Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Под руководством преподавателя
Дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается в продолжение 1 семестра. Порядок изучения тем изложен в тематических планах. Основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские (практические) занятия и индивидуальные консультации. В ходе семинарских занятий осуществляется контроль усвоения знаний, умения работать самостоятельно, выполняются упражнения по развитию речи и подготовке речи на определенную тему. При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен: · изучить рекомендованную литературу; · дополнить конспекты лекций; · подготовить ответы на вопросы семинара; · по согласованию с преподавателем подготовить сообщение, доклад или реферат по теме семинара. Вопросы, не рассмотренные на лекциях, семинарских и практических занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы осуществляется на семинарских и практических занятиях методом устного опроса или посредством тестирования. Научно-исследовательская работа студентов согласуется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем. Итоговой формой контроля является зачет.
Итак, студенту следует знать аксиому, выработанную педагогической мыслью: высшая форма образования – самообразование. Самообразование, приобретение знаний собственным путем, как и самосовершенствование, – неотъемлемый признак человеческой личности. И первым этапом на вузовском пути самообразования и самовоспитания для Вас должна стать научно-исследовательская работа. В настоящее время многие учащиеся высших учебных заведений, и прежде всего студенты-первокурсники, слабо владеют жанровыми особенностями научно-исследовательской работы: часто не знают основы конспектирования, путают реферат, доклад, научное сообщения, курсовую работу. Пока не беда. Культура речи подразумевает владение этими жанрами, а значит – в рамках этой дисциплины предусмотрены вопросы об их специфике. Прежде всего, поговорим об основах конспектирования. Конспект– это краткое изложение в письменной форме чего-либо (главы учебника, курса лекций и т.д.), причем, не бездумное выборочное переписывание того, что содержится в первоисточнике, а напротив – анализ прочитанного. В зависимости от целей конспект может иметь форму плана, цитатных выписок, свободной записи, тезисов, сжатого обзорного изложения или достаточно полного обзора. План – это перечень основных вопросов содержания текста. Различают простой и развернутый планы. Они знакомы Вам по школьной подготовке к сочинению. Простой – вопросы 1, 2, 3; развернутый – вопросы и подвопросы: 1 – 1.1, 1.2, 2 – 2.1, 2.2. и т.д. Цитатные выписки – это дословные записи текста источника с обязательной (!) ссылкой на источник, вплоть до страницы. Свободная запись включает в себя и цитаты, и сжатое изложение мыслей автора, и любые виды планов. Тезисы – краткая формулировка основных положений источника Обычно тезис отвечает на вопрос плана. Обзор, обзорное изложение – сжатое, связное изложение основных положений текста. Чем короче запись, тем четче и аккуратнее она должна быть прописана. Каждая из перечисленных выше форм конспектирования имеет свое назначение. Конспект в форме плана предназначен для повторения материала непосредственно после изучения источника и может служить памяткой для устного выступления только в том случае, если материал хорошо усвоен. Цитатные выписки понадобятся при написании докладов и рефератов. Только здесь нужно следить за полнотой выбираемого фрагмента, чтобы мысль автора была донесена полностью и не могла быть превратно истолкована. Тезисы полезны для подготовки к устным ответам и выступлениям. Однако в погоне за краткостью зачастую можно упустить что-то существенное. Обзор служит хорошим средством запоминания материала, удобен при повторении и является хорошей основой для дополнительной работы «на будущее». Но… объем его бывает очень велик. В процессе учебы студенту следует выработать свою систему условных сокращений (аббревиатур). Например, судебный оратор (СО), судебный процесс (СП), протокол судебного заседания (ПСЗ) и т.п. При этом уместно учитывать уже закрепленные традицией аббревиатуры: пример (П), государство (гос-во), речевая деятельность (РД), теория государства и права (ТТП), концепции современного естествознания (КСЕ) и т.д. Любая информация делится на основную (главную) и второстепенную (неглавную). Последняя перегружает текст, мешает восприятию важных фактов, дат, событий, закономерностей и т.п. Кроме того, смысловая составляющая текста располагает не только основной информацией, но и метаинформацией, которая содержит в себе композицию и логику высказывания в целом. Она помогает разделить текст на самостоятельные смысловые части. Обратимся к примеру составления конспекта. Текст Судебный оратор должен построить свою речь так, чтобы более трудные для усвоения части перемежались с более легкими; при этом он может использовать многочисленные приемы возбуждения утомленного внимания слушателей: яркий образ, интересную цитату, остроумную шутку, изменение темпа речи и т.п. Однако судебный оратор не должен злоупотреблять такими приемами, а пользоваться ими следует очень осторожно. Характер и обстановка всего судебного процесса, задачи, стоящие перед ним, требуют от его участников большой выдержанности и тактичности, так как основная задача судебной речи – убедить суд и присутствующих в зале судебного заседания в правоте своей позиции, поэтому установление и поддержание контакта со слушателями не должно превращаться в самоцель, а должно служить лишь средством привлечения их внимания к судебной речи. (М.П. Некрасова) Возможный вариант составления конспекта
Каждый студент должен научиться работать над всеми видами конспекта, поскольку основы конспектирования входят в понятие «высшее образование». Доклад – это публичное сообщение (обычно в устной форме). Доклад студента на семинарском занятии содержит в себе развернутое изложение какой-либо темы. Доклад посвящен одной проблеме, поэтому студент может построить свое выступление, исходя из проблематики данного занятия или по собственной инициативе, предварительно обсудив тему с преподавателем. Например, на семинаре, тема которого посвящена проблемам коммуникации, уместно сделать такие доклады: «Роль эвфемизмов в культуре устной речи» или «Примеры вандализации языка в современном российском обществе и способы ее устранения». Более узкой теме, чем доклад, посвящено научное сообщение. Оно не претендует на всеобъемлющий охват материала. Количество источников при этом ограничено (1-3). Научное сообщение – своего рода эскиз будущего реферата. Если Вы приступаете к написанию реферата или курсовой работы или готовитесь к устному сообщению по той или иной проблематике, то будет правильно предварительно изучить не только специальную литературу по теме, но и литературу, содержащую необходимые учебно-методические рекомендации по освоению данной отраслью знания[16]. Реферат как одна из форм учебной и научной работы представляет собой краткое изложение содержания книги, статьи, монографии и т.п. Реферат предполагает обращение к имеющейся по конкретной проблеме литературе, обзор существующих точек зрения, их пересказ с последующим детальным анализом, предполагающим сравнение и сопоставление позиций, высказывание своей точки зрения по существу поднятой проблемы с ее последующим обоснованием для того, чтобы всесторонне раскрыть вопрос и предложить свой вариант решения этого вопроса. Реферат составляется студентом письменно, а его содержание доводится до слушателей во время семинара или практического занятия. Работа над рефератом представляет собой творческий процесс, включающий в себя: выбор темы; сбор информации; разработку плана и непосредственно создание текста. Например, к семинарскому занятию на тему «Стили речи русского языка» преподаватель может заранее попросить 3-4 студентов приготовить рефераты по одному из учебных изданий, предлагающих различные более сложный вид учебной работы по сравнению с докладом, хотя бы по охвату используемой и анализируемой литературы. Структура реферата предполагает введение, основную часть, заключение; оформление реферата: титульный лист (не нумеруется); лист «Содержание», листы «Введение», «Основная часть», «Заключение» и «Список использованной литературы» (монографии, статьи, учебники, учебные пособия, энциклопедии и т.д.). Общий объем реферата по гуманитарным дисциплинам – 20-25 страниц; из них введение – 2-3 страницы; заключение – 1-2; основная часть (главы и параграфы) должна составлять ¾ от общего объема. Тематика рефератов сообщается преподавателем заранее (как правило, на первом занятии). Но практика показывает, что круг тем для реферирования расширяется по мере того, как студенты знакомятся со спецификой читаемого им курса. Именно доклады и рефераты обычно становятся основой курсовых работ. Как в курсовой работе, так и в реферате должен быть представлен список литературы, которая Вами использовалась. Содержание с указанием глав или разделов также будет необходимо составить уже по завершении правки Вашего текста. В реферате и курсовой работе следует соблюдать графическую композицию текста. В связи с этим можно рекомендовать выделение его значимых частей посредством членения текста на абзацы. В реферате студент аккумулирует и передает на бумаге самую суть того, о чем сообщается в письменном источнике (статье, монографии, учебном или научном издании). Он – «переводчик», «посредник» между лицом, написавшим этот текст (автором) и читающим реферат (преподавателем или перед учебной аудиторией). Также следует помнить, что именно реферат, а тем более – курсовая работа, будут тем «зеркалом», по которому читающий или слушающий смогут судить об уровне Вашего интеллекта, словарном запасе, «отношениях» не только с раскрываемой темой, но и русским языком в целом. Часто в реферате или в курсовой работе отсутствуют нужные знаки препинания, пропускаются буквы, начинается придаточная часть, а главное предложение при этом отсутствует. Все это свидетельствует о том, что студент не отредактировал собственный текст. Не забудьте внимательно просмотреть работу прежде, чем сдадите ее на проверку преподавателю. Курсовая работа я вляется одной из форм промежуточного контроля успеваемости студента. Она свидетельствует об умении студента работать со специальной литературой, способности формулировать и аргументировать свою точку зрения. Необходимо уметь правильно оформить курсовую работу[17]. Неполнота и неточность реферата или курсовой работы – основная причина неудовлетворительной оценки. Основные требования к научно-исследовательской работе в вузе: 1. Четкость и логическая последовательность в раскрытии темы. 2. Конкретность в изложении материала. 3. Проверенностъ и объективность приводимых данных. 4. Взвешенность и убедительность аргументации. 5. Обоснованность выводов. Date: 2015-09-17; view: 842; Нарушение авторских прав |