Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПроисхождениеМнение, которого придерживается большинство ученых, состоит в том, что душа человека — не божественного происхождения, но является конечной, сотворенной сущностью. Комментатор Шарх аль-'акида ат-тахавийа сказал следующее: "Рух (дух человека) — есть часть творения Аллаха и, как таковое, — сотворено, согласно иджма (единодушному мнению) ученых-суннитов, как установлено Мухаммадом ибн Наср Аль-Марвази[10], Ибн Кутайба[11] и другими".[12] Эта позиция основывается на следующем доказательстве из Корана: Аллах — творец всякой вещи... Коран 13:16 и 39:62 Смысл этого аята — общий и включает все, помимо Аллаха и Его атрибутов. Подобное доказательство можно видеть в словах Аллаха — к Закарийе в Коране: Я ведь сотворил тебя раньше, a был ты ничем. Коран, 19:9 Слово "человеческое существо" относится и к телу и к душе, и здесь обращение к Закарийа, который состоит из тела и души".[13] Дальнейшие доказательства этой позиции выводятся из описаний в текстах Корана и хадисов о душе в контексте смерти, отрыва и освобождения. Все это — качества сотворенных вещей.[14] Аллах упоминает: Всякая душа (нафс) вкушает смерть Коран, 3:185, 21:35 и 29:57 Аллах приемлет души (анфус) в момент их смерти, a ту, которая не умерла, во сне; схватывает ту, для которой решил смерть, и отправляет другую до названного срока. Коран, 39:42 Умм Саляма сообщила, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришел когда ее муж, Абу Саляма, умер и увидел его глаза открытыми и смотревшими в одну точку. Он закрыл их и сказал: Когда душу забирают, взгляд следует за ней.[15] Мнения о том, что душа несотворена и, следовательно, — часть сущности Аллаха, придерживались некоторые из мусульманских философов, такие как Аль-Кинди[16], Аль-Фараби[17], и Мухаммад ибн Закарийа Ар-Рази[18]; некоторые суфии, такие как ихван ас-сафа [19] и Ибн Аль-Араби[20]; а также некоторые из мутакаллимов[21] (приверженцы схоластической теологии). Некоторые из них использовали исламские тексты для подтверждения своей позиции, что душа — из "повеления Аллаха", атрибут Аллаха и, таким образом, несотворена. Этот аргумент опирается на аят Корана: Скажи: "Дух (рух) от повеления (амр) Господа моего...". Коран, 17:85. Однако, здесь значение слова амр (повеление) — не есть божественное повеление само по себе, но ма'мур, нечто приказанное. Использование масдар (отглагольное существительное) в значении исм маф'уль (страдательный залог) — широко известная конструкция в арабском языке.[22] Другое доказательство, используемое этой группой для поддержки несотворенного происхождения духа в аяте Корана, сообщающем о сотворении Аллахом Адама: ... и вдуну от Моего духа (рух) ... Коран, 15:29 Они заявляют, что в этом аяте Аллах приписывает дух Себе также, как Он описывает Себя Своими атрибутами, такими как милосердие, знание, видение и т. п. С другой стороны, ортодоксальные ученые указывают, что необходимо исследовать две категории вещей, отсылаемые к Аллаху как "Его". Первая включает описания вещей, которые не существуют сами по себе, подобно милосердию, знанию, власти и жизни Аллаха. Другая категория состоит из вещей, которые существуют отдельно от Аллаха, такие как дом Аллаха, Его верблюдица, раб, посланник и Его дух. Все эти сотворенные вещи описываются своим Творцом как "Его", для указания их особого, почетного места среди Его творений.[23] Мухаммад ибн Наср упоминал: "Нет разногласий среди мусульман в отношении того факта, что души Адама и его потомства, Иисуса, и всех иных потомков Адама — сотворены. Аллах сотворил их, усовершенствовал их и придал им форму. Затем Он приписал их Себе, как Он делал это с остальными Своими творениями. Всемогущий Аллах сказал: И Он подчинил вам то, что в небесах, и то, что на земле, — все, исходящее от Него. Коран, 45:13[24] ФОРМА Отдельные мусульманские философы утверждали, что каждый человек имеет три типа души: аммара, лавваама и мутма'инна. Они считали, что личность человека — есть отражение преобладающей души. Однако, согласно ведущим ученым-суннитам, правильная позиция в том, что все эти коранические термины относятся к одной единственной человеческой душе, которая существует в трех состояниях.[25] В своем нижайшем состоянии ан-нафс аль-аммара би-с-суу' (душа, которая приказывает зло) базовые страсти души понуждаются к исполнению полностью, необузданно. ... ведь душа побуждает ко злу... Коран, 12:53 В этом отношении Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Прелюбодей не (остается) верующим, пока прелюбодействует. Когда греховные страсти противостоят вере, душа может порицать и упрекать самого человека, совершающего грех, и следовательно становиться ан-нафс аль-лавваама (упрекающая душа). В Коране сказано: ... и клянусь душой порицающей... Коран, 75:2 Подобно этому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Когда злые дела огорчают тебя, а добрые дела радуют, ты — верующий.[26] Если вера становится сильной, то добрые дела преобладают и душа находит спокойствие. Это упоминается как ан-нафс аль-мутма'инна (душа в мире). O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу... Коран, 89:27,28 Многими учеными предпринимались попытки распознать строение души. Некоторые, такие как Фахру-д-Дин Ар-Рази[27], считали, что она — телесна. Другие, такие как Аль-Газали[28] и Ибн Сина[29], приняли взгляд Аристотеля, что она — нетелесна. В Тавали' аль-анвар Аль-Байдави[30] классифицирует человеческую душу как бестелесную эманацию от Аллаха.[31] Некоторые другие, такие как Абу Абдулла ибн Аль-Хатыб[32], заявляли, что душа — ничто иное как само человеческое тело.[33] Большинство ученых отвергли последние два заявления как чистую спекуляцию, лишенную даже частицы доказательства из единственных источников, которые могут пролить свет на предмет, Корана и Сунны. Ибн Аль-Каййим[34] процитировал высказывание Ибн Хазма[35], что душа считается телесной и отличается от человеческого тела.[36] Затем Ибн Аль-Каййим перечисляет сто шестьдесят доказательств из источников исламской мысли в поддержку этого взгляда.[37] В целом считается, что душа пребывает повсюду в человеческом теле. Ибн Таймийа[38] сказал: "Душа не имеет особого местоположения в теле. Она течет в теле также как жизненная сила, которая присутствует во всех частях человеческого тела. Наличие души — есть условие существования жизни. Когда душа присутствует, присутствует жизнь, и когда она покидает (тело), покидает (тело) жизнь".[39]
СМЕРТЬ Многие суннитские ученые считали, что душа умирает основываясь на очевидном значении следующих аятов: Всякая душа вкушает смерть... Коран, 3:185 Всякий, кто на ней (земле), исчезнет, и остается лик твоего Господа co славой и достоинством. Коран, 55:26—27 Всякая вещь гибнет, кроме Его лика. Коран, 28:88 Это также устанавливается в Коране: Они (обитатели ада) скажут: "Господь наш, Ты умертвил нас дважды и оживил нас дважды...". Коран, 40:11 Они толковали этот аят, как относящий первую смерть к той, которую мы засвидетельствуем в теле в этой жизни, а вторая смерть относится к смерти души, когда протрубит труба перед воскресением. Кроме того, они аргументировали тем, что, если ангелы умрут после дуновения трубы, то тем более и души людей.[40] Другие ученые, и среди них: Ибн Хазм[41], Ибн Таймийа[42] и Ибн Каййим, считали, что душа не умирает. Душа была сотворена для вечного существования и умирает только тело. Они говорили, что повествования, относящиеся к наслаждениям праведной души и мучениям грешной души, после их отделения от тела, пока Аллах не вернет их в свои тела, указывает на вечную природу душ. Согласно их мнению, "смерть" души — есть только ее отделение от тела. В поддержку своей позиции, они цитировали следующие аяты Корана: He вкусят они там (в раю) смерти, кроме первой смерти. Коран, 44:56 Здесь люди рая описываются как умирающие единожды. Если бы это была смерть души также во время дуновения трубы, то это бы означало, что им были предписаны две смерти. В отношении аята, упоминающего две смерти, используемого в качестве доказательства теми, кто считал, что душа смертна: "(Люди ада скажут) Господь наш, Ты омертвил нас дважды и оживил нас дважды...",[43] те, кто отрицал смерть души, заявляли, что смысл этого аята раскрывается следующим: Как вы не веруете в Аллаха? Вы были мертвыми, и Он оживил вас, потом Он умертвит вас, потом оживит, потом к Нему вы будете возвращены. Коран, 2:28 Те, кто защищал точку зрения, что душа не умирает, разъясняли первую из двух смертей, упоминаемую в этих аятах, как относящуюся к человеку мертвому (т. е. несуществующему) в то время когда он пребывает в состоянии мужского семени в чреслах своего отца и яйцеклетки в утробе своей матери. Вторая смерть имеет место после того как человек оживает в этом мире и затем умирает смертью тела с отделением души от тела. При такой последовательности душа не умирает перед воскресением, в противном случае имели бы место три смерти, а не две.[44] Далее они указывают, что поражение (са'к — ошеломление, оглушение, поражение громом, потеря сознания) душ во время дуновения трубы (сур) не влечет их смерти. В соответствии с их аргументами, человечество будет также поражено в День Воскресения, когда Аллах прибудет для того, чтобы судить их и земля будет освещена Его светом, но это не будет их смертью. Подобно этому пророк Муса хотел увидеть Аллаха и был поражен, но не умер. Только те творения, которые еще не мертвы, умрут во время дуновения трубы, в то время как те, кто умер ранее и те, которым не было предопределено умереть среди дев и юношей рая, не умрут.[45]
|