2) альтруист 3) амбиция 4) апартеид 5) апелляция 6) апологет 7) атташе 8) аудит 9) аутсайдер 10) бартер 11) беллетристика 12) брифинг 13) вернисаж 14) генезис 15) грант 16) геноцид 17) демпинг 18) дефолт 19) де-факто 20) де-юре 21) дилемма 22) дилетант 23) импичмент 24) инвектива 25) интерпретация 26) квота 27) консалтинг 28) консенсус 29) контингент 30) кредо 31) мезальянс 32) менталитет 33) мизантроп 34) мониторинг 35) мораторий 36) остракизм 37) паллиатив 38) панацея 39) пасквиль 40) перлюстрация 41) плебисцит 42) плюрализм 43) прерогатива 44) прецедент 45) рекламация 46) респондент 47) ретроспектива 48) статус-кво 49) толерантность 50) форс-мажор 51) шовинизм 52) экзальтация 53) экзекуция 54) экспансия 55) экстрадиция 56) электорат 57) эмансипация Задание 24. Подберите к иноязычным словам синонимы I. Имена существительные: 1) адаптация 2) альтернатива 3) антагонизм 4) апатия 5) вердикт 6) депортация 7) инсинуация 8) катаклизм 9) конвергенция 10) консенсус 11) мизантроп 12) олигарх 13) пиетет 14) рецидив 15) реформа 16) рефери 17) стагнация 18) тенденция 19) фанаберия 20) филантроп 21) ходатайство 22) эталон 23) эскорт 24) юрисдикция
II. Имена прилагательные: 1) банальный 2) брутальный 3) гуманный 4) идентичный 5) индифферентный 6) инертный 7) инфантильный 8) конфессиональный 9) конфиденциальный 10) корректный 11) креативный 12) легальный 13) легитимный 14) меркантильный 15) мизерный 16) негативный 17) перманентный 18) радикальный 19) сакраментальный 20) спонтанный 21) тривиальный 22) эксклюзивный 23) фатальный 24) эксцентричный
III. Глаголы: 1) активизировать 2) блокировать 3) варьировать 4) генерировать 5) демонстрировать 6) дифференцировать 7) доминировать 8) инспирировать 9) компенсировать 10) компрометировать 11) лимитировать 12) превалировать 13) пролонгировать 14) формулировать 15) форсировать Задание 25. Определите целесообразность использования в русской речи следующих иноязычных слов. Какие из приведенных современных заимствований являются удачными, а какие нет? Ответ обоснуйте. 1) байер 2) бестселлер 3) бой-френд 4) боулинг 5) бренд 6) ди-джей 7) дилер 8) имидж 9) кастинг 10) копирайтер 11) масс-медиа 12) менеджер 13) мерчендайзер 14) ноутбук 15) ноу-хау 16) он-лайн 17) офис 18) оффшор 19) панк 20) пиар 21) прайс-лист 22) презентация 23) промоутер 24) резюме 25) рейтинг 26) сервис 27) тинейджер 28) турне 29) тюнинг 30) уик-энд 31) функционер 32) хакер 33) чарт 34) чип 35) шопинг 36) шоу-бизнес
Задание 26. В отрывках из текстов и речей известных русских юристов найдите фразеологизмы. Какова их стилистическая роль в тексте? 1) «Часто жизнь задыхается в тисках отжившего юридического начала. Этому молоху, ненасытному и беспощадному, приносятся ежеминутные человеческие жертвы. Юристы – консерваторы, особенно ученые правоведы и судьи. Только адвокатура, прикованная к жизни, работающая в кипятке ее, по самому положению своему не может коснеть в черствости и догматизме. Адвокатура всегда вопила и вопит против тяжести, неразумности и устарелости многих законов. Правда, ее вопли никогда не бывают достаточно систематичны и обоснованы с ученой точки зрения de lege ferenda (лат. – совершенствование закона). Но зато адвокаты воочию видят страдания тех, которые изнывают под тяжестью архаичных и бесчеловечных законов. Они передают в суды эти стоны и слезы, и в этом – величайшая историческая заслуга адвокатуры. Многогрешна она, адвокатура; но ей многое простится, потому что в ее деятельности перед судом много любви к угнетенным, униженным и оскорбленным». (Л.Е. Владимиров. «Advocatus miles [Пособие для уголовной защиты]»)
2) «Всякое должностное, начальствующее лицо представляется мне в виде двуликого Януса, поставленного в храме, на горе; одна сторона этого Януса обращена к закону, к начальству, к суду; она ими освещается и обсуждается; обсуждение здесь полное, веское, правдивое; другая сторона обращена к нам, простым смертным, стоящим в притворе храма, под горой. На эту сторону мы смотрим, и она бывает не всегда одинаково освещена для нас». (П. А. Александров. Защитительная речь по делу В. Засулич)
Задание 27. Объясните лексическое значение юридических терминов. Дополните список своими примерами. 1) адвокатура 2) апелляция 3) арбитраж 4) арест 5) вето 6) вменяемость 7) дактилоскопия 8) деяние 9) договор 10) жертва 11) завещание 12) задержание 13) законность 14) землепользование 15) иждивенец 16) инкриминирование 17) исполнитель 18) истец 19) кассация 20) кодекс 21) коллегия 22) криминология 23) купля-продажа 24) лицензия 25) межевание 26) надзор 27) наказание 28) наниматель 29) нотариус 30) оговор 31) ордер 32) освидетельствование 33) оскорбление 34) отчуждение 35) патронаж 36) показание 37) помилование 38) правопреемственность 39) преамбула 40) прения 41) привод 42) прокурор 43) свидетель 44) следствие 45) судья 46) экспертиза 47) юрисдикция 48) юрисконсульт
Задание 28. Подберите 3-4 юридических и / или экономических термина. Сравните дефиниции этих терминов, представленные в толковом словаре, энциклопедическом словаре, словаре юридических терминов. Объясните различия в толковании значения одного и того же слова. Задание 29. Прочтите тексты. Какова, по-вашему, сфера применения каждого текста? Какую коммуникативную цель преследуют их авторы? Сопоставьте тексты по следующим признакам: а) описание явления вообще – описание наблюдаемого явления; б) описание объективное – описание субъективное; в) точность понятийная – точность образная; г) наличие эмоциональной окраски – сухость, безэмоциональность изложения. На основе проведенного анализа сделайте вывод о специфике представления одного и того же явления действительности в разных функциональных стилях речи. 1) «Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии – сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность». 2) «До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния, и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон... Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно-мрачную картину горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер... Молния вспыхивает как будто в самой бричке; ослепляет зрение... В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который, как будто поднимаясь все выше и выше, шире и шире, по огромной спиральной линии, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли!.. ...Ослепительная молния, мгновенно наполняя огненным светом всю лощину, заставляет лошадей остановиться и, без малейшего промежутка, сопровождается таким оглушительным треском грома, что кажется, весь свод небес рушится над нами... На кожаный верх брички тяжело упала крупная капля дождя... другая, третья, четвертая, и вдруг как будто кто-то забарабанил над нами, и вся окрестность огласилась равномерным шумом падающего дождя...» 3) «Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром – городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра достигала 30 – 35 метров в секунду. Причинен значительный материальный ущерб. Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Сильно пострадало здание школы. Вышедшая из берегов в результате проливного дождя река Вад затопила значительную площадь. Человеческих жертв не было. Образована специальная комиссия для выяснения размеров ущерба и оказания помощи пострадавшему местному населению. О принятых мерах будет незамедлительно доложено».
Задание 30. Заполните таблицу «Лексика функциональных стилей речи». Для этого распределите перечисленные ниже лексические языковые средства по графам, помня, что одно и то же средство может быть характерно для нескольких стилей. Date: 2015-09-17; view: 2486; Нарушение авторских прав |