Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
По изучению дисциплины
«Встречают по одёжке – провожают по уму», – гласит народная мудрость. По какому уму? – По тому, ЧТО человек говорит и КАК человек общается. В общении же важно не столько сказанное, сколько воспринятое, понятое, «присвоенное». Но чтобы всем нам лучше понимать друг друга, нужно быть «на одной волне». Так родился когда-то литературный язык, обеспечивая большому количеству российских диалектов и говоров «одну волну» общения на частоте «нормативность». Любая норма в свою очередь всегда обусловлена целесообразностью. В неразрывном сочетании нормативность и целесообразность речи и образуют ее культуру. Понятие это многомерное и многогранное. «Во-первых, культуру речи можно понимать в широком смысле, и тогда этот термин имеет синоним «культура языка» (т.е. подразумеваются образцовые тексты письменности и потенциальные свойства языковой системы в целом). Во-вторых, в узком смысле, культура речи – это конкретная реализация языковых свойств и возможностей в условиях повседневного, устного и письменного, общения. В-третьих, культурой речи называют самостоятельную лингвистическую науку[10]. Органичное объединение категорий «язык» и «речь» при понимании их специфики дает возможность определить актуальность изучения науки о культуре речи.
Язык – феномен, имеющий душу, – такой же живой и бессмертный. Речь уйдет в небытие вместе с человеком, не затронувшем умы современников, не оставившем после себя писем, стихов, книг, научных трактатов. «Речь – это человек в целом. Каждое высказывание и фактически, и в сознании воспринимающего представляет собой раскрытие всего опыта и характера, намерений и чувств человека» [11]. С этих позиций культура речи есть совокупность выработанных на протяжении исторического развития и сохраняемых в обществе норм, правил, способов и приемов оптимального коммуникативного поведения; один из основополагающих элементов культуры общества. Также культура речи представляет собой характеристику языковой (речевой) личности, владеющей значительными ресурсами литературного языка и способной использовать их в своем речевом поведении, в коммуникативной деятельности[12]. Сегодня мир стремительно изменяется, приобретая черты совершенно иной реальности, нежели та, что была даже два десятилетия назад. Одна из характерных примет времени – рост коммуникативно-деятельностных потребностей членов социума, хотя факторы, стимулирующие активное общение тех или иных коммуникантов, далеко не однородны: от приобретения мобильного телефона до участия в предвыборной кампании. Меняется и речевое воплощение реальности, речевое поведение целых социальных групп. То, что обусловлено речевым употреблением, причем отнюдь не самых образованных членов общества, все более активно вторгается в область языковых норм, искажая и уродуя их. Вокруг нас происходит размывание языковой нормы, уже обусловившее кризис русской речи, поэтому важно восстановить уважение к нормативному строю языка в его речевом функционировании. «Посредством речи общество укрепляет свои оси времени и пространства»[13]. Кризис же в обществе непременно ведет к кризисным явлениям в речи; но верно и обратное: небрежное отношение к речи приводит к неустроенности социальной и культурной. Актуальность курса «Русский язык и культура речи» очевидна, поскольку говорят наши современники далеко не безупречно, с ошибками, порождаемыми в том числе общим безразличием, угрожающим самому существованию грамотной речи. Л.С. Выготский подчеркивал: «Речь не служит выражением готовой мысли. Мысль не выражается, но совершается в слове»[14]. Это значит, что культура речи – это культура мышления; умение должным образом означить явление свидетельствует о качестве мыслительных процессов. Речь, не соответствующая норме, приводит к деформированному мышлению. «Культура языка – это в конечном счете культура мысли», – пишет Д.Э. Розенталь[15]. Следовательно, при изучении курса нужно нацелиться на активный интеллектуальный поиск, способствуя этим интенсивности и культуре собственного мышления и мышления собеседников. Важно понять: качество мышления зависит от качества речи; речевое поведение человека – отражение характеристик его восприятия и переосмысления мира. Наша речь не только отражение мышления, но и само мышление – в слове, в паузах между словами, в характере интонации, в постановке логических ударений. Но тогда еще критичнее многочисленные «как бы», «типа того», «короче», ровно ничего не значащие в речевом потоке и не добавляющие смысла к сказанному. Человек, широко употребляющий слова-паразиты, изъясняющийся при помощи мата и сленга, в конечном счете уродует не только речь – он уродует мышление, психику, самого себя. Он действительно уже не думает, а «как бы» думает, не говорит, а «типа того говорит», заменяя слишком сложные для него вещи (а их с каждым днем все больше) виновато-залихватским: «Ну, короче», – безуспешно пытаясь сохранить маску мыслящего человека. И все-таки хочется верить, что поколению, разучившемуся говорить, говорить по-русски, оказавшемуся без героев, без ценностей, без твердых жизненных основ, идет на смену другое, ваше – понимающее, что личность человека с первого раза оценивается как речевая личность, а значит, чтобы найти путь выхода из кризиса, надо обрести... речь. Ту, которая соответствовала бы требованиям нормы и задачам, поставленным перед собой человеком, ведь «закос под братков» никуда, кроме как на обочину жизни, не ведет. Курс «Русский язык и культура речи» не труден основами научными. Он сложен пониманием необходимости освоения этих основ – ведь столько дозволенности вокруг. И хотя языковые нормы невозможно провести в жизнь законодательным путем, уже существуют «языковые полицейские», развивается лингвистическая экология. Впрочем, еще великий М.В. Ломоносов считал, что знание нормативных образцов может вести не только «к украшению стиля, но и к поправлению нравов». Что касается непосредственного освоения этих образцов – у нас с вами впереди целый курс. И вся жизнь… Date: 2015-09-17; view: 481; Нарушение авторских прав |